Урок литературного чтения по теме: К.Паустовский. «Корзина с еловыми шишками»

Муниципальное общеобразовательное учреждение
«Воскресенская средняя общеобразовательная школа»




Урок литературного чтения
по теме:

К.Паустовский. «Корзина с еловыми шишками»
3класс



Составила:
Кузнецова Галина Николаевна
учитель начальных классов
первая квалификационная категория















Цели урока: знакомство уч-ся с творчеством русского писателя К. Паустовского и норвежского композитора Э. Грига; познакомить с идейным смыслом рассказа «Корзина с еловыми шишками» К. Паустовского; провести анализ данного произведения.
Задачи урока:
Образовательные: продолжить знакомство уч-ся с творчеством русского писателя К. Паустовского и норвежского композитора Э. Грига; познакомить детей с рассказом «Корзина с еловыми шишками» К. Паустовского, его идейно- смысловым и художественным содержанием; продолжить работу над совершенствованием навыка чтения; правильность, беглостью, осознанностью и выразительностью; продолжить работу над выработкой хорошей дикции; формировать читательские умения у детей при работе с текстом.
Развивающие: развивать устную речь уч-ся; формировать читательскую самостоятельность; учить быть наблюдательными, открывать красоту в природе , учить понимать её, бережно относиться ко всему живом; ,видеть необычное в обычном; показать учащимся ,что вся красота окружающего мира может быть выражена в музыке, в произведениях русских классиков;
Воспитательные :воспитание интереса к миру детской художественной литературы ;воспитание взаимоуважения, взаимовыручки.



Оформление доски: портрет писателя, тема, вопросы, скороговорка,
фотостенд К. Паустовского, Э. Грига;
Оборудование:
-..Григ, « Пётр Гюнт», сюита №1 «Утро» (аудиозапись)
.- Выставка книг К. Паустовского.
- модули для каждого учащегося;
- карточки «Проверь себя»
- карточки с текстами для замера скорости чтения
- контрольные карточки
- карточки с домашним заданием
- цветные сигналы.











Оформление доски к уроку.



К.Паустовский. «Корзина с еловыми шишками»

(

Фото-стенд
К.Паустовский.
(открытки)
Фото-стенд
Э.Грига




Портреты















Скороговорка
Перепел перепёлку и перепелят
в перелеске прятал от ребят




М-1 (II- 1,2)
1 в. Стр. ()
2 в. Стр. (.)


М-2 (вопросы) М-3 (дополнительные задания)


1. Определи тему рассказа
2. Какова основная мысль?
3. Сколько частей в рассказе?
4. Какая часть основная?











МОДУЛЬ № 1


I. Цель – научиться чётко произносить звуки, читать целыми словами.
Освоение данного модуля поможет развить зрительную память, внимание, речь, расширит словарный запас.


Подготовься к речевой разминке
Звуковая разминка. (Скороговорка.) (Смотри на доску.)

Перепел перепёлку и перепелят
В перелеске прятал от ребят.

-Прочитать скороговорку медленно, затем с ускорением.
- С вопросительной интонацией.
-С восклицательной.
-С сердитой.
-С весёлой.
- А сейчас быстро, очень быстро.
Работа в паре
Открой учебник на странице (1 в.-; 2 в.-на доске.)
Прочитай соседу со слов___________________
_______, кончая словами ___________________
его и поставь оценку --------------------


Расскажи, о чём прочитал.
Вспомни, что называется диалогом и авторской речью.
Прочти только диалог на странице
Ответь на вопросы к тексту на стр.
Оцени себя, выслушай оценку товарища, поблагодари

III. Цель - подвести итоги.
Прими участие в общеклассной беседе.
Как подготовился к уроку? (Приготовь сигналы: красный - «5», зеленый - «4», желтый - «3»).
Над чем еще надо работать?
Какие качества характера надо в себе воспитывать (терпеливость, настойчивость, упорство, )?


Прослушай сообщения учителя, прими участие в беседе. (Слушай рассказ учителя).

Рассказ учителя
К.Паустовский.
С некоторыми произведениями замечательного русского писателя мы знакомились.
- Назовите, какие рассказы помните?
Сегодня мы познакомимся с рассказом К. Паустовского «Корзина с еловыми шишками» Но сначала я расскажу вам немного из жизни К. Паустовского .
Паустовский родился в 1892 году в Москве в семье железнодорожного служащего. Уже в школьные годы ему пришлось самому зарабатывать на хлеб. Ему приходилось заниматься различной работой.
С 1921 года Паустовский работает литературным сотрудником в различных газетах и журналах. Начал писать Паустовский рано.Первые его рассказы напечатали в 1911 году.
Любовь к Родине, к необычным просторам России, к людям отразилась в произведениях Паустовского.
И рядом с темой Родины во многих произведениях зазвучала тема искусства. В новелле «Корзина с еловыми шишками»-картина из жизни композитора Грига.
Эвард Григ-(1843-1907).Великий норвежский композитор ,пианист , дирижёр, общественный деятель.
Послушайте музыку Э.Грига. Сюита «Утро»
Звучит музыка,учитель читает рассказ К. Паустовского «Корзина с еловыми шишками».
II. Цель - научиться воспринимать и перерабатывать содержание материала.
Знакомство с рассказом К. Паустовского «Корзина с еловыми шишками»
1. Открой учебник на странице
2. Чтение-спринт начни по команде учителя «Начали!», но сначала прочти памятку.
Памятка.
Плотно сожми губы и зубы.
Читай только глазами.
Читай как можно быстрей, читай всё.
Ответь на вопросы после команды «Стоп!».
(вопросы на доске).
Продолжи чтение текста шепотом. Непонятные слова подчеркни.
4. Закончи отвечать на вопросы. (вопросы на доске)
Работай в паре.
Обсуди ответы с товарищем, посоветуйся.
Спроси о значении непонятных слов.
Проверь свои ответы по карточкам «Проверь себя».
Поблагодари за работу.
III. Цель- подвести итоги.
Прими участие в общеклассной беседе.
Все ли понятно?
Сделай вывод: необходимо ли еще раз прочитать рассказ?

Физминутка.



Проверь себя.

Ответы на вопросы (модуль № 2, II).

II. Цель - проверить свои навыки: осознанность, выразительность чтения.
Работай в паре.
1.Расскажи, о чём прочитал.
2.Вспомни, что называется диалогом и авторской речью.
3.Прочти только диалог на странице
4.Ответь на вопросы к тексту :
–О чём разговаривали Эдвард Григ и восьмилетняя Дагни,
встретившись в осеннем лесу?
-Какой подарок решил сделать для Дагни композитор?
-Прочитай отрывок о том, как Григ писал музыку для Дагни.
-Почему он считал себя счастливым человеком? Что делало его таким?
- Какая главная мысль заключена в этих словах?
-Всегда ли окружающие вас люди думают так же, как Григ, что
гораздо приятнее отдавать, чем брать?
-Встречались ли вам люди ,которые охотно давали, дарили хорошее настроение, улыбку?
-Расскажи,.как Дагни получила обещанный подарок?
-Какие качества характера надо в себе воспитывать?



Оцени себя, выслушай оценку товарища, поблагодари
его и поставь оценку --------------------























МОДУЛЬ № 3

I. Цель – научить читать бегло.

Освоение данного модуля поможет тебе более быстро читать книги, газеты, журналы, титры в кино, по телевизору.

Подготовиться к выполнению интенсивного упражнения в навыках беглости
(Сядь в группу для работы).

1группа - описание осени
2группа - описание леса
3 группа- описание зимы

1. Чтение за диктором (вполголоса).
2. Чтение под ритмический стук (1 мин).
3. Чтение в парах (по 1 мин).
4. Чтение с убыстрением (1 мин).
5. Чтение в темпе скороговорки (1 мин).
6. Замер скорости чтения (по 1 мин).
Выслушай замечания соседа и запиши результат

сл.

ош.


Поблагодари товарища за работу.

II. Цель – подвести итоги.
Прими участие в общеклассной беседе.
1. Оцени свое чтение.



Смотри нормы:
«5» - 65-70 слов и более, без ошибок;
«4» - 60-64 слов и 1, 2 ошибки;
«3» -50-59 слов и 3-5 ошибок.
2. Сделай вывод.
Прочитай цель модуля.
Достиг ли цели?
Если цели не достиг, вернись к этой работе дома.

Физминутка.












МОДУЛЬ № 4

I. Цель - проверить свои знания, как понял содержание рассказа.
Освоение этого модуля поможет тебе в обращении с людьми, будет способствовать развитию речи.

1. Выбери контрольную карточку с заданием по своим возможностям.
1 карточка – желтый сигнал;
2 карточка – зеленый сигнал;
3 карточка – красный сигнал.
2. Прими участие в обсуждении задания в группе.
3. Приготовься рассказать по карточке (по плану).
(Говори уверенно, красиво, грамотно).
Выслушай замечания по своему выступлению и оценку. Поставь оценку


Поблагодари товарищей за совместную работу.

II. Цель – подвести итоги.
Подготовь сигнал:
красный – «5»;
зеленый – «4»;
желтый – «3».
Все ли время на уроке для тебя было полезно?
Чему научился?
Если что-то не получилось – не огорчайся.

III. Выбери домашнее задание. Оно на карточке. Первое задание одинаковое для всех.
Вторые немного отличаются.
Спасибо за работу на уроке.

Физминутка.


К/карточка 1. (Модуль № 4, II) зелёный

Задание:

Какие приёмы использовал писатель в описании природы? Выпиши:
Олицетворения-
_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Метафоры-

Сравнения-______________________________________________________________________________________________________________________________
К/карточка 2. (Модуль № 4, II) жёлтый

Задание:
Подтверди словами из рассказа К. Паустовского «Корзина с еловыми шишками» следующие высказывания:
-К.Паустовский учит нас любить природу;
-быть наблюдательным;
- видеть в обычном необычное;
-быть добрым;
-другим важным человеческим качествам, которые так необходимы в жизни.

К/карточка 3. (Модуль № 4, II) красный

Задание:
Составь (устно) диафильм к рассказу К. Паустовского «Корзина с еловыми шишками»
Абзацы помогут тебе представить кадры и выбрать к ним слова.



Домашнее задание.
I вариант.

Рассказать близко к тексту описание осени



Домашнее задание.


II вариант.

Рассказать близко к тексту описание зимы.
Научиться выразительно читать рассказ.



Заголовок 2 Заголовок 315