Открытое занятие по внеурочной деятельности Страна этикета


Занятие по внеурочной деятельности "Дорогою добра" ( Пташкина Н.А.)
Цель: Продолжить знакомить учащихся с общечеловеческими ценностями, формировать нравственные качества личности младшего школьникаЗадачи:- формировать у учащихся этические представления, знания о категориях добра и зла;- умение видеть красоту в простом и обыденном;- умение дарить тепло и доброту;- способствовать развитию кругозора детей, умению мыслить и рассуждать;- развивать у учащихся эстетические и духовно – нравственные способности;- воспитывать у детей чувство доброты, вежливости, внимания и дружбы, умение дорожить близкими людьми.Форма проведения: педагогическая мастерская Технология проведения: игровые, коммуникативно – исследовательские технологии (работа в группах, диалог, дискуссия)Оборудование:презентация,записи песен «Дорогою добра», «Что такое доброта»,карточки с пословицами,стихи о доброте,заготовки цветов и лепестков.
Ход занятия
I.Орг. момент
-Добрый ребята,добрый день,наши дорогие гости!ребята,возмитесь за руки и подарите частичку тепла друг другу и нашим гостям (дети сдувают с ладошки).А теперь выберите себе цветок того цвета,который вам больше всего нравится(красный,зеленый,голубой;объединение в группы)


II.Сообщение темы и цели занятия.Мотивация..Учитель:- Сегодня мы с вами поговорим об очень важном и вечном.Прежде чем мы начнем свое занятие,я вам прочитаю сказку,а вы постарайтесь определить тему нашего занятия.
Сказка «Звездная девочка»(слайд 1)
«Тысячу лет назад раз в год на землю прилетала небесная звезда и превращалась в маленькую звездную девочку. С котомкой за плечами, в которой она несла небесные искорки, девочка отправлялась в путешествие по разным странам и городам. Она была такой крохотной и незаметной, что многие не обращали на нее никакого внимания. Но она ни на кого не обижалась и любым, даже самым злым людям, дарила небесные искорки. По дороге с ней случалось много удивительного.
Когда в ее котомке не оставалось ни одной искорки, она незаметно исчезала, чтобы через год прилететь опять.
Каждый, получивший в подарок небесную искорку, становился самым счастливым человеком на земле, потому что исполнялись самые лучшие мечты его детства. Время от времени он тоже отправлялся в путешествие по разным городам и странам и всем на своем пути рассказывал о встрече с маленькой звездной девочкой. Тогда в сердцах этих людей тоже зажигались небесные искорки».
Учитель: Ребята, как вы думаете, а что это были за подарки, которые так щедро звёздная девочка раздавала людям?
Дети: Наверно, это были доброта, радость, любовь…
Учитель:Сегодня мы поговорим с о добре ,о хороших делах,добрых поступках и людях,которые творят добро. И отправимся мы с вами «Дорогою добра»(Слайд 2) .На этом занятии мы попытаемся ответить на такие вопросы:что такое доброта?какой человек может называться добрым?какого человека можно назвать вежливым?(Слайд 3)
Доброта…. Что означает это слово? (высказывание детей)Дети:- Это все хорошее, доброе, красивое.- «Доброта – это отзывчивость, душевное расположение к людям, стремление делать добро другим».
В словаре Сергея Ивановича Ожегова слово доброта определяется как «отзывчивость, душевное расположение к людям, стремление делать добро другим». Добро - все положительное, хорошее, полезное.(слайд 4 )Что же писали поэты и писатели о доброте?(Слайд 5)
III.Основная часть
1.Ассоциация к слову доброта(работа в группах)
Учитель:Ребята,мы сейчас с вами поиграем в игру «Ромашка».На доске изображен цветок доброты только без лепестков.У вас на столах лежат лепестки.Выберите те,в словах которых заложено понятие добра и прикрепите цветочку(доброжелательный,грубый,добродетельный,добродушный,злой,добросердечный,добросовестный,скупой,добропорядочный,задиристый,добронравный.)

Вывод: доброта-это самое ценное, что может быть в человеке. Такой человек защитит слабого, поможет в беде, по-настоящему почувствует несправедливость, унижение одного человека другим и способен бороться со злом.
Учитель: Еще издавна люди стремились к добру и ненавидели зло. И эту мысль они отразили в пословицах, которые передаются из уст в уста .А вот я сейчас посмотрю,знаете ли вы пословицы?
2. Собери пословицу(работа в группах).
-Выберите ту пословицу,которая подходит к нашей теме,объясните ее смысл(каждая группа читает пословицу,появляется слайд с пословицами)
o Добрый человек (несет мир). (Слайд 6) o Суди о человеке по его делам. o Дружба-великая сила.
oТруд кормит,а лень портит. (Слайд 7)oСтарый друг лучше новых двух.o Доброе слово лечит, а злое (калечит.)
o В ком добра нет, в том и( правды мало.) (Слайд 8)o Землю красит солнце,а человека-труд.o Без друга в жизни туго.-Молодцы! Как вы хорошо знаете пословицы!
Учитель: Научиться по – настоящему быть добрым трудно. Путь к доброте нелегкий, на нём человека ожидают взлеты и падения, зло и добро. У каждого человека, большого и маленького, свой путь к доброте. 
3.Работа в группах.По дорогам сказок…-А теперь давайте, ребята, вспомним, какие сказочные герои творили добрые дела, приносили радость окружающим. Нам нужно догадаться, о ком идёт речь
1. Этот сказочный герой носил широкополую шляпу. С прекрасной шарманкой он ходил по городам, пением и музыкой добывал себе на хлеб. Он спас кукол от злого Карабаса-Барабаса и открыл для них замечательный театр. (Папа Карло)  Слайд 9,102. Лечил зверей и птиц, спас больных зверей Африки (Айболит)  Слайд 11,123. Это были любимые цветы девочки, которая оказалась сильнее Снежной королевы и спасла своего друга из ледяного плена (Герда)  Слайд 13,144. Эта девочка использовала последний лепесток, чтобы помочь выздороветь больному мальчику. (Женя из « Цветик- семицветик» Катаева)  Слайд 155. Этот сказочный герой помог своему хозяину стать маркизом, жениться на принцессе и стать владельцем огромного замка. (кот в сапогах) Слайд 16,176. Эта собачка была неразлучным другом девочки, которая помогла Страшиле, Железному дровосеку и Трусливому Льву обрести то, чего им не хватало в жизни. (Тотоша) Слайд18

- Чем же отличаются эти сказочные герои от всех остальных героев, например Бабы-Яги, Карабаса-Барабаса? Тем, что они творят добро, помогают доброму человеку, хорошему делу, мешают злому.
-А на какого героя вы хотели бы быть похожи? Почему?
Вывод: Вы обратили внимание, что в пословицах,в сказках рядом с добром упоминается зло? В народных сказках добро всегда побеждает зло! Из этих сказок мы видим, что добро всегда приносит радость окружающим людям.
4.Определение понятия вежливости
Учитель:Ребята,а какого человека можно назвать добрым?
Дети:-это тот,кто любит животных,природу,старается быть аккуратным,вежливым,внимательным.Учитель:Добрый человек всегда улыбается и дарит свою улыбку окружающим людям. Слайд 19Ты улыбкой, как солнышко брызни,Выходя поутру из ворот,Понимаешь, у каждого в жизни,Предостаточно бед и забот…Разве любы нам хмурые лица,Или чья та сердитая речьТы улыбкой сумей поделиться,И ответную искру зажечь. Учитель: Ребята, вы мне сказали, что добрый человек должен быть ещё и вежливым. Слайд 20- Какого человека, мы можем назвать вежливым? (высказывание детей)- А вежливые слова вы знаете? Игра «Вежливые слова».Если словом или делом Вам помог кто-либо,Не стесняйтесь громко, смелоГоворить….(спасибо)Если встретился знакомый,Хоть на улице, хоть дома,Не молчите, не стесняйтесьИ немым не притворяйтесь,Поздороваться спешите,Громко…(здравствуйте) скажите.Если просишь что-нибудь,То сначала не забудь,Разомкнуть свои устаИ сказать…(пожалуйста)Если вы кого-то обидели случайноИли наступили на ногу нечаянно.Только не молчите,Долго не тяните, а скажите…(извините)Растает даже ледяная глыбаОт слова теплого…(спасибо)- Зазеленеет старый пень,Когда услышит…(добрый день)- Мальчик, вежливый и развитыйГоворит, встречаясь…(здравствуйте)-Когда нас бранят за шалости,Говорим … (извините, пожалуйста)-И во Франции, и в ДанииНа прощанье говорят …(до свидания)
Вывод:вежливых слов ни одно и не два,помни и знай эти чудо слова ( Слайд 21)
Физкультминутка (танец,видеоклип)

Сейчас мы послушаем стихотворение Змитрок Бядули(белорус.писат) “Петрусь”, а потом попробуем ответить на вопрос «Вежлив ли мальчик?» Слайд 22
Обещал отцу Петрусь: Я за вежливость возьмусь, Буду всех благодарить, Первым “здравствуй” говоритьВот мальчишка со стараньемВыполняет обещанье. Видит – утром у сторожкиДремлет сторож на порожке:На посту он ночь не спал,Только-только задремал.А Петрусь как заорет:- С добрым утром, дед Федот! –Дед ругнул его спросонок:- Убирайся, постреленок!Вот Петрусь догнал ЯринкуДа как дернет за косынку:- Ты куда, Яринка, стой!Я здороваюсь с тобой! –Та отпрянула в сторонку – Как невежлива девчонка!Нёс знакомый стопку книг,А Петрусь с ограды – прыг!Чуть не сел ему на плечи!- Извините, добрый вечер!- Ты, – знакомый закричал, –- И невежа, и нахал!-Петя очень удивлен:Разве был невежлив он?
- Как выдумаете, вежлив ли на самом деле Петрусь?- Так отчего же зависит сила волшебных слов?
Вывод:Правильно, сила волшебных слов зависит от того, как именно они сказаны, каким голосом – спокойным и приветливым или грубым и невежливым. Сказанные грубо, они просто перестают быть волшебными. Недаром в народе говорят“Самолюб никому не люб”. Слайд 23
5.Обсуждение ситуаций(работа в группах)
Ситуация 1. Девочка возмущенно жаловалась маме: “Во дворе есть такой плохой мальчик – все время зовет меня Валькой”. “А ты как его зовешь?” – спросила мама. “Я его вообще никак незову. Я ему просто кричу: “Эй, ты!” -Права ли была девочка?(Девочка сама должна звать мальчика по имени, показывая ему пример, а не кричать “Эй, ты!”) Слайд 24
Ситуация 2. В школьном коридоре разговаривают 2 учителя. Среди них Катя увидела свою учительницу и вежливо поздоровалась только с ней: “Здравствуйте, Нина Ивановна!” -Правильно ли поступила девочка?(Надо было сказать общее “Здравствуйте”) Слайд 25
Ситуация 3.Когда старушка-соседка попросила мальчика сходить в магазин за молоком,он согласился,но сказал ,что она за это должна чем-то отблагодарить его. –Правильно ли поступил мальчик? Слайд 26
Вывод: Доброта – это стремление человека дать счастье всем людям.Но не всегда только слова должны быть добрыми.Поступки тоже должны такими,чтобы за них не приходилось краснетьни мне,ни вашим родителям.
Учитель:- Давайте послушаем стихотворение Бориса Заходера «Мы-друзья».Не придется ли нам краснеть за таких друзей? Слайд 27
С виду мы не очень схожи:Петька толстый, я худой Не похожи мы, но все же Нас не разольешь водой!Дело в том, что он и я -Закадычные друзья!Все мы делаем вдвоем:Даже вместе… отстаем!Дружба дружбою, однако,И у нас случилась драка…Дрались честно,Как положено друзьям - Я как стукну!- Я как тресну!Он как даст!- А я как дам!Скоро в ход пошли портфели.Книжки в воздух полетели.Словом, скромничать не буду - Драка вышла хоть куда!Только смотрим - что за чудо?С нас ручьем бежит вода!Это Борькина сестра Облила нас из ведра!А она еще смеется:- Вы действительно друзья!Вас водой разлить нельзя!
Учитель: Вот какие друзья бывают! Неприятно смотреть, когда друзья ссорятся, когда человек хвалит себя, зазнается. А мы сейчас с вами послушаем частушки и подумаем, нет ли среди вас таких ребят.Частушки: Слайд 28Про дела свои ребячьи Пропоём мы вам в стихахВсе расскажем без утайки,Все воскликните вы: « Ах!»За меня ребята бьются,Как драчливы петухи.Написали бы мне лучшеЗадушевные стихи. Тётя Сима попросилаСлазить Витю на чердак.- Извините тётя Сима,Я вам вовсе не батрак.В поезд входят три юнната:- Ух, народу сколько тут!Занимай места ребята,А то бабушки займут.Я девчонка боеваяЗавела себе дружка.Мой портфель из школы носитЕго бабушка пока.Петя ловко ловит рыбу,Может лодки мастеритьТолько «Здравствуй» и «Спасибо»Не умеет говорить.Говорит лентяйке мать:- Убери свою кровать!- Я бы мама убрала,Только я ещё мала.Ох, частушки хороши,Их поём от всей души.Но вы тоже не зевайте,А смелее подпевайте.От души мы вам пропелиШкольные частушки.Мы нисколько не устали –Жалко ваши ушки- Ну, так что есть среди вас такие ребята?6.Правила доброты
Учитель:- Нам приятнее находиться в обществе добрых людей, но для этого мы должны быть сами добрыми людьми.На наших занятиях мы с вами уже составили правила добтоты,используя наши картинки.Давайте их вспомним. Слайд 29
1.Совершать хорошие дела просто так, из хороших побуждений.
2. Любить людей знакомых и незнакомых.
3. Призывать окружающих к хорошим взаимоотношениям
4. Делать добро для близких, друзей.
5. Не завидовать.
6. Не вредничать.
7. Не грубить
IV.Рефлексия.- А какие добрые дела совершили вы? Запишите их на свои цветочки и прикрепите возле нашего цветка добра.

V.Итог занятия.Исполнение песни «Дорогою добра»(Видеоклип))
Доброта нужна всем людям,  Слайд 30Пусть побольше добрых будет.Говорят не зря при встрече«Добрый день» и «Добрый вечер».И не зря ведь есть у насПожелание «В добрый час».Доброта – она от века Украшенье человека… Учитель: Вы ещё дети, но впереди вас ждет много славных дел. Вы сделаете нашу планету красивой. Но прежде вы должны вырасти настоящими людьми. А это значит: смелыми, отзывчивыми, вежливыми, добрыми, трудолюбивыми. Ведь делать добро, творить добро – это здорово. И по жизни вы должны идти Дорогою добра. Слайд 31