ТЕЬА ПО САМООБРАЗОВАНИЮ. ДОКЛАД ГРУППОВАЯ И ПАРНАЯ РАБОТА КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ УУД У УЧАШИХСЯ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ.


Учитель Мельникова Т. П.
Групповая и парная работа как средство развития ууд учащихся начальных классов.
• Работа в парах является основой для организации устно-самостоятельной работы. В 1 классе работа в паре не превышает 10–15 мин, во 2 классе – более половины урока.
• При освоении работы в парах выделяют три этапа:
1-й – организация специальной деятельности учителя и ребенка, где педагог передает навыки социального общения;
2-й – демонстрация учителем способов организации деятельности; взаимодействие обучающихся при руководящей роли педагога;
3-й – самостоятельная деятельность детей по закреплению пройденного материала.
Результат работы в паре
• Повышает речевую и мыслительную активность каждого обучающегося.
• Способствует воспитанию нравственных качеств личности.
• Формирует школьную мотивацию, повышает интерес к учебе.
Задачи групповой работы
• Активизация познавательной деятельности.
• Развитие навыков самостоятельной учебной деятельности.
• Развитие умений успешного общения.
• Совершенствование межличностных отношений в классе.
Группа – это собрание людей, включенных в познавательно-координированную деятельность, сознательно или бессознательно подчиненную общей цели.
Основная цель групповой работы – развитие мышления обучающихся, а развивать мышление – значит развивать умение думать.
Концепцией групповой работы является концепция сотрудничества как идея совместной развивающей деятельности взрослых и детей, скрепленной взаимопониманием, проникновением в духовный мир друг друга, совместным анализом хода и результатов этой деятельности. В концепции сотрудничества учитель и ученик являются субъектами учебного процесса. Причем для младших школьников функция субъектов учебной деятельности пока еще сложна, но вполне доступна роль коллективного субъекта, где группа обучающихся совместно, в сотрудничестве друг с другом решает учебную задачу (Г. Цукерман), при этом реализуются принципы соучастия, сопереживания, сотворчества, соуправления.
Образование групп
• На первом этапе учитель распределяет детей в группы так, чтобы в каждой группе был сильный обучающийся. Роли в группах учитель распределяет сам.
• Учитель делит обучающихся на группы, назначая организатора.
• Учитель назначает лидера для каждой группы из числа наиболее способных учеников, а лидеры по очереди отбирают по одному участнику, таким образом равномерно распределяя между собой сильных и слабых.
• Открытки или листы бумаги разного цвета разрезать на части и предложить детям вытянуть любой кусочек. Собрали частички одного цвета или одной открытки – получилась группа.
• Загадки.
• Пословицы написать на узкой полоске бумаги и разрезать на несколько частей. Дети берут фрагменты пословиц и собирают их в единое целое.
• Лото.
• Вначале учитель объясняет цели работы, а обучающиеся делятся на группы. Кто первым пришел – тот и в группе.
Положительные моменты при использовании групповых технологий
• Дети всегда готовы делиться тем, что они хорошо знают (своими выводами, находками). Подобная форма располагает к общению на заданную тему. Следовательно, идет активная работа по формированию речевых навыков, умения общаться с аудиторией. Развиваются умения отстаивать свою точку зрения, использовать доказательства, делать выводы.
• Ребята занимаются конкретным, интересующим их делом, а не повторной работой, результаты которой уже достигнуты. Следовательно, сохраняется интерес к познанию.
• Развивается самостоятельность, повышается работоспособность, вырастает чувство ответственности за проделанную работу. В целом же – повышается творческий потенциал.
• Знания усваиваются прочнее.
Цели использования групповых технологий в обучении
a) Дать каждому ребенку эмоциональную и содержательную поддержку, без которой многие первоклассники вообще не могут добровольно включиться в общую работу класса, без которой у робких и слабо подготовленных детей развивается школьная тревожность, а у лидеров неприятно искажается становление характера.
б) Дать каждому ребенку возможность утвердиться в себе, попробовать свои силы в микроспорах, где нет ни огромного авторитета учителя, ни подавляющего внимания всего класса.
в) Дать каждому ребенку опыт выполнения тех рефлексивных учительских функций, которые составляют основу умения учиться. В первом классе – это функция контроля и оценки, позже – целеполагания и планирования.
г) Дать учителю, во-первых, дополнительные мотивационные средства вовлечь детей в содержание обучения, во-вторых, возможность и необходимость органически сочетать на уроке обучение и воспитание, строить и человеческие, и деловые отношения школьников.
Варианты заданий для парной и групповой работы
Русский язык.
• Запись слов со взаимопроверкой.
• Составление звуковых схем слов.
• Составление схем предложений.
• Работа с карточками в парах сменного состава.
• Разбор слов по составу.
• Работа с деформированным предложением.
• Работа с деформированным текстом.
• Составление слов по звуковой схеме.
• Составление предложений по схеме.
• Проверка орфограмм.
• Выбор способа проверки орфограмм.
• Деление текста на логические части.
• Составление плана.
Математика.
• Взаимопроверка решений.
• Составление схем к задаче.
• Поиск способа решения:
– примеров с переходом через разряд;
– способов проверки результатов вычисления.
• Составление и решение задач:
– к одной схеме на разные темы;
– к разным схемам на одну тему;
– разных типов в зависимости от уровня подготовленности групп.
Чтение
Составление плана текста (словесного, картинного);
Чтение текста по ролям (инсценирование);
Составление рассказа о герое;
Поиск средств художественной выразительности речи (эпитеты, сравнения, метафоры..).Окружающий мир
Составление плана-конспекта текста;
Составление и решение кроссвордов;
Проведение опытов.
На разных предметах можно использовать следующие приёмы групповой работы.
Приём "Мозговой штурм" Решение творческой задачи организуется в форме учебного мозгового штурма (далее УМШ). Это активная форма работы. Здесь учащиеся учатся кратко и лаконично выражать свои мысли. Участники УМШ учатся слушать и слышать друг друга. Выслушиваются масса идей, создаётся "Банк идей", обязательно все идеи фиксировать на доске или ватмане. Затем идеи анализируются.
Приём «Снежный ком»
Работа начинается с решения индивидуального задания. Все учащиеся получают аналогичные задания и самостоятельно выполняют их.
После этого следует работа в парах. В парах учащиеся предлагают свои способы решения данного задания, из которых выбирается лучшее.
Далее две пары объединяются, и работа продолжается в группе из четырех человек, где снова происходит обсуждение решений и выбирается лучшее из них.
Четверки объединяются в восьмёрки и снова выбирается лучшее решение. 
 
Прием «Зигзаг». Или метод пилы. Учащиеся организуются в группы по 4-5 человек для работы над учебным материалом, который разбит на фрагменты.
Затем ребята, изучающие один и тот же вопрос, но состоящие в разных группах, встречаются и обмениваются информацией как эксперты по данному вопросу. Это называется «встречей экспертов».
Затем они возвращаются в свои группы и обучают всему новому, что узнали сами, других членов группы. Те, в свою очередь, докладывают о своей части задания (как зубцы одной пилы).
Приём "Лови ошибку!" Учитель даёт правила, цитаты, формулы, где одно или несколько утверждений - неверны. Необходимо найти ошибку и доказать ошибочность, аргументируя свой выбор.
Приём "Пресс-конференция". Ребята, получив исследуемый текст, должны составить список вопросов к тексту. Затем группы отвечают на вопросы друг друга.
Предмет «Русский язык», наряду с достижением предметных результатов, нацелен на личностное развитие ученика, обеспечивает формирование коммуникативных универсальных учебных действий, так как учит умению «ориентироваться в целях, задачах, средствах и условиях общения, выбирать адекватные языковые средства для успешного решения коммуникативных задач».
Формирование регулятивных УУД у обучающихся начальной школы
(Упражнения для формирования регулятивных УУД на уроках русского языка в 1 классе) Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования устанавливает требования к результатам освоения основной образовательной программы начального общего образования: личностным, метапредметным, предметным. Среди метапредметных выделяют группу регулятивных УУД, развитие которых обеспечивает у обучающихся «формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации».
Что применительно к моменту поступления ребёнка в школу можно выделить следующие показатели сформированности регулятивных УУД:
- умение осуществлять действие по образцу и заданному правилу;
- умение сохранять заданную цель;
- умение видеть указанную ошибку и исправлять её по указанию взрослого;
- умение контролировать свою деятельность по результату;
- умение адекватно понимать оценку взрослого и сверстника.
Среди показателей развития регулятивных УУД в этом же источнике перечисляются параметры структурно-функционального анализа деятельности, включая ориентировочную, контрольную и исполнительскую части действия.
В настоящее время на уроках в начальной школе, уже в первом классе, особую актуальность приобретает формирование умения учиться, в том числе формирование регулятивных УУД «планирования», «оценки» и «контроля».
Предпосылкой формирования умения планировать свои учебные действия в соответствии с поставленной учителем задачей является умение работать по алгоритму. Поэтому в 1 классе мы можем лишь в первом приближении рассматривать умение ребенка самостоятельно планировать свои действия.
Контроль - совокупность действий, направленных на проверку выполнения какой-либо задачи. Контроль осуществляется посредством сопоставления, сличения запланированного результата с эталонными требованиями и стандартами.
Оценка - выделение и осознание того, что уже усвоено и что еще необходимо усвоить, осознание качества и уровня усвоения. Другими словами оценивание - это сопоставление своих (чужих) действий или результатов деятельности с поставленной целью по заранее установленным критериям.
Развитие УУД - это длительный процесс. Освоение УУД встраивается в систему получения новых предметных знаний и нового социального опыта. На сложность самой задачи, связанной с освоением способа, накладываются ограничения, связанные с возрастными возможностями ребенка. Такими, например, как уровень развития его мышления, произвольности и т. д. Нельзя ожидать, что уже в 1 классе ребенок сможет оперировать метапредметными способами, легко встраивая их в разные учебные задачи. Сначала ребенок усваивает предлагаемый учителем образец и постепенно учится различать в этом образце необязательные и важные элементы (условия). Одновременно ребенок начинает понимать, что этапы выполнения действия, заданные образцом, неслучайны, что при соблюдении порядка и иных важных требований он раз за разом приходит к правильному результату. То есть ученик выходит на понимание способа. Лишь овладев способом, научившись ориентироваться на его существенные стороны, усвоив слова, которые этот способ обозначают и описывают, ученик может сознательно встраивать его в учебную деятельность.
Рассмотрим этапы формирования и проектирования любого УУД:
1.Определение конечной цели. Учитель на данном этапе может предположительно задать детям следующие вопросы: Что у нас должно получиться в результате выполнения задания? Для Чего мы это делаем?
2.Определение задач, т.е. конкретных действий, направленных на достижение цели. Вопрос учителя на данном этапе может быть таким: Какие знания (умения) пригодятся нам, чтобы справиться с этим заданием?
3.Определение последовательности действий. Причём ученик должен обозначать именно свои конкретные действия на каждом этапе. В какой последовательности вы будете выполнять это задание?
В качестве примера по формированию УУД «планирования», «оценки», «контроля» у обучающихся 1 класса рассмотрим алгоритм работы по и дидактической разработке «Карта знаний и умений» по темам «Ударение», «Слог».
№1. Прочти группу слов. Пользуясь изученными приёмами, поставь ударение в данных словах.
Марина, Иван, мир, дружба, книга. Умею ставить ударение в слове.
5 баллов
№2. Прочти слова. Пользуясь алгоритмом, раздели слова на слоги.
Белка, ёжик, заяц, волк, медведи. Умею делить слова на слоги
5 баллов
Прочти задание №1. Задание сформулировано таким образом, чтобы направить ребёнка на определение конкретной цели: «… пользуясь изученными приёмами …».
Определение конечной цели. Что у нас должно получиться в результате выполнения задания? Для чего мы это делаем?
Определение конкретных задач: Какие знания и умения пригодятся нам, чтобы выполнить это задание?
4. Определение последовательности действий: В какой последовательности вы будете выполнять задания?
Какое умение будем сейчас проверять и оценивать?
Сколько баллов максимально можно заработать в задании №1?
Выполни задание.
Первичная проверка запланированного результата детьми самостоятельно без образца (без эталона). Запиши в первый кружок столько баллов, сколько ты заработал?
Контроль: Проверь результат по образцу (на доске, на экране, фронтальная коллективная проверка).
Контроль и оценка: Посчитай, сколько баллов ты заработал на самом деле и запиши во второй кружок
Аналогично выполняется задание №2.
Можно подсчитать с детьми итоговое количество заработанных баллов по всем заданиям. Оценка учителя - после сбора «Карт знаний» (Запись баллов в третьем кружке).
Рефлексия (фронтальная, а в 1 классе лучше индивидуальная). На этом этапе происходит оценка - выделение и осознание того, что уже усвоено, и что еще необходимо усвоить, осознание качества и уровня усвоения. Работать по данному алгоритму можно с «Картой знаний и умений» по любой теме.
Алгоритмы же постановки ударения и деления на слоги приведены далее.
Алгоритм постановки ударения:
Вспоминаю правило: «Ударение – это выделение в слове голосом одного из слогов».
Для выделения ударного слога надо произносить слово целиком (не по слогам).
Вспоминаю приёмы постановки ударения в словах: «Зовём слово в гости» (интонация обращения), «Молоточек».
Алгоритм деления на слоги:
Вспоминаю правило: «Сколько в слове гласных звуков, столько и слогов». (Каждый слог произносится как бы отдельно, одним дыхательным толчком).
Нахожу гласные звуки и обозначаю гласные звуки красными кружочками.
Считаю сколько в слове гласных звуков.
Делю на слоги. Приёмы деления на слоги: «Скандируем, как на футболе» (или «режем пирог»); «Считаем, сколько раз открывается ротик, прикладывая руку к челюсти».
Проверяю: «Сколько в слове гласных, столько и слогов».
Вывод: Результатом систематического выполнения обучающимися вышеперечисленных упражнений и пошаговой работы по данным алгоритмам является повышение уровня умения отслеживать, сопоставлять действия и результаты с заданным эталоном, с поставленной целью, обнаруживать отклонения (ошибки) и своевременно вносить коррективы при совместной работе с классным коллективом, в самостоятельной работе, формированию метапредметных результатов на уроках русского языка в начальных классах.