Задания по чтению для контроля достижения образовательного результата на уроке иностранного языка


Задания по чтению для контроля достижения образовательного результата на уроке иностранного языка
Шкумат Н.Л.,
учитель английского языка МАОУ лицей № 7 г. Томска
Чтение на иностранном языке как вид речевой деятельности и как опосредованная форма общения является, по мнению многих исследователей, самым необходимым для большинства людей. Возможность непосредственного общения с носителями языка имеют, как правило, сравнительно не многие, а возможность читать на иностранном языке – практически все. Вот почему обучение чтению выступает в качестве целевой доминанты. 
Работа с текстом позволяет добиваться оптимального результата и является связующим звеном всех учебных предметов. Это обусловило включение в Целевой раздел Примерной образовательной программы основного общего образования ФГОС междисциплинарной программы «Стратегии смыслового чтения и работа с текстом».
Смысловое чтение является метапредметным результатом освоения образовательной программы основного общего образования, а также является универсальным учебным действием. Составляющие смыслового чтения входят в структуру всех универсальных учебных действий:  
в личностные УУД – входят мотивация чтения, мотивы учения, отношение к себе и к школе;
в регулятивные УУД – принятие учеником учебной задачи, произвольная регуляция деятельности;
в познавательные УУД – логическое и абстрактное мышление, оперативная память, творческое воображение, концентрация внимания, объем словаря;
в коммуникативные УУД – умение организовать и осуществить сотрудничество и кооперацию с учителем и сверстниками, адекватно передавать информацию.
Целью смыслового чтения при работе с текстом является обеспечение полного и точного понимания содержания, усвоение представленной в тексте информации. При этом должны быть решены следующие задачи: выяснить, что именно и как сказано в тексте, с какой целью автор избрал для воплощения своего замысла те или иные языковые средства. Основная причина непонимания смысла прочитанного текста кроется в недостаточности всего арсенала действий, задаваемых традиционными методиками: пересказ, изложение, близкое к тексту, ответы на вопросы и т.п. Всё это направлено на формирование репродуктивных форм чтения, в рамках которых не создаётся условий для смыслопонимания. Отсюда и падение интереса к чтению.
Чтобы решить проблему полного понимания текста, необходимо выявить затруднения, возникающие при поиске информации и понимании прочитанного учениками. Эти затруднения можно представить так:
1. Непонимание лексического значения слова.
2.  Ограниченность читательского кругозора.
3. Непонимание текста как структурного целого, определяющего смысл деталей.
В результате сложившейся ситуации возникла необходимость разработки технологии, в основе которой лежали бы способы формирования адекватного читательского восприятия, а также организация некоторых форм взаимодействия читателя-ученика с учебным текстом.
Если разделить процесс работы с текстом на несколько этапов, то, последовательно реализуя каждый из них, можно добиться успеха в понимании школьниками смысла прочитанного. Данные этапы могут быть представлены в следующей таблице:
Этапы работы с текстом (учебной статьёй, параграфом учебника)
Название
этапаТип текста
(например, текст, учебная статья или параграф учебника)
Предтекстовыйэтап  анализ названия и определение предмета речи;
осмысление заглавия и выдвижение гипотезы о ещё не прочитанном тексте.
определение необходимого объёма уже известной информации для адекватного восприятия новой;
Текстовый этап
(чтение текста) Медленное чтение текста с выделением ключевых слов, понятий, определений
выделение известных и новых понятий;
определение новых слов по контексту;
анализ прочитанного;
выделение текстовой и иллюстративной информации;
«чтение» схем, таблиц, графиков, условных обозначений;
«определение» существенной и несущественной информации;
выявление истинных и ложных утверждений;
приведение собственного примера, объясняющего сущность явления.
Послетекстовыйэтап  Представление текста в иной форме (план, схема, таблица, алгоритм)
построение развёрнутого монологического ответа на поставленные  вопросы;
самостоятельная постановка вопросов к тексту;
рефлексия собственной деятельности.
В результате системного взаимодействия с текстом происходят положительные изменения в восприятии учащимися смысла прочитанного текста.
Критерии эффективности деятельности педагога – это степень достижения запланированных результатов. На основании осмысления этих результатов были разработаны критерии для оценки степени сформированности навыков смыслового чтения, которая, на мой взгляд, соответствует требованиям ФГОС и позволяет отследить степень достижения результатов.
  Критерии Показатели Баллы
1.Умение находить нужную для понимания смысла информацию 1. Ученик самостоятельно и в полном объёме находит нужную для понимания смысла текста информацию.
2. Ученик находит нужную информацию с помощью наводящих вопросов учителя.
3. Ученик находит нужную информацию только с помощью учителя. 3
 
 
2
  
1
2. Понимание прочитанного 1.Адекватное авторскому замыслу понимание прочитанного.
2.Искажённое понимание прочитанного.
3. Прямо противоположное авторскому замыслу понимание прочитанного. 2
1
0
3.Умение преобразовать текст 1.Ученик умеет самостоятельно преобразовать текстовую информацию.
2. В процессе преобразования текстовой информации ученик действует по алгоритму или образцу.
3. Ученик не умеет самостоятельно преобразовать информацию. 2
 
1
 
 0
Таким образом, использование данной методики работы с текстом позволяет овладеть стратегией смыслового чтения, поэтапно планируя последовательность действий педагога и учеников.
При работе с текстами на уроке преподаватель должен учитывать виды чтения, их классификацию, особенности и задачи, которые они выполняют. В настоящее время наибольшее распространение получила классификация видов чтения по степени проникновения в текст, предлагаемая С. К. Фоломкиной, которая делит учебное чтение на изучающее, ознакомительное, просмотровое и поисковое.
Каждый из перечисленных видов чтения играет большую роль в процессе обучения иностранному языку. Учителю необходимо использовать эти виды чтения на своих уроках в зависимости от поставленной цели и задач урока, от места конкретного урока в теме. Стоит так же учитывать и уровень детей, поэтому учитель предлагает учащимся задания базового и повышенного уровня.
При работе с текстом возможны следующие варианты заданий:  
Выберите наиболее удачный заголовок для прочитанного рассказа/ текста.
Соотнесите смысловые части текста/ тексты с их заголовками.
Соотнесите тексты с их заголовками, один лишний. (пов.)
Разделите текст на смысловые части и самостоятельно озаглавьте их. (пов.)
Прочтите текст, отметьте (выпишите) места, раскрывающие разные аспекты проблемы.(пов.)
Прочтите текст и найдите в каждой части по одному предложению, передающему основную мысль этой части.
Закончите предложение в соответствии с содержанием текста ( выбрав правильный вариант).
Скажите, с помощью каких фактов из текста можно утверждать, что…
Расположите следующие предложения текста в логической последовательности и пронумеруйте их по порядку. (Базовый уровень: отмечены первое и последнее предложение).
Прочитайте текст и скажите какое из утверждений верно, неверно содержанию текста.
Прочитайте текст и скажите какое из утверждений верно, неверно или про это не сказано в тексте. (пов.)
Объясните причину, выбрав правильный вариант.
Задайте вопросы к предложениям, начиная их словами, данными в скобках (вопросительные слова)
Составьте список вопросов к тексту.(пов.)
Прочтите текст и расположите пункты плана согласно логике повествования.
Подготовьте план пересказа текста. (пов.)
Прочтите текст и передайте его основную идею несколькими предложениями.
Найдите (зачитайте, выпишите) главные (ключевые) факты текста.
Просмотрите текст, найдите фрагмент (факт), который представляет для вас особый интерес, и объясните почему. (пов.)
Найдите в тексте предложения, в которых содержатся: а) основная информация; б) уточняющая информация; в) подтекст.
Изобразите в виде схемы (Word-web) основные положения текста.
Прочтите текст и заполните его денотатную карту/ таблицу. (Приводятся пустые графы, заполнен только один блок.)
Сократите текст за счёт подробностей, которые могут быть опущены без ущерба для содержания.
Поясните главную мысль текста своими словами. (пов.)
Напишите синквейн, диаманту к тексту. (пов.)
          Процесс чтения, предполагающий сложные мыслительные операции (анализ, синтез, умозаключение и др.), и результат его – извлечение информации – имеют огромное значение в коммуникативно-общественной деятельности людей. Эта форма письменного общения обеспечивает передачу опыта, накопленного человечеством в различных областях жизни, развивает интеллект, обостряет чувства, то есть обучает, развивает, воспитывает.           Читающий человек способен мыслить проблемно, схватывать целое и выявлять противоречивые взаимосвязи явлений; наиболее адекватно оценивать ситуацию и быстрее находить новые верные решения. Словом, чтение формирует качества наиболее развитого и социально ценного человека. Это и является основной задачей учителя на уроке английского языка. Особенность чтения в отличие от восприятия таких видов культуры, как телевидение, видео, в том, что это – всегда труд. Надо потрудиться, чтобы научиться читать. И в силах учителя сделать так, что бы этот труд был для учащихся наиболее интересным и эффективным.