Активизация работы с родителями как фактор успешного достижения цели воспитания в образовательном учреждении»


Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
Белостолбовская средняя общеобразовательная школа
142050 РФ Московская область,, г.Домодедово, мкр.Белые Столбы, ул.Авенариуса, д.11, тел\факс (496 79) 6-35-62.
E-mail: eaya.2008@mail.ruДОКЛАД НА ПЕДСОВЕТ
«Активизация работы с родителями как фактор успешного достижения цели воспитания в образовательном учреждении»
Подготовила и прочитала: зам. директора по ВР , учитель музыки высшей категории
И.В. Мазина
Для того чтобы наладить взаимодействие с родителями, далеко не всегда приходится изобретать велосипед, то есть придумывать невиданные формы работы. Как показал опыт, проведение даже привычных родительских собраний может стать интересным событием для родителей, детей и самих педагогов».
Е.И. Лютова, Г.Б. Мосина.
По моему глубокому убеждению, педагогика должна стать наукой для всех — и для учителей, и для родителей
В.А. Сухомлинский.
Сегодня задачи воспитания и роль классного руководителя становятся чрезвычайно значимыми. Будучи одновременно действующим учителем и воспитателем в классе, классный руководитель должен владеть профессиональными умениями широкого профиля.
Чтобы школа жила и развивалась в нынешних социально – экономических условиях, ей необходима поддержка и союзники, в первую очередь в лице родителей, которые становятся сегодня одним из реальных заказчиков на содержание школьного образования.
Если вспомним содержание проекта «Наша новая школа», то современная школа должна более тесно взаимодействовать с семьей. Система школьного управления должна стать открытой и понятной для родителей и общества. Участие в работе школьных советов превратится из обузы в увлекательное и почетное занятие. Приходить в образовательные учреждения вместе с детьми станет интересно и взрослым. Школы как центры досуга будут открыты в будние и воскресные дни, при этом школьные праздники, концерты, спектакли, спортивные мероприятия станут привлекательным местом семейного отдыха.
Это хорошая перспектива. Но как сделать так, чтобы родители действительно с удовольствием шли в школу, чтобы им не безразличны были воспитание и образование.
Ведь ни для кого не секрет, что работа с родителями всегда считалась одной из самых трудных в педагогической деятельности учителя. Когда учитель 1 сентября проводит классный час, с этого момента он и родители - один единый коллектив. И от того, как сложатся отношения в этом коллективе, во многом будет зависеть успех в обучении и воспитании.
Школа и семья – два социальных института, от согласованных действий которых зависит эффективность процесса воспитания ребёнка. Между тем, к сожалению, на сегодняшний день взаимоотношения школы и семьи, учителей и родителей пока ещё не всегда являются вполне нормальными, а их действия согласованными.
Педагоги должны помочь родителям увидеть ребенка в eго природосообразности. Научить наблюдать за его развитием. Понимать закономерности происходящих изменений. Только на этой основе возможно эффективное взаимодействие семьи и школы в процессе формирования здоровой личности.
Сотрудничая с родителями, мы должны создать благоприятные условия для обеспечения взаимопонимания и однонаправленности стремлений школы и семьи в формировании здоровой личности ребенка, ее ценностных ориентаций, в раскрытии индивидуальности каждого ребенка, его творческого потенциала. Кроме того, мы должны помочь ребёнку стать уверенной зрелой личностью, которая сможет найти своё место в современном обществе, понимать и принимать общечеловеческие ценности. Здоровье, счастье и успешность детей - норма жизни в современном обществе и совместная цель родителей и педагогов.
Задачи педагогов:
1. Просветительская - научить родителей видеть и понимать изменения, происходящие с детьми.
2. Консультативная - совместный психолого-педагогический поиск методов эффективного воздействия на ребенка.
3. Коммуникативная - обогащение семейной жизни эмоциональными впечатлениями, опытом культуры взаимодействия ребенка и родителей. 
Направления и формы взаимодействия семьи и школы.
1. Изучение условий семейного воспитания.
2. Информирование родителей о содержании учебно-воспитательного процесса.
3. Психолого-педагогическое просвещение родителей.
4. Взаимодействие с родительским комитетом.
5. Совместная деятельность родителей и учащихся.
6. Информирование родителей о ходе и результатах воспитания, обучения детей.
7. Взаимодействия с родителями, входящими в общественные организации, занимающиеся вопросами здоровья.
Школьная жизнь каждого ребенка начинается со Дня знаний и заканчивается Выпускным Балом. В этот временной отрезок дети учатся постигать не только премудрости школьных наук, переходя от простого к более сложному, но и через организацию воспитательной работы в классе, школе, становятся более организованными, самостоятельными, эрудированными, приобретают определенные умения и навыки, социальный опыт и т.д. Жизнь ребенка в этот период состоит из двух важных сфер: школа и семья, которые также подвергаются изменению, развитию. При взаимодействии семьи и школы в деле создания благоприятных условий для развития личности ребенка отмечается увеличение напряжения у всех сторон. Выявляются следующие причины, вызывающие напряженность и у взрослых, и у детей:
Учителя:
родители мало времени уделяют школьной деятельности детей, слабо контролируют домашнее задание;
дети мало читают, часто не готовы к урокам, некоторые - плохо воспитаны, пассивны;
возникают проблемы с детьми, т.к. есть недостатки в семейном воспитании.
Родители:
школа перегружает детей заданиями, учитель часто равнодушен к детям;
не все проблемы и просьбы от родителей решаются оперативно;
отношения детей в классе не всегда доброжелательные по отношению друг к другу.
Дети:
учителя задают много на дом, сложная программа обучения;
много уроков в день;
иногда обижают одноклассники, а иногда учителя позволяют себе вольные фразы в общении с учениками.
Семья, родители являются основными воспитателями. Нравственность в семьях и здоровый быт - важнейшие условия воспитания психического и социального здоровья ребенка. 
“Отец и мать, по мнению В.А. Сухомлинского, создают новое существо - сына, дочь. Это самое высокое, бессмертное творчество. Путь к бессмертию заключается здесь в том, чтобы повторить в своих детях самого себя, но повторить на высшей основе - воспитать человека лучше, чем ты сам”.
Школа призвана помочь семье в воспитании детей, и основная главная роль отводится классному руководителю. Эффективность воспитательной работы зависит от взаимоотношений педагога с родителями, его умения сотрудничать с семьёй, опираться на её помощь и поддержку. Это кропотливая ежедневная работа. И формы, и методы её разнообразны. Это и родительские собрания, групповые и индивидуальные беседы, пропаганда психолого-педагогических знаний, консультации, педагогические практикумы, “круглые столы”, посещения на дому, привлечение к непосредственной работе с детьми. Однако учитель должен понимать, что разнообразие форм и методов ещё не всегда обеспечивает успех работы. Основная и главная задача педагога - сделать семью своим союзником, единомышленником, создать демократичный стиль отношений. Он должен обладать большим терпением и тактом. Порой с родителями работать значительно труднее, чем с детьми. Работая с родителями, педагог постоянно даёт оценку поступкам ребёнка, его успехам, удачам и неудачам в учёбе, отношению к своим обязанностям и т.д. В этих оценках должна соблюдаться корректность и мера. Здесь надо помнить: оценивай конкретный поступок, а не личность ребёнка в целом! Оценивая ребёнка, учитель тем самым даёт оценку и родителям. Не следует на публичных собраниях допускать разговора о слабых сторонах тех или иных детей. Лучше разобрать общие и актуальные для всех вопросы. В индивидуальной же беседе в тактичной форме, делая акцент на положительные характеристики ученика, можно раскрыть волнующую проблему и вместе с родителями наметить пути её решения. Особый дискомфорт на собраниях испытывают родители отстающих и трудных учащихся. Каждое собрание – это творчество учителя и родителей. Потенциал родителей должен быть осознан классным руководителем и родителями. Возможно это тогда, когда складывается коллектив единомышленников. Будет ли этот потенциал активизирован, станет ли он реальным ресурсом воспитания, зависит от деятельности классного руководителя. Но о какой активизации родительского потенциала мы можем говорить сегодня, когда родители учащихся не идут на родительские собрания. По итогам первого полугодия было запланировано анкетирование с родителями учащихся 1-11 классов, которое не проведено ни одним классным руководителем. А ведь родители могли бы стать коллективом, сообществом с высоким уровнем сформированности показателей групповой сплоченности, поэтому перед классным руководителем встает сложная задача работы не только с детьми, но и с родителями, требующая много сил и времени.
Чтобы сделать собрание «родительским», надо изменить цели, принципы работы с родителями, отношения между участниками образовательного процесса и понимание того, что такое родительское собрание, каким оно должно быть, какова роль классного руководителя и родителей при подготовке и проведении собрания. Начинать работу по формированию родительского коллектива необходимо с первого класса и преемственность в деятельности учителей и родителей должна сохраняться на протяжении всего обучения детей в школе.
Формирование родительского коллектива может проходить разные этапы коллективообразования и подчиняется закономерностям этого процесса. Объединение людей в сплоченную группу возможно при условии включения их в общую значимую для всех деятельность. Самое сложное сделать так, чтобы у родителей появилось желание, мотивы для участия в совместной деятельности. Как и в любой другой группе среди родителей будут лидеры и принимаемые, не исключено, что кто-то останется в стороне. Но сколько удовольствия могут получить дети и родители от совместной деятельности.
Опыт учителей начальных классов нашей школы показывает, что разнообразная внеурочная деятельность (походы, конкурсы, праздники) объединяют и активизируют родителей, учащихся и учителей. Организаторами и её вдохновителями на разных этапах жизни класса являются классные руководители, но очень часто инициативу берут в свои руки родители. Если сложился коллектив родителей, то всегда есть темы для разговора, для живого и непосредственного общения. Родители становятся соучастниками общей деятельности по воспитанию детей и формированию детского коллектива. Учителя начальных классов стараются максимально использовать потенциал родительского коллектива для воспитания детей, что далеко не получается у классных руководителей 5-11 классов.
Очень значимым направлением деятельности классного руководителя с семьей учащихся является коррекционная работа. Главным назначением коррекционной работы является оказание родителям психолого-педагогической помощи и поддержки в решении проблемных ситуаций семейного воспитания. К таким проблемным ситуациям можно отнести кризисы адаптации к школьному обучению, раннее половое созревание детей, нестабильность положения ребенка в семье, потеря родителей или близких людей, развод родителей, такая же работа классного руководителя должна быть направлена на работу с семьей, в которой растут одаренные дети. В коррекции классного руководителя в неменьшей степени нуждаются неблагополучные и неполные семьи, семьи с приемными и опекаемыми детьми, а также семьи, где ребенка воспитывают бабушка с дедушкой.
В классе Цыгановой В.И. трое учащихся из неполных семей, которые находятся еще и на попечении бабушек и дедушек. Классный руководитель с первого дня работы с классом знает, что собой представляют семьи этих учеников, и поэтому оказывает помощь опекунам в обучении и воспитании детей, а также поддерживает постоянную связь с родителями.
Среди учащихся 6 класса есть дети из опекаемых семей. Классный руководитель Панкратова Е.Ф. осуществляет систематический контроль за воспитанием, обучением, состоянием здоровья, материально-бытовым содержанием, оказывает помощь в преодолении трудностей в учебе, посещает семьи этих учащихся. Елена Федоровна всегда проста в общении как с учениками, так и с родителями, добра в оценке, спокойна и несуетлива в организации любого дела.
Объемная работа с учащимися и их семьями проводится Эрькиной В.Г., так как в ее классе есть подростки с разным социальным статусом. Это и дети из многодетных, малообеспеченных, неблагополучных и приемных семей. Валентина Григорьевна знает проблемы физического и психического здоровья учеников, какова сфера материального бытия подростка, каков образ его жизни, каковы традиции и обычаи семьи. Постоянно
изучает семейную атмосферу, окружающую ученика, его взаимоотношения с членами семьи.
Время диктует, что наряду с традиционными формами работы с родителями, классный руководитель должен искать и новые пути взаимодействия с семьями. Как показывает практика, рано или поздно каждый педагог «натыкается» в своей деятельности на независимый характер отдельных семей. Более того, влияние семьи бывает таким сильным на ребенка, что может свести на нет любые педагогические усилия. С одной стороны, школа, как социальный институт, не всегда должна вмешиваться в частную жизнь своих учеников. С другой стороны – педагоги понимают, что без согласованности с семьей ни о каком формировании здоровой личности речь идти не может. А для этого классному руководителю необходимо создать в своем коллективе такой настрой, чтобы он был авторитетной личностью как для детей, так и для их родителей, чтобы чувствовалась его поддержка и помощь, а главное, чтобы к нему желали за этой помощью обратиться, а педагог эту помощь мог оказать. Для этого необходимо искать индивидуальный подход к каждому ребенку, к каждой семье. Творчески подходить к выбору как индивидуальных, так и групповых форм работы.
Поскольку в нашей школе обучаются дети из соседнего села, с прошлого года мы практикуем целевые выезды в п.Центральный. Эти выезды проводились членами Совета профилактики. Это позволило не просто посетить семьи, но и познакомиться с условиями жизни, материальным положением, образом жизни семей, проверить режим дня ребенка и т.д. Иногда даже телефонный разговор можно считать достаточно эффективной формой общения с родителями, если нет возможности личной встречи. Словом, для достижения положительного результата в работе, классному руководителю необходимо уметь выбирать нужную форму работы с семьей, исходя из ее индивидуальных особенностей. Чтобы в любой семье с помощью педагога, происходило формирование и развитие здоровой личности ребенка.
В современных условиях напряженная программа и система обучения оказывает
огромное влияние на здоровье обучающихся в школе.
Постоянная модернизация образования имеет две стороны. С одной – наши дети получают крепкие знания, позволяющие после школы поступить и продолжить обучение в других учебных заведениях. На первый взгляд, и дети, и родители должны быть этим довольны. Но есть другая сторона этого вопроса. Имея огромное количество учебных перегрузок, именно успешные ученики больше, чем другие теряют свое здоровье. Это не может не беспокоить как педагогов, так и семьи учащихся.
Для контроля физического здоровья детей в школе организуются профилактические медицинские осмотры. Ежегодно ученики определенных классов проходят обследование у врачей. Результаты осмотров доводятся до сведения классных руководителей и родителей. Кроме этого классные руководители в индивидуальных беседах сообщают родителям об отклонениях, которые обнаружились в здоровье их детей.
Помимо этого, общеизвестно, что состояние здоровья детей, значительно зависит от условий, в которых находятся дети. Мудро поступают те классные руководители, которые, грамотно строя свою работу с родителями, привлекают их к ремонту и дизайну классных помещений, создавая для учеников уютную обстановку.
Задача классного руководителя заключается в том, чтобы стать помощником и хорошим советчиком для родителей, создать в коллективе детей и родителей атмосферу добра, взаимопонимания и доверия, помочь родителям приобрести опыт в воспитании собственных детей. В создании союза родителей и педагогов, в активизации их совместной деятельности важнейшая роль принадлежит именно классному руководителю.
При этом следует помнить, что классный руководитель не может и не должен перевоспитывать родителей и преобразовывать семью – это лежит за пределами его профессиональных полномочий. Но классный руководитель может содействовать благоприятнейшим условиям развития ребенка, его личностному становлению путем педагогического влияния на семью. Объектом профессионального влияния выступает не сама семья и не родители ребенка, а семейное воспитание. Именно на такое влияние имеет право педагог как профессионал. И только на границах такой профессиональной заботы располагается его взаимодействие с родителями.
Для ее решения необходима целенаправленная работа педагогического коллектива по укреплению взаимодействия родителей и школы.
Педагогическая деятельность, направленная на решение данной проблемы должна включать следующие формы, приемы и методы:
анкетирование учащихся и их родителей;
проведение как традиционных родительских собраний, так и не в традиционной форме;
классные часы, коллективные творческие дела и другие мероприятия с участием пап и мам учеников класса;
индивидуальные беседы и педагогические консультации родителей.
Изучение планов воспитательной работы и деятельности классных руководителей по их реализации позволяет сделать вывод: хотя для большинства педагогов рассматриваемая проблема и является актуальной, но для ее решения классные руководители выбирают только традиционные пути и методы.
Задача педагогов – убедить в этом родителей, и совместными с родителями усилиями сформировать и воспитать здоровую, гармоничную личность ребенка, способную в будущем стать успешным человеком.
Решение педагогического совета:
Считать активизацию работы с родителями важнейшей задачей работы классных руководителей.
Классным руководителям постоянно пополнять арсенал форм и способов работы с родителями для улучшения работы с родителями.
Всем классным руководителям в третьей учебной четверти провести совместные мероприятия с родителями учащихся.
Членам Совета профилактики в феврале 2012 г. провести посещение неблагополучных и приемных семей.
Классным руководителям 1-11 классов до 16 января 2012 г. сдать на проверку журналы индивидуальной работы с родителями учащихся.
Заместителю директора по ВР в конце учебного года провести анкетирование с семьями учащихся с целью выявления удовлетворенности деятельностью ОУ.
Провести общешкольное родительское собрание __19__января 2012 года. Классным руководителям принять активное участие в проведении родительского собрания.