ФОРМИРОВАНИЕ СЛОВАРЯ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ ДЕТЕЙ СОСТАВЛЕНИЮ ЗАГАДОК ПО ТЕХНОЛОГИИ ТРИЗ


Тема «Формирование словаря у детей старшего дошкольного возраста в процессе обучения детей составлению загадок по технологии ТРИЗ»
(Реферативная/исследовательская работа по (наименование учебного предмета)Оглавление
Введение…………………………………………………………………………. 3
1. Теоретические основы технологии ТРИЗ как средства формирования словаря у детей старшего дошкольного возраста …………………….…... 5
2. Методические основы формирования словаря у детей старшего дошкольного возраста по составлению загадок с использованием технологии ТРИЗ……………………………………………………………….7
Заключение…………………………………………………………………….....12
Список литературы……………………………………………………………..13
Приложения
Введение
В настоящее время у детей старшего дошкольного возраста наблюдается снижение словарного запаса, недостаточное развитие связной, грамматически правильно построенной диалогической и монологической речи, несмотря на то, что целевые ориентиры (в соответствии со ФГОС ДО) на этапе завершения дошкольного детства должны быть следующими: ребенок достаточно хорошо владеет устной речью, может выражать свои мысли и желания, может использовать речь для выражения своих мыслей, чувств и желаний, построения речевого высказывания в ситуации общения, может выделять звуки в словах, у ребенка складываются предпосылки грамотности[12].
Таким образом, актуальной является проблема поиска оптимальных средств развития речи детей дошкольного возраста и их системного использования, на основе равноправного взаимодействия педагога и воспитанника, с учётом возрастных и индивидуальных особенностей развития последнего.
1. Теоретические основы технологии ТРИЗ как средства формирования словаря у детей старшего дошкольного возраста

Система ТРИЗ - теория решения изобретательских задач, созданная Генрихом Сауловичем Альтшулером, способствует развитию воображения, нестандартного мышления. ТРИЗ-педагогика, адаптированная к дошкольному детству, ставит целью развитие, с одной стороны, таких качеств мышления, как гибкость, подвижность, системность, диалектичность; с другой — поисковой  активности, стремления к новизне; речи  и творческого воображения[6]. Под методами решения изобретательских задач, прежде всего, подразумеваются приемы и алгоритмы, разработанные в рамках ТРИЗ; а также такие известные методы как мозговой штурм, синектика, морфологический анализ, метод фокальных объектов и их разновидности.
Как известно, творчество не должно испытывать принуждение, знакомство с ТРИЗом следует проводить в игровой форме, и строится, учитывая возрастные особенности детей и особенности развития речи на каждом этапе.
После ознакомления с ТРИЗ - технологией детей старшего дошкольного возраста, возможно использовать в работе по обучению детей рассказыванию: на занятиях, беседах, при решении проблемных ситуаций.
При проведении работы по составлению описательного рассказа с детьми старшего дошкольного возраста необходимо использовать игры (назвать хорошие и плохие качества объекта, определить функциональные его стороны, что хорошего и плохого он может делать). Через них дети знакомясь с противоречиями, решают речевые задачи по обогащению словаря (применение антонимов) [8].
Метод мозгового штурма используется для активизации мыслительных операций, развития ассоциативных связей, как групповое и индивидуальное обсуждение разнообразных проблемных ситуаций.
Метод системного анализа помогает получить более глубокие сведения о прошлом, настоящем и будущем рассматриваемого объекта.
При помощи морфоанализа дети придумывают новый необычный объект и сочиняют про него рассказ. Например, необычное животное было придумано из синтеза знакомых животных, нарисовано, и каждый сочиняет про него свою историю (как зовут, место обитания, средства питания, взаимоотношения с другими животными). С помощью морфоанализа дети придумывают новые игры, новую мебель для игрушек[4].
Таким образом, использование ТРИЗ технологии в работе с детьми старшего дошкольного возраста повышает уровень развития творческого мышления и обогащает речь дошкольника.
2. Методические основы формирования словаря у детей старшего дошкольного возраста по составлению загадок с использованием технологии ТРИЗ
Перед современными педагогами стоит главная задача: заменить репродуктивные способы обучения на обучение через творчество, через решение нестандартных задач. Однако, дети должны воспринимать довольно много информации об окружающем мире, представлять объекты как совокупность элементов и как часть чего-то большего. Приходится давать задания: к чему относится предмет? Из каких частей состоит? Какие функции выполняет? Подобные задания необходимы, но это не слишком творческие задачи, и детям малоинтересны. Возникает противоречие: нетворческие задания должны быть, чтобы систематизировать знания детей об окружающем мире, и их не должно быть, чтобы не гасить интерес к учебе[10].
Сочинение загадок и использованием элементов ТРИЗ хорошо развивает не только речевое творчество и креативность мышления детей, но и способствует их психологическому раскрепощению, устраняет боязнь неправильного высказывания, вырабатывает смелость в фантазии.
Цели ТРИЗ – не просто развить фантазию детей, а научить их мыслить и изъясняться системно, с пониманием происходящих процессов.
Одним из объектов изобретательства для дошкольников является загадка. На материале загадок можно решить множество методических проблем: от систематизации свойств предметов и явлений до построения моделей и развития ассоциативного мышления. Кроме того, сочинение загадок – это творчество, доступное даже 4 – 5 летним детям.
Составление загадок - один из способов решения этого противоречия. Ведь придумать загадку, зарисовать её, загадать её родителям для ребёнка действительно творческая задача, намного интереснее, чем выполнять задание педагога « опиши предмет». Сочиняя, дети не занимаются скучным обобщением, а создают нечто новое[3].
В основе работы по сочинению загадок лежит метод синектики (аналогии), разработанный У. Гордоном (США) в 50-х годах. Использование символической аналогии, а именно: метафор, поэтических образов, сравнений для характеристики объектов, либо процессов, происходящих в них, позволяет описать воображаемый объект и представить его в виде загадки[9].
Составление загадок проходит в виде мозгового штурма (автор А. Осборн) и представляет собой групповое обсуждение с целью формирования у детей умения давать большое количество идей в рамках заданной темы. При обсуждении критические и оценочные высказывания запрещены. Необходимо выслушать идеи детей и одобрить самые неожиданные и оригинальные. Таким образом, у детей устраняется боязнь неправильного высказывания. Каждый ребёнок при составлении загадки может предложить свой вариант, отразив его затем в своём схематичном рисунке[2].
Этапы работы при составлении загадки[8]:
I этап начинаем со знакомства с помощниками – это «Волшебники» (анализаторы) «Я чувствую запах», «Я слышу звук», «Я пробую на вкус», «Я ощущаю лицом и руками», «Я вижу».
У человека пять органов чувств. Уточняем, какие признаки объектов могут быть «считаны» разными органами чувств.
II этап: составление загадок.
Для составления загадок предлагается три основных модели. Педагог вывешивает одну из табличек с изображением модели составления загадки и предлагает детям составить загадку про какой-либо объект (приложение 1).
Например, для составления загадки выбран объект (помидор). Далее, ребенок выбирает с помощью какого (или каких) «волшебника (ов)» он будет составлять загадку. Выбрав «волшебника», ребенок самостоятельно отбирает признаки. Признаки – символы выкладывает в левую часть таблицы. К каждому признаку подбирает определение, с правой частью таблицы работает без изменений, т.е. рисует образные характеристики по выбранным признакам.
Волшебник «Я вижу»:  признаки цвета, формы, по рельефу (поверхности объекта).
Сравнения по цвету – красный; по рельефу (поверхности объекта) – гладкий; по форме – круглый. Затем ребенок дает образные сравнения по перечисленным значениям признаков и заполняет правые строчки таблицы.
Загадка: Красный, как сигнал светофора, гладкий, как оконное стекло, круглый, но не воздушный шарик.
Педагог стимулирует детскую речевую активность, предлагает использовать яркие, образные сравнения. Сочинять сравнения, загадки и метафоры целесообразнее об объектах, которые имеют многоплановую характеристику и позволяют выбрать широкий круг других объектов для сравнения.
Ребенок считает, что он составляет загадку о конкретном предмете. Дошкольник устанавливает связи между анализаторами и именами признаков, представляет возможные ощущения, думает о том, что было и будет с конкретным объектом, делает сравнения по выбранному  признаку, обогащает свою речь.
Такой подход ведет к формированию устойчивого интереса дошкольника к созданию собственного речевого продукта. Объекты для составления загадок выбираются в соответствии с изучаемой лексической темой: « Растительный и природный мир», « Предметы быта», «Транспорт» . Работу по обучению составлению загадок необходимо начинать с детьми среднего возраста (пятый год жизни). Объектами для составления загадок служат предметы, с которыми дети чаще всего сталкиваются, многократно воспринимают и которые оказывают на них эмоциональное воздействие: игрушки, предметы домашнего обихода, домашние животные и т.д. Детям предлагается назвать яркие, характерные признаки внешнего вида( цвет, форму, величину), отметить те качества и свойства, которые дети хорошо знают[8].
У детей старшего дошкольного возраста значительно расширяется кругозор. Следовательно, и тематика для составления загадок становится разнообразнее. Детям предлагается сочинить загадки о насекомых, рыбах, современной технике, о буквах и словах. В старшем дошкольном возрасте у детей проявляется большая чуткость к смысловым оттенкам слова, они начинают понимать смысл образных выражений, что находит отражение в сочиненных ими загадках, в том числе и о словах с переносным значением, с использованием противоречий. Составление загадок доступно всем детям, так как занимательная форма загадки делает обучение ненавязчивым и интересным (приложение 2).
Таким образом, составление загадок побуждает детей к наблюдениям, размышлению, познанию, требует активной работы мысли, что особенно важно для детей с общим недоразвитием речи, для которых характерно, наряду с различными отклонениями в фонетике, лексике и грамматике, нарушение памяти, внимания, мышления.
Заключение
Одной из главных задач развития детей дошкольного возраста является задача развития речи. Для успешного овладения школьной программой, у дошкольника должно быть сформировано умение связно высказывать свои мысли, строить диалоги, составлять небольшие рассказы на заданную тему. Однако, за последние десятилетия резко возросла речевая патология у дошкольников. Особая острота проблемы состоит в том, что дети с недостаточно сформированной устной речью оказываются не готовыми к началу школьного обучения[11].
В работе были изучены теоретические основы технологии ТРИЗ как средства формирования словаря у детей старшего дошкольного возраста и проанализированы методические основы формирования словаря у детей старшего дошкольного возраста по составлению загадок с использованием технологии ТРИЗ.
Таким образом, использование ТРИЗ технологии в работе с детьми старшего дошкольного возраста повышает уровень развития творческого мышления и обогащает речь дошкольника. Составление загадок побуждает детей к наблюдениям, размышлению, познанию, требует активной работы мысли, что особенно важно для детей с общим недоразвитием речи, для которых характерно, наряду с различными отклонениями в фонетике, лексике и грамматике, нарушение памяти, внимания, мышления.
Исходя из этого теоретического обоснования, приходим к выводу, что влияя на развитие мышления, можно активизировать и речевое развитие. Использование современной образовательной технологии ТРИЗ является необходимым условием эффективности обучения. Данная технология позволяет решать задачи речевого развития с опорой на интерес ребенка.
Список литературы
1. Андриянова Т. Н., Гуткович И. Я., Самойлова О.Н. Учимся системно думать. Сборник игровых заданий по формированию системного мышления дошкольников [Текст] - Ульяновск, 2014. - 134 с.
2. Бондаренко, А.К. Словесные игры в детском саду. Пособие для воспитателей дет. сада [Текст] / А.К. Бондаренко. - Москва, 2014. - 156 с.
3. Воробьева, В.К. Методика развития связной речи у детей с использованием технологии ТРИЗ [Текст] // Дошкольное воспитание. – 2016.- № 3. – С. 45-49.
4. Григорович, Л.А. Формирование творческого мышления в дошкольном возрасте. [Текст] // Дошкольное воспитание. - 2015- № 7. – С. 36-42.
5. Илларионова, Ю.Р. Учите детей отгадывать загадки [Текст] // Дошкольное воспитание. – 2016.- № 1. – С. 7-12.
6.Корзун, А.В. Веселая дидактика: Использование элементов ТРИЗ и РТВ в работе с дошкольниками [Текст] - Минск, 2000г.- 97с.
7. Нестеренко, А.С. Страна загадок: программа и условия ее реализации в детском саду [Текст] - Москва: Мозаика-Синтез- 2015.-126с.
8. Страунинг, А.С. Методы активации творческого мышления у детей старшего дошкольного возраста [Текст] - Москва: Академия, 2014. - 146 с.
9. Сидорчук, Т.А. Технология обучения дошкольников умению решать творческие задачи [Текст] - Москва: Академия, 2015. - 127 с.
10. Тихеева, Е.И. Развитие морфологической речи детей. [Текст] / Под ред. Е.И. Тихеевой. - Москва: Академия, 2015. - 142 с.
11. Ушакова, О.С. Теория и практика развития морфологической стороны речи дошкольника [Текст] /О.С. Ушакова - Москва, 2014. - 134 с.
12. Федеральные Государственные Требования к условиям реализации основной общеобразовательной программы дошкольного образования. Приказ Министерства образования и науки РФ от 20 июля 2011г. № 2151 [Электронный ресурс] – Режим доступа:http://www.consultant.ru