Методическая разработка урока литературного чтения в 4 классе УМК Школа России по теме К.Д. Паустовский Корзина с еловыми шишками


center000
АДМИНИСТРАЦИЯ ГОРОДА НИЖНЕГО НОВГОРОДА
ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА
С УГЛУБЛЕННЫМ ИЗУЧЕНИЕМ ТДЕЛЬНЫХ ПРЕДМЕТОВ № 103
603163, город Нижний Новгород, ул. Верхнепечерская, д. 10
Тел. 460-88-10, 460-88-01
Урок литературного чтения
в 4 классе
УМК «Школа России»
По теме: К. Г. Паустовский
«Корзина с еловыми шишками»
Разработала: учитель начальных классов
Бабошкина Елена Валентиновна
Тема: К. Г. Паустовский «Корзина с еловыми шишками»
Цель: формирование средствами литературного произведения целостного взгляда на мир в единстве и разнообразии природы, народов, культур
Задачи урока: формирование универсальных учебных действий учащихся
Личностные:
- Развитие этических чувств, эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей.
Познавательные:
- Поиск и выделение необходимой информации.
- Осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной форме.
Регулятивные:
- Постановка учебной задачи на основе того, что уже известно и того, что еще неизвестно.
Коммуникативные:
- Сотрудничество с учителем и сверстниками.
Оборудование:
- компьютер,
- мультимедийный проектор,
- презентация к уроку,
- отрывки из сюиты Э. Грига «Пер Гюнт»
- выставки рисунков учащихся
Ход урока:
1.Самоопределение к деятельности.
- Здравствуйте, ребята. Посмотрите, какой сегодня чудесный день! Как много нового и интересного ожидает нас на уроках! Желаю вам всем удачи. А теперь посмотрите друг на друга, улыбнитесь и пожелайте хорошего дня своим товарищам.
2. Рефлексия (проверка домашнего задания)
- Ребята, обратите внимание, какая у нас сегодня необыкновенная доска. На нашем уроке ожил рассказ Б. Житкова «Как я ловил человечков». Предлагаю вам вспомнить это произведение.
Проводится соотнесение лучших рисунков учащихся с отрывками из произведения.
Контроль выполнения домашнего задания проводится вместе с учащимися. Дети выбирают лучшие рисунки, а учитель дает устную характеристику работы по домашнему заданию этим учащимся.
3. Введение в тему урока.
1). Решение проблемной ситуации.
- Сегодня на уроке мы встретимся с произведением уже известного нам писателя. Я предлагаю вам вспомнить его имя.
Родился писатель в Москве в 1892 году в семье железнодорожного служащего. Семья его часто переезжала. Учился он в Киевской гимназии. Любимым предметом была литература. В жизни он переменил много профессий. Работал вожатым и кондуктором московского трамвая, рыбаком, санитаром в русской армии, преподавателем литературы и журналистом.
Много путешествовал. Посетил Кавказ, Украину, Среднюю Азию, Алтай, Сибирь, Балтику. Но любимым местом писателя всегда оставался Мещерский край.
Назовите имя этого писателя и уже знакомые нам его произведения.
Слайды №2, 3
2). Знакомство с творчеством великого композитора.
Константин Георгиевич писал произведения о Родине, о красоте родной природы. Но во многих его произведениях звучала тема искусства.
Сегодня мы прочитаем новеллу «Корзина с еловыми шишками» и познакомимся с великим норвежским композитором Эдвардом Григом.
Слайды №4, 5, 6 на фоне музыки
Эдвард Хагеруп Григ – композитор, пианист и общественный деятель. Его музыка отражает в себе красоты норвежской природы: то величественно-широкой и грандиозной, то серенькой и скромной.
3). Словарная работа.
В тексте нам встретятся незнакомые слова. Давайте обратим на них внимание сейчас.
Слайды №7, 8, 9
Берген – город, где родился композитор.
Дагни Педерсен, Хагеруп – герои произведения.
Портьеры – плотные тяжелые занавеси на окна или двери.
Прачка – работница, занимающаяся стиркой белья.
Ботфорты – высокие кавалерийские сапоги.
4). Первичное восприятие текста (дифференцированный подход).
Комбинированное чтение текста учителя и заранее подготовленных учащихся.
Отрывок со слов: «Сначала она ничего не слышала. Внутри у нее шумела буря.» и до слов: «В наплыве звуков вдруг возник знакомый голос. «Ты – счастье, - говорил он. – Ты – блеск зари!» учитель читает под музыку Э. Грига.
5). Проверка восприятия.
- Какой подарок подарил композитор Дагни?
- Понравился ли ей подарок? Докажите отрывком из произведения.
6). Закрепление полученных знаний.
Самостоятельное повторное чтение текста. Работа по группам. Ребята работают в группах по темпу чтения.
Прочитать текст и ответить на поставленный перед группой вопрос.
Слайд №10
- Какая кукла была у Дагни?
- Что решил подарить девочке э. Григ?
- Как выглядел дом композитора?
- Что представлял себе композитор, когда писал музыку?
- Кто подслушивал композитора, когда он работал?
- Куда поехала Дагни, окончив школу?
- Куда повела Дагни тетушка Магда?
- Что услышала Дагни в посвященной ей музыке?
4. Рефлексия.
Откройте, пожалуйста свои тетради и зарисуйте природу норвежского леса теми красками, которые выражают ваше настроение от этого произведения.
5. Подведение итогов урока.
Учащиеся оценивают работу тех учащихся, которые помогали учителю читать текст, а учитель добавляет оценивание тех учащихся, которые активно работали на уроке.
6. Домашнее задание (дается в зависимости от техники чтения учащихся по выбору самих учащихся).
Слайд №11
1) Чтение по ролям 1 части текста.
2) выразительное чтение 2 части текста.