Статья Здоровьесберегающие технологии на уроках физической культуры в рамках реализации ФГОС


История о здоровье и нездоровье, о сложном пути к физическому и духовному совершенству стара как мир. Издавна человечество борется, причем, само с собой, за самый что ни на есть здоровый образ жизни. Борется, перефразируя известное высказывание, не на смерть, а на жизнь!
Из глубины веков до нас дошли высказывания великих о пагубности вредных привычек, народные пословицы о здоровом теле и духе. Старинные рецепты сохранения отличной фигуры и поддержания организма в тонусе и по сей день не потеряли свою актуальность. Мы знаем все, что касается диет, полезной пищи, режима дня, пользы свежего воздуха, физкультуры хотя бы в виде утренней гимнастики. Мы наслышаны об ужасающих последствиях употребления алкоголя, курения и, не дай Бог, наркотиков. Причем приобретенные знания о жутком влиянии всего этого на организм и личность должны оттолкнуть нас от сигарет, градусов и одурманивания. Мы в курсе о вреде жирной пищи, обильной еде на ночь, несоблюдении элементарных правил режима дня и гигиены тела, об отсутствии полноценного движения и постоянного «великого сидения» перед телевизором и монитором. И уж наверняка одна половина человечества вдохновенно расскажет другой половине об огромной пользе занятий разнообразными видами танцев, восточных гимнастик, опишет их влияние как на дух, так и на тело. А сколько содержится в наших умах информации о методах и способах лечения, о лекарственных препаратах традиционной и нетрадиционной медицины?
Но почему-то с ростом интеллектуального потенциала человечества, развитием новейших технологий и внедрением суперсовременных видов техники, призванных облегчить нашу деятельность и быт, связан крайне нездоровый образ жизни! А нарастающий темп жизни, полный стрессов, экологическая обстановка с загрязненной атмосферой и гидросферой, загубленной биосферой, которые относят к издержкам развития постиндустриального общества, здоровья населению так и не прибавили! А если взять продолжительность жизни россиян, особенно мужчин, становится вообще не по себе. 59 лет! Не случайно наша страна находится в восьмой десятке (!) в мире по индексу развития человеческого потенциала, являющемуся сейчас основным показателем качества жизни населения. Получается, нет его, качества! И вот уже здорового человека в пору занести в Красную книгу!
«Береги честь смолоду!» предостерегает нас народная мудрость. Изменим немного ее смысл: «Береги здоровье смолоду!»
С внедрением ФГОС приоритетным направлением деятельности педагога становится  программа « Формирования  культуры здорового и безопасного образа жизни», которая включает как урочную , так и внеурочную деятельность.
Как хочется, чтобы по окончании школы каждый все-таки открыл для себя здоровый образ жизни и понял, что «единственная красота это здоровье» (Генрих Гейне).
      Одной из приоритетных задач нового этапа реформы системы образования становится сбережение и укрепление здоровья учащихся, формирование у них ценности здоровья, выбора образовательных технологий, устраняющих перегрузки и сохраняющих здоровье школьников.
Невозможно решить данную проблему здоровья, применяя традиционные педагогические технологии проведения урока.
 Давайте обернемся и посмотрим на традиционную модель обучения
        Это авторитарный стиль поведения учителя по  отношению к ребенку. Этому способствует и расположение школьников в кабинете. Дети сидят так, что не видят друг друга, не видят глаз, выражений эмоций. Каждый имеет возможность  заниматься своим делом, большинство пассивно слушают, легко выпадают из активного процесса обучения, особенно последние ряды. Учитель 70 % времени говорит сам, ожидает правильные ответы и не доволен, если ответ ученика не совпадает с ожидаемым,  поощряет лишь тех, кто быстрее, активнее дал ответ, не замечает или ругает тех, кто реагирует медленнее.
Н.К.Смирнов (2002) ( заведующий  кафедрой психолого-педагогических технологий охраны и укрепления здоровья Академии ПКиПРО) отмечал, что   главный недостаток современной системы образования в России – это  авторитарность, доходящая в некоторых школах и у некоторых учителей до деспотизма. Понятие «заставить ученика»- из числа самых распространенных. Нет ничего опаснее высокомерия учителя и иллюзии своего могущества. Чем больше на уроках проявлений авторитаризма, тем более скованными чувствуют себя на уроке его ученики, тем в меньшей степени эта педагогическая технология может быть названа здоровьесберегающей.
Когда учитель входит в класс, на него с надеждой  смотрят десятки глаз детей   и  в них вопрос: «Что ты принесешь в мою жизнь, взрослый человек?» Дети верят учителю и хотят ему понравиться, у них есть желание учиться. Но у учителя порой проявляется  нетерпимость по отношению к отдельным ученикам. Это может выражаться, как явно (гнев, оскорбление, неприязнь), так и косвенно (реплики, мимика, жесты, интонация). Такая негативная установка на личность ребенка разрушает педагогическое общение, ведет к конфликтам, подавляет природные склонности и интересы ребенка. Только положительными эмоциями и чувствами учитель добивается значительно большего взаимопонимания со своими воспитанниками, что является наивысшей гарантией успеха его воспитательной миссии
Я считаю, что проблема здоровья детей  возникает  и по причине того, что для многих учителей главная задача их деятельности – это образование любой ценой. Знания любой ценой, как раз и даются детям ценой собственного здоровья. Поэтому современные технологии воспитания, ориентированные на укрепление здоровья должны строиться не на чувстве страха, вины и стыда, а на стимулировании, прежде всего их положительных чувств: успеха, оптимизма и веры в свои силы и способности.
Каким  же должен быть современный здоровьесберегающий урок?
 «Условия здоровьесбережения на уроке»
Соблюдение этапов урока.
Использование методов групповой работы.
Использование интерактивных методов.
Создание положительной психологической атмосферы.
Активность каждого участника.
физкультурные занятия, физкультурные минутки, утренняя гимнастика, прогулки на свежем воздухе.
выполнение требований СанПиН, неукоснительное выполнение режима дня
педагог добивается создания благоприятной эмоциональной обстановки в группе
педагоги осуществляют личностно-ориентированный подход к детям. Это так же способствует сбережению здоровья детей.
элементы здоровьесберегающей технологии В.Ф.Базарного (“технология раскрепощенного развития”).
Упражнения для глаз.
Дозировка объема учебного материала.
Структура современного здоровьесберегающего урока».
Начинать урок рекомендуется с ритуала приветствия, выполняющего роль “разогревающего” упражнения.
 Проверка домашнего задания  должно  быть построено не как проверка (правильно-неправильно), а как рефлексия (что было трудно-легко, интересно-неинтересно, что удалось узнать от родителей).
 В вводной части урока организуется актуализация знаний по теме урока.
В основной части формулируются новые представления (это наиболее информативная часть урока).
 Заключительная часть используется для закрепления убеждений и отработки на их основе личной стратегии поведения.
Итог урока предполагает обобщение и осмысление полученного опыта. Важное условие урока - это создание положительной психологической атмосферы, активность каждого участника, использование методов групповой работы.  
          Решение задачи оздоровления имеет различную реализацию в соответствии с особенностями каждого возраста.
Условием всестороннего развития и сохранения высокой  работоспособности учащихся младшего школьного возраста является возможность выполнения от 6 тысяч до 48 тысяч движений ежесуточно. Интересно отметить, что для закрепления мысли человеку необходимо движение. И.П. Павлов считал, что любая мысль заканчивается движением. Именно поэтому многим людям легче мыслить при повторяющихся физических действиях, например, при ходьбе, покачивании ногой, постукивании карандашом по столу и т.д. На двигательной активности построены все нейропсихологические коррекционно-развивающие программы. Вот почему следует помнить, что неподвижный ребенок не обучается. Примеры физминуток и динамических пауз в многообразии представлены в современной методической литературе, и подобрать ту или иную подвижную игру не представляет сложности для педагога.
Большое оздоровительное значении в режиме дня учащихся имеет подвижная перемена. Игры – хороший отдых между уроками; они снимают чувство усталости, тонизируют нервную систему, улучшают эмоциональное состояние и повышают работоспособность.
Очень  эффективным является использование кинезиологических упражнений. Кинезиологические методы позволяют активизировать различные отделы коры больших полушарий, что способствует развитию способностей человека. Кинезиология – это методика сохранения здоровья путем воздействия на мышцы тела, т.е. путем физической активности. Кинезиологические упражнения – комплекс движений, позволяющий активизировать межполушарное взаимодействие, когда полушария обмениваются информацией, происходит синхронизация их работы. В ходе систематического использования кинезиологических упражнений у ребенка развиваются межполушарные связи, улучшается память и концентрация внимания, наблюдается значительный прогресс в управлении своими эмоциями. например «Зеркальное рисование»:
 - Положите на стол чистый лист бумаги. Начните рисовать одновременно обеими руками зеркально-симметричные рисунки (квадраты, треугольники, горизонтальные линии), буквы. При выполнении этого упражнения почувствуете, как расслабляются глаза и руки. Когда деятельность обоих полушарий синхронизируется, заметно увеличивается эффективность работы всего мозга.
При этом каждому упражнению желательно придавать игровой или творческий характер. Например, на кончик указки прикрепляется изображение жёлтого листочка и предлагается проследить глазами, как листочек кружится под порывом ветра по заданной траектории . Систематические занятия по схеме способствуют снижению психической утомляемости, избыточной нервной возбудимости, агрессии
Можно использовать такие упражнения для глаз, которые хорошо сочетаются с общими физическими упражнениями. Например, игра «Весёлые человечки». На карточках, которые быстро показывает учитель, схематично изображены человечки, выполняющие различные гимнастические упражнения. Размер изображения 1-2 см. Дети должны вначале рассмотреть человечка, а затем повторить его движения. С этой же целью можно провожу мимические упражнения. Например, на карточках нарисованы лица с различными выражениями: улыбающиеся, грустные, испуганные, либо Дети их копируют. А также можно предложить карточки с изображением эмоций. Дети их повторяют.
«Письмо носом» (снижает напряжение в области глаз) – закройте глаза. Используя нос как длинный карандаш, пишите или рисуйте что-нибудь в воздухе. Глаза при этом мягко прикрыты.

Не нужно забывать и о дыхании. Регулярные упражнения способствуют профилактике заболеваний дыхательных путей, поскольку учат правильно дышать. Дыхательно-голосовые игры и упражнения на материале слогов, слов, предложений и фраз. Примеры: «Свеча» (упражнение на развитие дыхания без участия речи). Представьте, что перед вами стоит большая свеча. Сделайте глубокий вдох носом - и животик становится как «шарик», и постарайтесь одним выдохом задуть свечу (выдох – «шарик сдувается»). А теперь перед вами 5 маленьких свечек. Сделайте вдох и задуйте свечки маленькими порциями выдоха. Необходимо заметить, что развитие правильного дыхания способствует общему оздоровлению и является одной из составляющих произвольной саморегуляции.
Голос – это своеобразный индикатор здоровья человека. Обладатели сильного голоса, как правило, имеют крепкое здоровье. Петь полезно в любом случае, даже если нет ни слуха, ни голоса. Это отличное средство для снятия внутреннего напряжения и для самовыражения. Пение благотворно действует на бронхо - лёгочную систему, почки, на железы внутренней секреции, массирует гортань, щитовидную железу, сердце. Именно через музыку, песню в центральной нервной системе человека происходит управляемое нейро-эмоциональное переключение доминантных установок с оценочно-депрессивных на мажорно – перспективные.
Психогимнастика – это игры и упражнения, направленные на использование выразительных движений в воспитании эмоций и высших чувств. Дети изучают различные эмоции и учатся управлять ими. Подобные игры помогают детям преодолевать барьеры в общении, лучше понять себя и других, снимать психическое напряжение, дают возможность самовыражения. Пример: Игра «Путешествие в лес» (под звуковое сопровождение «Голоса леса» дети произвольно изображают то, о чем говорит педагог): – Мы в лесу. Под ногами мягкий мох. Идем по нему неслышно, на носочках. Впереди непролазная чаща. Вставайте за мной, пойдем по узкой тропинке. Не отставайте, идите точно друг за другом. После сильного ветра повалились деревья, нам придется через них перелезть. Ой, я обо что-то укололась! Да это же ежик! Покажите, какой он. Ежик побежал дальше, а нам пора возвращаться. Интересно наблюдать, как во время подобных упражнений дети сразу зажимают нос пальцами, если погружаются в море, или по-настоящему боятся наступить в «воду», если переходят ручей по камешкам.
При обучении школьников младших классов особое внимание уделяю упражнениям для кистей и пальцев рук. Это обуславливается процессами формирования кисти у детей младшего школьного возраста. Установлено, что тренировка движений пальцев и кисти рук является важнейшим фактором, стимулирующим речевое развитие ребёнка, и что не менее важно мощным средством, повышающим работоспособность коры головного мозга.
Конечно основы здорового образа жизни закладываются в семье. Главное, чтобы пример семьи был позитивным. Родителям необходимо постоянно напоминать об основной роли семьи в закладывании основ ЗОЖ, о воспитании  и физическом и духовном становлении, об ответственности за формировании жизненной позиции детей. Призывать почаще быть рядом с ребятами, разделять их интересы, поддерживать интересы, стремления и хобби. Наконец, организовывать в классе семейные праздники, совместные походы, проводить соревнования.
Итак, важное условие формирования  формирования любого качества личности заключается  в осознании и убеждении личностью необходимости принятия этого качества. Знания о здоровом образе жизни обучающие получали и получают в ходе бесед, классных часов, мероприятий, из СМИ. Хотя последние решают совершенно другую задачу. Чего стоит реклама чипсов, гамбургеров. И других продуктов, которые нам предлагают сделать своей постоянной пищей.Профессионалы – рекламодатели мастерски используют эмоциональный фактор формирования привычки.  Поэтому  педагогам необходимо использовать те же приемы и никак нельзя забывать о мотивации формирования качав личности  через мощные эмоции. Следовательно, все мероприятия по формированию ЗОЖ – от обыкновенного классного часа до масштабного спортивного праздника- должны быть подготовлены и проведены качественно, с использованием средств мощного эмоционального воздействия: музыка, доходчивое и интересное слово ведущих, подобранный материал, медиасредства.
Кроме того, формы мероприятий должны не только соответствовать поставленным задачам, но и быть интересными для детей, отвечать их запросам и интересам.
Лучше всего дают разнообразные знания о ЗОЖ, формируют их в качество личности мероприятия в форме реалити. Те, которые разрабатываются и проводятся с непосредственным участием  ребят. Чем большее место в деятельности ребенка занимает творчество, тем большее удовлетворение приносит  проведенная работа и выступление. В « Реальном  режиме « проходят соревнования, игры, турпоходы , прогулки на « природе».
.А закончить свое выступления  я хотела бы легендой.
Сидит старик у обочины и смотрит на дорогу. Видит: идёт человек и ведёт за собой ребёнка. Человек остановился, велел ребёнку подать старику воды и дать кусок хлеба из запасов.
  Что ты тут делаешь, старик? спросил человек.   Жду тебя! ответил старик. Тебе ведь доверили этого ребёнка на воспитание?  Верно! удивился человек.  Так бери с собой мудрость: Если захочешь посадить человеку дерево, посади плодовое дерево. Если захочешь подарить человеку лошадь, дари лучшего скакуна. Если отважился воспитать человеку ребёнка, верни его крылатым.  Как я это сделаю, если сам не умею летать?  А ты попробуй! сказал старик и закрыл глаза. Прошли годы. Старик сидел на том же месте и смотрел в небо. Видит: летит ребёнок, а за ним его учитель. Они приблизились к старику, опустились на землю и поклонились.   Я возвращаю ребёнка крылатым! сказал учитель и  гордо посмотрел  на своего питомца. А старик посмотрел на крылья учителя и произнёс:  А меня больше радуют твои крылья
Уважаемые коллеги, желаю и вам обрести крылья, а самое главное здоровья!

15