Выступление на МО учителей начальных классов Групповая работа как средство формирования УУД


МОУ «Михайловская средняя общеобразовательная школа №3»
Групповая работа
как средство формирования УУД.
Слайд 1
Жизнь предъявляет высокие требования не только к педагогам, но и к детям. Чтобы ребенок не растерялся и был успешным, он должен самостоятельно ориентироваться в море информации, добывать, перерабатывать и выдавать.
В традиции принято учитывать активность учащихся на уроке по поднятым рукам, выступлениям отдельных учащихся перед всем классом. А если ребенок в силу своих психологических особенностей не может пока публично выступать? Где уверенность в том, что дети, внешне принимающие активное участие на уроке, имеют знания по данному материалу?
При совместной деятельности проявляется, в первую очередь, активность учащихся в малых группах – там им комфортнее. Учащийся пока еще не может по разным причинам публично выступать и высказывать свои мысли вслух перед всем классом и учителем, но зато в группе он может занимать активную позицию, обсуждать наравне со всеми предложенные вопросы и задания. Учащийся в такой ситуации чувствует себя увереннее, что достаточно важно, особенно на первом этапе обучения.
Слайд 2
В последнее время отмечается низкий уровень коммуникативной компетентности детей. В связи с этим новая система образования в условиях ФГОС ставит задачу: воспитание умения сотрудничать и работать в группе, быть толерантным к разнообразию точек зрения и мнений, уметь слушать и слышать партнера, свободно, четко и понятно излагать свою точку зрения на проблему. Все проблемы в развитии коммуникативных способностей ребёнка ярко свидетельствуют о необходимости обучению детей работе в группе.
Слайд 3
Цель групповой работы:
активное включение каждого ученика в процесс усвоения учебного материала.
Слайд 4
Этапы групповой работы:1. Подготовка к выполнению группового задания: постановка познавательной задачи (проблемной ситуации); инструктаж о последовательности работы;раздача дидактического материала по группам. 2. Групповая работа: знакомство с материалом, планирование работы в группе; распределение заданий внутри группы; индивидуальное выполнение задания; обсуждение индивидуальных результатов работы в группе; обсуждение общего задания группы (замечания, дополнения, уточнения, обобщения);подведение итогов группового задания. 3. Заключительная часть:сообщение о результатах работы в группах; анализ познавательной задачи, рефлексия; общий вывод о групповой работе и достижении поставленной задачи.
Слайд 5
Образование групп.
Количество участников группы зависит от возраста и решаемой задачи. Для младшей школы – это 4-5 человек.
Как объединять детей в группы?
1)      На первом этапе учитель распределяет детей в группы так, чтобы в каждой группе был сильный учащийся. Роли в группах учитель распределяет сам.
2)      Учитель делит на группы, назначая организатора. Организатор распределяет роли, следит за правильностью хода обсуждения.
3)      Учитель назначает лидера для каждой группы из числа наиболее способных учащихся, а лидеры по очереди отбирают по одному участнику, таким образом, равномерно распределяя между собой сильных и слабых.
4)      Открытки или листы бумаги разного цвета разрезать на части и предложить детям вытянуть любой кусочек. Собрали частички одного цвета или одной открытки – получилась группа.
5)      Загадки. Учитель назначает командиров групп – например, тех, кто быстро и правильно справились с предыдущим заданием. Каждый командир получает карточку с текстом загадки (лучше, если они будут на одну тему). Остальные дети берут со стола листочки, на которых написаны отгадки. Командиры поочередно читают загадки, дети отгадывают и объединяются в группы. Группы получаются разные по силам, но в каждой есть командир.
6)      Пословицы написать на узкой полоске бумаги и разрезать на несколько частей. Дети берут фрагменты пословиц и собирают их в единое целое. Пословицы должны быть знакомы ребятам и могут затрагивать различные темы: труд – лень, правда – ложь и т.д. В начале обучения учитель подбирает пословицы сам, а в дальнейшем привлекает к этому детей.
7)      Лото. Дети берут картинки лото и ищут ''свое место'' на большой тематической карточке: домашние животные, животные севера и т.д.
8)      Вначале учитель объясняет цели работы, а учащиеся делятся на группы. Кто первым пришел – тот и в группе.
При изучении нового материала лучше объединять в пары ''сильного'' и ''слабого'' учеников, ''среднего'' и ''сильного''. При обобщении и закреплении материала лучше, чтобы дети в паре были равносильны: сильный – сильный, средний – средний, слабый – слабый. При проведении творческих работ можно разрешить детям объединяться в пары по желанию.
Слайд 6
Правила совместной работы
1) работать дружно: быть внимательными друг к другу, вежливыми, не отвлекаться на посторонние дела, не мешать друг другу, вовремя оказывать помощь, выполнять указания старшего ;2) работать по алгоритму (плану);
3) своевременно выполнять задание: следить за временем, доводить начатое дело до конца;
4) качественно выполнять работу (аккуратно, без ошибок), соблюдать технику безопасности, экономить материалы;
5) каждый из группы должен уметь защищать общее дело и свое в частности.
Слайд 7
От индивидуальных качеств участника группы зависит стиль исполнения роли. Влияют на этот процесс и социально-психологические характеристики ребёнка. Например, ученик с низким статусом в классе требует большего внимания и поддержки со стороны учителя при принятии роли. Во время работы учеников по группам учитель может занимать следующие позиции: быть руководителем, «режиссёром» группы; выполнять функции одного из участников группы; быть экспертом, отслеживающим и оценивающим ход и результаты групповой работы; быть наблюдателем за работой группы. Вначале учитель обеспечивает включённость ученика в совместное выполнение задания в группе. Он объясняет, что такое групповая работа, как следует располагаться детям в каждой группе и группам в классной комнате; даёт инструктаж о последовательности работы, распределении заданий внутри группы; функциях (ролях), которые могут выполнять дети в группе; обращает внимание на необходимость обсуждения индивидуальных результатов работы в группе. Учитель сообщает учащимся приёмы, связанные с восприятием деятельности каждого члена группы его партнёрами:
•внимательно выслушать ответ товарища, оценить его полноту;
•обратить внимание на логику изложения материала;
•установить, умеет ли товарищ иллюстрировать свой ответ конкретными примерами, фактами;
•тактично исправлять допущенные ошибки;
•внести необходимые существенные дополнения;
•дать обоснованную оценку ответа.
Учитель также объясняет важность того, чтобы каждый ученик ясно и чётко излагал собственную точку зрения, подбирал и аргументировал все «за» и «против» при обсуждении идей других участников.
Частным случаем групповой совместной деятельности учащихся является работа парами. Без парной работы вообще нельзя обойтись в развивающем обучении, так как, во-первых, это дополнительное мотивационное средство вовлечь детей в содержание обучения, а во-вторых, это - возможность и необходимость органически сочетать на уроке обучение и воспитание, строить человеческие и деловые взаимоотношения детей. 
На уроках возможно применение следующих видов работ в паре: разучивание, пересказ, составление плана, объяснение, обмен опытом, сочинение, решение задач, проверка техники чтения, вычислений, письменных работ. В парах сменного состава удобно проверять знание таблицы умножения, компонентов действий, формул, алгоритмов. Как проверить табличные случаи сложения/вычитания, умножения? На территории класса создаём несколько «станций» (консультанты), а все остальные дети (не консультанты) «проходят» через них. У каждого ребёнка – свой листочек (дневник), в котором каждый консультант ставит ему оценку (или проверка стихотворения, басни наизусть: 4-5 человек «помощники учителя», сдавшие наизусть на 5, принимают зачет)
Слайд 8-9
Если ребенок не хочет присоединяться ни к одной группе, принуждать нельзя. Пусть сегодня работает один, но в следующий раз ему вновь предложить работать в группе.
Если же ребенка не зовут в группу, нужно научить, как нужно попросить, чтобы приняли.
Для срабатывания групп нужно минимум 3-5 занятий. Поэтому часто учащихся не пересаживают, но и закреплять состав на четверть тоже не стоит.
При оценке работы группы подчеркивают не столько ученические, сколько человеческие качества.
 
 
Особое внимание!
Жесткая регламентация времени на группообразование.
Нормирование будущей работы.
Четкость и внятность поставленной задачи.
Распределение момента начала работы (например, колокольчиком).
Недопустима группа из одних только слабых учеников.
Детей, отказывающихся работать в паре или группе, не принуждать! Но завтра вновь предложить.
Групповая работа занимает не более 10-15 минут от урока.
Нельзя наказывать лишением права участвовать в групповой работе.
Групповая работа эффективна для заданий, которые ученик не может сделать индивидуально.
Слайд 10 (разделить участников МО на 2 группы, задание «Назвать + и – групповой работы», выполнение задания сверить с образцом на слайде, оценить работу групп: справились полностью сам-но, работали дружно)

Слайд 11
Спасибо за внимание! Учитель начальных классов Жинтагулева Р.А.