Конспект открытого урока литературного чтения на тему К. Паустовский Корзина с еловыми шишками

УЧРЕЖДЕНИЕ ДЕТСКОЙ ШКОЛЫ РАЗВИТИЯ «ПОЧЕМУЧКА»













Открытый урок
по литературному чтению в 3 классе на тему:
К.Г. Паустовский "Корзина с еловыми шишками"



Учитель начальных классов
Учреждения детской школы
развития «Почемучка» г. Астана
Мандрикова Валентина Александровна















Открытый урок чтения в 3-м классе
Тема: К.Г. Паустовский "Корзина с еловыми шишками".
Цели:
Завершение работы над произведением К.Г. Паустовского «Корзина с еловыми шишками».
развитие речи учащихся и умение формировать идею произведения; работать над ивыразительностью чтения.
воспитание доброго отношения к людям, желание быть полезным окружающим, умение понимать прекрасное, осознавать своё место  на уроке и в жизни; способствовать развитию художественного вкуса и интереса к чтению;
Оборудование: мультимедийная презентация, Э.Григ  произведения из сюиты «Пер Гюнт»:  «Утро», «Вечер в горах», карточки для работы в группах.
Ход урока:
Организационный момент
Объявление темы и цели урока
- Сегодня мы еще раз перечитаем строки из рассказа Константина Паустовского «Корзина с еловыми шишками», познакомимся с жизнью Эдварда Грига, постараемся увидеть необыкновенное в обыкновенном, обменяемся мыслями и впечатлениями, послушаем и постараемся понять волшебную музыку этого замечательного композитора.
III. Актуализация знаний
- С каким произведением мы знакомились на прошлых уроках?
- Кто автор этого произведения? (слайд 1)
- Что вы запомнили о Константине Георгиевиче Паустовском?
IV. Работа по теме урока
- Перед вами портрет Эдварда Грига. Посмотрите внимательно, как вы думаете, каким он был человеком? (слайд 2)
- Ребята, а знает ли кто-нибудь из вас о композиторе Эдварде Григе?
1) Знакомство с биографией Э. Грига
- Дарина и Артур уже познакомились с биографией Эдварда Грига и хотят поделиться с вами.
Дарина: (слайд 3) «Э. Григ родился 15 июня 1843 года в Норвегии в городе Бергене. (слайд 4) С 6 лет мальчик начал учиться игре на фортепиано у своей мамы – талантливой пианистки. Мать воспитала в Григе волю к труду, которая всегда соседствовала у него с непосредственностью  вдохновения. Игру маленького Эдварда однажды услышал знаменитый скрипач Оле Булль, знакомый семьи Григов.
Артур: «Когда Эдварду было 15 лет, в гости к его отцу приехал Oле Булль - знаменитый скрипач и композитор, завоевавший к тому времени мировую славу. Узнав, что сын Грига очень любит музыку и даже пробует сочинять, гость усадил мальчика за рояль и пришел в совершенный восторг от услышанного: «Ты отправляешься в Лейпциг, чтобы стать композитором!».
Дарина: «Юный музыкант работал день и ночь, едва находя время для еды. Через 4 года Эдвард Григ с отличием окончил консерваторию. Э. Григ любил родной город, обращенный лицом к морю, его старые дома, закоулки, гавань, скалы. В красочной, задушевной музыке нашли отражение жизнь Норвегии, её природа, обряды, легенды, предания. В его музыке оживают легенды и сказки».
- Спасибо, ребята, присаживайтесь.
- Слышал ли кто-нибудь из вас музыку этого композитора?
- А приходилось ли вам слушать симфоническую музыку?
- Есть ли у вас желание слушать ее?
2) Анализ первой части рассказа.
- На прошлом уроке мы с вами озаглавили все части. Давайте вспомним, как мы озаглавили первую часть? (дети отвечают).
- Где Э. Григ проводил осень?
- Зачитайте, как описывает этот лес Паустовский?
- Красиво в норвежском лесу?
- Зачем приходил Э. Григ не однажды в лес? (Бродя по лесу,Э. Григ черпал вдохновение от природы.) (слайд 5)
- Кого встретил композитор в лесу?
- Для чего  Дагни собирала шишки?
- Подумайте, почему Э. Григу захотелось сделать подарок Дагнии?
- Мне бы хотелось еще рассказать, что у Э.Грига была дочь Александра. Она была белокурая и с зелеными глазками. Но когда ей было чуть больше года, девочка заболела и умерла. И всю свою любовь Э. Григ дарил другим детям, друзьям, совершенно незнакомым людям.
- В этой части автор трижды говорит о глазах. (слайд 6) (слайд на 3 клика:
1: Глаза у Грига смеялись.
2: У меня есть старая мамина кукла. Когда-то она закрывала глаза.
3: Григ заметил, что зрачки у неё зеленоватые, и в них поблескивает огоньками листва).
- Почему автор так много внимания уделяет глазам? (Глаза – зеркало души человека.) - Что наделялась получить в подарок девочка?
- Почему композитор задержал подарок? (Он задумал сложный подарок, духовный - музыку. Не всегда маленькие дети понимают сложную музыку).
3) Анализ второй части рассказа.
- Как выглядела квартира Э.Грига? Почему? (Чтобы ничего не мешало звучанию музыки).
- Я вам предлагаю посмотреть фотографии этой комнаты. Вокруг небольшой, но уютной виллы, где жил композитор, – лес, а несколько ниже к воде – маленькая хижина, куда Григ уединялся для работы. Кроме пианино, в ней умещались лишь простой деревянный стол, небольшой диван да стопки нот любимых композиторов. В этом рабочем домике рождались бессмертные мелодии, ставшие достоянием мира. (слайды 7-10).
- Давайте найдем в учебнике, что представлял Григ, когда писал музыку? (выразительное чтение детьми).
- Кто подслушивал Грига?
- Встаньте. Закройте глаза, представьте себе это. (Звучит музыка. Учитель говорит и показывает движения, которые ученики повторяют за учителем.)
Ночь прошла, и солнышко всходит. Показался первый лучик, второй, третий, четвертый, пятый. Солнышко раскрывается, и небо светлеет Солнце поднялось. Природа проснулась, и утро пришло.
4) Анализ третей части рассказа.
- Как мы озаглавили третью часть?
- Прошли годы. Что изменилось в жизни Дагнии? Какой она стала?
- Куда отправил ее отец?
- Дагни часто ходила в театр. Какое влияние оказал он на девушку?
- А вы любите театр?
- Кто из вас хотел бы стать артистом?
- Почему Дагни пошла на концерт?
- Что необычного было в этом концерте? (слайд 11)
Звучит музыка Э. Грига. Затем аудиозапись окончания рассказа.
- Какое действие оказала музыка на Дагни?
- Почему вздрогнула Дагни?
- О чем думала Дагни, выходя из парка?
- Готова ли теперь принять Дагни подарок Грига?
- Что чувствовали вы, когда слушали музыку?
- А кто из вас хотел бы слушать симфоническую музыку?
- Паустовский помог вам начать слушать симфоническую музыку. Ведь музыка может и развеселить, и вызвать другие серьезные глубокие чувства. Эту музыку слушают люди многие годы.
V. Закрепление изученного материала.
Составление портрета героя (работа в группах).
- Ребята, я вам предлагаю разбиться на две группы. Вам необходимо сейчас будет составить словесные портреты Э. Грига и Дагни, охарактеризовать какие они, по вашему мнению, были. Перед вами лежат карточки с толкованием некоторых слов, которые возможно вам помогут в работе. (дети работают в группах, играет музыка Э.Грига).
Карточка: доброта, щедрость, внимательность, отзывчивость, любовь, верность, преданность, чуткость.
- Давайте зачитаем, каким вы себе представляете Э. Грига и Д. Педерсон. (Дети зачитывают получившиеся словесные портреты).
- Как вы думаете, считал ли Э. Григ себя счастливым человеком?
- Что делает его таковым?
- Какие чувства возникли в душе Дагни, после того как она услышала музыку, написанную для нее: изумление, восхищение, сожаление, радость, восторг, благодарность. Выберите (на доске карточки со словами).
- За что же Дагни благодарна Григу? Прочитайте.
- Милана, прочти, пожалуйста, слова, сказанные когда-то Э. Григом («Слова иногда нуждаются в музыке, но музыка не нуждается ни в чём» (слайд 12).
- Как вы понимаете эти слова? Помог ли вам рассказ К. Паустовского понять эти слова?
- Что больше всего взволновало вас при чтении рассказа?
VI. Рефлексия. Подведение итогов.
- Ребята, я предлагаю вам сейчас написать музыку нашего урока и наших сердец. Музыка бывает разной: трогательной, нежной, веселой, грустной. Перед вами лежат нотки. Я попрошу каждого из вас раскрасить нотку в такой цвет, который, по вашему мнению, наиболее точно отражает чувства, которые вы сейчас испытываете после нашего урока. Мы их прикрепим и посмотрим, какая музыка получилась. (Звучит музыка Э. Грига. Ученики раскрашивают нотки и прикрепляют их на нотный стан).
- Как вы думаете, какая музыка у нас получилась? Давайте себе поаплодируем.
Выставление оценок за урок.
VII. Домашнее задание.
- Дома я попрошу вас еще раз прочитать рассказ и написать небольшое эссе на тему «Что я считаю в жизни самым важным?» (слайд 13).
- Спасибо за то, что вы сегодня так хорошо работали.


Заголовок 115