Конспект для внеклассного мероприятия «Урок этикета»


« Урок этикета»
Внеклассное мероприятие
(в 1 классе)
Учитель начальных классов: Тещина Г.М.

Цель занятия:
Познакомить детей с правилами этикета; сформировать у учащихся понимания необходимости выполнения правил этичного поведения.
Задачи:
Личностные: - развитие понимания значимости данной темы;
- развитие познавательных интересов, учебной мотивации, самооценки.
Регулятивные: - формирование умения взаимодействовать со сверстниками;
- формирование готовности к преодолению трудностей;
- формирование установки на улучшение результатов своей деятельности.
Познавательные: - развитие любознательности и познавательной инициативы;
- учить работать с информацией.
Коммуникативные: - формировать умение отвечать на поставленный вопрос;
- формировать умение осуществлять контроль по ходу выполнения задания; умение с помощью вопросов получать необходимые сведения от товарищей; - формировать умение вступать в диалог и участвовать в коллективном обсуждении проблем;
- формировать умение аргументировать свои высказывания;
- формировать умение четко выражать свои мысли;
- формировать умение слушать собеседника.

Оборудование: плакаты «Детский этикет», портрет «Дед Этикет», карточки-
памятки, мультимедийное оборудование для показа презентаций,
костюмы, декорации для сценок, игрушки для подарков,
видеозаписи песен «Дорогою добра», «Если добрый ты».
Ход мероприятия.
Звучит песня «Дорогою добра».
Ведущий: Сегодня, друзья, по дороге добра мы отправимся в гости. Кто из вас любит ходить в гости и приглашать к себе гостей. А давайте задумаемся: умеем ли мы это делать? Порой мы попадаем в самые нелепые ситуации, не знаем, как правильно пригласить знакомого в гости, как встретить гостя, чем его развлечь, как вести себя за столом, что подарить, чем угостить. Проверить уровень своих знаний и умений, пополнить их запас нам поможет «Урок этикета». А знаете ли вы, что такое этикет?
Что такое этикет? Знать должны мы с детских лет.
Это нормы поведенья: как ходить на день рожденья,
Как знакомиться, как есть, как звонить, как встать, как сесть?
Как здороваться со взрослым? Много разных есть вопросов.
И на них даёт ответ этот самый этикет.
( показ слайд –шоу «Этикет для малышей».
Ведущий: - Теперь нам необходимо выбрать 2 команды .(Ребята делятся на 2 команды. Назначается жюри.) – Итак, команды готовы, объявляю первый конкурс!
“Здравствуй, дед Этикет” (конкурс №1) .
(На доске два плаката с заготовками “фоторобота деда Этикета”)
В данном конкурсе вам предстоит собрать «фоторобот» дедаЭтикета и по нему разыскать этого человека.
Конкурс 2 “Волшебные слова”. ((Команды выполняют задание:Ученики читают вежливые слова и записки кладут в корзину деда Этикета.
Ученик читает стихотворение.
Извини, Пожалуйста,Прости, И разреши.Это не слова, а ключик от души.Кроме нашей спутницы –Таблицы умножения –Есть еще таблица –Таблица уважения!Помните, как азбуку,Как дважды два:“Спасибо” и “Пожалуйста” -волшебные слова! Всюду, где нескромному Укажут от ворот,Вежливый попроситИ пройдет.Перед словом вежливымДвери отворятся!Пусть оно почаще всюду повторяется.Помните, как азбуку,Как дважды два:“Спасибо” и “Пожалуйста” -Волшебные слова.
Ведущий: Всегда ли эти слова являются волшебными? Давайте посмотрим
сценку “Волшебное слово”.
Ведущий.
Сидел на скамейке старик с бородой И зонтиком что-то чертил на песке. А мальчик Павлуша, сердитый такой,Сказал ему:
Павел.
Ну-ка, подвиньтесь скорей!
Ведущий.
Глянув на Павлушу, старик пересел.Мальчик сердитый с ним рядом присел.
Старик.
Почему ты, мальчик, так сердит? Может быть, с тобой случилось что-то?
Павел.
Ну а вам-то что? Сердит иль не сердит?Это моя личная забота.
Старик.
Да, твоя. Но только слышал как-то раз,Что кричал ты. Может, дрался со знакомым?
Павел.
На свою семью сердит я и сейчас, Может, даже убегу из дома.
Старик.
Убежишь?
Павел.
Конечно, убегу.Ленку больше видеть не могу.Сколько красок у сестры родной,Мне же дать не хочет ни одной.
Старик.
Из-за этого не стоит убегать.
Павел.
Да не только из-за этого. Опять утром бабушка из кухни прогнала, Даже маленькой морковки не дала.
Ведущий.
От обиды громко Павел засопел. Опустил глаза, на землю посмотрел.
Старик.
Пустяки, что один поругает,А другой, может быть, поласкает.
Павел.
Совсем не к кому мне приласкаться.Брат вот на лодке едет кататься.Но не хочет с собой взять меня.Я сказал: “Все равно от тебяНе отстану, весло утащу,За тобой следом в лодку вскачу”.
Ведущий.
Павлик тут кулаком постучал по скамейке. И вдруг замолчал.
Старик.
Брат не хочет тебя с собой взять?
Павел.
Ну а вам для чего это знать?
Старик.
Я помочь тебе, мальчик, сумею,Так как словом волшебным владею./Это слово тебе я скажу, Как им пользоваться подскажу.Слово нужно негромко сказать,Собеседнику глядя в глаза.
Старик. (шепчет мальчику на ухо: “Пожалуйста”. Вслух.) Помни, как говорить по-особому.
Павел.
Я сейчас же, сейчас же попробую!
Ведущий.
Со скамейки тотчас мальчик встал И домой скорее побежал. Он увидел, что Лена сидела Тихо в комнате светлой своей, Краски разные чудно блестели На рабочем столе перед ней. Увидала она брата тоже И прикрыла их быстро рукой.
Павел (бурчит себе под нос).
Обманул меня дедушка все же, Не поможет волшебное слово.
Ведущий.
Подошел к Лене Павлик тихонько, За рукав ее дернул легонько. Заглянул осторожно в глаза, Наклонился и тихо сказал:
Павел.
Дай, пожалуйста, краску одну.
Ведущий.
Пододвинулась Лена к окну,Свои руки сняла со стола.
Лена.
Тебе краска какая нужна?
Павел.
Дай мне синюю.
Лена.
Вот, можешь взять.А не хватит, еще могу дать.
Ведущий.
Взял Павлуша краску синюю, Подержал ее в руке, Походил с ней по квартире он, А затем вернул ее сестре.
Павел.
Пойду я к бабушке сейчас, Она в кухне стряпает как раз.
Ведущий.
Отворил он на кухню дверь, Прижался к бабушке своей, Взглянул ей ласково в глаза И тихим голосом сказал:
Павел.
С утра я, бабуля, не кушал пока, Пожалуйста, дай мне кусок пирожка.
Ведущий.
Волшебное слово ей вмиг осветило Улыбку, глаза и морщины
Бабушка.
Горячего захотел, внучек милый? Возьми-ка вот этот с малиной.
Ведущий.
Пирожок у бабушки он взялОт радости ее расцеловал.
Павел (вспомнил старика и прошептал).
Он волшебник! Как я сразу не узнал?!
Ведущий.
За обедом ближе к брату сел Павлуша,Все, что брат говорил, он слушал.
Брат.
Лодку свою я вчера починилВесла наладил, на воду спустил. Покатаюсь на лодке на той.
Павел.
Ты, пожалуйста, возьми меня с собой!
Лена.
Ведь тебе не стоит это ничего.Ну, пожалуйста, возьми с собой его.
Бабушка.
Покатай его, будь чуточку добрей.
Брат.
Собирайся, путешественник, скорей!
Павел.
Берет меня брат! Как же мне повезло! Волшебное слово опять помогло!
Ведущий.
Из-за стола Павлуша встал И в сквер к скамейке побежал. Но он немного опоздал И старика там не застал. Лишь зонтиком начерченные знаки На песке заметны четко были для того, Чтоб дети все случайно Слов волшебных больше не забыли.
Учитель: Слово спасибо известно в русском языке с XVI века. Оно произошло от слов “спаси бог”. Теперь слово спасибо – отдельное слово. В конце второго слова исчезла буква Г, и образовалось слово, которое передает следующий смысл” “Я вас благодарю и желаю вам всех благ”.

ученик: Паша знал ведь слов немало, Но одно из них пропало. А оно-то, как на грех, Говорится чаще всех. Это слово ходит следом За подарком, за обедом. Это слово говорят, Если вас благодарят … (Спасибо)
ученик: За что мы говорим “спасибо”? За всё, что делают для нас. И мы припомнить не смогли бы, Кому сказали? Сколько раз? -За что говорим «спасибо»?
Учитель: - А сейчас давайте поиграем ( физкультминутка)
Игра “Не ошибись, пожалуйста”
Я буду просить вас исполнить задание, но выполнять их надо только тогда, когда я назову “волшебное слово”.
Встаньте, пожалуйста! Поднимите руки! Будьте добры, похлопайте в ладоши! Потопайте. Попрыгайте, пожалуйста. Руки вперед. И.т.д.
Ведущий: “Пригласительный Этикет”, (конкурс №3, домашнее задание. Дети приготовили пригласительные билеты. Презентация.)Перейдем к третьему конкурсу. Представьте себе, что вы приглашаете гостей к себе на день рождения. И многое зависит от того, как вы их пригласите, с каким настроением они придут к вам. Пригласить в гости можно в письменной или устной форме. Ваша задача – написать пригласительные билеты другу или подруге. Но сначала разминка по вопросам:
Как поступить, если тебя пригласили в гости? (поблагодарить, спросить разрешения у родителей.)
Можно ли пригласить на день рождения по телефону? (можно, но только очень близкого друга)
Прилично ли опаздывать в гости? (неприлично)
Если по какой-то причине ты не можешь принять приглашение, как поступить, чтобы не обидеть приглашающего? (извиниться и обязательно назвать причину отказа)
Как нужно пригласить на день рождения: за несколько часов до празднования или заранее? (заранее)
Как нужно вести себя в гостях? (быть веселым, приветливым, не пытаться привлечь к себе особого внимания)
(Команды пишут, затем зачитывают приглашения). Ведущий: Итак, приглашение получено, теперь нужно подобрать подарок, следующий конкурс посвящен подарочному этикету.
“Подарочный этикет” (конкурс № 4)
(Помощники выносят стол, на котором лежат самые разные предметы: носки, носовой платок, вазочка, цветок, коробка конфет, книга, мягкая игрушка).- вы видите на столе много подарков. Участник команды должен выбрать тот подарок, который бы он хотел подарить своему другу, подруге, маме. Учтите главное: вам необходимо будет объяснить, кому именно вы преподнесете этот подарок и почему ваш выбор пал именно на эту вещь.
(Член команды показывает подарок и объясняет свой выбор).
Ведущий: Подарок выбран. Можно идти в гости. Давайте послушаем Машу и узнаем, как она сходила в гости. ( выходит героиня мультфильма «Маша и медведь»)
Я как-то в воскресенье пошла на день рожденья…
Пусть все узнают - веселее я всех на этом юбилее!
И вот сижу одна теперь. Ну, кто мне растолкует –
За что же выгнали за дверь певучую такую?
Сами не умеют петь – и не хотят меня терпеть!
Если прямо говорить, моё мненье личное,
В одни руки всё дарить совсем не педагогично.
Мне не к чему игрушки брать, я только правильно играть всех научить хотела.
За что же мне влетело? И почему на этом дне подарки дарятся не мне?
А… Я на другом ещё была, там торт стоял среди стола.
Чему же я обязана, что я опять наказана?
Ведь я ж поставила рекорд – за полминуты съела торт!
Какие ошибки допустила Маша?
Вы, пожалуйста, простите моё такое поведение
Я буду правильно вести себя теперь на днях рождения.
Ведущий: Ну что, поверим Маше? Хорошо, возвращайся в свой мультфильм.

Как нам добрые слова нужны!Не раз мы в этом убедились сами,А может не слова — дела важны?Дела — делами, а слова — словами.Они живут у каждого из нас,На дне души до времени хранимы,Чтоб их произнести в тот самый час,Когда они другим необходимы.
Итог занятия.
- Мы очень надеемся, что каждый из вас будет вежливым и воспитанным. А для этого, конечно, нужно быть ещё и добрыми. Ведь добрым человеком жить на белом свете веселей. Так как добро остаётся добром всегда: в прошлом, настоящем и будущем. И поэтому хочется закончить наше занятие такими словами:
Надо, надо, добрым быть,И в беде друг друга не забыть.И завертится Земля быстрей,Если будем мы хоть чуточку добрей.
Песня “Если добрый ты”.