Воспитательное мероприятие по правилам дорожного движения БЕЗОПАСНОЕ ПОВЕДЕНИЕ НА ДОРОГАХ


Тема. Безопасность на дорогах.

Цель: формировать знания о городских и сельских улицах, дорожной разметке, о видах дорожных знаков, о дорожных знаках для пешеходов; развивать память, мышление; воспитывать ответственность, наблюдательность.
Оборудование: иллюстрации, изображение дорожных знаков; рабочая тетрадь.
ХОД УРОКА
I. ОРГАНИЗАЦИЯ КЛАССА

II. АКТУАЛИЗАЦИЯ ОПОРНЫХ ЗНАНИЙ УЧАЩИХСЯ
Беседа.
Какие правила поведения во время эвакуации вы знаете?
Расскажите правила поведения в классе, в столовой, на перемене, школьном дворе.
III. МОТИВАЦИЯ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Как вы думаете, секунда это много или мало?
Для пешехода это очень мало. За секунду он сделает один шаг. А для машины?
Известно ли вам, что машина, которая едет со скоростью 60 км/ч, только за секунду проезжает больше 16 м? Даже если водитель резко затормозит, машина не сможет остановиться сразу, она проедет еще несколько метров.
Как вы думаете, что в этом случае может произойти с неосторожным пешеходом?
IV . СООБЩЕНИЕ ТЕМЫ УРОКА
V. ПЕРВИЧНОЕ ВОСПРИЯТИЕ И ОСМЫСЛЕНИЕ МАТЕРИАЛА

[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть картинку ]

1. Слово учителя.
Дорожные знаки существуют во избежание несчастных случаев на дорогах. Дорожные знаки и правила движения одинаковы во всем мире. Лишь в Великобритании они кое-чем отличаются: там левостороннее движение.
Места безопасного перехода дороги обозначены специальным дорожным знаком «Пешеходный переход» и разметкой на дороге «зеброй».

[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть картинку ]

Для безопасного перехода автомобильных трасс строят подземные и надземные переходы, обозначенные специальными знаками. (Учитель демонстрирует изображение соответствующих знаков.)

[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть картинку ] [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть картинку ]

Прежде чем переходить дорогу, посмотрите сначала налево, а дойдя до середины дороги направо.
Если вдоль дороги нет тротуара, нужно идти по обочине навстречу транспорту.

[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть картинку ]

При наличии светофора или регулировщика переходите улицу только по их сигналам: зеленый свет «движение разрешено», желтый «внимание», красный «движение запрещено».
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть картинку ]

Есть два вида светофоров для водителей и пешеходов и только для пешеходов.
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть картинку ]
ЗАПОМНИТЕ!
В темное время суток будьте особенно внимательны: водитель должен вас видеть на проезжей части или обочине.
Не переходите проезжую часть, если по ней движется машина с включенными синими маячками и специальным звуковым сигналом. Также нельзя переходить скоростную дорогу.
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть картинку ]

Организованные группы детей разрешается вести только по тротуарам и пешеходным дорожками, а если их нет по обочине дороги, но только в светлое время суток в сопровождении взрослых.
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть картинку ]

Во время движения пешеходов по тротуарам или проезжей части необходимо правильно выбирать безопасное расстояние от транспортного потока.


2. Знакомство с дорожными знаками.
А теперь познакомимся с некоторыми дорожными знаками.
Знак «Осторожно!» изображается в виде белого треугольника с рисунком, обведенным красным ободком.


Существуют знаки, которые говорят: «Запрещено!». Их изображают в красных кружках или в кружках с красным ободком. Они называются запрещащие знаки.
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть картинку ] [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть картинку ] [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть картинку ]

А вот информационные указатели это голубые квадраты, на которых нарисованы подсказки: «Здесь пешеходный переход», «Здесь автобусная остановка».
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть картинку ] [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть картинку ] [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть картинку ] [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть картинку ]
(Учитель во время рассказа демонстрирует изображения соответствующих дорожных знаков.)

Еще есть предупреждающие знаки
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть картинку ] [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть картинку ][ Cкачайте файл, чтобы посмотреть картинку ][ Cкачайте файл, чтобы посмотреть картинку ]

и знаки сервиса

[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть картинку ]

Расстояние, которое проезжает машина после того, как водитель затормозил, называется тормозным путем. Никогда не надейтесь на то, что водитель успеет затормозить, если вы переходите дорогу, нарушая правила дорожного движения. Остановить транспорт мгновенно просто невозможно!

[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть картинку ] [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть картинку ]

Переходя дорогу, нельзя разговаривать, читать, говорить по телефону или баловаться. Необходимо соблюдать определенные правила поведения.
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть картинку ]
Опасные ситуации на дорогах могут создавать велосипедисты. Поэтому детям до 14 лет запрещено ездить на велосипеде по автомобильным трассам. Для этого существуют специальные велосипедные дорожки, не предназначенные для катания на роликах.
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть картинку ]
3. Беседа.
Как нужно обходить трамвай? А как автобус, троллейбус?
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть картинку ] [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть картинку ]
Как нужно заходить в общественный транспорт?
4. Составление памятки.
Правила поведения в общественном транспорте
Ожидать транспорт нужно только на остановках, обозначенных специальными указателями, не выходя на проезжую часть.
Садитесь в автобус, трамвай, троллейбус только после полной их остановки. Посадка осуществляется через задние двери, а высадка через передние.
Нельзя запрыгивать в транспорт на ходу, стоять на подножках.
Войдя в салон, нужно пройти на середину, не останавливаясь у дверей.
Нельзя шуметь, громко разговаривать, выглядывать из окна.
Выходить из транспорта нужно только после его окончательной остановки.
Автобус или троллейбус нужно обходить сзади, трамвай спереди.

5. Отгадывание загадок.

Я по городу иду,
Я в беду не попаду.
Потому что твердо знаю:
Правила я выполняю.
(Пешеход.)

Полосатые лошадки
Поперек дорог легли
Все авто остановились,
Если здесь проходим мы.
(Пешеходная разметка «зебра».)


Все водителю расскажет,
Скорость верную укажет,
У дороги, как маяк,
Добрый друг
(дорожный знак.)



Три моих волшебных глаза
Управляют всеми сразу.
Я моргну пойдут машины,
Встанут женщины, мужчины.
Отвечайте вместе, хором,
Как зовусь я? (Светофором.)

6. Физкультминутка.
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть картинку ]

7. Работа в парах.
Напишите причины опасных ситуаций на улице.
Примеры ответов детей:
а) игры на дорогах;
б) переход улицы в неотведенном месте;
в) катание на велосипеде по автомобильным дорогам;
г) неправильный обход транспорта;
д) несоблюдение правил для пешеходов или водителей;
VI. ОБОБЩЕНИЕ И СИСТЕМАТИЗАЦИЯ ЗНАНИЙ
Чтение статьи «Безопасность на дорогах».
2. Беседа.

Как обозначаются пешеходные переходы? (Знаком и разметкой «зебра».)
Как нужно передвигаться по тротуару? (Держаться правой стороны.)
Где на проезжей части можно переждать поток машин, если не успел перейти дорогу? (На «островке безопасности».)
Как необходимо обходить автобус, троллейбус, автомобиль? (Сзади.)
Как трамвай? (Спереди.)
Как должен двигаться пешеход в загородной зоне, где нет тротуара? (Навстречу транспорту по обочине.)
А как нужно вести себя в транспорте? (Нельзя бегать, выглядывать из окон, кричать, громко разговаривать, толкать других пассажиров. Нужно уступать место пассажирам с детьми, инвалидам, больным, пожилым людям.)
С какого возраста разрешено ездить на велосипеде по дороге? (С 14 лет.)
Где можно переходить дорогу? (По пешеходным переходам, на перекрестках.)
Почему нельзя играть около дороги или на дороге? (Это опасно для жизни.) (Дети должны уточнить, чем именно.)
Почему нельзя перебегать дорогу перед транспортом? (Можно упасть, а водитель не сможет быстро затормозить, особенно когда дорога мокрая или скользкая.)
Что такое тормозной путь? (Это путь, который проходит автомобиль с момента торможения до полной остановки.)
Какие бывают дороги?
Какие бывают дорожные знаки для пешеходов?
Из чего состоит дорожная разметка?
3. Слово учителя.
- Несоблюдение правил дорожного движения на улицах и дорогах приводит к авариям и смертям людей. На дорогах погибает около 250 000 человек в год. Это происходит потому, что многие из них плохо знают правила дорожного движения или не всегда их соблюдают, забывают о дорожных знаках, светофорах, играют возле дорог.

4. Работа в группах.

- Нарисуйте дорожные знаки:
1 группа – предупреждающие;
2 группа – запрещающие;
3 группа – предписывающие;
4 группа – знаки сервиса.
Какие еще дорожные знаки вы знаете?
О чем они сообщают?
Нужно ли пешеходам знать дорожные знаки?
VII. ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ УРОКА
Беседа.
О чем мы сегодня говорили?
Какой вывод вы для себя сделали?
Где можно переходить дорогу?
Как необходимо обходить автобус, троллейбус, трамвай, автомобиль?
Можно ли в вашем возрасте выезжать на дорогу на велосипеде? А с какого возраста можно?
Как нужно вести себя в транспорте?
VIII. ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ
- Выполнить рисунок, который изображает опасную ситуацию на дороге.