Курсовая работа по программе Профессиональные аспекты деятельности педагога в условиях внедрения ФГОС Проект урока Площадь. Формула площади прямоугольника (второй урок).


Государственное бюджетное образовательное учреждение дополнительного педагогического профессионального образования
Центр повышения квалификации специалистов
«Информационно-методический Центр»
Кировского района Санкт-Петербурга
Курсовая работа по программе
«Профессиональные аспекты деятельности педагога в условиях введения ФГОС»
(72 часа)
ПРОЕКТ УРОКА
Тема: «Площадь. Формула площади прямоугольника (второй урок).
Класс: 5 класс
Выполнено слушателем курса,
учителем математики,высшей категории,
ГБОУ СОШ № 479
Кировского района Санкт-Петербурга
Вепренцевой Татьяной Алексеевной
Научный руководитель программы:
канд. пед. наук
Арьяева Людмила Владимировна
_____________________________
(подпись)
ГРУППА 6
Санкт-Петербург
июнь 2015
Пояснительная записка.
В современной социальной жизни произошли изменения, которые вызвали появление новых подходов к системе обучения и воспитания, изменения методов и содержания образования в школе.
Новизна ФГОС определяется тем, что в основе изучения курса математики лежит идея гуманизации обучения, соответствующей современным представлениям о целях школьного образования. Уделяется особое внимание личности ученика, его интересам и способностям. Необходимо добиться формирования как предметных умений, так и универсальных учебных действий школьников, что обеспечит личностные, предметные и метапредметные знания и умения для решения различных жизненных задач. Это необходимо для формирования умения учиться, что означает умение эффективно сотрудничать на уроке, как с учителем, так и со сверстниками, умение и готовность вести диалог, искать решения, отбирать информацию, оказывать поддержку друг другу. Роль учителя в таком уроке изменяется, он не главное действующее лицо, а организатор разноплановой деятельности учащихся, консультант. Учитель не сообщает знания, а создаёт условия для самостоятельной деятельности учащихся, помогает осмыслить результаты, ориентирует учащихся на практические навыки.
Урок математики в 5 классе разработан согласно требованиям ФГОС. В основу урока положен системно-деятельностный подход, который позволяет активизировать у обучающихся учебно-познавательную деятельность и формировать готовность к саморазвитию и непрерывному образованию.
Урок математики построен с учётом индивидуальных, возрастных, психологических и физических особенностей учеников 5го класса, связанных
— с переходом от учебных действий, характерных для начальной школы и осуществляемых только совместно с классом как учебной общностью и под руководством учителя, от способности только осуществлять принятие заданной педагогом и осмысленной цели к овладению этой учебной деятельностью на ступени основной школы в единстве мотивационно-смыслового и операционно-технического компонентов, становление которой осуществляется в форме учебного исследования, к новой внутренней позиции обучающегося — направленности на самостоятельный познавательный поиск, постановку учебных целей, освоение и самостоятельное осуществление контрольных и оценочных действий, инициативу в организации учебного сотрудничества;
— с осуществлением на каждом возрастном уровне (11—13 и 13—15 лет) благодаря развитию рефлексии общих способов действий и возможностей их переноса в различные учебно-предметные области, качественного преобразования учебных действий моделирования, контроля и оценки и перехода от самостоятельной постановки обучающимися новых учебных задач к развитию способности проектирования собственной учебной деятельности и построению жизненных планов во временной перспективе;— с формированием у обучающегося научного типа мышления, ориентирующего на общекультурные образцы, нормы, эталоны и закономерности взаимодействия с окружающим миром;
— с овладением коммуникативными средствами и способами организации кооперации и сотрудничества; развитием учебного сотрудничества, реализуемого в отношениях обучающихся с учителем и сверстниками;
— с изменением формы организации учебной деятельности и учебного сотрудничества от классно-урочной к лабораторно-семинарской, лекционно-лабораторной, исследовательской.
Целевой компонент.
Педагогические цели:

1.продолжить формировать представление о площади и периметре; установить некоторые зависимости между площадью и периметром(ПУУД)
2.Создать условия для инициативного сотрудничества в поиске и сборе информации (ПУУД)
3.Организовать обмен мнениями с аргументацией своих позиций, предоставить возможность высказаться по теме. (РУУД)
4.Организовать работу учащихся в группах. (КУУД)
5.Активизировать творческую работу учащихся на всех этапах занятия. (РУУД)
6.Организовать рефлексивную деятельность учащихся. (КУУД)
Задачи:
- образовательные (формирование ПУУД):
научить в процессе реальной ситуации использовать определения следующих понятий: «площадь прямоугольника», «периметр многоугольника», вычислять площадь фигуры по количеству квадратных сантиметров, уложенных в ней, вычислять площади прямоугольников по формулам, выводить зависимости, учить делать выводы и обобщения,
- воспитательные (формирование КУУД):
умение слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблем, интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие, воспитывать ответственность и аккуратность.
- развивающие (формирование РУУД)
развивать умение анализировать, рассуждать, сравнивать, обобщать, делать выводы, развивать внимание, формировать коммуникативную компетенцию учащихся; выбирать способы решения задач в зависимости от конкретных условий; рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности.
Организовать работу по мотивации учения обучающихся (организовать работу с таблицей )Подвести обучающихся к самостоятельной постановке цели и задач учебной деятельности
Организовать работу в группах (на основе работы с текстом учебника и раздаточным материалом)
Активизировать детей на творческую работу на всех этапах урока
Способствовать развитию учебно-познавательного интереса к изучению геометрии
Организовать промежуточную диагностику на уроке
Организовать рефлексию учебной деятельности
Предполагаемые результаты данного урока:
Личностные
1.Учащиеся знают и умеют раскрывать значение площади прямоугольника в жизни человека,а так же значение зависимости площади от периметра прямоугольника.
Метапредметные:
Регулятивные УУД
1. Учащиеся умеют самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему, определять цель учебной деятельности (формулировка вопроса урока).
2. Учащиеся могут прогнозировать содержание задачи с помощью основных понятий темы, планируют, оценивают свою работу, выделяют то, что уже изучено и, что нужно еще освоить, осуществляют необходимую поисковую деятельность, умеют работать в классе, высказывать свою точку зрения и выслушивать точку зрения одноклассников.
Познавательные УУД
1. Учащиеся умеют находить и использовать нужную информацию.
2. Учащиеся могут вычитывать все уровни текстовой информации, использовать различные виды чтения (изучающее, просмотровое, ознакомительное).
3. Учащиеся умеют преобразовывать информацию из одного вида в другой.
Коммуникативные УУД
1.Учащиеся могут осуществлять поисковую деятельность, выражать свою точку зрения, слушать других.
Предметные:
1.Учащиеся знают что такое «площадь и периметр прямоугольника» и умеют вычислять площади прямоугольников по формулам.
Методы обучения .Проблемного изложения.
Объяснительно-иллюстративный.
Частично-поисковый.
Средства обучения.
Учебник.
Раздаточный материал (карточки-задания для групп)
Интернет-ресурсы.
Компьютер, проектор, интерактивная доска.
Рабочие листы для каждого учащегося.
Организационные формы.
Фронтальная.
Индивидуальная.
В парах.
Педагогические технологии.
Технология диалогового взаимодействия.
ИКТ.
План урока.
Этапы урока Деятельность учителя Деятельность учащихся
Вводно-мотивационный Приветствие. Введение. Приветствие.
Вступительное слово учителя. Устный счёт. Повторение пройденного на прошлом уроке.
Организация ввода учащихся в тему урока. Решение примеров, участие в работе по повторению.Участие в беседе о важности знания для человека зависимости площади фигур от периметра.
Создание проблемной ситуации. Формулирование проблемных вопросов. Принятие проблемной ситуации. Обсуждение проблемы.
Организация целеполагания. Проведение параллели с ранее изученным иатериалом. Вспоминают ранее изученный материал. Определяют цель урока.
Технологический Организация индивидуальной работы. Раздача листов-заданий для каждого ученика. Подготовка к индивидуальной работе. Прочитывание и разбор полученного задания.
Подведение детей наводящими вопросами к задачам урока.
Выдвижение гипотезы, предварительно вспомнив, что это такое.
Наблюдение за деятельностью учащихся. Помощь, консультирование и направление в работе. Побуждает к высказыванию своего мнения. Отмечает степень вовлечённости учащихся в работу на уроке. Организует проверку выполнения упражнения, оценочные высказывания обучающихся. Подводит к правильному выводу. Наводящими вопросами помогает выявить причинно-следственные связи. Работа по заданию, выдвижение гипотезы, предварительно вспомнив, что это такое, поиск путей решения проблемного вопроса, выполнение заданий и исследований№1,№2, применяя знания по вычислению площади и периметра. Формулируют и обосновывают выводы, отвечают на вопросы. Выявляют закономерность. Объясняют свой выбор. Оформление результата и вывода на рабочем листе. Оценивают свою работу.
Объяснение результатов при помощи опыта. Организация работы в парах. Побуждает к высказыванию своего мнения. Работа в парах по проведению опыта для подтверждения результатов исследований. Дети обосновывают выводы, отвечают на вопросы. Определяют причины.
Организация публичного выступления ученика и самооценивания. Выступление учащихся. Представление продукта своей деятельности. Оценивание своей работы.
Проведение физкультминутки для эмоциональной разгрузки учащихся. Отдых и готовность продолжать работу.
Организация решения задач, основанных на жизненных ситуациях. Работа по решению задач и вывод о том, у какой фигуры большая площадь, если одинаковы периметры и наоборот. Проставляют самооценку в рабочий лист.
Рефлексивный Организация и подведение итогов деятельности. Акцентирует вниманиеучащихся на уроке. на конечных результатах учебной деятельности Участие в обсуждении итогов работы. Формулируют конечный результат своей работы. Общие выводы. Работа с карточкой. Оценивает свою работу на отметку…
Определение домашнего задания .Иформация о Д/З и инструктаж по его выполнению:
1.П.18, выучить свойства, формулы, узнать значение слова «Десятина», №771.
2.Проведение исследования №3: что, если фигура не прямоугольник (по желанию).Для выполнения исследования рабочие листы забрать с собой. Записывание домашнего задания.
Учебные задания и универсальные учебные действия.
№ п/пУчебные задания Формируемые УУД
Вводно-мотивационный этап
1. Прослушайте постановку проблемы учителем и просмотрите задание на доске и ответьте на поставленные вопросы. ПУУД (общеучебные): преобразование информации
ЛУУД (самоопределение и смыслообразование)
2. Поделитесь впечатлениями о поставленной проблеме ПУУД (логические): произвольное осознание и построение речевого высказывания.3. Ответьте на вопросы:
«для чего важно знать о зависимости площади фигуры от её периметра»
«кому это важно знать» ПУУД (логические): подведение под понятие, установление причинно-следственных связей, построение логической цепи рассуждений, выдвижение гипотез и их обоснование.
РУУД (целеполагание): постановка учебных задач на основе соотнесения того, что известно и усвоено учащимися и того, что еще не известно.
РУУД: (прогнозирование): предвосхищение результата
ЛУУД: (самоопределение): мотивация учения
4. Сформулируйте проблему ПУУД: (действия постановки и решения проблем)
Технологический этап
1. Актуализация знаний
Определите основные понятия и сформулируйте тему урока ПУУД (логические): подведение под понятие
ПУУД (общеучебные): формулирование познавательной цели.
2. Планирование работы
Работа на листах-заданиях в определённой последовательности РУУД (планирование): составление плана и последовательности действий
ПУУД (действия постановки и решения проблем)
3. Распределите задания по очерёдности в соответствии с выдвинутыми гипотезами РУУД (волевая саморегуляция): способность к мобилизации сил и энергии
4. Организуйте свою работу по теме, выполните задание на листе ПУУД (общеучебные): смысловое чтение, поиск и выделение информации
ПУУД (логические): анализ с целью выделения существенных признаков, синтез как целого из частей
КУУД (постановка вопросов): инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации.
5. Представьте результаты своей деятельности КУУД (умение с достаточной точностью выражать свои мысли)
Рефлексивный этап
1. Обобщите полученную информацию, сделайте выводы ЛУУД (смыслообразование)
РУУД (оценка)
2. Оцените работу при помощи карточки оценивания ЛУУД (нравственно-этическое оценивание): оценивание усваиваемого содержания
3. Оцените свою деятельность на уроке РУУД (оценка): осознание качества и уровня усвоения
ЛУУД (смыслообразование)
4. Сделайте выбор домашнего задания ЛУУД (самоопределение): мотивация учения
Список источников
Виленкин Н.Я. Математика 5 класс. Учебник.-М.: Мнемозина, 2013.-279с.
Перельман Я.И. Занимательная геометрия,-М.: ТЕРРА- Книжный клуб,2008.-384с..
Арьяева Л.В.Информационное взаимодействие в современной школе: опыт диалога. Монография. – СПб.: ИПК СПО, 2012. - 244с.
ФГОС-II — основа модернизации российского образования. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://knmc.kubannet.ru/node/976
Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования/под ред. И.А. Сафроновой. - М.: Просвещение, 2011. - 48с.
Приложения.
Рабочий лист по теме: _____________________________________
Ученика 5 класса _____________________________________
Задания Оценка
1. Вычислить устно, записать ответ
25 · 43 · 4 = 12 ·5 ·20 =
(25 + 9) · 4 = 22 · 4 · 25 = 2. А На рисунке есть квадрат
О На рисунке все фигуры-многоугольники
Р На рисунке есть прямоугольники с одинаковой площадью
М Диаметр окружности 6 см.
К Все фигуры на чертеже - треугольники.
Т Периметр треугольника равен 7 см Н У некоторых четырехугольников на рисунке -6 сторон.
Ё Площадь квадрата на рисунке 16 см2Ответ:
3. Гипотеза: Если площадь больше, то периметр……
Исследование №1. Заполните таблицу.
Считайте площадь одной клеточки равной 1 см 2

А А
А

В С
Е


D

Таблица №1
Фигура В Е С D А
Площадь (S) Периметр (P)
Вывод: Если площадь больше, то периметр………

5. Гипотеза: Если площади равны , то периметры…….
Исследование №2. Заполните таблицу.
Таблица №3
Длина Ширина Площадь Периметр
Прямоугольник Прямоугольник Прямоугольник Прямоугольник Прямоугольник Прямоугольник Прямоугольник Вывод : Если площади равны, то…….
4. Опыт с фигурой прямоугольника.
Таблица №2
Длина Ширина Площадь Периметр
До разрезания После разрезания 6. Исследование №3. Заполни таблицу. Считайте площадь одной клеточки равной 1 см 2
Гипотеза: Если сторон больше, то периметр…..
Таблица №4.
Площадь Периметр
4-угольник 8-угольник 12-угольник
Вывод:
Свою работу на уроке я оцениваю на отметку …..
Задача №1.
Родители Оли, ученицы 5 класса, задумали купить земельный участок. В объявлениях они нашли два подходящих участка, один размерами 60 м в длину и 100 м в ширину, а другой 50 м в длину и 120 м в ширину. На семейном совете Оля сказала, что первый участок купить выгоднее, чем второй. Почему Оля так решила?
Задача №2.

Из рассказа Л. Н. Толстого «Много ли человеку земли нужно?»