Внеклассное мероприятие по литературе Осенний вернисаж

Внеклассное мероприятие для учащихся 8 класса по литературе и искусству

Салон искусств
«Осенний вернисаж»

Цель:
расширение познаний подростков в области нравственно-эстетических понятий, знакомство учащихся с различными произведениями искусства (стихотворениями, музыкальными произведениями, картинами), в которых отражена тема осени;
развитие творческих способностей, чувства прекрасного;
воспитание культуры публичного выступления, художественного вкуса, любви к природе.
Оборудование:
картины русских художников, рисунки учащихся, осенние листья, букеты из осенних цветов и листьев, свечи, мультимедийный проектор, видео- и аудиофрагменты, фонограммы песен и танцев, призы.

Ход мероприятия:
Живопись – это поэзия, которую видят,
а поэзия – это живопись, которую слышат.
Леонардо да Винчи

Музыка облагораживает нравы.
Аристотель
Фон: А. Вивальди «Осень».

Ведущий 1. Добрый день, дорогие друзья!
Ведущий 2. Добрый день! Мы рады встрече в вами.
Ведущий 1. Кто-то из великих сказал: «Если в календаре ничего нет, а на душе непогода, то нужно придумать маленький праздник.
Ведущий 2. И вот сегодня в нашем «Салоне искусств» необычный праздник «Осенний вернисаж».

Ведущий 1.
Я - в царстве луж, в краю огней и вод. Я - в княжестве крылатого народа,
Чудесных яблок, ароматных груш. Скажи, какое это время года? (Осень)
Ведущий 2.
Пришла без красок и без кисти и перекрасила все листья (Осень).
Ведущий 1.
Боится зверь ветвей моих, гнезд не построят в них, в ветвях краса и мощь моя, скажите быстро – кто же я (Осень).
Ведущий 2.
Осень в гости к нам пришла
И с собою принесла...
Что? Скажите наугад!
Ну, конечно...
(дапотсил)
Фон: Клип «Осенний пейзаж»

Учитель литературы:
Алексей Прасолов
Листа несорванного дрожь,
И забытьё травинок тощих,
И надо всем ещё не дождь,
А еле слышный мелкий дождик.

Набухнут капли на листе,
И вот, почувствовав их тяжесть,
Рождённый там, на высоте,
Он замертво на землю ляжет.

Но всё произойдёт не вдруг:
Ещё - от трепета до тленья –
Он совершит прощальный круг
Замедленно – как в удивленье.

А дождик с четырёх сторон
Уже облёг и лес, и поле
Так мягко, словно хочет он,
Чтоб неизбежное – без боли.
Учитель искусства.
Иван Алексеевич Бунин Лес, словно терем расписной, Лиловый, золотой, багряный, Весёлой, пёстрою стеной Стоит над светлою поляной. Берёзы жёлтою резьбой Блестят в лазури голубой, Как вышки, ёлочки темнеют, А между кленами синеют То там, то здесь в листве сквозной Просветы в небо, что оконца. Лес пахнет дубом и сосной, За лето высох он от солнца, И осень тихою вдовой Вступает в пёстрый терем свой.
Осень Золотое время года, поражающее богатством цветов, плодов, фантастическим сочетанием красок: от ярких, бросающихся в глаза, до размыто-прозрачных полутонов.
Учитель литературы:
Осень Она и отзвук отзвеневшего лета, и обещанье, надежда на новое возрождение к жизни природы, человеческой души.
А ведь и правда, оглянитесь вокруг, всмотритесь: кованым золотом сверкает листва, ярко вспыхивают разноцветные фонарики астр и хризантем, капельками крови застыли на деревьях ягоды рябины, и бездонное осеннее небо удивляет обилием и яркостью рассыпанных по нему звезд.

Фон: Л.В.Бетховен. Соната №14 «Лунная»
Ученица
Людмила Прачева
Кустов осенние букеты,
Шуршанье листьев под ногами.
Скворцов прощальные приветы,
Их грусть, оставшаяся с нами
Цветов и красок полыханье.
Души щемящее томленье
Сквозь щедрый праздник увяданья –
Седой зимы предупрежденье.


Ученица
Н.Заболоцкий
Осеннее утро

Обрываются речи влюблённых,
Улетает последний скворец.
Целый день осыпаются с клёнов
Силуэты багровых сердец.

Что ты, осень, наделала с нами!
В красном золоте стынет земля.
Пламя скорби свистит под ногами,
Ворохами листвы шевеля.

Ведущий 2. Осенью природа не просто замирает: она дремлет, готовясь к обновлению.


Ученик
П.Бутурлин
Серый сонет

Вчера, с вечернею зарёй,
С последней красной вспышкой света,
В последних тучах над землёй
Печально умирало лето.

И осень с бледною луной
Взошла – и пел ей до рассвета,
Всю ночь в листве ещё густой
Изменник-ветер песнь привета.

Сегодня в небе нет лучей,
И дождь, дождь льётся безнадёжно,
Как слёзы скорбных матерей!

И в этой скорбной мгле безбрежной
Смотри, к краям весны мятежной
Летит станица журавлей!

Ученик
Н.Никулин
Осень
Красавица осень разбрызгала краски.
Небесная просинь как будто из сказки.
Лиловая липа и пламень осины,
Прощальные клики семьи журавлиной.
Листает октябрь золотые страницы,
А белым берёзам зима уже снится.

Танец «Осенние листья» (группа девочек)

Фон: Э.Григ «Утро»

Ученик
С.Есенин
Нивы сжаты, рощи голы,
От воды туман и сырость.
Колесом за сини горы
Солнце тихое скосилось.

Дремлет взрытая дорога.
Ей сегодня примечталось,
Что совсем-совсем немного
Ждать зимы седой осталосб.

Ах, и сам я в чаще звонкой
Увидал вчера в тумане:
Рыжий месяц жеребёнком
Запрягался в наши сани.


Л.Татьяничева
Перед отлётом

Сегодня небо бездорожно,
Но срок прощания настал.
И птицы с клёкотом тревожным
Садятся на приплечья скал.
Слетаются, - за стаей стая, -
Как строен шум согласных крыл!
Сидят не просто отдыхая,
Не просто набирая сил.
Им надо в краткий час разлуки
Вобрать в себя живой простор:
Тайгу, могучих рек излуки,
Поля и башни древних гор.
Опасны дальние дороги!
Но как бы не был ветер крут,
Родной земли живые токи
Ослабнуть крыльям не дадут!

Ведущие: Викторина «Загадки осени»

- Какие птицы улетают?
- Какие цветы цветут у нас осенью?
- Почему летит паутина?
- Куда деваются насекомые?
- Кто из животных готовится к спячке?
- Кто собирает яблоки спиной?
- У кого щека вместо мешка?
- Птицы осенью летят на юг – это все знают. А бывают ли перелетные животные?
- Кто из животных сушит грибы?
- Листья каких деревьев краснеют осенью?
- Куда на зиму исчезают лягушки?
- У какого зверя в ноябре появляются детеныши?
- Назовите названия песен, связанных с осенью, и спойте хотя бы 4 строчки.
- Как в древности называли сентябрь?
- У октября старинное название –
- Старинное название ноября –
- В каком лесу нет листьев?

- Какие вам известны народные приметы об осени?
(Учащиеся:
Если осенью рано выпадет снег, весна тоже будет ранней.
Если первый снег выпал на мокрую землю – останется, на сухую – скоро сойдёт.
На рябине и дубе много плодов – жди суровой зимы.
Поздний листопад – к суровой и затяжной зиме.)






Фон: Фото-Клип. «Осень золотая»
А.С.Пушкин
Унылая пора! Очей очарованье!
Приятна мне твоя прощальная краса –
Люблю я пышное природы увяданье,
В багрец и золото одетые леса.

В их сенях ветра шум и свежее дыханье,
И мглой волнистою покрыты небеса.
И редкий солнца луч, и первые морозы,
И отдалённые седой зимы угрозы.

Ведущий 1. Кто автор этих строк и как называется это стихотворение?

Ведущий 1. А какие ещё стихотворения об осени мы учили, которые являются образцом русской классики? Оно написано более 100 лет назад.

Ученица
Ф.Тютчев
Есть в осени первоначальной
Короткая, но дивная пора –
Весь день стоит как бы хрустальный,
И лучезарны вечера

Где бодрый серп гулял и падал колос,
Теперь уж пусто всё – простор везде, -
Лишь паутины тонкий волос
Блестит на праздной борозде.

Пустеет воздух, птиц не слышно боле,
Но далеко ещё до первых зимних бурь –
И льётся тёплая и тихая лазурь
На отдыхающее поле

Ученик
С.Кирсанов
Осень
Уже светает поздно,
Холодноват рассвет,
Уже сентябрь опознан
В желтеющей листве.

Не молят о пощаде,
Дрожа перед судьбой,
А шепчутся: «Прощайте», -
Цветы между собой.

Ведущий 2. А какие же цветы прощаются с нами? Объявляем аукцион «Названия осенних цветов». Кто первый?

Фон: П.И.Чайковский «Вальс цветов»
Назвавший последний цветок получает приз.

Танец Е. Дога. Вальс из к/ф «Мой ласковый и нежный зверь»
(на фоне фото-клип)


Ученица
Н.Асеев
Осенние стихи

Взгляните на белые лилии,
На стройность их стеблей тугих,
На их молодые усилия
Быть чище и выше других.
Следите за пламенным маком,
Стремящимся к синеве
Восстания огненным знаком
На ровно растущей траве.
А лица анютиных глазок,
Которые расцвели,
Как добрые гномы из сказок,
Возникшие из-под земли.
А крупные яркие астры
В осенней сухой тишине
Так пёстры и разномастны,
Что видимы и при луне.
Нет, лица цветов не бездушны!
Приметьте, как, слабо дыша,
В далёкое небо послушно
От них отлетает душа.

Фон: Ф. Шопен. Ноктюрн №2.

Ведущий 1. Природа осенью в стихах русских поэтов одухотворена: она дышит, внемлет, страдает.

Ученица
Ф.Тютчев
Осенний вечер

Есть в светлости осенних вечеров
Умильная, таинственная прелесть:
Зловещий блеск и чистота дерёв,
Багряных листьев томный, лёгкий шелест,

Туманная и тихая лазурь
Над грустно-сиротеющей землёю,
И, как предчувствие сходящих бурь,
Порывистый, холодный ветр порою,

Ущерб, изнеможенье – и на всём
Та кроткая улыбка увяданья,
Что в существе разумном мы зовём
Божественной стыдливостью страданья.

Ученица
Л.Татьяничева
Калитка в лес осенний

Движением незримых крыл
Или нагорных дуновений
Сентябрь неслышно приоткрыл
Калитку в лес осенний.
А в том лесу, а в том лесу
Такая свежая прохлада.
Деревья держат на весу
Узорный полог листопада.
Ещё свинцовою каймой
Не омрачалось поднебесье.
В природе и в себе самой
Я ощущаю равновесье.
Похож дымок от костерка
На белый след тропы оленьей.
А эта новая строка –
Калитка в лес осенний.

Фон: гитара (исполняет ученица класса)

Ведущий 2. Осенние настроения всегда сродни переживаниям людей.

Ученик
С.Есенин

Над окошком месяц. Под окошком ветер.
Облетевший тополь серебрист и светел.

Дальний плач тальянки, голос одинокий –
И такой родимый, и такой далёкий.

Плачет и смеётся песня меховая.
Где ты, моя липа, липа вековая?

Я и сам когда-то в праздник спозаранку
Выходил к любимой, развернув тальянку.

А теперь я милой ничего не значу.
Под чужую песню и смеюсь и плачу.

Учителя исполняют песню на стихи С.Есенина
«Отговорила роща золотая» (муз. Г.Пономаренко)

Отговорила роща золотая

Отговорила роща золотая
Берёзовым весёлым языком,
И журавли, печально пролетая,
Уж не жалеют больше ни о ком. / 2 раза

Стою один среди равнины голой,
А журавлей относит ветер вдаль.
Я полон дум о юности весёлой.
Но никого в прошедшем мне не жаль. / 2 раза

Не жаль мне лет, растраченных напрасно,
Не жаль души серебряную цветь.
В саду горит костёр рябины красной,
Но никого не может он согреть. / 2 раза

Фон: Фото-клип. П.И.Чайковский «Осенняя песня»
(на заднем плене сцены ученик-художник рисует картину)

Ведущий 1. О дивной по своей красоте золотой осени рассказывали в своих произведениях не только писатели и поэты, передавали в музыке композиторы, но и изображали на своих полотнах русские художники.

Ученица (художница). Рассказ о картине И.Левитана «Золотая осень»

Русская природа – это основная тема произведений художника. Здесь изображён простой русский пейзаж, который мы встречаем в жизни не раз, но не останавливаем внимания на нём. А Левитан сумел подметить русское раздолье, простор лесов и полей. От картины веет спокойствием: течёт спокойная неширокая речка, трава уже пожелтела, краснеют кусты у самого берега. А справа парами стоят стройные деревья – две осинки, две берёзки. В траве между ними виден желтовато-красный ковёр осенней травы. Вдали голубеет небо, оно отражается в реке и делает её голубой. На правом берегу видна пышная берёза, а слева берёзовая роща. Вдали зеленеют озимые поля.
Художник использовал золотые, жёлтые, красноватые, голубые, тёмно-зелёные цвета красок. Он хотел показать нам русские просторы в осеннюю пору, передать величие и ширь наших лесов.

Ведущий 2. Обратите внимание на картины других художников, выставленные в нашем салоне. Это
А вот картины юных художников нашей школы, среди которых можно выделить картину «Осень» Юли Водолазкиной

Ведущий 1. А кто скажет, чья музыка сейчас звучала? Как называется это произведение? (П.И.Чайковский. Октябрь. «Осенняя песня»)
Грустный октябрь протягивает свою визитную карточку, где бесцветными чернилами туманов написаны строки гениального русского поэта:
Видео-стихотворение А.С.Пушкина «Осень» («Октябрь уж наступил» в исполнении Смоктуновского)
Или видео-стихотворение неизвестного автора.

Фон. Инструментальный.

Ученица
Б.Пастернак
Золотая осень

Осень. Сказочный чертог,
Всем открытый для обзора.
Просеки лесных дорог,
Заглядевшихся в озёра.

Как на выставке картин:
Залы, залы, залы, залы.
Вязов, ясеней, осин
В позолоте небывалой.

Липы обруч золотой –
Как венец на новобрачной.
Лик берёзы – под фатой
Подвенечной и прозрачной.

Погребённая земля
Под листвой в канавах, ямах.
В жёлтых клёнах флигеля,
Словно в золочёных рамах.

Где деревья в сентябре
На заре стоят попарно,
И закат на их горе
Оставляет след янтарный.

Осень. Древний уголок
Старых книг, одежд, оружья,
Где сокровищ каталог
Перелистывает стужа.

Ученик
С.Кирсанов
Люблю я время увяданья.
Повсюду валятся листы.
Лишась убора, умаляясь,
В ничто скрываются кусты.

И отмирающие травы,
Пригнувшись, в землю уходя,
Как будто шепчут, исчезая:
«Мы все вернёмся погодя.

Там, под землёй, мы потолкуем
О том, как жили, как цвели.
Для собеседований важных
Необходима тишь земли».

Фон. Инструментальный.

Ведущий 2. Осень располагает к раздумьям об итогах пройденного пути, всего пережитого. Она как рубеж между прошлым и будущим, порог, за которым возможно очищение и обновление души, возрождение её к новой жизни. Её тихая неспешная поступь – повод для размышлений о смысле жизни. Стихотворение Николая Заболоцкого «Облетают последние маки» - лучшее тому подтверждение.

Учитель искусства.
Марина Мирошникова.
(из цикла «Времена года» «Осень»)

Не сведу я глаз с небес,
Где размыло облака
И осыпался весь лес.
На земле нет ни следа.

Вот и молния сверкнула,
Вдруг и дождик порябел.
Свежий воздух я вдохнула,
Когда ветер прилетел.

А земля листвой укрыта,
Небо дышит тишиной,
Но оно уже размыто,
Не сияет, как весной.

Все равно люблю я осень:
Все готовится к весне,
Лес уныл и листья сбросил.
Осень ближе всех ко мне.

Учитель истории (классный руководитель)
Н.Заболоцкий
Облетают последние маки,
Журавли улетают, трубя,
И природа в болезненном мраке
Не похожа сама на себя.

По пустынной и тихой алле,
Шелестя облетевшей листвой,
Отчего ты, себя не жалея,
С непокрытой идёшь головой?

Жизнь растений теперь затаилась
В этих странных обрубках ветвей.
Ну а что же с тобой приключилось,
Что с душой приключилось твоей?

Как посмел ты красавицу эту,
Драгоценную душу твою,
Отпустить, чтоб скиталась по свету,
Чтоб погибла в далёком краю?

Пусть непрочны домашние стены,
Пусть дорога уводит во тьму, -
Нет на свете печальней измены,
Чем измена себе самому.

Мы желаем вам, друзья, такого душевного равновесия, умиротворения, которые несёт в себе осень. И никогда не изменять себе самому!
Учитель литературы.
За окнами сейчас осень По-разному мы называем её: холодной, золотой, щедрой, дождливой, грустной Но, как бы там ни было, осень – прекрасное время года, это время сбора урожая, подведение итогов полевых работ, это начало учебы в школе, это подготовка к долгой и холодной зиме И как бы там ни было на улице – холодно или тепло – родная земля всегда прекрасна, привлекательна, очаровательна! И народная мудрость гласит: «Осень печальна, а жить весело». Так пусть в этот осенний день в ваших душах всегда звучит прекрасная музыка, льётся рекой безудержный весёлый детский смех, пусть вашему веселью не будет конца!
Группа «Лицей», песня «Осень».
15