Обобщение изученного материала по теме «Обособленные члены предложения»

МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ УРОКА.
ТЕМА УРОКА: Обобщение изученного материала по теме «Обособленные члены предложения»
ТИП УРОКА: Урок комплексного применения знаний, умений и навыков учащихся.
ЦЕЛИ УРОКА:
1. ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ:
обобщение и систематизация сведений об обособлении второстепенных членов предложения;
совершенствование умения применять полученные знания на практике.
2. ВОСПИТАТЕЛЬНЫЕ:
воспитание любви к русскому языку,
воспитание сознательной дисциплины,
формирование навыков контроля и самоконтроля,
активизация познавательной деятельности в коллективе и формирование навыков сотрудничества в решении поисковых задач.
3. РАЗВИВАЮЩИЕ:
развитие умения логически излагать свои мысли, используя литературный язык;
развитие умения аргументировать, доказывать;
развитие умения слушания и распределения внимания во время слушания;
развитие умения задавать уточняющие вопросы;
развитие умения применять полученные знания в нестандартных ситуациях;
развития умения выделять главное, сравнивать, обобщать;
развитие абстрактного и наглядно-образного мышления.


ОБОРУДОВАНИЕ УРОКА (СРЕДСТВА ОБУЧЕНИЯ):
Две доски, одна из которых магнитная.
Опорные схемы.
Карточки
На рабочем столе учащихся: учебник, тетради, ручки.
Персональный компьютер, ученические.
Мультимедийный проектор
СТРУКТУРА УРОКА:
I. Организационный этап.
II. Этап проверки домашнего задания.
III. Словарная работа.
IV. Актуализация знаний.
V.Этап обобщения и систематизации знаний.
VI. Подведение итогов урока.
VII. Этап информации учащихся о домашнем задании, инструктаж по его выполнению.
МЕТОДЫ КОНТРОЛЯ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ НА ДАННОМ УРОКЕ:
Устный и письменный.
Фронтальный, групповой, индивидуальный.
Итоговый контроль





I. Организационный момент.
- Добрый день, ребята. Пожалуйста, займите свои места. Давайте улыбнёмся друг другу и начнём наш урок. /Записывается в тетрадях число и словарная работа./
II. Проверка домашнего задания. /Учащиеся заполняли индивидуальные таблицы./
Доклад консультантов о выполнении домашнего задания.

III. Словарная разминка.
- Сделайте морфемный разбор слова «обособленный».
- Найдите исходное слово. /Особь/
- Посмотрите его значение в словаре. /Особь, -и, ж. Каждый отдельный, самостоятельно существующий организм; индивидуум. Человеческая особь /
- Подберите однокоренные слова. /Обособленный, обособление, обособленность /
- Как вы понимаете значение слова «обособленный»?
- Вот какое толкование даётся в Словаре русского языка.
Слайд
/Обособленный, -ая, -ое. 1. Прич. страд. прош. от обособить. 2. в знач. прил. Расположенный отдельно от других, стоящий особняком. // Изолированный, отдельный (о помещении). 3. в знач. прил. Грамм. Являющийся относительно самостоятельной (по интонации и отношению к другим членам предложения) составной частью предложения. Обособленное определение./
- Какое лексическое значение нам ближе? /3/
- Составьте словосочетания с этим словом. /Обособленное определение, обособленное приложение, обособленное дополнение, обособленное обстоятельство/
IV. Актуализация знаний.
- Совершенствовать знания, умения и навыки письменной и устной речи – это наша с вами цель. Согласитесь, о человеке мы судим прежде всего по его речи. Каждому, кто является носителем русского языка, кто хочет владеть им на высоком уровне необходимо: учиться правильной литературной речи – литературному произношению, ударению, точному выбору слова и его формы, построению словосочетаний и предложений.
Слайд.
- Что общего и чем различаются данные предложения? /Общее - осложнённые; различное – разные виды осложнения./ Перепишите предложения, расставив знаки препинания.


Взаимопроверка. /Учащиеся обмениваются тетрадями и проверяют по слайду./
V.Этап обобщения и систематизации знаний.
- На предыдущих уроках мы подробно говорили о случаях обособления второстепенных членов предложения. Настало время подвести итог, обобщить изученный материал.
Слайд
- Обратите внимание, нет вопросительного знака. Предложение утвердительное. А это значит , я знаю и хочу рассказать.





- Любая деятельность имеет цели.
Слайд. Цели.


- Чем отличаются данные предложения? Слайд

/Ребята указывают, что обособленные члены предложения выделяются интонацией, чем подчёркивается их особое значение среди других второстепенных членов как средства усиления выразительности речи. В художественной речи особенно экспрессивно значимы обособленные определения. Обычно они используются как выразительный прием. Обособленные определения, выраженные причастными оборотами, служат одновременно и более «экономным», по сравнению с придаточным предложением, способом выражения./
Работа с опорным материалом.
- Объясните условия обособления. /Ответ учащихся по опорным схемам./

Слайд.
- Вставьте пропущенные буквы и знаки препинания. Определите, какой частью речи выражены определения. /Работа по вариантам. Комментарий учащегося./
1. Напрасно в бешенстве порой я рвал отчаяНной рукой терновник, спутаННый плющОм (Л.).
2. Гонимы вешними лучами, с окрес..ных гор уже снега Сбежали мутными ручьями на потоплеННые луга (П.).

1. Вдруг вся степь всколыхнулась и, охвачеННая ослепительно голубым светом, раСширилась (М. Г.).
2. УтомлеННый хоДьбой по болоту, забрел я в сарай и заснул глубоко (Т.).

Слайд.
- Укажите номера предложений, в которых необходимо обособить согласованное определение.

1. Была белая ночь, облачная и тихая (Вер.).
2. Холодный ветер, резкий и упорный, кидает нас и тяжело грести (Бун.).
3. Мы все взошли на скрипучий дощатый паром (Кор.).
4. Ее вопросы, громкие и ясные, как будто разбудили людей (М.Г.)
5. Было раннее октябрьское утро, серое, холодное, темное (Ч.).
6. Старинный парк, угрюмый и строгий, тянулся на целую версту от дома (Кор.).
7. В сером небе стояли ватные сухие облака. (Пауст.).

Продолжи предложения /ответ подтверждается примером/:
1. Несогласованное определение может быть выражено
2. Если несогласованное определение относится к личному местоимению, то
3. Если перед определяемым словом есть согласованное определение, то
4. Если определяемым словом является имя собственное, то
Работа с сигнальными карточками.
- У вас на партах сигнальные карточки двух типов: со знаками «+», «-» и зелёного и красного цветов.
- Прослушав предложение, определите, какое в нём определение, и покажите согласованное определение – красной карточкой, несогласованное – зелёной карточкой; если оно обособляется – поднимите знак «+», если не обособляется – поднимите знак
«-». То есть вы должны сразу поднимать по две карточки.
1. Потом пришла весна, яркая, солнечная. (М.Г.) («+», красная.)
2. Вышедший рано отряд прошёл уже четыре версты. (Л.Т.) («-», красная.)
3. Сегодня она, в новом голубом капоте, была особенно молода и внушительно красива. (М.Г.) («+», зелёная.)
4. В кухне молодая женщина, в платочке и калошах на босу ногу, стояла на подоконнике и мыла окно. (В.П.) («+», зелёная.)
- Как называется определение, выраженное существительным?
Работа у доски и в тетрадях. Слайд.

- Укажите речевые недочёты в предложениях. Как их можно исправить с помощью приложения?
/Из двух предложений составить одно, сделав сказуемое второго предложения приложением.
Образец. С парохода была видна Ялта. Ялтабольшой и красивый порт на Чёрном море. С парохода была видна
Ялта большой и красивый порт на Чёрном море./
1) Ученик вслух читал „Бородино". „Бородино" стихотворение М. Ю. Лермонтова.
2) Ученики составляли характеристику Тараса Бульбы. Тарас Бульба герой повести Н. В. Гоголя.

Слайд.
ТЕСТ. Отметьте предложения, в которых ставится запятая.
1. Ухаживала за мной одна девушка полька.
2. Ему на подмогу приставлен его же внук Вася мальчик лет двенадцати.
3. Он зашёл к своим знакомым, но застал дома лишь сестру хозяйки семнадцатилетнюю Валю.
4. По причинам, о которых не время теперь говорить подробно, я должен был поступить в лакеи к одному петербургскому чиновнику по фамилии Орлов.
5. Она первым делом отправилась в ссудную кассу и заложила там кольцо с бирюзой единственную свою драгоценность.

Слайд.
- Может ли приложение выступать как синтаксическое средство выразительности речи?
- Что общего вы заметили в содержании этих строк? /Сравнение./
- Чем выражено сравнение в первом предложении? /Сравнительным оборотом./ А во втором? Сделайте вывод.
/Приложение может содержать в себе оттенок сравнения. Или: сравнение может быть выражено при помощи приложения./

- Может ли приложение использоваться в официально-деловом стиле речи? /Расписка, доверенность, заявление, автобиография./

Слайд.

- Верно ли написана расписка? Перепишите в исправленном виде.
- В чём особенность официально-делового стиля речи?
- подчеркнутая объективность, сдержанность (о деловых бумагах говорят - "составляются");
- точность и компактность изложения любой информации;
- бесстрастность, отсутствие субъективной оценки;
- наличие стереотипных языковых средств-штампов.
Официально-деловой стиль не допускает использования просторечных и диалектных слов, эмоционально-оценочных слов и выражений.
Расписка - документ, подтверждающий получение чего-либо.
Расписка.
Мною получено у библиотекаря Кислинской О.С. орфоэпический словарь (под ред. Р.И. Аванесова) и толковый словаьй (автор С. И. Ожегов). Обязуюсь вернуть через два дня.
Консультант Биктякова С.
Слайд.
- Назовите дополнения в этих предложениях и слово, к которому они относятся.
- Как видите, никаких знаков препинания внутри предложения нет, так как связь между дополнением и главным словом достаточно прочна. Но как только у дополнения появляется оттенок добавочного значения уточнения, расширения информации, оно сразу же утрачивает тесную связь и обособляется. /Открывается вторая часть./ Какие дополнительные оттенки значения появились в каждом предложении? /Дополнительной информации, уточнения, исключения./
- В чём особенность обособления дополнений? /Ответ учащегося. Рецензия./

Слайд.
- Работа по вариантам. С помощью схем объясните постановку знаков препинания.
Предложение №5 для синтаксического разбора.







Слайд. Лингвистичекая разминка.
Стихотворение А.С. Пушкина «Узник» известно не только в России, но и за ее пределами. А сам А.С. Пушкин известен как ярый ценитель, хранитель русского языка, что и передавал он в своих произведениях. Но не каждый иностранец в совершенстве владеет русским языком. Это зачастую приводит к ошибкам. Исправьте подобную ошибку, допущенную в чтении стихотворения «Узник»:
- Определите вид глагола махать.
- Какого вида должно быть деепричастие, образованное от этого глагола?
Творческий диктант
Образуйте от глаголов неопределенной формы деепричастия.
На прибрежной иве снова заворковали горлинки, (встречать) день.
Старая утка поплыла вдаль залива, испуганно (оглядываться) и тревожными криками (подзывать) к себе утят.
Выводы: - Какие признаки объединяют в себе деепричастия?
- Каким членом предложения является деепричастный оборот?
- Как образование деепричастия зависит от исходного слова?
- О чём надо помнить, для того чтобы избежать ошибок в построении предложений с деепричастными оборотами?
Слайд.

* Глагол-сказуемое и деепричастие не должны обозначать действия разных предметов и лиц. Например: Подъезжая к станции, у меня с головы слетела шляпа./Комический эффект/
* Нельзя допускать разнобой в употреблении видов деепричастий: Сделав работу и думая о завтрашнем дне, он предвкушал удачу.
* Деепричастный оборот не может быть употреблен, если предложение выражено страдательной конструкцией: Поднявшись вверх по Волге, баржа будет разгружена на причалах Саратова и Нижнего Новгорода.
* Деепричастный оборот не может быть употреблен в безличном предложении, в котором подлежащее логически выражено: Подходя к лесу, мне стало холодно.



Задание на резерв.
ТЕСТ. Выберите правильные варианты. Проанализируйте употребление деепричастий.
1. Все изложение в книге сделано предельно коротко, учитывая бюджет времени студента. 2. Зайдя в машинное отделение, меня обдало жаром. 3. Подъехав к терминалу, состав разгрузят за короткое время. 4. Читая статью, я всегда делаю выписки. 5. Подводя итоги прений, председатель собрания отметил общность взглядов докладчика и участников совещания. 6. Переходя через рельсы, стрелочника оглушил неожиданный свисток паровоза. 7. Приходилось работать в трудных условиях, не имея в течение многих недель ни одного свободного дня. 8. Уезжая из родного города, мне стало грустно. 9. Пользуясь этими средствами защиты, ваши руки останутся невредимыми. 10. Выступая на судебном разбирательстве в качестве свидетеля, у меня даже руки начали дрожать.
Ответы: 4, 7.

Слайд. Фразеологическая минутка
Укажите верное толкование фразеологизма (2 ученика работают на скрытых досках, остальные - в тетрадях):
Составьте с одним из них предложение. Каким членом предложения они являются?

Слайд. Найди пару
Подставьте предлоги так, чтобы предложение имело смысл.

- Проследите, как оформляются пунктуационно сочетания этих предлогов с существительными. (Обособляются.)
- Каким членом предложения являются эти сочетания? (Обстоятельством.)
VI. Подведение итогов урока.
- Продолжите предложение. Я знаю /высказывания учащихся /
- И в заключение предлагаю выполнить тест. Каждый выполняет тест за компьютером. Оценки выставляются в журнал.
VII. Этап информации учащихся о домашнем задании, инструктаж по его выполнению.
- Следующий урок будет посвящён повторению слитного, раздельного и дефисного написания слов. Повторите правила. Письменно выполните упражнение 504, с. 226 учебника «Практика».





























Батерякова Н.Ш.
учитель русского языка и литературы

13 EMBED PowerPoint.Slide.8 1415

13 EMBED PowerPoint.Slide.8 1415

13 EMBED PowerPoint.Slide.8 1415

13 EMBED PowerPoint.Slide.8 1415

13 EMBED PowerPoint.Slide.8 1415

13 EMBED PowerPoint.Slide.8 1415

13 EMBED PowerPoint.Slide.8 1415

13 EMBED PowerPoint.Slide.8 1415

13 EMBED PowerPoint.Slide.8 1415

13 EMBED PowerPoint.Slide.8 1415

13 EMBED PowerPoint.Slide.8 1415

13 EMBED PowerPoint.Slide.8 1415

13 EMBED PowerPoint.Slide.8 1415

13 EMBED PowerPoint.Slide.8 1415

13 EMBED PowerPoint.Slide.8 1415

13 EMBED PowerPoint.Slide.8 1415

13 EMBED PowerPoint.Slide.8 1415




Root Entry я
· я
·, подобные низкому дыму, быстро 14 я
·неслись со стороны моря.* я
·Облака быстро неслись со стороны  я
·моря. Они были подобны низкому дыму.4 я
·Облака, которые были подобны низкому  я
·дыму, быстро неслись со стороны моря.Current UserPowerPoint Document  я
·¦ , 13¦ ¦  я
·ая, '  я
·¦  Прич. страд. прош. от обособить. ¦  в знач. прил. Расположенный отдельно  от других, стоящий особняком. //  Изолированный, отдельный (о помещении). 2¦  в знач. прил. Грамм. Являющийся % относительно самостоятельной (по  интонации и отношению к другим членам ' предложения) составной частью &  Словарь русского языка: в 4¦ ¦ ¦  х томах;  Под ред. А.П.Евгеньевой.$Current UserPowerPoint Document Обособленный, -ая, -ое.
1. Прич. страд. прош. от обособить.
2. в знач. прил. Расположенный отдельно от других, стоящий особняком. // Изолированный, отдельный (о помещении).
3. в знач. прил. Грамм. Являющийся относительно самостоятельной (по интонации и отношению к другим членам предложения) составной частью предложения.

Словарь русского языка: в 4-х томах;
Под ред. А.П.Евгеньевой.Образец заголовкаОбразец текста
Второй уровень
Третий уровень
Четвертый уровень
Пятый уровеньОформление по умолчанию