Современные образовательные технологии как фактор внедрения ФГОС

8.декабря 2015 года. Методический семинар.
Современные образовательные технологии как фактор внедрения ФГОС (Слайд 1-2)

(Слайд 3) В настоящее время в России идёт становление новой системы образования, в связи с этим происходят неизбежные изменения методов и технологий обучения на всех ступенях образования, повышение веса тех из них, которые формируют практические навыки сбора и  анализа информации, самообучения, стимулируют самостоятельную работу учащихся, формируют опыт их ответственного выбора и ответственной деятельности. Все эти аспекты образования особенно актуальны в условиях перехода на новый федеральный образовательный стандарт, главной задачей  которого является формирование личности, которая успешно использует свои знания и навыки для решения разных практических задач,   встречающихся в реальной жизни.  Таким образом, российская  школа сейчас  реализует  новую модель обучения, построенную на основе современных педагогических технологий, другими словами - реализующих принципы личностно-ориентированного  обучения.

(Слайды 4-6) По тексту слайда.

(Слайд 7). Сегодня ценность является не там, где мир воспринимается по схеме знаю - не знаю, умею - не умею, владею - не владею, а где есть тезис ищу - и нахожу, думаю - и узнаю, тренируюсь – и делаю. В свою очередь, иными становятся и задачи учителя - не поучить, а побудить, не оценить, а проанализировать.
Новые ФГОСы четко определили приоритеты общего среднего образования, определив главными задачами школы духовно-нравственное развитие, овладение ключевыми компетенциями и формирование универсальных учебных действий. Перед школой, перед каждым педагогом теперь стоят цели не только обучения, но и в равной мере воспитание, развитие и социализации личности обучающегося.

(Слайд 8) «Одним из важнейших требований общества к образовательной системе является формирование общего деятельностного базиса как системы УУД, определяющих способность личности учиться, познавать, сотрудничать в познании и преобразовании окружающего мира»1. [Фундаментальное ядро содержания общего образования/ под редакцией В.В. Козлова, А.М. Кондакова. М:Просвещение, 2009 – 48с (стандарты нового поколения)]

(Слайд 9). В основе понятия «Педагогическая технология» лежат следующие факторы:
- Социальные преобразования и новое педагогическое мышление.
- Наука – педагогическая, психологическая и др.
- Передовой педагогический опыт.
- Опыт прошлого, отечественный и зарубежный.

(Слайды 10-16)
Определений понятия «Педагогическая технология» достаточно много.

(Слайды 17-19)
Базовые компетентности
Информационная (умение искать, анализировать, преобразовывать, применять информацию для решения проблемы)
Коммуникативная (умение эффективно сотрудничать с другими людьми)
Самоорганизации (умение ставить цели, планировать, ответственно относиться к здоровью, полноценно использовать личностные ресурсы)
Самообразования (готовность конструировать и осуществлять собственную образовательную траекторию на протяжении всей жизни, обеспечивая успешность и конкурентоспособность)

(Слайды 20-21)
Рекомендуемые образовательные технологии (АМО – активные методы обучения).
технология организации самостоятельной деятельности школьников;
Под самостоятельной деятельностью понимается вид познавательной деятельности, в котором предполагается определенный уровень самостоятельности во всех структурных компонентах деятельности – от постановки проблемы до осуществления контроля, самоконтроля и коррекции.
технология организации исследовательской деятельности школьников;
предполагает выполнение учащимися учебных исследовательских задач с заранее неизвестным решением, направленных на создание представлений об объекте под руководством учителя
технология организации проектной деятельности школьников;
Проектная деятельность – последовательная совокупность учебно-познавательных приемов, которые позволяют решить ту или иную проблему в результате самостоятельных действий учащихся с обязательной презентацией результатов.
технология проблемного обучения;
Мышление начинается с проблемной ситуации. (С.Л.Рубинштейн.)
Проблемное обучение - это такая организация учебных занятий, которая предполагает создание под руководством преподавателя проблемных ситуаций и активную самостоятельную деятельность учащихся по их разрешению, в результате чего и происходит творческое овладение профессиональными знаниями, навыками и умениями и развитие мыслительных способностей (Г. К. Селевко).
технологии развития критического мышления;
Цель – развитие интеллектуальных способностей ученика, позволяющих учиться самостоятельно.
Основная идея технологии - создать такую атмосферу чтения, при которой учащиеся совместно с учителем активно работают, сознательно размышляют над процессом обучения, изменяются и познают самих себя. Отслеживают, подтверждают, опровергают или расширяют знания, новые идеи, чувства или мнения об окружающих.
технологии диалогового взаимодействия;
Технологии, в которых чередование разговора двоих и нескольких является необходимым и достаточным условием для организации учебной деятельности, осуществляемой в индивидуальной, парной, групповой и коллективной формах.
технология «Педагогическая мастерская»;
Необычная система обучения, предоставляющая каждому ученику, опираясь на его способности и опыт, возможность реализовать себя в познании, базируется на идеях свободного воспитания и творческого саморазвития личности.
технология кейсов.
Это метод активного проблемно – ситуационного анализа, основанный на обучении путем решения конкретных задач-ситуаций (кейсов). Главное её предназначение – развивать способность разрабатывать проблемы и находить их решение, учиться работать с информацией.

(Слайды 22-23)
Фридриху Дестервегу принадлежат слова:
«Знания в собственном смысле слова сообщить невозможно. Можно их человеку предложить, подсказать, но овладеть ими он должен путем собственной деятельности. Можно наполнить чем-нибудь тело, но ум наполнить нельзя. Он должен самостоятельно все охватить, усвоить, переработать».
А образовательные технологии должны помочь педагогам научить современных школьников учиться.

(Посещение мастер-классов)
Подведение итогов.
Необходимо возобновить практику взаимопосещения уроков с целью более активного применения современных образовательных технологий и обмена опытом.