Урок литературного чтения в 3 классе на тему «К.Паустовский. «Корзина с еловыми шишками»

Тема: К.Г Паустовский «Корзина с еловыми шишками». Обобщение.
Задачи: 1)обобщить знания по произведению К. Паустовского «Корзина с еловыми шишками»,биографические факты из жизни писателя К.Г.Паустовского и композитора Э.Грига;
2) развивать навыки чтения, умение владеть правильной, эмоциональной речью, рассуждать над прочитанным, память, логическое мышление;
3) воспитывать понятие духовных ценностей, дружеские отношения в классном коллективе.
Оборудование: портреты К.Г.Паустовского и Э. Грига, фото-пейзажи времен года, карточки с цитатами из произведения, ребусы, фонограмма «Песня Сольвейг», учебники «Литературное чтение. 3 класс», нарисованная корзина с прорезями, шишки из цветной бумаги с надписями.
Методы: словесный; фронтальный и индивидуальный; групповая работа; работа в парах.
Ход урока.
1. Организационный момент. Создание эмоционального настроя.
- Сегодня на наш урок литературного чтения пришли гости. Давайте поприветствуем их и подарим искорки ваших глаз, улыбки и частички ваших добрых сердец.
(Дети поворачиваются к гостям и декламируют, выполняя определенные движения.)
Здравствуй, солнце золотое!
Здравствуй, небо голубое!
Здравствуйте, друзья мои,
Всех вас рады видеть мы!

2. Актуализация опорных знаний.
- А начнём мы наш урок с литературной разминки. Приготовьтесь быстро отвечать на мои вопросы.
Какой раздел литературного чтения мы изучаем?
С каким последним произведением познакомились?
Кто автор?
Что запомнили из его биографии?
Какие другие произведения К.Паустовского читали?
Какое произведение вам больше всего понравилось?

3. Объявление темы и постановки задач урока.
- Сегодняшний наш урок литературного чтения посвящен произведению К.Г. Паустовского «Корзина с еловыми шишками». Мы вспомним основные моменты этого произведения и постараемся ответить на вопрос «Почему этот рассказ назван «Корзина с еловыми шишками»?

4 Фонетическая разминка.
- Давайте окунёмся в мир природы, которую так любил Паустовский. Попробуйте произнести эти звуки.
Как шумят деревья, качаясь на ветру? (ш-ш-ш)
Капает дождик (кап-кап-кап)
Застучал по крыше сильный дождь (тук-тук-тук)
Шуршит листва под ногами (шур-шур)
Завьюжила метель (вью-у-у)
- Какие времена года вы сейчас представили?
- Какого времени года нет на фотографиях? Почему? (В рассказе «Корзина с еловыми шишками» нет описания весны.)

5. Работа с учебниками – выборочное чтение. Повторение литературных понятий (терминов).
1) – Откройте учебники на стр. 254 и найдите описание осени.
- Какие литературные приёмы использовал автор? (Сравнение и преувеличение)
- Для чего Паустовский их применил? (Чтобы показать хрупкость, большое количество, красоту осенних листьев)
- Какое событие в рассказе произошло осенью? (Встреча композитора с девочкой)
2) - Найдите, как Паустовский описывает зиму? (с. 258)
- Какой литературный приём вы увидели в описании зимы? (Олицетворение кораблей с живыми существами)
- Что произошло в рассказе зимой? (Григ писал музыку для Дагни)
3) - Какое событие происходит летом? (Дагни попадает на концерт симфонической музыки, с. 259)
- Что символизирует лето у Паустовского? (Расцвет всей природы, белые ночи, красоту Дагни)

6. Работа над образами главных героев.
1) Отгадывание ребусов.
- А сейчас отгадайте ребусы и узнаете, о ком мы будем говорить дальше? (В ребусах зашифрованы имена Дагни и Грига.)
- Кто это? (главные герои произведения)
2) Работа в парах.
- Давайте вспомним, как произошла встреча Эдварда Грига и Дагни. Работаем в парах. Просмотрите 1 главу и подготовьте пересказ диалога близко к тексту. Чья пара окажется самой артистичной и точной по содержанию? (Заслушиваются 3-4 пары.)
- Какой мы увидели девочку? А Грига?
3) Работа в группах с цитатами.
- Менялись ли образы главных героев на протяжении всего рассказа? Проверим, как внимательно вы читали рассказ. У каждой группы по 2 цитаты из произведения. Обсудите их, соотнесите с главными героями и объясните своё мнение.
(Спикеры высказывают мнение каждой группы и распределяют цитаты на доске в 2 столбика – слова, относящиеся к Григу и к Дагни. Ловушки - слова тётушки Магды и дядюшки Нильса.)

7. Работа с учебником. «Как Григ писал музыку?»
- Что же произвело на Грига такое впечатление, что он захотел написать музыку для бедной девочки?
- Найдите в тексте и прочитайте, что представлял композитор, когда писал музыку для Дагни? (с.258)
- Какое напутствие он хотел передать Дагни? (Цитата из текста на доске: «Я видел жизнь Она удивительна и прекрасна.»)

8. Арт. терапия.
Релаксация под музыку Э. Грига «Песнь Со
·львейг» (Звучит музыка.)
- Закройте глаза. Сделайте глубокий вдох и выдох. Сядьте удобно. Пусть каждый из вас представит себе, что в вашем сердце распускается нежный, ароматный цветок. Роза, пион, ромашка, гвоздика, всё, что вам нравится. Это ваш цветок. Он принадлежит только вам и заботится о том, чтобы вы были счастливы. Из цветка возникает поток доброго, радостного света. Этот свет насквозь пронизывает всё ваше тело. Представьте себе, что вы, как и ваш цветок, тоже испускаете во все стороны лучи ясного, тёплого света, и этот свет идёт ко всем людям, которые вас окружают. Запомните этот момент. Он должен остаться надолго в вашей памяти. Пусть как можно чаще распускается цветок в вашем сердце. Дарите радость себе и другим людям и будьте счастливы!
- Можете открыть глаза. (Музыка затихает.)
- Кто слушал меня внимательно, тот сможет сказать, какие главные слова я хотела вам передать? (Нужно дарить добро другим людям.)

9. Работа с учебником. «Как подействовала музыка на Дагни.»
- Эдвард Григ написал музыку для Дагни. Прошло 10 лет, и она оказалась на концерте симфонической музыки. Что произошло на концерте? (Объявили, что музыка будет звучать для Дагни Педерсен.)
- Какие картины представила Дагни, слушая музыку Эдварда Грига? (с.261 - зачитывание)
- Найдите в тексте, какое впечатление произвела музыка на Дагни. О чём подумала девушка? (Цитата на доске: «Спасибо за то, что открыли передо мной то прекрасное, чем должен жить человек.»)
- Почему смогли совпасть мысли композитора и девушки, ведь между ними было расстояние в 10 лет? (Великая сила музыки.)

10. Пресс-конференция с героями произведения.
-Хотели бы вы оказаться на месте Дагни и познакомиться со знаменитым композитором, художником, актёром? Представьте, что сегодня вы сможете встретиться с героями этого произведения и его автором. Хотелось бы вам о чём-то спросить их?
-Дома вы должны были придумать вопросы: 1 ряд – к Паустовскому, 2 ряд – к Григу, 3 ряд – к Дагни.
- Закройте глаза и считайте до 5. (К доске выходят 2 мальчика и девочка в образах главных героев, которые будут отвечать на вопросы детей.)
- Откройте глаза. Вы узнали, кто перед вами? (Ребята представляются.) По очереди задавайте свои вопросы. Старайтесь не повторять то, о чем уже говорили сегодня на уроке.
-Давайте поблагодарим наших героев за интересные ответы. Спасибо!

11. Итог урока.
- Итак, вспомните всё, о чём шла речь сегодня на уроке и попробуйте ответить на вопрос «Почему рассказ назван «Корзина с еловыми шишками»?»
- С чем можно сравнить корзину? (с душой человека)
- А чем тогда должны быть наполнены шишки? (качествами человека)
(Дети достают бумажные шишки из корзины и читают на обратной стороне слова «доброта», «щедрость», «любовь» и т.д)
- Наполняйте свои сердца и открывайте души навстречу жизни.

12. Рефлексия. Оценивание.
-Кому было всё понятно на уроке и интересно?
- У кого возникли затруднения?
- Спасибо всем за работу!

Д/з: с. 272 ответить на вопросы по разделу.

Самоанализ урока
литературного чтения в 3 классе.

В классе 28 человек. Класс средний по уровню успеваемости и развитию (1/3 хорошо успевающие ребята).

Подготовительная работа к уроку (погружение в тему).
1. Изучение биографии К.Г.Паустовского в группах, спикеры от каждой группы отвечают на вопросы учащихся, следовательно, большинство учащихся хорошо овладели знаниями о биографии писателя.
2. Прочитать произведения К.Г.Паустовского для детей.
3. Прослушивания музыки Грига «Песня Сольвейг» и «В пещере горного короля».
4. Рисование под музыку Грига.
5. Написание сочинения-миниатюры под музыку.

В структуру урока интегрированы элементы курса «Самопознание» и «Метод критического мышления».

Самопознание
Приветствие гостей «Рады мы».
Релаксация по музыку Эд. Грига.
Утверждение в повседневной жизни
духовных ценностей, нравственных норм.
Инсценировка диалогов для более эффективной эмоциональной ценности сопереживания литературным героям.
Критическое мышление
Анализ и синтез.
Понимание содержания произведения - учиться ставить вопросы и отвечать на них.


Структура урока выстроена с логическим переходом одного этапа в другой. Подведён итог урока, объяснено домашнее задание. Урок закончен вовремя.

Использована фронтальная работа, работа в парах, в группах, индивидуальная (герои произведения). Все этапы урока работали на поиск ответов на поставленный перед учащимися проблемный вопрос – почему Паустовский именно так назвал свое произведение.
Ребята смогли сами прийти к сравнению корзины с шишками - с сердцем, наполненным душевными качествами.