Воспитательное мероприятие-конкурс на тему Правила этикета


Одним из важнейших факторов нравственного самосовершенствования личности является владение основами этики – науки о морали. Изучение теории морали способствует пробуждению морального сознания личнос ти, развивает способность к самоконтролю и сознательному выбору нравственной позиции, формирует чувство собственного достоинс тва и личной ответственности человека, помогает формированию правильного понимания цели и смысла жизни. Человеку многое надо знать: и на каком расстоянии надо находиться, когда беседуешь с разными людьми, и как к ним обращаться, и как вести себя за столом, как одеваться, каким должно быть поведение в общественных местах. И многое другое. Люди придумали правила для всех случаев поведения и назвали их этикетом. Вот мы и начали выяснять, как надо себя вести в общественных местах, потому что школа — это тоже общественное место.
Цель:
Воспитывать дружелюбие, вежливость, уважение и чуткость по отношению к другим людям.
Задачи:
1. Вспомнить с учащимися правила этикета, правила поведения в общественных местах, со сверстниками, со старшими и т.д.
2. На вопросах и примерах из жизни доказать необходимость воспитанности и правил хорошего тона.
3. Показать проявление интеллигентности и воспитанности не только в знаниях, но и в способности к пониманию друг друга, в умении уважительно вести беседу и спорить, вести себя скромно, уметь оказать помощь.
Подготовительная работа:
Распределить тексты между учениками на карточках (для пересказа)
1-й ученик: «Современный этикет наследует обычаи и традиции всех времен и народов. Ведь стремление вести себя по определенным правилам уходит вглубь тысячелетий. Слово «этикет» французского происхождения. На одном из пышных приемов у короля Людовика XIV, имевшего громкое прозвище Король-солнце и необычайно любившего пышность, гостям  вручили карточки с перечислением обязательных правил поведения».
2-й ученик: «От французского названия карточек-«этикеток» и произошло слово «этикет».
Этикет состоит из правил, которые охватывают поведение в общественных местах, формы обращения, приветствий, манеры, стиль одежды. Этикет требует от  человека вести себя соответственно ситуации, в согласии с нормами, принятыми в данном обществе. Понятие этикета менялось в разные эпохи, как менялись исторические ситуации, в которых оказывались люди.
3-й ученик:  «Многие, наверное, слышали о русской открытости, немецком педантизме, восточном гостеприимстве, японской  вежливости и английской сдержанности. А ведь это веками отработанные правила этикета, которые стали нормами поведения. Каждая нация, обладая собственной  неповтори мостью, вносила свой вклад в сокровищницу общечеловеческих ценностей.
4-й ученик: «Скандинавы, например, первыми ввели в этикет правило представлять самые почетные места за столом женщинам и наиболее уважаемым гостям. У них для  произнесения тостов имелись определенные правила. За нарушение этикета  назначались штрафы».            
5-й ученик: «Здравствуйте!
Поклонившись мы друг другу сказали,
Хотя  были совсем не знакомы.
Здравствуйте!
Что особого тем мы друг другу сказали?
Просто «здравствуйте», больше ведь мы ничего не сказали.
Отчего же на капельку солнца прибавилось в мире?
Отчего же на капельку  счастья  прибавилось в мире?
Отчего же на капельку  радостней сделалась жизнь?»
6-й ученик: (после слов учителя: «Есть интересная история о происхождении хороших манер») «Однажды мокрый снег застал большую компанию ежей на прогулке. Они с трудом отыскали пещеру. Сбились в кучу – так теплее. Но те, кто попал в середину, задыхались, а те, кто был с края, мёрзли. Ежи никак не могли отыскать золотую середину – то они кололи друг друга иголками, то мёрзли, то сталкивались, то разбегались по углам. Словом, всё,  как  у людей. Потом все же договорились: погрелся в середине – иди на край. И снова жди своей очереди».
Оформление класса (цитаты мыслителей великих людей написать плакатами)
Оформление плаката «Свод правил воспитанного человека»
Прищепки или ленточки для штрафов за плохое поведение
Подготовка листиков для теста «Насколько вы конфликтный человек»
Ход мероприятия
Вступление.Слово учителя: «Обратите внимание на эпиграфы» (чтение эпиграфов, записанных на доске).
Основная часть. Слово учителя.
«Уважение к минувшему – вот черта, отличающая образованность от дикости»,- так писал поэт А.С.Пушкин. это утверждение относится и к внешней культуре человека.
Дети читают свои тексты: 1-й, 2-й, 3-й, 4-й ученик
Слово учителя: «Мы сегодня тоже за нарушение правил поведения будем штрафовать, а в конце мероприятия посмотрим, кто самый злостный нарушитель. К нарушителям мы будем крепить прищепки ( или ленточки). Предлагаю вести «Свод правил воспитанного человека» (прикреплять правила по очереди).»Слово учителя.
«Здоров ли ваш скот?» Эту фразу произносят монголы; представители африканского племени зулусов говорят: Я тебя вижу»;    в Китае спрашивают: «Ели вы сегодня?» Всё это означает одно и то же. По-русски это звучит просто «здравствуйте», т.е. желаем нашему знакомому здоровья.
Всегда верхом невоспитанности считалось то, что человек не приветствует другого или уклоняется от приветствия».
Чтение  стихотворения 5-ым учеником «Здравствуйте!»
Слово учителя: «Вы поздоровались – и чуть лучше стала жизнь! А теперь проверим, кто лучше знает правила  этикета.
«Конкурс знатоков этикета»:
Кто здоровается первым, если встретились младший и старший? (ответ - младший)
Ты идешь с товарищем по улице. Он поздоровался с незнакомым тебе человеком, приостановился. Надо ли поздороваться тебе с незнакомым? (ответ – да)
Вы вошли в автобус с задней площадки и увидели, что у передней двери стоят ваши друзья. Надо ли поздороваться с ними, а если надо, то как это сделать? (ответ – да, можно просто кивнуть, но к не кричать через весь автобус)
С вами, наверное, такое бывает: встречаете вы человека часто, например, в парке, через который ходите в школу. Но не знакомы с ним. Полагается ли в таких случаях здороваться? (ответ – да )Кто подает первым руку – старший  младшему или младший старшему, мужчина женщине или наоборот? (ответ – первым подает руку старший младшему, женщина – мужчине, начальник – подчиненному)
Слово учителя: «Вот видите, мнения ваши  не совпали. Одним кажется, что лучше поступать так, а другим иначе. Французы говорят: «Первым здоровается тот, кто вежливее». Следуйте этому правилу – и никогда не ошибетесь. Этот пункт и будет первым в нашем своде правил!» (прикрепить это правило на доску)
Слово учителя: «Есть  интересная история о происхождении хороших манер, ее нам расскажет …ученик
Текст читает ученик (6-ой ученик).
Слово учителя: «Поэтому, следующее правило, которое нам надо запомнить – «Уступай друг другу» (прикрепить к доске).
Правила этикета очень разумны. Когда юноша идет с девушкой по узкой дорожке, ему следует пропустить ее вперед, но если дорога незнакома, а идти  страшно, то юноша или девушка  должен идти первым?
Если вы позвонили по телефону кому-то, то вы первым должны поздороваться и сразу назвать себя. Для чего? (ответ – чтобы собеседник не ломал голову, с кем он разговаривает).
Подобных  доказательств можно привести много. Давайте попробуем вместе. Я начну – а вы продолжайте:
Тарелку с супом нельзя наклонять ни к себе, ни от себя, т.к…….
Навещая заболевшего друга,  не задерживайтесь долго, потому что…..
Размахивать изо всех сил руками, рассказывая о чем-нибудь, не стоит, т.к……….
Слово учителя:
«Человек может обойтись без многого – но не без человека! Так, французский  врач  Ален Бомбар доказал, что человек после кораблекрушения  мог бы продержаться в океане не меньше месяца, но обычно умирает не третьи сутки! Почему? Это смерть не от истощения, а от одиночества. Именно поэтому человек хочет иметь  друзей, но он должен научиться дружить!!! А значит, не конфликтовать по мелочам.
Тест «Насколько вы конфликтный человек»:
В классе начался спор на повышенных тонах. Ваша реакция:
не принимаю участия;
лишь кратко высказываюсь в защиту той точки зрения, которую считаю правильной;
активно вмешиваюсь и «вызываю огонь на себя».
Выступаете вы где-нибудь с критикой руководства?
нет;
только, если имею для этого веские основания;
критикую всегда и по любому поводу;
Часто ли вы спорите с друзьями?
только в шутку или если они люди необидчивые;
лишь по принципиальным вопросам;
споры – моя  стихия.
Вы стоите в очереди. Как вы реагируете, если кто-то лезет вперед?
возмущаюсь в душе, но молчу: себе дороже;
делаю замечание – надо же научить хулигана хорошим манерам;
прохожу вперед и  начинаю следить за порядком.
Дома на обед подали несоленый суп. Ваша реакция:
не буду поднимать бучу из-за пустяка;
молча возьму солонку;
не удержусь от  едких замечаний и, быть может, откажусь от еды.
В транспорте вам наступили на ногу:
с возмущением посмотрю на обидчика;
сухо, без эмоций сделаю замечание;
выскажусь, не стесняясь в  выражениях.
Кто-то в семье купил вещь, которая вам не нравится:
промолчу;
ограничусь коротким тактичным замечанием;
выскажу все, что я об этом думаю.
Не повезло: на улице в лотерею вы просадили кучу денег. Как вы к этому отнесетесь:
постараюсь казаться равнодушным, но дам себе слово: никогда больше не участвовать в этом безобразии;
не скрою досады, но отнесусь к этому с юмором, пообещав взять реванш;
проигрыш испортит мне настроение, подумаю, как отомстить лохотронщику.
БАЛЛЫ:
«а» - 4 очка; «б» - 2 очка; «в» - 0 очков.
22-32 очка:  Вы тактичны и миролюбивы, уходите от споров и конфликтов, избегаете критических ситуаций на работе и дома. Вас иногда называют приспособленцем. Наберитесь смелости и, если потребуют обстоятельства, высказывайтесь смелее.
12- 20 очков: Вы  слывете человеком конфликтным, но это преувеличение. Вы конфликтуете, если только нет другого выхода, когда все другие способы исчерпаны. Вы способны твердо отстаивать свое мнение, не думая, как это отразится на отношениях к вам товарищей. При этом вы  «не выходите  за рамки», не унижаетесь до оскорблений. Всё это вызывает к вам уважение.
до 10 очков : Споры и конфликты – ваша стихия,  ведь вы любите критиковать других. Если  же  услышите замечание в свой адрес, можете съесть человека живым. Очень трудно приходится тем, кто рядом с вами, т.к. ваша несдержанность отталкивает людей. Постарайтесь обуздать свой характер!!!
Слово учителя:
«В психологии есть такой пример: человек – это дробь, где числитель означает, как сам человек себя оценивает, а знаменатель – это то, как его оценивают окружающие».
ИГРА: (по желанию) выходят два человека, на листке они пишут три своих положительных  и три своих отрицательных качества.
листок передается  педагогу
затем одноклассники называют три положительных  и три отрицательных качества этого человека.
учитель вслух называет качества, и все сравнивают, что получилось.
«Человек посмотрел на себя со стороны, а теперь вы подумайте, нет ли у вас привычек, которые раздражают окружающих:
Не грызете ли вы ногти
Не хлюпаете ли вы носом
Не разговариваете слишком громко
Не размахиваете ли вы  руками так   сильно, что друзьям еле-еле удается увернуться, чтобы не быть задетым
Не раскачиваетесь ли вы на стуле
Не чистите ли зубы ногтем мизинца
Не хлопаете ли вы дверью
Не чистите ли вы ботинки о штанину брюк
ИГРА «Зеркало»: один человек встает перед классом, а все остальные повторяют его фразы, привычки, походку, слова-паразиты.
Следовательно, вы посмотрели на себя со стороны. Давайте посмотрим следующее наше правило:
«Следите за собой всегда и везде. Помните:  вы -  среди людей!»
Следующее  правило: «Учись смеяться над собой», т.к. это говорит о наличии у вас чувства юмора  и  еще  служит хорошей защитой!!!
ВЫВОД :Слово учителя: «Сегодня мы попытались разными способами оценить себя и лучше узнать себя. Следовательно, наше последнее правило звучит так: «Человек не должен своим поведение доставлять неудобства окружающим людям!»
Список  литературы:
В. А. Герасимова. Классный час играючи. Выпуск 2.- М., 2003.
Практическая психология. Этикет для подростков.- М, 2002.
 
Анализ внеклассного мероприятия.
Внеклассное мероприятие проводилось 13.02.2015г., в 8 «Б» классе.
Тема мероприятия: «Правила этикета».
Продолжительность мероприятия: 50 минут.
Форма проведения мероприятия  - конкурс. При выборе формы мероприятия я учла пожелания учащихся (на основе опроса учеников), ориентировалась на возраст, поэтому задания были доступными.  Тема мероприятия выбрана с учётом графика проведения воспитательных мероприятий, намеченного школой для данного класса. 
Предварительно с ребятами были обсуждены некоторые организационные вопросы.
Целью данного мероприятия было:
Воспитывать дружелюбие, вежливость, уважение и чуткость по отношению к другим людям.
Основные задачи данного мероприятия:
1. Вспомнить с учащимися правила этикета, правила поведения в общественных местах, со сверстниками, со старшими и т.д.
2. На вопросах и примерах из жизни доказать необходимость воспитанности и правил хорошего тона.
3. Показать проявление интеллигентности и воспитанности не только в знаниях, но и в способности к пониманию друг друга, в умении уважительно вести беседу и спорить, вести себя скромно, уметь оказать помощь.
Поставленные цели мероприятия были достигнуты. Воспитательные задачи были решены полностью. Ребята узнали о том, как правильно вести себя в обществе, научились хорошим манерам, получили представление о том, как поддерживать светскую беседу, реагировать на шутки, давать советы, спорить. Учащиеся научились анализировать свое поведение и поведение товарищей. 
Расширился кругозор учеников, так как они собирали предварительно информацию и самостоятельно придумывали вопросы для  третьего тура.  
Мероприятие проводилось в классном кабинете. Учителем использовались: карточки с вопросами, иллюстрации, цветные карточки, плакаты.
Ученики были внимательны, активны, задавали много вопросов, высказывали собственную точку зрения, грамотно отвечали на поставленные вопросы, стараясь ответить быстро, правильно, чтобы победить в конкурсе. Активность ребят на мероприятии связана, на мой взгляд,  с формой мероприятия  и  актуальной для них темой. 
Никаких противоречивых ситуаций не возникало.
Мероприятие проводилось уверенно и спокойно, чувствовался  контакт с учениками, видно было, что ученики понимают учителя, с удовольствием выполняют все предложенные им задания.
После проведения мероприятия я провела рефлексию: спросила у учеников, довольны ли они проделанной ими работой и своим поведением во время мероприятия, все ли вели себя согласно этикету. Ответы ребят показали, что они задумались над своим поведением, некоторые даже признались, что вели себя плохо, не так как следовало бы. 
Я думаю, что это мероприятие помогло учащимся стать воспитаннее, они получили знания о том, как вести себя в определенных обстоятельствах, расширили свой кругозор.