Конспект НОД по ознакомлению детей с окружающим на тему: «Сохрани свое здоровье сам»


Конспект №15
Тема: «Сохрани свое здоровье сам»
Программные задачи: Учить самостоятельно следить за своим здоровьем, знать несложные приемы самооздоровления, уметь оказывать себе элементарную помощь; прививать любовь к физическим упражнениям, самомассажу. Воспитывать интерес к народной медицине.
Оборудование: Предметы для игры: зубная щетка, футляр для нее, карандаши, расческа, зубная паста, носовой платок, шапка, игрушка, мыло, книга; персонаж Фырка; картинки по теме, презентация.Ход занятия:
- Ребята, вспомните, какие слова мы говорим при встрече? (Здравствуй, привет).
- Что означает это слово – здравствуй? (Желаем здоровья).
- Что такое здоровье? (Это сила, это красота, это ум, это когда все получается).
- Что значит быть здоровым? (Человек улыбается, смеется, у него хорошее настроение).
- Что значит быть больным? (Человек хмурится, ворчит, чихает, плачет, испытывает боль).
- Ребята, а вы хотите быть больными или здоровыми? (Ответы детей).
- А вы знаете, что каждый человек может сам себе укрепить здоровье? Недаром говориться:
Я здоровье сберегу,
Сам себе я помогу.
- Ребята, а как же мы сможем себе помочь, как можно укрепить свое здоровье? (Заниматься физкультурой, правильно питаться, соблюдать режим дня, закаляться).
- Правильно! Это нужно делать каждый день. Давайте начнем с самого утра. (Пальчиковая гимнастика)
Утречко.
Утро настало, солнышко встало.
Эй, братец Федя, разбуди соседей.
Вставай, большак! Вставай, указка!
Вставай, середка! Вставай, сиротка
И крошка, Митрошка! Привет, ладошка!
- Молодцы! Ребята, а что вызывает болезни? (плохая вредная пища, микробы, простуда).
- Посмотрите, что это такое? (показать рисунок, изображающий микробов) (микробы).
- Вы правильно определили, что на рисунке микробы. А что такое микробы, как вы думаете? (маленькие живые существа, которые можно увидеть только в микроскоп).
- Да, ребята, микробов на свете великое множество и все они очень разные. Есть среди них существа «покрупнее» - бактерии, а есть и совсем маленькие, их называют – вирусы. Много микробов полезных. Например, благодаря гнилостным бактериям, в почве образуются полезные вещества, необходимые для питания растений. Различные бактерии помогают человеку изготавливать шелк, обрабатывать кофе. С помощью полезных бактерий можно приготовить ряженку, кефир, сыр. В организме человека тоже обитают полезные микробы. Они помогают пище перевариваться. Биологи используют бактерии для получения лекарственных веществ, необходимых для лечения многих болезней.
Но, к сожалению, не все микробы такие хорошие, есть очень вредные или болезнетворные микробы. Попав в организм, они начинают быстро размножаться и выделять яды, от них и возникают инфекции или заразные болезни.
- А как возбудители болезни попадают в организм? (Ответы детей). (Показ картинок).
Игра «Микробы»
А сейчас мы разделимся на 2 команды. Одни будут называться «Чихающие», другие «Заражающиеся». Встают друг напротив друга. Чихающие говорят «Ап-чхи» и бросают в других мячи. Другие стараются увернуться. В кого попали шариком, выходит из игры и начинает чихать.
- Что мы должны делать при чихании? (закрыть рот).
- А как еще могут передаваться микробы? (через предметы, которыми мы пользуемся).
- Следовательно, одними предметами можно пользоваться коллективно, другими нельзя. Вот сейчас я и проверю, как вы применяете свои знания на практике.
Игра «Можно-нельзя»
Две коробки. Предметы: зубная щетка, футляр для нее, карандаши, расческа, зубная паста, носовой платок, шапка, игрушка, мыло, книга. Чем можно пользоваться коллективно, а чем нельзя.
- Молодцы! Вы все знаете!
(Появляется Фырка. В руках у него овощи немытые).- Ребята, кто это? (Фырка из страны «Здрасии»)
- Фырка, что ты такой грустный?
Фырка: Да вот написал стихи, а прочитать некому. Не знаю, могут они понравиться детям?
Нет, ни к чему перед едой,
Мыть фрукты, овощи водой Их нужно съесть, воды попить
Потом в животике помыть
- Ребята, вам понравились стихи? (нет). Почему? (Ответы детей)
Чтоб от микробов защититься,
Водою с мылом надо мыться, И каждый день перед едой
Мыть фрукты, овощи водой.
- Правильно! Ребята, а расскажите Фырке, как еще передаются микробы.
Не моем руки перед едой. На руках микробы. Игра «Чистые руки» (очищенную картофелину передают из рук в руки, в результате она грязная)
Грызем ногти, под которыми есть микробы;
Ковыряем в носу, а потом палец берем в рот;
Раним себе кожу и не обрабатываем йодом или зеленкой;
Пьем плохую воду;
Не принимаем душ, носим грязную одежду.
- Теперь ты знаешь, Фырка, что от простой воды и мыла, у микробов тает сила. (Фырка уходит).
- Болезни возникают не только из-за бактерий и вирусов. Как вы думаете от чего еще возникают болезни? (от перегревания, переедания, употребления вредных продуктов, от вредных привычек, от недосыпания).
- Я хочу с вами поиграть в одну игру. Если в моей песенке я расскажу про полезные вещи, вы все вместе пойте: «Правильно, правильно, совершенно верно!». А если я проговорю про то, что для здоровья вредно, вы молчите.
Ешь побольше апельсинов,
Пей морковный вкусный сок,
И тогда ты точно будешь
Очень строен и высок.
(Отвечают).
Не забудь перед обедом
Пирожком перекусить.
Кушай много, чтоб побольшеСвой желудок загрузить.
(Молчат).
Нет полезнее продуктов
Вкусных овощей и фруктов.
И Сереже и Ирине –
Всем полезны витамины.
(Отвечают). Если хочешь стройным быть,
Надо сладкое любить.
Ешь конфеты, жуй ирис,
Строен стань, как кипарис.
(Молчат).
Чтобы правильно питаться,
Вы запомните совет:
Ешьте фрукты, кашу с маслом,
Рыбу, мед и винегрет.
(Отвечают).
Наша Люба булки ела
И ужасно растолстела.
Хочет в гости к нам прийти,
Да в дверь не может проползти. (Молчат)
Если хочешь быть здоровым,
Правильно питайся,
Ешь побольше витаминов,
С болезнями не знайся! (Отвечают).
- А еще укрепляет здоровье закаливание. Какие виды закаливания вы знаете? (обливание рук, ног и тела холодной водой, растирание махровым полотенцем, контрастный душ, хождение босиком, полоскание рта, массаж и т.д.)
Все, кто хочет быть здоров,
Закаляйтесь вы со мной.
Утром бег и душ бодрящий,
Как для взрослых, настоящий, На ночь окна открывать,
Свежим воздухом дышать,
Ноги мыть водой холодной.
И тогда микроб голодный
Вас вовек не одолеет.
«Крепким стать нельзя мгновенно – закаляйтесь постепенно».
- Ребята, есть такой замечательный способ закаливания, который нужно делать каждый день. (Массаж).
- Ребята, вы сегодня много узнали о здоровье, и я вижу на ваших лицах улыбку. А ведь улыбка – это залог хорошего настроения. Так мы дарим друг другу здоровье и радость. Доброго вам всем здоровья!