Доклад на тему: Ведущие аспекты проектирования урока физической культуры в рамках внедрения ФГОС. Технологическая карта урока






Ведущие аспекты проектирования урока физической культуры в рамках внедрения ФГОС.
Новый стандарт устанавливает новые требования к результатам освоения обучающимися основной образовательной программы. Они отличны от тех, которые были представлены в стандарте, принятом в 2004 году. В редакции Государственного образовательного стандарта 2004 года речь шла о формировании общеучебных умений, навыков и способов действий, прежде всего учебно-управленческих и учебно-информационных. ФГОС выдвигает требования к формированию у школьников метапредметных результатов – универсальных учебных действий (личностных, познавательных, регулятивных и коммуникативных), которые должны стать базой для овладения ключевыми компетенциями, «составляющими основу умения учиться».
Требования нового стандарта не являются чем-то абсолютно новым для практикующих учителей. И всё же у многих педагогов они вызвали тревогу и неуверенность в своих силах. Как спроектировать урок, который формировал бы не только предметные, но и метапредметные результаты? Какие из предложенных в учебнике заданий целесообразно отобрать для урока? Какие методы и приёмы работы будут эффективными? Какие формы организации деятельности обучающихся стоит применять? И, наконец, нужно ли совсем отказаться от принятых в традиционной методике преподавания форм работы с обучающимися? Это далеко не все вопросы, которые сегодня задаёт учитель, реализующий ФГОС.
Технологический процесс подготовки урока современного типа по-прежнему базируется на известных каждому учителю этапах урока. Это: определение цели и задач; отбор содержания учебного материала; подбор методов и приёмов обучения; определение форм организации деятельности обучающихся; подбор материала для домашней работы обучающихся; определение способов контроля; продумывание места, времени на уроке для оценки деятельности обучающихся; подбор вопросов для подведения итога урока. Однако теперь учитель на каждом этапе должен критически относиться к подбору форм, методов работы, содержания, способов организации деятельности обучающихся, так как главная особенность заключается в изменении характера деятельности учителя и обучающихся на уроке. Таким образом, изменения в проектировании урока заключаются в том, что учитель должен четко спланировать содержание педагогического взаимодействия, т.е. расписать деятельность свою и деятельность ученика. Причем деятельность обучающегося представлена в трех аспектах: познавательной, коммуникативной и регулятивной.
Технологическая карта урока, соответствующая требованиям ФГОС
Основные этапы организации учебной деятельности


Цель этапа
Содержание педагогического взаимодействия




Деятельность учителя
Деятельность обучающихся




Познавательная
Коммуникативная
Регулятивная

1. Постановка учебных задач
Создание проблемной ситуации. Фиксация новой учебной задачи
Организовывает погружение в проблему, создает ситуацию разрыва.
Пытаются решить задачу известным способом. Фиксируют проблему.
Слушают учителя. Строят понятные для собеседника высказывания
Принимают и сохраняют учебную цель и задачу.

2. Совместное исследование проблемы.
Поиск решения учебной задачи.
Организовывает устный коллективный анализ учебной задачи. Фиксирует выдвинутые ученииками гипотезы, организует их обсуждение.
Анализируют, доказывают, аргументируют свою точку зрения
Осознанно строят речевые высказывания, рефлексия своих действий
Исследуют условия учебной задачи, обсуждают предметные способы решения

3. Моделирование
Фиксация в модели существенных отношений изучаемого объекта.
Организует учебное взаимодействие учеников (группы) и следующее обсуждение составленных моделей.
Фиксируют в графические модели и буквенной форме выделенные связи и отношения.
Воспринимают ответы обучающихся
Осуществляют самоконтроль Принимают и сохраняют учебную цель и задачу.

4. Конструирование нового способа действия.
Построение ориентированной основы нового способа действия.
Организует учебное исследование для выделения понятия.
Проводят коллективное исследование, конструируют новый способ действия или формируют понятия.
Участвуют в обсуждении содержания материала
Принимают и сохраняют учебную цель и задачу. Осуществляют самоконтроль

5. Переход к этапу решения частных задач.
Первичный контроль за правильностью выполнения способа действия.
Диагностическая работа (на входе), оценивает выполнение каждой операции.
Осуществляют работу по выполнению отдельных операций.
Учатся формулировать собственное мнение и позицию
Осуществляют самоконтроль

6. Применение общего способа действия для решения частных задач.
Коррекция отработки способа.
Организует коррекционную работу, практическую работу, самостоятельную коррекционную работу.
Применяют новый способ. Отработка операций, в которых допущены ошибки.
Строят рассуждения, понятные для собеседника. Умеют использовать речь для регуляции своего действия
Самопроверка. Отрабатывают способ в целом. Осуществляют пошаговый контроль по результату

7. Контроль на этапе окончания учебной темы.
Контроль.
Диагностическая работа (на выходе):
- организация дифференцированной коррекционной работы,
- контрольно-оценивающая деятельность.
Выполняют работу, анализируют, контролируют и оценивают результат.
Рефлексия своих действий
Осуществляют пошаговый контроль по результату


Каков же алгоритм проектирования урока с точки зрения требований новых ФГОС ?
Первое:
Четко определить и сформулировать для себя тему урока;
Определить место темы в учебном курсе;
Определить ведущие понятия, на которые опирается данный урок, иначе говоря, посмотреть на урок ретроспективно;
И, наоборот, обозначить для себя ту часть учебного материала, которая будет использована в дальнейшем, иначе говоря, посмотреть на урок через призму перспективы своей деятельности.
Второе:
Определить и четко сформулировать для себя и отдельно для обучающихся целевую установку урока - зачем он вообще нужен?
Как же определяется цель урока в логике системно-деятельностного подхода к образованию? В соответствии с ФГОС цель урока заключается в достижении личностных (принятие новых ценностей, нравственных норм), метапредметных (освоение способов деятельности, навыков самоорганизации), предметных (приобретение знаний и умений по данному предмету) результатов образования. Задачи урока – шаги по направлению к цели: что нужно сделать для достижения результата.
Однако абсолютное большинство ученых дидактов предлагают другой вариант формулирования целей и задач. Но как бы там ни было, изменения в формулировке целей имеют одно и то же вектор: они определяются в терминах субъектной позиции обучающихся, которые учатся видеть проблему, ставить цели, выбирать способы их реализации, анализировать достоинства и недостатки в собственной деятельности. В традиционном «знаниевом» подходе цели урока формулируются в терминах, характеризующих субъектную позицию учителя, который излагает новые знания, систематизирует, обобщает, проверяет. Наглядное представление о принципиальной разнице между двумя группами формулировок дает таблица «Слова-ориентиры для определения целей урока»

Слова-ориентиры для определения целей урока
Традиционный («знаниевый») подход
Компетентностный подход

Понимать требования
Научить формулировать цели

Знать (сформировать знание о)
Сформировать потребность в знаниях (видеть проблемы)

Научить работать с различными источниками знаний
Научить выбирать источники знаний

Систематизировать
Научит систематизировать

Обобщать
Научить выявлять общее и особенное

Научить выполнять определенные действия (сформировать умения) при решении задачи
Научит выбирать способы решения задачи

Оценить
Сформировать критерии оценки, способность к независимой оценке

Закрепить
Модифицировать, перегруппировать, научит применять

Проверить
Научить приемам самоконтроля

Проанализировать (ошибки, достижения обучающихся)
Сформировать способность к самооценке

Третье:
1. Спланировать учебный материал
2. Подобрать учебные задания, целью которых является:
- узнавание нового материала;
- воспроизведение;
- применение знаний в новой ситуации;
- применение знаний в незнакомой ситуации;
- творческий подход к знаниям.
3. Упорядочить учебные задания в соответствии с принципом "от простого к сложному".
4.Составить три набора заданий:
- задания, подводящие ученика к воспроизведению материала;
- задания, способствующие осмыслению материала учеником;
- задания, способствующие закреплению материала учеником.
Четвертое:
Выяснить, над какими конкретно умениями в настоящий момент необходимо работать ученикам. Здесь необходимо четко представлять, какие универсальные учебные действия формируются на каждом этапе урока. При правильной организации деятельности обучающихся на уроке формируются: на этапе объявления темы урока - познавательные, общеучебные, коммуникативные учебные действия, на этапе сообщения целей и задач – регулятивные, целеполагания, коммуникативные и т.д.
Данная таблица позволяет учителю уже при планировании видеть, на каком этапе урока формируются какие метапредметные результаты.
Таблица формирования универсальных учебных действий на каждом этапе урока
Требования
к уроку
Урок
современного типа
Универсальные
учебные действия

Объявление темы урока
Формулируют сами учащиеся (учитель подводит учащихся к осознанию темы)
Познавательные общеучебные, коммуникативные

Сообщение целей и задач
Формулируют сами учащиеся, определив границы знания и незнания
(учитель подводит учащихся к осознанию целей и задач)
Регулятивные целеполагания, коммуникативные

Планирование
Планирование учащимися способов достижения намеченной цели
(учитель помогает, советует)
Регулятивные планирования

Практическая деятельность учащихся
Учащиеся осуществляют учебные действия по намеченному плану (применяется групповой, индивидуальный методы)
(учитель консультирует)
Познавательные, регулятивные, коммуникативные

Осуществление контроля
Учащиеся осуществляют контроль (применяются формы самоконтроля, взаимоконтроля)
(учитель консультирует)
Регулятивные контроля (самоконтроля), коммуникативные

Осуществление коррекции
Учащиеся формулируют затруднения и осуществляют коррекцию самостоятельно
(учитель консультирует, советует, помогает)
Коммуникативные, регулятивные коррекции

Оценивание учащихся
Учащиеся дают оценку деятельности по её результатам (самооценивание, оценивание результатов деятельности товарищей)
(учитель консультирует)
Регулятивные оценивания (самооценивания), коммуникативные

Итог урока
Проводится рефлексия
Регулятивные саморегуляции, коммуникативные

Домашнее задание
Учащиеся могут выбирать задание из предложенных учителем с учётом индивидуальных возможностей
Познавательные, регулятивные, коммуникативные


Пятое:
Продумать "изюминку" урока. Каждый урок должен содержать что-то, что вызовет удивление, изумление, восторг учеников - одним словом, то, что они будут помнить, когда все забудут.
Шестое:
Разработать структуру урока. Например, структура урока введения нового материала имеет следующие этапы:
- мотивационно-целевой;
- процессуальный;
- рефлексивно-оценочный
Седьмое:
Определить способ оценки результатов урока и рефлексии учащимися хода урока и результатов собственной деятельности.
Спланировать контроль за деятельностью учащихся на уроке, для чего подумать: что контролировать; как контролировать; как использовать результаты контроля
Задание ученикам по рефлексии их деятельности должно помогать им найти ответы на ряд вопросов: «Что мы сегодня делали? Для чего это необходимо? Каков главный результат? В чем состоит приращение знаний по данной теме? Благодаря чему оно произошло? Какие возникли вопросы по теме? и т.п.»
Восьмое:
Разработать домашнее задание, ориентированное на создание обучающимися образовательных продуктов, объективирующих их личностные приращения как результат урока. При этом к домашнему заданию предъявляются те же требования, что и к оценочным заданиям в ходе урока: оно должно быть комплексным, предоставлять возможность обучающимися по своему выбору выходить на разные уровни выполнения задания и представления результатов.
Девятое:
Подготовить оборудование для урока. Составить список необходимых учебно-наглядных пособий, приборов и т. д. Продумать вид классной доски, чтобы весь новый материал остался на доске в виде опорного конспекта.
Проектируя любой урок направленный на формирование у обучающихся универсальных учебных действий, необходимо максимально использовать возможности главного средства обучения – учебника. Учебник в школе был и пока остаётся основным источником знаний. Практически все учебники для начальной школы прошли экспертизу на соответствие требованиям ФГОС. А это значит, что и в содержании, и в структуре, и в системе заданий заложены идеи, которые позволяют достичь требуемых стандартом результатов. Поэтому на этапе планирования урока необходимо внимательно изучить, какие виды и типы заданий предлагают авторы учебника, разобраться, на формирование каких УУД они направлены.
Технологическая карта урока физической культуры по гимнастике.
Задачи урока:
Приступить к обучению учащихся контролировать темп бега по пульсу в подготовительной части урока.
Определить контрольные точки элемента «кувырок вперед» (целенаправленное наблюдение).
Выявить наиболее быстрый способ восстановления организма после урока.
Этап урока
Деятельность учителя
Деятельность учащихся



УУД



Учебные действия
Получаемый результат

Подготовка организма к работе.
Даёт беговые задания для разогрева основных групп мышц. Задаёт вопросы:
Как влияет бег на организм человека? Какими способами можно контролировать темп бега?


(Можно дать домашнее задание ученикам: придумать упражнение на конкретные группы мышц, под такую-то задачу. Например, какие группы мышц нужно размять при прыжке через козла, ноги врозь. Дети подбирают упражнения).
ОРУ:
И.п. - основная стойка.
1-руки в стороны;
2-руки вверх, подняться на носки;
3-руки в стороны;
4-и.п.
И.п. – стойка ноги врозь;
1-4- 4 круговых вращения рук вперед;
6-8- 4 круговых вращения рук назад.
И.п. – стойка ноги врозь, руки на пояс;
1-након вправо, левая вверх;
2-и.п;
3-4- то же в другую сторону.
И.п. – стойка ноги врозь, руки на пояс;
1-4- 4 круговых вращения туловищем в правую сторону;
5-8- в левую;
И.п. – то же самое;
1-3 -3 наклона вперёд;
4-и.п
И.п. – то же самое;
1-2 –наклон вперёд прогнувшись;
3-наклон назад;
4-и.п.
И.п. - основная стойка;
1-выпад правой, руки на пояс;
2-и.п.3-4- то же с другой ноги.
И.п. - основная стойка;
1-выпад вправо, руки вперед;
2-и.п.
3-4- то же в др. сторону.
И.п. – стойка ноги врозь правой, левая впереди; прыжки со сменой положения рук и ног.
Учащиеся отвечают на поставленные вопросы?
Измерение пульса, расчёт индивидуальных границ ЧСС для оптимального (тренировочного) темпа передвижения.
Выполнение ОРУ.

Вызывают учеников и те показывают придуманные упражнения к поставленной задаче.
РУУД: Самоконтроль (Передвижение в оптимальном темпе). Саморегуляция (Бег «по пульсу»).
КУУД: умение ответить на вопрос, точно выразить мысль.





Д/з.: 3 ученикам даётся задание составить комплекс ОРУ для самостоятельного проведения разминки на следующем уроке.

Целостное выполнение элемента «кувырок вперед»
Даёт возможность каждому ученику выполнить акробатический элемент.
Выполнение кувырка учащимися.
РУУД: формирование чувственного контроля.

Выявление контрольных точек элемента «кувырок вперед».
Задаёт вопросы:
Какие ощущения у учеников возникают при выполнении кувырка?
Как кувырок влияет на организм?
На что надо
обращать внимание при выполнении элемента?
Из каких элементов (контрольных точек) состоит кувырок вперед?
Учащиеся отвечают на поставленные вопросы, затем по одному выполняют кувырок, остальные наблюдают со стороны. При этом каждый записывает те контрольные точки, которые увидел, а также те - которые почувствовал при выполнении элемента.
РУУД: контроль и коррекция выполнения акробатического элемента;
ПУУД: наблюдение и выделение нужных элементов; определение критериев оценивания элемента.;
КУУД: умение задать вопрос; умение обосновать своё мнение, умение сотрудничать с учителями и сверстниками

Определение способов выявления самого быстрого способа восстановления.
Предлагает найти способы восстановления организма.
Предлагают свои варианты восстановления организма.
ПУУД: Умение определять различные способы восстановления.
КУУД: умение задать вопрос; умение обосновать своё мнение, умение сотрудничать с учителями и сверстниками.

Выявление самого быстрого, из предложных, способа восстановления.
Организует экспериментальную работу учащихся.
Определяют способы восстановления организма и применяют их.
ПУУД: Умение выбрать наиболее быстрый способ восстановления организма.
РУУД: Умение быстро и вовремя применить тот или иной способ восстановления.

Рефлексия.
Задает вопросы о ходе проведения урока и необходимости подобранных действий.
Рефлексируют процесс урока и результат.
Умение высказать: что делали? Зачем делали? что получилось? какие полезные изменения можно внести?

Системно-деятельностный подход, лежащий в основе стандарта, предполагает проведение уроков нового типа. Учителям ещё предстоит овладеть технологией проведения таких уроков. Сегодня же учитель, используя возможности традиционного урока, также может успешно формировать у учащихся личностные и метапредметные результаты. Для этого необходимо пересмотреть урок с позиции эффективности применения методов, приёмов обучения и способов организации учебной деятельности учащихся на уроке. Необходимо найти им применение наряду с новыми педагогическими технологиями в новой образовательной среде.

Список литературы:
1. Формирование универсальных учебных действий в основной школе: от действия – к мысли. Система заданий /Под ред. А.Г. Асмолова. М.: Просвещение, 2011. Серия «Работаем по новым стандартам».
2. Асмолов А. Г. Системно-деятельностный подход в разработке стандартов нового поколения/ Педагогика М.: 2009 - №4. - С18-22.
3. Строкова Т.А. Компетентностный подход и проблемы его реализации. – М.: Школьные технологии, 2009. - № 6. – С9-16.
4. Лебедев О.Е. Определение целей урока с позиции компетентностного подхода. – М.: Школьные технологии, 2011. - № 6. – С10-17.
5. Осмоловская И. Изменение процесса обучения: от общества индустриального – к информационному. – М.: Народное образование, 2009. - № 7.
6. Учебно-методические материалы для проведения практических занятий в рамках образовательной программы «Преподавание истории и обществознания в соответствии с ФГОС общего образования». Автор: О.С. Уколова. – Екатеринбург: ГБОУ ДПО СО «ИРО», 2011.
7. https://docviewer.yandex.ru/?url=http%3A%2F%2Fufa-edu.ru%2Fupload%2Fproekt.doc&name=proekt.doc&lang=ru&c=5827436f8a6f










15