Планирование кружок маркетинг (8-9 класс)


Пояснительная записка
Маркетинг – это умение определять и делать то, что нужно окружающим людям. Маркетинг является сегодня философией бизнеса. Он заставляет предприятие производить, а торговлю продавать то, что желает потребитель. Маркетинг помогает также более эффективно достигать своих целей государственным учреждениям и общественным организациям. Наконец, маркетинг позволяет каждому найти свое место в обществе и быть полезным другим.
Курс «Маркетинг» представляет собой краткое изложение основных разделов современной концепции маркетинга, применяемой на практике во всех развитых странах мира. Сам термин «маркетинг» происходит от английского слова «market» - что означает рынок. Поэтому в самой первой лекции раскрывается сущность понятия «рынок», его разновидности и особенности функционирования рыночных отношений в условиях трансформационной экономики России. Большое место в данном курсе занимает изложение основных маркетинговых стратегий. К их числу относятся разработка товарной, сбытовой и ценовой политики на современной фирме. Нельзя не отметить и того обстоятельства, что эффективность использования в настоящее время маркетинговых мероприятий во многом зависит от разработки научно-обоснованного плана маркетинга и контроля за его реализацией.
Внимание уделено также вопросам организации службы маркетинга, ее целям, задачам, функциям и факторам, влияющим на ее структуру. Определенное место в курсе занимает тема контроля на различных уровнях проведения маркетинговых мероприятий, а также на этапах проведения маркетинговых мероприятий и существующей службы маркетинга.
Кружок «Основы маркетинга» рассчитан на 35 учебных часа (1 час в неделю) и должен помочь учащимся старшего звена (8-9-х классов) расширить представление об основах экономических знаний и ведения бизнеса.
Целью курса “Основы маркетинга” является ознакомление учащихся с целями и задачами маркетинга, особенностями его применения для производственных предприятий, организаций торговли, государственных учреждений, общественных организаций и отдельных людей.
Задачами курса является:
– ознакомление старшеклассников с основами маркетинга;
– развитие предпринимательской инициативы молодежи;
– изучение профессиональных знаний и принятие самостоятельных решений в области маркетинга;
– формирование способностей решать профессиональные проблемы в предпринимательской деятельности;
– профессиональная ориентация в сфере экономики и маркетинговой деятельности.
В результате изучения курса учащиеся должны:
– овладеть знаниями основных разделов экономической теории и научиться ими пользоваться при анализе экономических проблем;
– иметь представление о рыночной экономике;
– знать основные понятия маркетинга, иметь представление о товарной политике предприятия, о рынке как объекте маркетинга, определять конкурентоспособность фирмы;
– представлять политику предприятия ценовую, сбытовую, продвижение товара, технику рекламы, технику личной продажи;
– уметь идентифицировать ключевые особенности предприятия, определять границы товарного рынка;
– понимать системный анализ маркетинговых проблемных ситуаций;
– уметь составлять методический план исследования рынка, разрабатывать анкеты и бланки наблюдений, проводить фокус-группы и опросы потребителей, наблюдение за торговой сетью;
– знать основные методы анализа данных;
– уметь применять основные модели стратегического маркетинга;
– применять методы затратного и рыночного ценообразования;
– применять критерии выбора каналов распределения;
– планировать рекламную программу предприятия, осуществлять выбор носителей рекламы и проводить разработку прямой рекламы.
Концепция программы: изложение теоретических положений в тесной привязке к российской практике, закрепление знаний и умений путем использования активных методов обучения, ориентация на выполнение учащимися комплексных практических работ по формированию стратегии и тактики маркетинга конкретного предприятия.
Конечная цель курса: овладение знаниями методов организации и использования маркетинга на предприятии, навыками и умениями, необходимыми для осуществления эффективной маркетинговой деятельности и построения рабочих отношений маркетинговых служб с другими подразделениями предприятия.
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ
ПЛАНИРОВАНИЕ
№ занятия Тема
занятия Количество
часов Формы занятий и используемые методы обучения Основные
понятия
1 Введение. Что такое маркетинг? Концепция маркетинга 1 Лекция Маркетинг. Виды маркетинга
2 Социальные основы маркетинга удовлетворение людских потребностей 1 Лекция Кривая спроса. Изменение спроса в разные периоды времени
3 Процесс управления маркетингом 1 Лекция. Практикум (ролевая игра) Понятие продукт (product), цена (price), место (place), продвижение (promotion).
4 Системы маркетинговых исследований и маркетинговой информации 1 Лекция Понятие рынок. Потребительский рынок
5 Обобщение пройденного материала 1 Лекция Что такое маркетинг и что он в себя включает?
6 Маркетинговая среда 1 Лекция. Практикум (Ролевая игра) Ресурсы для компании
7 Потребительские рынки и покупательское поведение потребителей 1 Лекция Детальное исследование потребительского рынка. Кривая спроса
8 - 9 Рынок предприятий и поведение покупателей в лице предприятий 2 Лекция. Практикум (ролевая игра) Психология покупателей. Продукт предприятия
10 Сегментирование рынка, выбор целевых сегментов и позиционирование товара 1 Лекция Понятие товар. Определение места товара в разных покупательских средах
11 Обобщение пройденного материала 1 Лекция Что такое товар? Как правильно предлагать товар компаниям
12 - 13 Разработка товаров, товарные марки, упаковка, услуги. Жизненный цикл товара. 2 Лекция Понятие бренд. Услуги и их разновидности. Распределение услуг на рынке. Конкуренция
14 - 15 Практика рекламы 2 Лекция. Практика (создание рекламного проекта) Понятие рекламы. Разновидности рекламы в маркетинге
16 - 17 Установление цен на товары 2 Лекция. Практика (расчет цены на товар) Затраты на товар
18 Ценовая политика 1 Лекция Основные законы принятия цен на товары
19 - 20 Налогообложение 2 Лекция Налоги и сборы. Законы по налогообложению на предприятия
21 Обобщение пройденного материала 1 Лекция Товар, реклама, налоги и сборы
22 - 23 Планирование маркетинга 2 Семинар Планирование в компании. Насколько важно планирование для руководителя
24 - 25 Контроль маркетинга 2 Семинар Виды контролей. Организации проводящие контроль
26 - 27 Международный маркетинг 2 Семинар. Практика (решение задач на М/М) Товар на мировой арене рынка
28-29 Региональный маркетинг 2 Семинар. Практика (решение задач на М/М) Товар внутри страны.
30-31 Основы бизнес планирования 2 Семинар. Практика (планирование) Определение приоритетов
32-33 Маркетинг услуг и маркетинг в сфере некоммерческой деятельности 2 Лекция. Семинар Муниципальный маркетинг
34-35 Проект 2 Практика Итоговая работа
Литература
1. Гольман И.А. Практика рекламы. – М., “Интербук”, 1991.
2. Завьялов П.С., Демидов Е.Е. Формула успеха – маркетинг. – М., “Международные отношения”, 1998.
3. Котлер Ф. Основы маркетинга. – М., “Росинтер”, 1996.
4. Липсиц И.В. Преподавание курса “Введению в экономику и бизнес”: Пособие для преподавателя. – М., “Вита – пресс”, 1997.
5. Основы предпринимательской деятельности. Экономическая теория. Маркетинг. Финансовый менеджмент/под ред. Власовой М.В. – М., Финансы и статистика, 1994.
6. Самоукин А.И., Шишов А.Л. Сборник задач по бизнесу: Тесты и задачи с ответами и решениями для учащихся старших классов. – М., “Новая школа”, 1995.
7. Симоненко В.Д, Фомин Н.В. Методика обучения учащихся основам экономики и предпринимательства. – Брянск: Изд-во Брян. гос. пед. ун-та, 1997.
8. Басовский Л.Е. Маркетинг. Курс лекций. М.: ИНФРА-М, 2003.
Утверждаю
директор МБОУ «Основная
общеобразовательная школа № 33»
Никифорова В.М.
Календарно-тематическое планирование
по курсу «Основы маркетинга»
для 8-9 классов
на 2016-2017 учебный год
Количество часов по плану - 35
Составитель тематического
планирования
учитель технологии и информатики
Рубцов И.Е.