«Развитие мотивации у младших школьников с ЗПР в различных видах деятельности для достижения образовательного результата в соответствии с требованиями ФГОС».

Министерство образования и науки Ульяновской области
Областное государственное казённое общеобразовательное
учреждение «Школа-интернат для обучающихся с ограниченными ОГКОУ
возможностями здоровья № 91»





Методическая разработка на тему:
Развитие мотивации у младших школьников
с ЗПР в различных видах деятельности
для достижения образовательного результата
в соответствии с требованиями ФГОС




Составитель:
учитель начальных классов
Гурьева Ольга Эдуардовна


г. Ульяновск
2016г.











Содержание



Введение _________________________________________ 1

Глава 1. Основы формирования положительной мотивации к обучению у школьников с ограниченными возможностями здоровья ___________________________________________ 2-11

Глава 2. Личностно-ориентированный подход в обучении как условие формирования мотивации к учению у младших школьников _________________________________________ 11-13

Глава 3. Возможности использования игры как средства формирования положительной мотивации к обучению у школьников с ограниченными возможностями здоровья _____ 13-21

Заключение ___________________________________________ 21-22

Список литературы _________________________________ 23

Приложение __________________________________________ 24-30









Введение

Мотивация – это процесс психической регуляции, механизм, определяющий возникновение, направление и способы осуществления конкретных форм деятельности. Деятельность без мотива или со слабым мотивом или не осуществляется вообще, или оказывается крайне неустойчивой. Учебная деятельность – один из основных видов деятельности человека, специально направленный на овладение способами предметных и познавательных действий, теоретическими знаниями.
Младший школьный возраст благоприятен для того, чтобы заложить основу для умения, желания учиться. В настоящее время большинство педагогов и психологов рассматривают мотив как высшую форму регуляции деятельности.
Ученые, изучающие проблему мотивации учебной деятельности, все чаще говорят и пишут о том, что для более продуктивного обучения в школе важно не то, что знает и умеет ребенок, а то, насколько он хочет овладеть этими знаниями и умениями. В связи с этим вопрос о способах формирования мотивов учебной деятельности звучит в современной педагогике наиболее остро и актуально. Положительная мотивация деятельности детей с ограниченными возможностями здоровья способствует более устойчивой и длительной их работоспособности, проявлению настойчивости и самостоятельности в работе, более успешному и эффективному их обучению, что приводит в целом к повышению продуктивности деятельности таких детей.




Глава 1. Особенности формирования положительной мотивации к обучению у школьников с ограниченными возможностями здоровья
Отставание в развитии может быть связано с различными факторами: дефектами зрения и двигательной недостаточностью (дети с [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] параличами). При аномальном развитии недостаточность формирования функций зрения, а также регуляторных систем приводит к недоразвитию, задержке или нарушениям формирования всех зависящих от них функций. Выявление их имеет важное значение для определения специфики, длительности коррекционной работы. Характеризуя, обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, можно отметить их инертность, вялость, рассеянность, лёгкую отвлекаемость, интеллектуальную пассивность, отсутствие интереса к мыслительной деятельности. Однообразие приёмов не вызывает у учащихся активной учебной деятельности непосредственного интереса к предмету. Такое обучение приводит к запоминанию учащимися учебного материала, но развития мышления при этом не происходит. За учащимися закрепляется позиция ведомых, которая исключает инициативу, активность в познавательной деятельности. Поэтому необходимо проводить обучение так, чтобы усвоение знаний шло не на основе запоминания, а на сознательном применении знаний в процессе решения познавательных задач, чтобы учащиеся учились рассуждать, использовать имеющуюся у них информацию.
Учебная деятельность – один из основных (наряду с трудом и игрой) видов деятельности человека, специально направленный на овладение способами предметных и познавательных действий, обобщенных по форме теоретических знаний. Основными факторами, влияющими на формирование положительной устойчивой мотивации к учебной деятельности, являются:
содержание учебного материала;
организация учебной деятельности;
коллективные формы учебной деятельности;
оценка учебной деятельности;
стиль педагогической деятельности учителя.
Формированию мотивации в целом будут способствовать:
- включенность учеников в совместную учебную деятельность в классе;
- построение отношений «учитель-ученик» не по типу вторжения, а на основе сотрудничества;
- занимательность, необычное изложение учебного материала;
- использование познавательных игр;
- анализ жизненных ситуаций;
- развитие самостоятельности и самоконтроля ученика.

Исследуя общие подходы к организации образовательной среды, выделяют следующие методы организации обучения:
- поддержка активности школьников через системно- деятельностный подход;
- учет индивидуальных особенностей, то есть возможность обучения школьника в собственном темпе;
- разнообразные виды деятельности (сотрудничество, различные источники информации т. д.).

Существует много различных причин снижения мотивации учения. Причинами снижения мотивации, зависящими от учителя, могут быть:
неправильный отбор содержания учебного материала (слишком сложный или, наоборот, легкий для учащихся);
невладение учителем современными методами обучения и их оптимальным сочетанием;
неумение строить отношения с учащимися и организовывать взаимодействия школьников друг с другом;
особенности личности учителя.

Причинами снижения мотивации к учению, зависящими от ученика, являются:
низкий уровень знаний;
несформированность учебной деятельности, приёмов самостоятельного приобретения знаний;
несложившиеся отношения с классом;
задержки развития.
Для организации эффективной воспитательной работы по развитию мотивации учителю очень важно представить себе общие тенденции возрастного развития школьника: знать, с какими мотивами приходит ребенок в школу, какая мотивация может и должна складываться у ученика к концу начальной школы. В младшем школьном возрасте ребенок осваивает «предметную» действительность, т. е. знания, закрепленные в учебных курсах, которые далеко выходят за пределы его личного непосредственного опыта. Соответственно, ведущей деятельностью младшего школьного возраста является учебная деятельность, что требует от ребенка овладения всеми ее компонентами.
Формированию мотивации способствует совместная учебная деятельность. В коллективной учебной работе ученика интересует возможность так организовать свое взаимодействие с партнером (взрослым или сверстником), чтобы овладение материалом, знаниями, умениями произошло наиболее эффективно.
При совместной учебной деятельности ребенок учится сопоставлять, сравнивать, доказывать свою правоту. Умение сопоставлять разные точки зрения в процессе выполнения учебных заданий, умение как бы "встать на позицию другого человека" способствует зарождению, развитию и становлению мотива сотрудничества. 1. Для включения в совместную учебную деятельность младших школьников игра является одним из наиболее эффективных приемов. Включая в урок обсуждения, например, результатов работы, распределение совместных действий по функциям (взаимопроверка, взаимооценка) могут заинтересовать детей, обеспечить их внимательное, заинтересованное отношение к коллективным формам учебной работы. 2. Большое значение для формирования мотивации совместной учебной работы имеет состав группы. Взаимодействие в группе, где объединены дети, осознающие разницу своих возможностей, возникает в том случае, если более сильные дети хотят помочь слабому и средство для этого видят в совместной работе, а слабый обязательно хочет научиться и действовать на равных с сильным. При подборе группы необходимо также учитывать индивидуальные особенности учащихся: уровень их знаний, темп работы интересы и т.п. 3. Особое значение для формирования мотивации совместной деятельности имеет правильный подбор заданий и форм коллективной работы. Нельзя предлагать детям непосильную для них работу. Не получив удовлетворения от совместного выполнения задания, дети надолго могут сохранить негативное отношение к коллективным формам работы. 4. Для формирования мотивации совместной учебной работы большое значение имеет то, какое место в работе группы занимает учитель. Необходимо осуществлять руководство работой детей, учить их способам взаимодействия и в то же время не быть диктатором. Формировать и развивать мотивацию - значит поставить ребенка в такие условия и ситуации, где бы желательные мотивы и цели складывались и развивались бы с учетом прошлого опыта, индивидуальности, внутренних устремлений самого ученика. Мотивация связана не с возрастными особенностями ребенка, а характером деятельности ребенка и системой его взаимодействий с окружающими людьми в этом возрасте.
Работа по формированию мотивов учения предполагает наличие трёх блоков, каждый из которых имеет свой набор компонентов и взаимосвязей и представляет свой вид деятельности (эмоциональный, мотивационно-целевой, познавательный).
Главная задача эмоционального блока состоит в том, чтобы вызвать у учащихся интерес. К нему относятся следующие приемы:
создание ситуации успеха через выполнение заданий посильных для всех учащихся, изучение нового материала с опорой на старые знания;
положительный эмоциональный настрой через создание на уроке доброжелательной атмосферы доверия и сотрудничества, яркую и эмоциональную речь учителя;
рефлексия через оценку собственной деятельности и деятельности других, вопросы, требующие многовариантных ответов (например, "почему было трудно?", "что открыли, узнали на уроке?" и т.д.);
занимательность, необычное начало урока, через использование музыкальных фрагментов, игровые и соревновательные формы.
Мотивационно-целевой блок решает задачу обучения учащихся целеполаганию в учении, осознанию целей учения и их реализации. К нему относятся следующие приёмы:
незавершённость учебной деятельности через создание ситуации дефицита знаний и самостоятельное определение целей последующей деятельности;
предоставление права выбора через разноуровневые задания, варьирование заданий по степени значимости;
выяснение причин ошибок и определение последующих действий;
практическая направленность через соотнесение учебного материала с конкретной жизненной ситуацией.
Познавательный блок направлен на формирование учебной деятельности, которая характеризуется умением самостоятельно выделять учебную задачу (проблему) и овладевать новыми способами учебных действий, приёмами самоконтроля и самооценки своей учебной деятельности.
К нему относятся следующие приёмы:
включение учащихся в коллективную деятельность через организацию работы в группах, игровые и соревновательные формы, взаимопроверку, приём "метод проб и ошибок", необычная форма преподнесения материала;
создание проблемной ситуации через анализ, сравнение учебных объектов, установление противоречий;
сотрудничество на уроке через совместное решение проблемы, учебную дискуссию, выделение существенных признаков предметов, классификацию, обобщение;
привлечение учащихся к оценочной деятельности через организацию рефлексии, отзыв учащихся об ответах других, оценка промежуточных достижений;
стимулирование деятельности через оценку, благодарность, словесное поощрение, выставку лучших работ, оказание учителем незначительной помощи, усложнение заданий.
Младший школьный возраст характеризуется первичным вхождением ребенка в учебную деятельность. Мотивация учения в младшем школьном возрасте развивается в нескольких направлениях. Широкие познавательные мотивы (интерес к знаниям) могут уже к середине этого возраста преобразоваться в учебно-познавательные мотивы (интерес к способам приобретения знаний). Социальные мотивы ограничены осознанием причин необходимости учится, узкие социальные мотивы представлены желанием ребенка получить, в основном одобрение учителя. Мотивы сотрудничества и коллективной работы широко присутствуют у младших школьников, но в самом общем представлении. Младший школьник учится понимать и принимать цели, исходящие от учителя, выполняет действия по инструкции. При правильной организации учебной деятельности можно закладывать умения самостоятельной постановки цели. Начинает складываться умение соотнесения цели со своими возможностями. При коррекционной работе надо начинать с таких ее целей, которые могут быть достижимы за относительно короткое время (недели), что поможет ученику и учителю быстро увидеть первые результаты. Формирование мотивации учения и умения учиться у школьников с ОВЗ включает следующие направления:
установление положительного отношения к учению и к отдельным учебным предметам и занятиям, для чего следует начинать с решения этими учениками доступных им задач, поддерживающих их уверенность в успехе, подкреплять даже маленькие удачи, создавать условия для положительных переживаний успеха, часто спрашивать, терпеливо выслушивать;
упражнения по отработке умений учащихся ставить и достигать цели, составлять план своей работы, связывать отдельные действия в систему, что в целом улучшит дисциплинированность детей;
упражнения по формированию оценочных действий школьников (для чего привлекать самого ученика к оценке своих и чужих знаний, ориентироваться при этом на предыдущие успехи данного ученика, усиливать адекватные критические суждения самого ученика, чаще применять комментирование учителем своей оценки);
устранять пробелы в знаниях, расширять запас знаний и развивать знания по всем их параметрам (полнота, системность, гибкость, действенность и прочность);
приучать к последовательности и полноте контроля учителя с детальным объяснением нового материала, с использованием наглядных опор, с проговариванием, с обязательным доведением каждого действия до этапа автоматизации;
специально обучать более сложным действиям: сопоставлению нескольких способов, изменению способа при необходимости переноса его в новые условия, т.е. умению пользоваться способами и применять их, опираясь при этом на планы, наглядные схемы и т. д;
начинать лучше с упражнений на постановку целей и стимулирование мотивов учащихся к выполнению действий по инструкции.
На уроках мы не только стараемся создать благожелательную творческую атмосферу, но и обращаемся к опыту собственной жизнедеятельности детей. В процессе взаимодействия на уроке происходит не только одностороннее воздействие учителя на ученика, но и обратный процесс.
На уроках чтения ведем диалог с учащимися, подталкивая их к размышлению. Дети не боятся высказывать свое собственное мнение, так как ни одно из них не называем ошибочным. Все детские версии мы обсуждаем в равноправном диалоге. Потом обобщаем все версии ответа на вопрос, выделяя наиболее соответствующие задачам и теме урока. В этих условиях все ученики стремятся быть «услышанными», высказываются по теме, работают в силу своих индивидуальных возможностей. Детальность многих заданий, дробность вопросов, широкое использование памяток – все это направлено на то, чтобы сделать действия учащихся осознанными, а логику работы понятной ученику. Вместе с тем, постоянное напоминание в виде памяток подталкивает ребят к размышлению, воспроизведению в памяти нужного правила и самоутверждению – «я знаю!».
Школьникам нравится инсценировать произведения, где полный простор для творчества, проявления личностных качеств и талантов детей.
На уроках математики мы ведем целенаправленную и систематическую работу по формированию у детей приемов умственной деятельности в процессе усвоения математического содержания. Набор печатных тетрадей, дидактических карточек позволяет ученику не только работать с одним и тем же содержанием, предусмотренным программными требованиями, но передавать его словом, знаково-условным изображением, рисунком, схемой, предметным изображением, и т.п.
На уроках математики и русского языка мы используем дифференцированные задания трех разных уровней сложности, стараясь предоставить детям возможность самим выбрать соответствующий уровень, создавая тем самым положительный настрой на работу, её успешное выполнение.
На уроках окружающего мира ученики всегда наиболее раскованны и активны, стремятся поделиться своими наблюдениями и с увлечением подбирают дополнительный материал из разных источников. Для успешного познания окружающего мира учащимся с разным типом восприятия, мы предоставляем возможность самостоятельно «открывать» новые знания. Большую роль в реализации такого подхода играют практические работы, экскурсии и наблюдения.
Уроки предметно-практической деятельности проходят в атмосфере свободного общения. Дети увлеченно работают над созданием поделок, применяют свои творческие способности на практике.
Обобщая сказанное, можно сказать, что умело подобранный материал к уроку усиливает интерес учащихся с ОВЗ к занятиям, т.е. способствует формированию у них положительной мотивации учения.
Глава2. Личностно - ориентированный подход в обучении как условие формирования мотивации к учению у младших школьников с ограниченными возможностями здоровья.
Работа с индивидуальностью каждого ученика ставит учителя в новую позицию – быть одновременно и учителем, и психологом, умеющим осуществлять комплексное педагогическое наблюдение за каждым учеником в процессе его развития и личностного становления. Необходимо знание особенностей темперамента, свойств нервной системы у младших школьников. Это позволяет предопределить реакцию детей и дает возможность в выборе нужных методов обучения и воспитания. Развивающий эффект обучения определяется тем, насколько педагогу удается переделать образовательную программу в программу деятельности самого ребенка, то есть когда он ориентируется не только на возрастные, но и на индивидуальные особенности младших школьников. Воспитанию положительной мотивации учения способствуют общая атмосфера в школе, классе; участие ученика в коллективных формах организации разных видов деятельности; отношения сотрудничества учителя и учащегося, помощь учителя не в виде прямого вмешательства в выполнение задания, а в виде советов; привлечение учителем школьников к оценочной деятельности и формирование у них адекватной самооценки. Кроме того, формирование мотивации способствуют занимательное изложение, необычная форма преподавания материала, вызывающая удивление у учащихся; эмоциональность речи учителя; познавательные игры, ситуация спора и дискуссии; анализ жизненных ситуаций; умелое применение учителем поощрения и порицания. Особое значение здесь приобретает укрепление всех сторон умения школьника учиться, обеспечивающее усвоение всех видов знаний и их применение в новых условиях, самостоятельное выполнение им учебных действий и самоконтроля, самостоятельный переход от одного этапа учебной работы к другой, включение учащихся в совместную учебную деятельность. Задания и упражнения, которые может применять учитель для целенаправленного воздействия на мотивационную сферу учащихся:
Упражнения на сотрудничество со взрослыми.
Упражнения на целеполагание школьников в учении, (надо укреплять адекватную самооценку и уровень притязаний).
Упражнения на решение задач максимальной для себя трудности (на закрепление адекватной самооценки своих способностей в целом и усилий при решении данной задачи).
Обдуманное поощрение. Оценка учителя повышает мотивацию, если она относится не к способностям ученика в целом, а к тем усилиям, которые прилагает ученик при выполнении задания.
Сравнение успехов ученика не с успехами других учеников, а с его прежними результатами.
Задания на удержание целей, на настойчивость и упорство в их реализации.
Актуализация мотивов предыдущих достижений ("ты очень хорошо поработал на предыдущем уроке"), усилить мотивы ориентации на предстоящую работу ("это пригодится, например, в таких-то ситуациях"), усилить непроизвольные мотивы удивления, любознательности.
Ориентация учителя на познавательные и социальные мотивы.
Чередования разных видов деятельности (устной и письменной, трудной и легкой и т.п.).
Каждый ученик должен выйти из деятельности с хорошим личным опытом и чтобы в конце урока возникала положительная установка на дальнейшее учение.
Глава 3. Возможности использования игры как средства формирования положительной мотивации к обучению у школьников с ограниченными возможностями здоровья. Классификация игр.

В игре активизируются психические процессы участников игровой деятельности: внимание, запоминание, интерес, восприятие, мышление. Игра эмоциональна по своей природе и потому способна даже самую сухую информацию оживить и сделать яркой, запоминающейся.
В игре возможно вовлечение каждого в активную работу, это форма, которая противостоит пассивному слушанию или чтению. В процессе игры интеллектуально пассивный ребенок способен выполнить такой объем работы, какой ему совершенно недоступен в обычной учебной ситуации. В научно-педагогических исследованиях об игре даже появился термин “эмоциональный ускоритель” обучения. Особо подчёркивается коррекционное значение этого вида деятельности учёными А. Н. Граборовым, М. И. Кузьмицкой, М. М. Нудельманом, Г. А. Кулагиной.
Практика работы со слепыми и слабовидящими детьми показала, что игра являться одним из эффективных средств формирования положительной мотивации к обучению у младших школьников с ограниченными возможностями здоровья при условии соблюдения следующих требований:
подбор игр осуществляется в соответствии с программными требованиями и учётом отклонений в развитии школьников;
игра используется на всех этапах проведения урока, при этом длительность игр регулируется возрастными и индивидуальными особенностями школьников;
основными условиями использования игры в процессе обучения у детей с нарушениями в развитии являются повторяемость игр и усложнение игр.
Игры на уроках письма и развития речи дают возможность исправлять недостатки речевого развития учащихся, обогащать словарь, но и активизировать познавательную деятельность. В виде загадки, ребуса, шарады, кроссворда может быть дана тема урока. (Например: «Отгадав загадку (кроссворд и т.п.), вы узнаете, что мы будем изучать на уроке», «Здесь зашифрована тема нашего урока» или «Решив занимательный пример, вы узнаете тему нашего урока»).
Дидактическая игра может быть использована на различных этапах урока, особенно она целесообразна на этапах повторения и закрепления материала.
Использование дидактических игр при проверке пройденного материала. Например: «Синонимы (антонимы)», «Кто больше знает слов», «Не перепутай», «Третий лишний» и т.п.
Игры могут быть с предметами – использование муляжей, природного материала. Например: игра «Овощи – фрукты», «Волшебный мешочек».
Настольные (настольно – печатные) игры могут использоваться для групповой и индивидуальной работы. Например: «Четвертый лишний», «Парные картинки», «Почта», «Узнай силуэт», «Собери картинку», «Где ошибся художник», «Домино», «Лото» и т.д.
Словесные (вербальные) игры. Например: самостоятельное составление загадок, «Узнай по описанию», «Назови одним словом», «Найди ошибку», различные загадки, ребусы, кроссворды и т.
На этапе изучения нового материала средствами игры могут осуществляться разнообразные методы обучения: словесный (устное и печатное слово), наглядный, практический.
Средствами игры учащиеся получают игровое задание, которое побуждает их внимательно рассмотреть картину, чтобы потом на основе увиденного и услышанного на уроке воплотить в собственный образ, приближенный к историческому.
Практика показала: чем выше уровень интеллектуального развития группы учащихся, участвующих в игре, тем более интересны для них ролевые игры.   С ролью связаны игровые действия. Другой компонент игры - правила. Благодаря им, возникает новая форма удовольствия ребенка - радость от того, что он действует так, как требуют правила. Результатом игры являются более глубокие представления о жизни и деятельности людей, знакомство с их бытом.   Ученик подчиняет свою эмоционально-волевую сферу правилам игры, у него формируются правильные движения, внимание, умение сосредоточиться, то есть развиваются способности, которые особенно важны для успешного обучения в коррекционной школе.
Достоинство игровых форм на уроке состоит в следующем:
игра мотивирует, стимулирует и активирует познавательные процессы школьников - внимание, восприятие, мышление, запоминание и воображение;
игра, востребовав полученные знания, повышает их прочность;
одним из главных достоинств является повышение интереса к предмету практически у всех учащихся в классе;
посредством игры задействуется “ближняя перспектива” в обучении;
игры позволяют развить специальные способности учащихся к знаниям истории: историческую память учащихся, в первую очередь на исторические факты, явления, представления; способность к ретроспективному мышлению, к мысленной реконструкции картины исторического мышления; способность к историческому сопереживанию;
игра позволяет гармонично сочетать эмоциональное и логическое усвоение знаний, за счет чего учащиеся получают прочные, осознанные и прочувствованные знания.

Благодаря игре удаётся преодолеть робость, неуверенность, пассивность, присущие многим учащимся с ОВЗ. В играх не должно быть серости и однообразия. Игра должна постоянно обогащать знания, быть средствами всестороннего развития ребёнка, его способностей, вызывать положительные эмоции, наполнять жизнь школьников интересным содержанием.
Игры помогают, по утверждению К.Д.Ушинского, проявить не только способности и наклонности, но и совершенствовать их. Моральные нормы, о соблюдении которых учитель часто и многократно, но иногда безуспешно напоминает ученикам, незаметно могут вырабатываться в ходе игры. Групповые или коллективные игры всегда ведутся по определённым правилам, в ходе игры учащиеся должны мобилизовать свои знания, обращаться к материалу, умственно и морально обогащать себя. Сознание этого приносит чувство удовлетворения, уверенности в себе.
Обучающиеся с ограниченными возможностями здоровья в результате игр тренируют работу анализаторов, развивают инициативность, сообразительность, воображение, мышление, речь, воспитывают чувство товарищества. Положительные эмоции, возникающие во время игры, активизируют деятельность учащихся, развивают внимание, память, речь, обогащают словарь.
Значение игры не ограничивается тем, что у ребенка возникают новые по своему содержанию мотивы деятельности и связанные с ними задачи. Существенно важным является то, что в игре возникает новая психологическая форма мотивов.
Игра имеет значение и для формирования дружного коллектива, и для формирования самостоятельности, положительного отношения к труду, для исправления некоторых отклонений в поведении отдельных детей и для многого другого. Все эти воспитывающие эффекты опираются как на свое основание, на то влияние, которое игра оказывает на психическое развитие ребенка, на становление его личности.
На разных этапах учебного процесса можно использовать игры:
при объяснении нового учебного материала (например, может подготовить подсказки);
при усвоении и закреплении учебного материала (классической игрой в этом направлении является игра «Кто сделает лучшее сообщение на заданную тему?»);
при повторении пройденного материала. Ученик должен уметь применить усвоенные ранее знания на практике, проявить способность их применения в условиях, отличных от стандартных. Для этого необходимо
учебный процесс перестраивать в организационно-деятельностный, где полученные знания смогут учениками преобразоваться в их личные. При этом необходимо знать, чем интересуются дети, что они любят делать, о чем фантазируют, что читают и о чем рассказывают друг другу. Используя знания о возрастной динамике школьников, учитель может спроектировать и провести игру, целью которой было бы повторение пройденного материала.

В основе любой игровой методики проводимой на занятиях и внеклассных мероприятиях в процессе обучения должны лежать следующие принципы:
Актуальность дидактического материала (интересные тексты, наглядные пособия и др.) помогает учащимся воспринимать задания как игру, чувствовать заинтересованность в получении верного результата, стремиться к лучшему из возможных решений.
Коллективность позволяет сплотить детский коллектив в единую группу, в единый организм, способный решать задачи более высокого уровня, более сложные.
Соревновательность создает у учащегося или группы учащихся стремление выполнить задание быстрее и качественнее конкурента, что позволяет сократить время на выполнение задания с одной стороны, и добиться реально приемлемого результата с другой (командные игры).
На основе указанных принципов можно сформулировать требования к проводимым на занятиях дидактическим играм:
Дидактические игры должны базироваться на знакомых детям играх. С этой целью важно наблюдать за детьми, выявлять их любимые игры, анализировать какие игры детям нравятся больше, какие меньше.
Каждая игра должна содержать элемент новизны.
Нельзя навязывать детям игру. Дети должны иметь возможность отказаться от игры, если она им не нравится, и выбрать другую игру.
Игра не урок, но это не значит; что не надо играть на уроке. Игровой прием это не только методическое богатство учителя, но и общая работа детей на уроке.
Эмоциональное состояние учителя должно соответствовать той деятельности, в которой он участвует. В отличие от всех других методических средств игра требует особого состояния от того, кто ее проводит. Необходимо не только уметь проводить игру, но и играть вместе с детьми.
Игра средство диагностики. Ребенок раскрывается в игре во всех своих лучших и не лучших качествах.
Нельзя применять дисциплинарные меры к детям, нарушившим правила игры или игровую атмосферу. Это может быть лишь поводом для доброжелательного разговора, объяснения, когда, собравшись вместе, дети анализируют, разбирают, кто и как проявил себя в игре, и как можно было бы избежать конфликта.

Слепые и слабовидящие дети не выносят сильных раздражителей, быстро утомляются и впадают в застойные тормозные состояния. При проведении игр учителю необходимо учитывать особенности и возможности каждого ученика класса. Если ученик отстает в обучении от классного коллектива, испытывает затруднения в каком-либо вопросе, отказывается выполнять правила или требования учителя то, чтобы его заинтересовать, побудить активность, работоспособность, надо применить индивидуальный подход. Индивидуальный подход направлен на преодоления возникающих у ребенка затруднений путем максимального развития здоровых, положительных качеств его личности. Использование игр, их разнообразие побуждают учеников выполнять то или иное задание, вызывают чувство удовлетворения, повышают сознательное отношение к заданию. Например, когда класс занят разгадывание кроссворда или ребусов, а один ученик это делать не хочет, то ему можно дать индивидуальное задание на карточке. Это может быть и кроссворд, и ребус, и шарада, и маленькая роль в ролевой игре, которую ученик самостоятельно разгадает. Здесь есть одно условие: учитель знает ученика, его особенности и возможности, положительные стороны, взаимоотношения с коллективом.
Роль учителя имеет большое значение, играет важную роль в проведении и организации игр.
Чтобы снять у учащихся утомление на уроках можно использовать различные игровые приёмы. Игра «Пожалуйста» - класс выполняет задания, если учитель говорит слово «пожалуйста».
В середине урока провести физкультминутки, благодаря которым мышцы учащихся освобождаются от напряжения. Например:
- Поднимите руки класс – это раз!
- Повернулась голова – это два!
- Руки вниз – вперёд, смотри – это три!
- Руки в стороны, пошире, развернули – на четыре!
- С силой их к плечам прижать – это пять!
- Классу молча, тихо сесть – это шесть!

Игра является эффективным средством формирования мотивации, при условии:
подбор игр осуществляется в соответствии с программными требованиями и учётом отклонений в развитии школьников;
игра используется на всех этапах проведения урока, при этом длительность игр регулируется возрастными и индивидуальными особенностями школьников;
основными условиями использования игры в процессе обучения у детей с нарушениями в развитии являются повторяемость игр и усложнение игры.
Регулярное использование игры является одним из эффективных средств повышения учебной мотивации.

Заключение

Изучив особенности формирования положительной мотивации к обучению у школьников с ограниченными возможностями здоровья, выявив эффективность игры как средства формирования положительной мотивации к обучению у школьников с ограниченными возможностями здоровья, мы пришли к выводу, что в ситуации учения взаимодействуют два фактора: процесс организации учения, предмет освоения и личность ученика. Личность ученика - это ребенок с его запросами, интересами, потребностями и целями, с которыми он вступает в процесс учения.
Игра будет являться эффективным средством формирования положительной мотивации к обучению у школьников с ограниченными возможностями здоровья. Игра возможна на всех этапах урока: при проверке и закреплении знаний учащихся, при изучении нового материала. Игры могут быть коллективные (принимает участие весь класс), групповые, индивидуальные. Таким образом, можно сделать вывод, что роль игры в жизни школьника имеет большое коррекционное воздействие и является одним из эффективных методов формирования положительной мотивации к предметам.

Главная задача мотивации учения - такая организация учебной деятельности, которая максимально способствовала бы раскрытию внутреннего потенциала личности ученика, способствовала формированию положительной мотивации к обучению.
Для формирования устойчивой мотивации у школьников с ограниченными возможностями здоровья необходимо учитывать:
- внутреннюю позицию школьника;
- обучение на достаточно высоком уровне трудности;
- самостоятельный поиск знаний учащимися;
- создание ситуаций успеха.























Список литературы
Денискина В.З. Методика и наглядные средства обучения слепых и слабовидящих дошкольников мимике, жестам и пантомимике. – М., // «Школьный вестник»//, 2001, №5,6, с. 36-45.
Есенкова Т.Ф. Методические материалы к практическим занятиям по педагогике. – Учебное изд., Ульяновск, 2012.
Зальцман Л.М. Формирование коммуникативной компетентности незрячих детей средствами невербального общения. – М.,
// «Школьный вестник»//, 2003, №4, 5, с. 2-13.
Литвак А.Г. Психология слепых и слабовидящих (Учебное пособие -СПб., РГПУ им. А.И. Герцена, 2007).
Никулина Г.В. – Формирование коммуникативной культуры лиц с нарушениями зрения. – С-Пб, «КАРО», 2006, с.207,264-268,286-290.
Особенности проведения занятий со слепыми детьми в часы коррекции (ред. Солнцевой Л.И.), М., 2000.
Плаксина Л.И. Психолого-педагогическая реабилитация детей с нарушениями зрения средствами эстетического творчества. – Сб. статей «Научно-практические проблемы эстетического и этического воспитания детей и молодежи с нарушениями зрения», выпуск №1, М., 2001, с.17-25.
Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии – М.: Академия, 1996. – с. 652
Тимофеева Т.Б. Организация коррекционных занятий в специальных (коррекционных) школах-интернатах III-IV видов. (Учебно-методическое пособие – Ростов на Дону, «Феникс», 2010).
Тупоногов Б.К. Основы коррекционной педагогики. – Учебное пособие, ООО «ИПТК «Логос» ВОС», М., 2004, с. 236-365.
Туркина Н. Игра как средство социализации детей с нарушением зрения.- //Школьный вестник//,№7 2007, с.1-10.














ПРИЛОЖЕНИЕ




















Разгадайте кроссворд.


По горизонтали:
Домашнее животное с носом – пяточком?
Неразлучные товарищи?
Животное – кривляка?
Наряд деревьев
По вертикали:
Зимующие маленькие птички?

Командная игра-цепочка
Дидактическая задача: Дописать подходящие по смыслу существительные в винительном падеже.
Игровая задача: Сделать цепочку как можно длиннее.
Содержание игры :
Слушаю музыку, маму ...
Пишу диктант, письмо, ...
Строят башню, дом, ...
и т.д.

Игра «Пословицы»

Условия игры: ведущий произносит начало какой-либо пословицы. Первый из игроков должен продолжить эту пословицу, а затем должен вспомнить начало новой. Если кто-то из игроков не сможет продолжить пословицу или не вспомнит новую, он выбывает из игры. Побеждает тот, кто остался последним.

Слова с заглавной буквы
Кошка Маришка, котёнок Тишка,
Щенок Дружок, цыплёнок Пушок,
Корова Бурёнка, коза Найдёнка,
Поросёнок Хрюша и бычок Гаврюша.
Все их клички до одной
Пиши с буквы прописной!
Слова с заглавной буквы
Имена, фамилии, клички, города
Все с заглавной буквы пишутся всегда.
Начинает буква важные слова:
Иванова Анна, Шуя и Москва.

Игра «Запомним слово»
Условия игры: Участники делятся на пары, каждый из партнеров берет листок бумаги и пишет 5-10 любых слов. Пока пишут, они должны их запомнить. Дается ограничение во времени 1 минута. После этого участники обмениваются листочками и проверяют, насколько хорошо каждый из них запомнил записанные им самим слова. Число слов, которые воспроизведены, фиксируется.
Ведущий определяет, кто занял 1-е; 2-е, и 3-е место.

Игра «Предметы»
Условия игры: Участники игры разбиваются на 2 команды. Из каждой команды выбирают по водящему. Члены каждой команды выкладывают на стол по одному предмету. Водящий смотрит и запоминает, кто какой предмет положил. После этого каждый водящий должен ответить на вопрос: кто и в какой последовательности какой предмет положил. Ведущий оценивает результаты ответов водящих. В роли водящего должен выступить каждый член команды.

Игра «Запоминаем, рисуя»
Условия игры: Участники сидят за столами. Ведущий заранее готовит 20 слов. Каждый из участников игры заранее готовит ручку и бумаги. Ведущий называет последовательно слова. После каждого названного слова он считает до 3-х. За это время участники игры должны успеть угодно рисунком для запоминания зарисовать это слово. Пусть рисунок будет непонятен для других, лишь бы участник игры мог потом по порядку назвать слова. Кто всех больше слов запомнит, тот и выиграл.

Игра «Слова»
Игра поможет вспомнить как можно больше слов названий предметов, относящихся к одной группе.
Условия игры: Участники игры сидят в кругу, ведущий называет тему, на которую участникам предстоит подбирать слова. Первый называет слово, второй повторяет названное слово и приводит свое и т. д. Например, тема: фрукты. Первый называет «яблоко». Второй повторяет «яблоко» и называет «апельсин». Третий участник повторяет «яблоко» и «апельсин» и называет «груша» и т. д. Тот, кто забудет названные для него слова или не назовет свое, выбывает из игры. Побеждает тот, что останется последним.

Игра «С одной буквы»
Участники игры делятся на 2 команды.
Условия игры: ведущий называет букву, а команды по очереди называют по одному предмету, находящемуся в комнате и начинающемуся с этой буквы. Та команда, которая называет последнее слово, побеждает.



Игра «Выбери три слова»
Эту игру можно использовать на закрепление любых тем по письму и развитию речи. Цель: Проследить за формированием орфографического навыка с учетом этапа работы над орфографией. Подбор слов зависит от изучаемых или пройденных тем. Двое берут по очереди карточки, выигрывает тот, у кого первого окажутся три слова, имеющую одинаковую орфограмму. На 9 карточках записаны девять слов: 1-й набор: рыбка, вьюга, чулок, дубки, варенье, чучело, ручьи, чум, гриб. 2-й набор: подъезд, склад, ворона, град, съемка, клад, ворота, подъем, воробей.
Игра « Шифровальщики»
Цель: автоматизация звуков, развитие фонетико-фонематического восприятия, процессов анализа и синтеза, понимание смысло-различительной функции звука и буквы, обогащение словарного запаса учащихся, развитие логического мышления.
Ход: Играют в парах: один в роли шифровальщика, другой - отгадчика. Шифровальщик задумывает слово и шифрует его. Играющие могут попробовать свои силы в расшифровке словосочетаний и предложений. Отгадчику предстоит не только отгадать слова, но и выбрать из каждой группы лишнее слово. Например:
Аалтрек, лажок, раукжк, зоонкв ( тарелка, ложка, кружка, звонок)
Оарз, страа, енкл, роамкша ( роза, астра, клен, ромашка)
Плнаеат, здзеав, отрбиа, сген ( планета, звезда, орбита, снег)
Игра « Клички»
Цель: формирование процесса словоизменения и словообразования, закрепление фонетического и грамматического разбора слов, правописание собственных имен.
Заменить словосочетания одним словом:
- промежуток времени в 60 минут,
- военнослужащий, стоящий на посту,
- ребенок, любящий сладкое,
- очень смешной фильм.
Распредели слова на две группы.
Найди родственные слова. Выдели корень.
Закончи предложения: У Ромы и Жоры есть . Однажды они пошли . Вдруг из кустов.. Потом ребята долго вспоминали как..










13PAGE 15


13PAGE 143015


13PAGE 15


13 PAGE \* MERGEFORMAT 143015


13 PAGE \* MERGEFORMAT 14015



С В И Н Ь Я

О



О



Ь

Д Р У З Ь Я

О Б Е З Ь Я Н А

Л И С Т Ь Я