Родительское собрание Рациональное питание и здоровье школьника







Родительское собрание в 1 классе

«Режим дня и здоровье школьника».




Составила учитель начальных классов
МОУ «СОШ №5» г. Курчатова
Маленкина Валентина Григорьевна







Хорошими людьми становится больше
от упражнений, чем от природы.
Демокрит

Задачи собрания:
1.Показать родителям необходимость соблюдения правил гигиены и выполнения режима дня школьника.
2.Убедить родителей в необходимости формирования у ребенка привычки выполнения режима дня.
3.Показать значимость правильного питания в сохранении здоровья и работоспособности ребёнка.
Форма проведения: семинар – практикум.
Подготовительная работа к собранию:
1.Опрос учащихся класса.
- В котором часу ты встаешь утром?
- Тебя будят родители или ты просыпаешься сам?
- Ты встаешь охотно или с трудом?
- Какие процедуры входят в твой утренний туалет?
- Делаешь ли ты зарядку по утрам?
- Ты делаешь её один или вместе с родителями?
- Как долго ты делаешь уроки?
- Ты выполняешь их сам или тебе помогают твои родители?
- Гуляешь ли ты на улице перед тем, как начать выполнять домашние задания?
- В котором часу ты идешь спать?
2. Анкетирование родителей учащихся класса.
Анкета для родителей.
- Считаете ли вы необходимым условием успешности учебной деятельности вашего ребенка выполнение им режима дня?
- Ваш ребенок встает сам или вы его будите?
- Он встает охотно или с трудом?
- Как вы на это реагируете?
- Занимаетесь ли вы закаливанием собственного ребенка?
- Делает ли ваш ребенок зарядку?
- Являетесь ли вы для него в этом примером?
- Позволяете ли вы своему ребенку увлекаться телевизором?
- Гуляет ли ваш ребенок достаточное время на свежем воздухе?
- Ваш ребенок делает уроки сам или вы ему помогаете?
- Как долго по времени делает уроки ваш ребенок?
- Какие приемы вы используете для того, чтобы ребенок чувствовал себя здоровым и бодрым?

Примерный вариант режима дня первоклассника
Время

Подъем
7.00

Зарядка, умывание, уборка постели
7.00 – 7.20

Завтрак
7.20 – 7.35

Дорога в школу
7.35 – 7.50

Занятия в школе
8.00 – 13.00

Прогулка на свежем воздухе
13.00 – 14.00

Обед, отдых, помощь по дому
14.30 – 16.00

Приготовление уроков
16.00 – 17.00

Свободное время
17.00 – 19.00

Ужин
19.00 – 19.30

Свободное время
19.30 – 20.30

Личная гигиена, подготовка ко сну
20.30 – 21.00



3. Разработка памяток для родителей по созданию условий ребенку для выполнения режима дня.
Памятка для родителей №1. Как сделать зарядку любимой привычкой ребенка.

Папы и Мамы! Помните!
Дефицит двигательной активности ребенка – первоклассника составляет 40% от принятой нормы. Для компенсации потребности в движении ребенок должен ежедневно активно двигаться не менее 2 часов.
Для того, чтобы зарядка стала для вашего ребенка необходимой привычкой, вы должны неукоснительно выполнять следующие условия:
Приучать своего ребенка к гимнастике с 2 – 3 лет.
Выполнять зарядку ежедневно, несмотря ни на какие обстоятельства. Их можно придумать много и разных.
Превращать утреннюю зарядку в праздник бодрости и поднятия духа.
Включать веселую и ритмичную музыку.
Открывать окна и шторы для потока солнечного света и свежего воздуха.
Выполнять зарядку вместе со своим ребенком.
Выполнять зарядку в течение 10 – 20 минут.
Включать в комплекс зарядки не более 8 – 10 упражнений.
Подмечать и подчеркивать достижения своего ребенка в выполнении упражнений комплекса зарядки.
Менять упражнения, если они наскучили ребенку и придумывать вместе с ним новые упражнения.
Памятка №2. Как проводить оздоровительные минутки при выполнении домашних заданий первоклассников.
Оздоровительная минутка проводится через каждые 10 – 15 минут выполнения заданий.
Общая продолжительность оздоровительных минутки не более 3 минут.
Если ребенок выполнял перед этим письменное задание, необходимо выполнять упражнения для рук: сжимание и разжимание, потряхивание кистями и т.д.
Очень полезны задания с одновременной, эмоциональной нагрузкой – для снятия напряжения. Они могут быть такими:
А. «Моем руки» - энергичное потирание ладошкой о ладошку.
Б. «Моем окна» - попеременное, активное протирание воображаемого окна.
В. «Ловим бабочку» - воображаемая бабочка летает в комнате. Нужно ее поймать и выпустить. При этом необходимо крепко сжимать и разжимать ладошку, совершая хватательные движения.
После длительного сидения ребенку необходимо делать потягивание, приседание, повороты туловища в разные стороны.
Если ваш ребенок двигательно малоактивен, не оставляйте это без внимания. Таким детям необходим ваш личный пример.
Позаботьтесь о том, чтобы в вашем доме был элементарный спортивный инвентарь: мяч, скалка, обруч, гантели и т.д.
Если вы сами в этот момент дома, делайте все упражнения вместе с ребенком. Только тогда он поймет их важность и необходимость!
Упражнения при подготовке домашних заданий
Комплекс упражнений по предупреждению зрительного утомления во время выполнения домашних заданий:
Исходное положение – сидя, откинувшись на спинку стула, сделать глубокий вдох, наклониться вперед к столу и сделать выдох. Повторить 6-5 раз.
Исходное положение – сидя, откинувшись на спинку стула, прикрыть веки, крепко зажмурить глаза, открыть глаза. Повторить 4 раза.
Исходное положение – сидя, руки на пояс, повернуть голову вправо, посмотреть на локоть правой руки; повернуть голову влево, посмотреть на локоть левой руки; вернуться в исходное положение. Повторить 4 – 5 раз.
Исходное положение – сидя, посмотреть прямо перед собой 2 – 3 секунды, поставить палец правой руки по средней линии лица на расстоянии 15 – 20 см от глаз, перевести взгляд на конец пальца и смотреть на него 3 – 5 секунд, затем опустить руку.
Исходное положение – сидя, руки вперед, посмотреть на кончики пальцев, поднять руки вверх (вдох), проследить глазами за руками, поднимая головы, руки опустить (выдох). Повторить 5 – 6 раз.
«Рисование картины». Найти в комнате какой–нибудь предмет и «нарисовать» его глазами: обвести взглядом выбранный предмет по контуру с внутренней и внешней стороны.
Вопросы для обсуждения на родительском собрании.
- Здоровье ребенка и школьные нагрузки.
- Особенности рационально организованного режима дня.
- Приемы сохранения психического и физического здоровья ребенка с помощью режима дня.
- Правильное питание – залог здоровья.
Ход собрания
На экране – статистика по теме собрания. Классный руководитель приводит цифры статистики, тем самым подчеркивая актуальность выбранной для собрания темы.
Статистика актуальности темы.
Лишь 20 – 25% первоклассников, переступающих ежегодно школьный порог, остаются здоровыми после первого года обучения в школе.
К концу первой четверти худеют 30% учащихся-первоклассников.
15% первоклассников жалуются на головные боли, усталость, сонливость, отсутствие желание учиться.
Треть учащихся-первоклассников имеют различные нарушения осанки, которые усугубляются в первый год обучения.
10% детей, поступающих в первый класс, имеют нарушения зрения различной тяжести
20% детей входят в группу риска в связи со склонностью к близорукости.
Лишь 24% первоклассников выдерживают ночной норматив сна.
Ежедневно дети недосыпают от 1,5 часов до получаса.



1. Вступительное слово классного руководителя
Начало обучения ребенка в школе – это, в первую очередь, экзамен на зрелость той семьи, в которой он растет и развивается. Если семья не готова к пониманию важности этого этапа в жизни ребенка, со временем есть вероятность того, что ребенок войдет в одну из статистических групп, приведенных на доске.
Отсутствие у родителей понимания проблемы, незнание своего ребенка, родительский эгоизм и тщеславие, неумение и нежелание наладить контакт со своим ребенком, поддержать его в этот весьма непростой период жизни может привести к стрессам и трагедиям всего периода обучения в школе.
Всем хочется видеть детей здоровыми, бодрыми и счастливыми! Но как этого добиться? Есть один простой способ: здоровый образ жизни. Всемирной организацией здравоохранения в 1940г. введено новое определение понятия здоровье. Здоровье – это полное физическое, психическое и социальное благополучие, а не только отсутствие болезней или физических дефектов. Верно и то, что благополучие человека зависит от душевного и телесного здоровья, что напрямую связано с образом жизни, который ведет человек. Здоровый образ жизни – это такое поведение, стиль жизни, который способствует сохранению и укреплению здоровья. Нелегко бывает побудить взрослого человека вести здоровый образ жизни. Это нужно делать гораздо раньше, еще в детском возрасте.
Одной из причин, которые приводят к ухудшению физического здоровья и эмоционального состояния ребенка может быть несоблюдение режима дня школьника. Некоторые родители крайне скептически относятся к самому понятию «режим». А зря. Нельзя понимать соблюдение режима ребенком как некую догму.
Выполнение режима дня позволяет ребенку сохранять физическое равновесие, что дает возможность соблюдения эмоционального равновесия. А ведь мы, взрослые, прекрасно знаем, что именно этот возраст характеризуется эмоциональной неустойчивостью, которая ведет к хронической усталости и утомляемости. Эти постоянные симптомы приводят к снижению работоспособности ребенка. Низкая работоспособность характеризуется:
- снижением количества правильных ответов на уроке и дома после того, как ребенок выучил материал урока;
- повышением количества ошибок наряду с хорошо выученным правилом.
-рассеянностью и невнимательностью ребенка, быстрой утомляемостью;
- изменением почерка ребенка в связи с ухудшением регуляции физиологических функций
Безусловно, нельзя работать без утомления, но ведь задача семьи состоит в том, чтобы предупредить переутомление и способствовать такой организации жизни ребенка, которая позволит избежать влияния утомления на его здоровье. Как это организуют родители нашего класса?
Анализ анкет родителей по проблеме собрания.
Родительские «НЕЛЬЗЯ» при соблюдении режима дня.
Родители делятся на группы и разрабатывают запретные законы для родителей класса, которыми они должны руководствоваться при организации выполнения ребенком режима дня. Родители работают в группах в течение 20 минут, затем каждая группа выступает с докладом. На основе групповых запретов составляется общий свод родительских «НЕЛЬЗЯ».
НЕЛЬЗЯ:
Будить ребенка в последний момент перед уходом в школу, объясняя это себе и другим большой любовью к нему.
Кормить ребенка перед школой и после нее сухой пищей, бутербродами, объясняя это себе и другим, что ребенку такая еда нравится.
Требовать от ребенка только отличных и хороших результатов в школе, если он к ним не готов;
Сразу после школьных уроков выполнять домашние задания;
Лишать детей игр на свежем воздухе из-за плохих отметок в школе;
Заставлять ребенка спать днем после уроков и лишать его этого права;
Кричать на ребенка вообще и во время выполнения домашних заданий в частности;
Заставлять многократно переписывать в тетрадь из черновика;
Не делать оздоровительных пауз во время выполнения домашних заданий;
Ждать папу и маму, чтобы начать выполнять уроки;
Сидеть у телевизора и за компьютером более 40 – 45 минут в день.
Смотреть перед сном страшные фильмы и играть в шумные игры;
Ругать ребенка перед сном;
Не проявлять двигательную активность в свободное от уроков время;
Разговаривать с ребенком о его школьных проблемах зло и назидательно;
Не прощать ошибки и неудачи ребенка.
Знакомство родителей с рекомендуемым режимом дня школьника.
Анализ памяток, предложенных родителям, по проблеме выполнения школьником режима дня.

Беседа о необходимости питания в школьной столовой. Результаты анкетирования.
Проблема правильного питания сейчас стоит очень остро. Изучив пищевой рацион школьников с помощью анкет, выяснили, что большинство учеников питаются неправильно. Мало поступает в организм ребёнка овощей и фруктов, крупяных изделий, рыбных продуктов. Проведя мониторинг среди обучающихся класса, узнали, что дети любят далеко не полезные, а даже вредные продукты. Чипсы, пиццу, сухарики, газированные напитки, пирожные, сладости - они считают вкусными, а, значит, и полезными. Поэтому горячее питание во время пребывания в школе является одним из важных условий поддержания здоровья детей и их способности к эффективному обучению.
Здоровье ребенка, его нормальный рост и развитие во многом определяются средой, в которой он живет. Для ребенка от 6 до 16 лет этой средой является школа, т.к. более 70 % времени его бодрствования связаны со школой. В то же время, период от 6 до 16-17 лет – это период интенсивного развития и формирования организма, когда любые неблагоприятные воздействия способны вызвать нарушения (срывы) адаптации. Именно срывы адаптации и приводят к постепенной утрате человеком того запаса «прочности», которое принято называть ЗДОРОВЬЕМ.
Нарушение принципов питания опасно для растущего организма. Оно вызывает гастрит, ожирение, авитаминоз, различные пищевые отравления и инфекции. На основании анкет можно сделать вывод, что не во всех семьях придаётся большое значение организации правильного питания детей: нарушается режим питания, дети часто употребляют вредные продукты.

Обмен опытом организации домашнего питания детей.

Ознакомление родителей с информационным бюллетенем «Здоровье – это правильное питание» (см. в приложении)
Пищевая пирамида поможет вам рационально организовать здоровое, сбалансированное питание детей каждый день.

Беседа с родителями отдельных учащихся, приглашение их на индивидуальную консультацию по проблеме.









Родительское собрание во 2 классе

«Рациональное питание и здоровье школьника»





Составила учитель начальных классов
МБОУ «СОШ №5» г. Курчатова
Маленкина Валентина Григорьевна





Задачи собрания:
Проанализировать результаты анкет обучающихся и родителей «Удовлетворённость организацией питания в школьной столовой».
Сделать выводы.
Показать значимость правильного питания в сохранении здоровья детей.
Наметить совместные мероприятия по организации здорового питания (совместные праздники, выпуск родительским комитетом буклета для родителей «В здоровом теле – здоровая еда)
Ход собрания

1. Рациональное питание и здоровье школьника (выступление учителя, см. далее) Получен от природы дар –
Не мяч и не воздушный шар,
Не глобус это, не арбуз. –
Здоровье. Очень хрупкий груз.
Чтоб жизнь счастливую прожить
Здоровье надо сохранить.

Всем хочется видеть детей здоровыми, бодрыми и счастливыми! Но как этого добиться? Есть один простой способ: здоровый образ жизни. Всемирной организацией здравоохранения в 1940г. введено новое определение понятия здоровье. Здоровье – это полное физическое, психическое и социальное благополучие, а не только отсутствие болезней или физических дефектов. Верно и то, что благополучие человека зависит от душевного и телесного здоровья, что напрямую связано с образом жизни, который ведет человек. Здоровый образ жизни – это такое поведение, стиль жизни, который способствует сохранению и укреплению здоровья. Нелегко бывает побудить взрослого человека вести здоровый образ жизни. Это нужно делать гораздо раньше, еще в детском возрасте.
Исследователи полагают, что здоровье человека зависит от наследственных факторов (20%), средовых условий (20%), деятельности системы здравоохранения (10%), образа жизни человека (50%).
Состояние оптимальной работоспособности как взрослого человека, так и школьника неразрывно связано с хорошим самочувствием. Здоровый ребёнок с удовольствием и радостью включается во все виды деятельности: интеллектуально-познавательную, трудовую, общественную, физкультурную, игровую... Он жизнерадостен, оптимистичен, открыт в общении со сверстниками и педагогами. А это залог успешного развития всех сфер личности, всех её свойств.
Всем нужно понять простую и мудрую мысль: здоровье - одна из высших ценностей для любого человека. Все имеет смысл, пока мы здоровы. Нет здоровья - и все знания, добытые каторжным трудом школьников и учителей, обесцениваются, превращаются в ненужное, более того вредоносное для человека приобретение. Не зря ведь говорят, что здоровый нищий богаче больного короля.
М. Гаспаров писал: «Семья должна заботиться, чтобы человек отвечал требованиям общества, которые были 20 лет назад, улица - требованиям сегодняшним, школа - требованиям, которые будут через 20 лет». Любому обществу в любое время будут нужны люди, несущие культуру здоровья как основную идею развития природы, общества, саморазвития.
Надеюсь, что этот подход будет во всех семьях, поскольку обеспечение равновесия между адекватными возможностями растущего организма и постоянно меняющейся средой невозможно без организации своевременного питания.
В последнее время о питании говорят и пишут очень много. Древним римлянам принадлежит мудрое изречение:
«Мы едим для того, чтобы жить, а не живем для того, чтобы есть».
Между здоровьем человека и тем, что он ест, можно увидеть прямую связь.
Азербайджанская пословица гласит: «Дерево держится своими корнями, а человек пищей». Правильное питание – залог здоровья, но не все воспринимают это серьёзно. О «хлебе насущном» человек думает в течение всей своей жизни, каким бы трудом он не занимался. За последние 100-150 лет наш рацион изменился до неузнаваемости. Благодаря гастрономической революции готовить стало легче, а переваривать труднее. Мы пьём порошковое молоко, завариваем кипятком сухое картофельное пюре, мажем на хлеб искусственное масло, утоляем голод хот-догами, чипсами и шоколадными батончиками. Супчики из пакетика, лапша моментального приготовления, бульонные кубики вытеснили со стола здоровую еду.
Мы постоянно ищем всё новые и новые способы позаботиться о своём здоровье, и в этом поиске забываем о самых простых и естественных вещах – о необходимости обратить внимание на своё питание.

Я думаю, Вы без сомнения знаете,
Что пользу приносит не всё, что съедаете.
Запомним и всем объясним очень ясно:
Желудок нельзя обижать понапрасну.

Начало заболеваний желудочно-кишечного тракта в 70 из 100 случаев приходится на 5-6-летний возраст и достигает пика в 8-12 лет.
Основные недостатки в питании учащихся, которые приводят к заболеваниям желудочно-кишечного тракта. Это:
нарушения в режиме питания, наиболее частое явление – отсутствие завтрака перед школой. Многие дети не завтракают по утрам, так как поздно просыпаются, лень приготовить самим или едят быстро во время просмотра телепередач;
частое потребление колбасных изделий, кондитерских изделий и сладостей: каждый третий ребёнок употребляет их ежедневно, а во многих случаях несколько раз в день;
недостаточно частое потребление основных продуктов питания: сырых овощей, творога и сметаны, масла сливочного и растительного, яиц, каш;
в рейтинге любимых продуктов ведущие места занимают чипсы и сухарики, сладкие газированные напитки, молочные продукты (преимущественно мороженое, сладкие сырки);
так называемые «перекусы» в промежутках между едой;
нерегулярное потребление первых блюд.

Детский организм отличается от взрослого бурным ростом и развитием, активным процессом формирования органов и систем, а это, в свою очередь, вызывает необходимость особенно тщательного подбора пищевых продуктов и их соотношения, способов кулинарной обработки и других компонентов в организации питания. Течение и исход многих болезней у детей во многом определяются особенностями питания. Причина нарушения «пищеварительного спокойствия» кроется в отсутствии рационального питания подрастающего поколения. Поэтому правильное питание является одним из важнейших условий охраны здоровья и успеваемости ребёнка. Медики бьют тревогу: гастрит и панкреатит диагностируются даже у учеников начальной школы.
Если учесть, что значительную часть времени дети проводят в школе, то и полноценно питаться они должны здесь же. Я думаю, что девизом каждого школьника должны стать слова:
«Если хочешь быть здоровым,
То питайся здесь, в столовой!»
Школьная столовая может стать территорией здорового питания.
Для здоровья детей важнейшее значение имеет правильное соотношение питательных веществ. В меню школьника обязательно должны входить продукты, содержащие не только белки, жиры и углеводы, но и незаменимые аминокислоты, витамины, некоторые жирные кислоты, минералы и микроэлементы. Эти компоненты самостоятельно не синтезируются в организме, но необходимы для полноценного развития детского организма. Соотношение между белками, жирами и углеводами должно быть 1:1:4.
При составлении меню в школьной столовой обязательно учитываются потребности организма, связанные с его ростом и развитием, с изменением условий внешней среды, с повышенной физической и эмоциональной нагрузкой. При оптимальной системе питания соблюдается баланс между поступлением и расходованием основных калорий.
Д.И. Писарев говорил: «Все усилия благоразумного человека должны направляться не к тому, чтобы чинить и конопатить свой организм, как утлую и дырявую ладью, а к тому, чтобы устроить себе такой образ жизни, при котором организм как можно меньше приходил бы в расстроенное положение, а, следовательно, как можно реже нуждался в починке».
2. Работа родителей в группах по выработке правил, способствующих поддержанию здоровья.
Вот несколько несложных правил, которые помогут поддерживать “здоровый дух в здоровом теле” (основные выводы):
Прежде всего, нужно позаботиться о соблюдении режима питания.
Детям 6–7 лет необходимо есть 4–5 раз в день, перерыв между приемами пищи должен быть не более 3–3,5 часов.
Наиболее рациональное распределение калорий следующее: завтрак – 25% от суточной калорийности, обед – 35%, полдник – 15%, ужин – 25%. Если режим питания не нарушается и соблюдается изо дня в день, то организм ребенка начинает готовиться к приему пищи заранее. Благодаря этому пища лучше переваривается.
 Соблюдение режима питания – лучшая профилактика заболеваний органов пищеварения.
Помните, что здоровье – это наш капитал. Его можно увеличить, а можно и потратить. Будьте здоровы!
3.Анализ анкет обучающихся и родителей «Удовлетворённость организацией питания в школьной столовой».
В школьной столовой питаются все учащиеся класса. Родители проявляют заинтересованное отношение к организации горячего питания детей – интересуются меню, беседуют с детьми о том, нравится им или не нравится, как готовят в столовой, знают, какие блюда ребёнок предпочитает, что не любит.
4. Предложения по улучшению организации горячего питания в школьной столовой.
Включать в меню салаты, фрукты, натуральные фруктовые соки, каши готовить с различными добавками.
5.Обсуждение совместных мероприятий по здоровому питанию детей:
Классный час «Чудо-каша – радость наша»
Организовать конкурс «чистых» тарелок.
Праздник «Цена ломтика хлеба»
Составление сборника частушек «Будьте здоровы!»
Конкурс «Вкусный и полезный стол» из осенних блюд
Сбор копилки кулинарных рецептов для школьной столовой и создание бюро обмена «Вкусно!»
Выпуск родительским комитетом буклета для родителей «В здоровом теле – здоровая еда»
Беседа с родителями отдельных учащихся, приглашение их на индивидуальную консультацию по проблеме.














Приложение
Анкета для родителей

«Удовлетворённость организацией питания в школьной столовой»

Питается ли Ваш ребёнок в школьной столовой?

Да Нет Иногда


Интересуетесь ли Вы, чем питается ребёнок в школьной столовой?

Да Иногда

Какое участие Вы принимаете в контроле по организации горячего питания в школе?

а) опрос своего ребёнка (нравится или не нравится пища,
приготовленная в столовой)
б) интересуюсь меню

Ваши предложения по улучшению организации горячего питания в школьной столовой.


Предложения по улучшению организации горячего питания в школьной столовой были такие:

- ежедневно включать в меню салаты, фрукты;

- чаще включать в рацион натуральные фруктовые соки;

- молочные каши готовить с различными добавками с целью
улучшения вкусовых качеств и полезности.










Анкетирование обучающихся
«Удовлетворённость питанием в школьной столовой»


Питаешься ли ты в школьной столовой?

Да Нет Иногда

В школьной столовой ты:

завтракаешь обедаешь полдничаешь

Нравится ли тебе, как готовят в школьной столовой?

Да Нет Не всегда

Разнообразно ли меню?

Да Нет

Какие блюда в столовой тебе нравятся больше? (перечислить)






Обсуждаешь ли ты с родителями качество и ассортимент приготовляемых в столовой блюд?


· Да Иногда Никогда

Что бы ты хотел изменить в лучшую сторону в организации питания в школьной столовой?






Как ты думаешь, почему некоторые дети не хотят питаться в школьной столовой?



Анализ анкет обучающихся

По результатам проведенного анкетирования видно, что все обучающиеся класса питаются в школьной столовой. Наиболее любимыми блюдами детей являются картофельное пюре с котлетой, макароны с сосиской, колбасой.
Ассортиментом приготовляемых в столовой блюд ребята довольны не всегда. Многим не нравится каша. Есть дети, которые предпочитают выпечку из школьного буфета и хотели бы видеть там любимые газированные напитки. Родители и обучающиеся часто обсуждают дома качество и ассортимент приготовляемых блюд.





«Что нужно знать родителям о физиологии младшего школьника?
Полезные советы на каждый день»

Здоровье – это возможность возможностей.
Штурмуйте каждую проблему с энтузиазмом, как если бы от этого зависела Ваша жизнь.
 
Л. Кьюби
 
 
Задачи собрания:
1. Познакомить родителей с особенностями физического развития младших школьников.
2. Знакомить родителей с результатами развития физических возможностей учащихся класса на уроках физической культуры.
Форма проведения собрания: вечер вопросов и ответов.
Подготовительная работа к собранию:
1. Подготовка анализа спортивных достижений учащихся класса.
Для обозрения родителей выставляется классная книга рекордов. В эту книгу вписаны все достижения учащихся, начиная с первого класса. На странице, посвященной спортивным рекордам, фотографии учащихся с описанием их рекордов.
2. Подготовка памяток для родителей по сохранению здоровья их детей.
Памятка для родителей №1.
Уважаемые папы и мамы! Помните!
Самое главное – сохранить физическое и психическое здоровье ребенка.

·        Разговаривайте со своим ребенком о необходимости беречь собственное здоровье.

·        Собственным примером демонстрируйте своему ребенку уважительное отношение к собственному здоровью.

·        Не позволяйте ему выполнять режим дня от случая к случаю.

·        Если ребенок болен, но протекание болезни позволяет ему делать зарядку и он этого хочет – не препятствуйте ему.

·        Посещайте вместе с ним спортивные мероприятия и праздники, особенно детские.

·        Бывайте вместе с ним на воздухе, участвуйте в его играх и забавах.

·        Дарите ребенку подарки, которые будут способствовать сохранению его здоровья.

·        Не смейтесь над ребенком, если он выполняет какое-то упражнение не так.

·        Приветствуйте его общение со сверстниками, которые занимаются спортом.

·        Не ждите, что здоровье само придет к вам. Идите вместе со своим ребенком ему навстречу!

3. Приглашение для участия в собрании школьного врача, руководителей спортивных кружков и секций, в которых участвуют учащиеся класса.
Школьный врач должен подготовить карту здоровья ребенка без указаний заболеваний детей и познакомить родителей со статистикой заболеваний младших школьников. Особое внимание школьный врач должен уделить питанию детей и ответить на вопросы родителей. Чаще всего родители интересуются питанием детей в школьной столовой, профилактическими мерами по сохранению здоровья школьников.
Родители должны получить консультацию по профилактике сутулости ребенка, профилактике детских неврозов, которые часто сопровождают обучение ребенка в начальной школе.
В задачу учителя физической культуры входит знакомство родителей с состоянием физического развития их детей. Если есть такая возможность, учитель физической культуры показывает комплекс упражнений, который детям необходимо делать дома для развития мелких костей рук, позвоночника.
Руководители спортивных кружков и секций знакомят родителей класса с режимом работы кружков и секций, знакомят с результатами своей деятельности, демонстрируют достижения детей класса. Свой рассказ они сопровождают показом фотографий.
4. Анкетирование родителей и учащихся по проблеме собрания. Анкетирование родителей.
- Нравятся ли вашему ребенку уроки физической культуры в школе?
- Позволяете ли вы себе забирать своего ребенка с урока физической культуры, если вам это необходимо?
- Считаете ли вы урок физической культуры равноценным по значимости с другими предметами?
- Присутствовали ли вы когда-нибудь на уроке физической культуры?
- Посещает ли ваш ребенок спортивную секцию в школе или вне школы?
- Что вы знаете о спортивных достижениях вашего ребенка, если таковые имеются?
- Какой вы видите организацию спортивной работы в классе, в котором учится ваш ребенок?
Анкетирование учащихся по проблеме собрания.
- Тебе нравятся уроки физической культуры?
- Какие упражнения тебе больше всего нравятся на уроке физической культуры?
- Какую отметку ты чаще всего получаешь на уроке физкультуры?
- Тебе нравится ваш учитель?
- В каких кружках и секциях тебе хотелось бы заниматься?
- В каких спортивных мероприятиях класса ты хотел бы участвовать ?
- Чтобы ты хотел в себе исправить с помощью уроков физической культуры?
- Чтобы ты хотел пожелать учителя физической культуры?
- О чем хотел бы попросить родителей по данной теме? 
Ход собрания:
На экране – анализ анкет учащихся и родителей. Можно подготовить высказывания учащихся об уроках физической культуры. Можно привести результаты статистики мнения учащихся о предмете «физкультура» среди других предметов, преподаваемых в классе.
  I. Вступительное слово классного руководителя.
          Уважаемые папы и мамы! Тема нашего родительского собрания важна и актуальна. Мы живем в 21 веке, который уже окрестили веком максимальных скоростей и нагрузок. И это высказывание нельзя подвергать сомнению.
Новый век, технический и научный прогресс требуют от любого человека колоссальных нагрузок и усилий. Как с этим можно справиться? Только при помощи ежедневной и постоянной работы над собой. С такими интеллектуальными нагрузками, которые имеют сегодня в школе младшие школьники, может помочь справиться только постоянная физическая работа тела.
Родители должны помнить о том, что возраст 7-10 лет нуждается в постоянной поддержке функциональной активности.
Младший школьный возраст сенситивен для формирования способности к длительной целенаправленной деятельности – как умственной, так и физической.
По мнению физиологов, в эти годы полезно развивать выносливость детей, особенно к циклическим нагрузкам, требующим длительного выполнения.
Родители должны помнить, что физические нагрузки нужны детям еще и потому, что в этом возрасте регулирующие системы детского организма весьма незрелые. В первую очередь, это эндокринная и нервная системы. Любое серьезное напряжение детского организма может вызвать активную перестройку работы всех органов и систем. Цена адаптации к новым условиям колоссальна.
Между уровнем защитных свойств организма и успеваемостью ученика существует прямая зависимость. Чем лучше здоровье, тем лучше уровень усвоения знаний.
II. Демонстрация книги классных спортивных рекордов.
V. Показ комплекса упражнений для тренировки дома.
VI. Выступление школьно врача о состоянии здоровья учащихся класса.
Рекомендации для родителей по профилактике некоторых заболеваний.
VII. Анализ участия учащихся класса в занятиях спортивных кружков и секций.
Выступление руководителей кружков и секций. Вручение памяток по формированию положительного отношения родителей к занятиям их детей физкультурой и спортом.
VIII. Рефлексия собрания.
Планирование мероприятий для формирования среди учащихся положительной мотивации для занятий физкультурой и спортом.



































Европейцы считают, что школьная система является идеальным «каналом» для содействия здоровью. Целостный подход к пониманию абсолютной ценности индивидуального человеческого существа в качестве приоритета ведет к серьезным изменениям в организации учебно-воспитательного процесса.
«Школа здоровья» - это такое образовательное учреждение, где наряду с процессом обучения на основе новых педагогических технологий осуществляется осознанное педагогами, медработниками, родителями при активном участии детей формирование культуры здоровья как состояния физического, психологического и нравственного благополучия. В МБОУ «СОШ №5» г.Екрчатова внедряется модель «Школы Здоровья» через создание системы вовлечения учащихся, учителей, родителей в программу укрепления здоровья и благополучия в школе; формирование культуры и ценности здоровья.
На протяжении всего учебного года фельдшером школы проводятся консультации: «Правильное питание - залог здоровья», «Азбука здорового питания». В классах проводятся классные часы по темам: «Режим дня и его значение», «Культура приема пищи», «Острые кишечные заболевания и их профилактика», «Витамины - наши друзья», викторины «Питание и твое здоровье», утренники «Путешествие в страну питания», «Его Величество этикет», «Правила поведения за столом», конкурсы газет и рисунков «О вкусной и здоровой пище», «Азбука здорового питания», конкурс на лучший сценарий ко Дню именинника.
Работа по воспитанию культуры питания, пропаганде ЗОЖ среди родителей включает в себя проведение родительских собраний на темы: «Совместная работа семьи и школы по формированию здорового образа жизни». «Питание учащихся»,        «Профилактика       желудочно-кишечных       заболеваний, инфекционных и простудных заболеваний», индивидуальные консультации фельдшера школы «Поговорим о диетическом питании»; родительский лекторий «Здоровье вашей семьи»; встреча с родителями «Ваши предложения на учебный год по развитию школьного питания».
В школе создана и внедряется система охраны здоровья учащихся, включающая в себя лечебно-профилактическую, санитарно-противоэпидемиологическую деятельности, санитарно-просветительскую работу, медико-психолого-педагогическую поддержку.
Большую работу по сохранению здоровья учащихся проводит педагогический коллектив МБОУ «СОШ №5». В школе действует комплексно –целевая программа «Здоровье»
Понимая это, с целью привлечения учащихся к горячему питанию, в течение учебного года мы проводили классные часы и внеклассные мероприятия.
Пока ребенок растет и формируется, педагоги, врачи, психологи, администраторы, родители и все, от кого это зависит, должны приложить максимум усилий к тому, чтобы школа стала образцом такой среды, которая способствует наиболее полному раскрытию задатков человека и в то же время реально готовит его к будущей непростой жизни.

Актуальность проблемы
Всем хочется видеть детей здоровыми, бодрыми и счастливыми! Но как этого добиться? Есть один простой способ: здоровый образ жизни. Всемирной организацией здравоохранения в 1940г. введено новое определение понятия здоровье. Здоровье – это полное физическое, психическое и социальное благополучие, а не только отсутствие болезней или физических дефектов. Верно и то, что благополучие человека зависит от душевного и телесного здоровья, что напрямую связано с образом жизни, который ведет человек. Здоровый образ жизни – это такое поведение, стиль жизни, который способствует сохранению и укреплению здоровья. Нелегко бывает побудить взрослого человека вести здоровый образ жизни. Это нужно делать гораздо раньше, еще в детском возрасте.
Утверждение здорового образа жизни подрастающего поколения сегодня рассматривается в практике работы школы как одно из приоритетных направлений гуманизации образования. В основу учебно-воспитательного процесса МОУ Лицея №15 Заводского района города Саратова положены три принципа: здоровье – развитие – обучение, поэтому педагогическим коллективом проводится большая работа по формированию устойчивого положительного отношения к пониманию приоритетности своего здоровья и здорового образа жизни.
Важную роль в реализации этой проблемы играют образовательные программы.
Разработана и успешно внедряется комплексная образовательная программа «Школа здоровья», которая представляет собой общеметодологическую модель, успешно взаимодействующую со всеми программами лицея.
Реализуется программа «Разговор о правильном питании», разработанная в 1998 году специалистами Института возрастной физиологии Российской Академии образования под руководством М.М. Безруких, академика РАО.
Целью данной программы является формирование у детей и подростков основ культуры питания как одно из составляющих здорового образа жизни. Программа рассчитана на дошкольников и школьников в возрасте от 6 до 14 лет и состоит из 3-х частей:
«Разговор о правильном питании» для дошкольников и школьников в возрасте от 6 до 8 лет.
«Две недели в лагере здоровья» для школьников 9-11 лет.
«Формула правильного питания» для школьников 12-14 лет.
Реализация 1 этапа программы проходила с сентября по октябрь 2009 года в 1 «Д» классе.
 
В  тетрадях собран  дополнительный развивающий материал. Такие задания вызывают огромный интерес у детей. При их выполнении ребята много рисовали, разукрашивали, разгадывали кроссворды, выполняли увлекательные задания, которые способствовали развитию внимания, логического мышления, памяти, одновременно закрепляя новые знания. Особую радость детям приносила творческая и исследовательская работа, которая поощрялась яркими и забавными наклейками, которые находились тут же, в рабочей тетради. Дети приклеивали улыбки за правильно выполненную работу либо полностью выполняли задание, используя нужные наклейки. Итогом работы по данной программе явилась разработка проекта «Разговор о правильном питании». Проведено анкетирование «Мы за здоровый образ жизни», каждый ребенок подготовил творческую работу, в которой рассказал о своей семье, о традициях, увлечениях семьи, представил фотоработу «Я готовлю для своей семьи». Лобанов Сергей, Пазухин Антон и Пащенко Виктория приняли участие в региональном конкурсе «Разговор о правильном питании» в номинации фоторабот «Я готовлю для своей семьи».
 На родительском собрании, родители познакомились с данной программой. Говоря о рациональном питании, необходим также учет внешних факторов – климата, экологии, коллективного воспитания, характера трудовой деятельности и, в частности, условий обучения (общеобразовательные школы, специальные школы – языковые, математические, физические, профессиональное обучение и др.) При этом не следует забывать об интеллектуальной нагрузке, занятиях различными видами спорта, а также о нередко возникающих конфликтных ситуациях.
Сбалансированное питание предусматривает строго определенное соотношение белков, жиров, углеводов в суточном рационе. Особое значение в питании детей имеют белки. Объясняется это тем, что без белков не может быть осуществлено воспроизводство основных структурных элементов органов и тканей. Рекомендуется на завтрак и ужин приготовить ребенку молочные блюда (сырники, вареники, омлет, молочные каши), они обеспечивают потребность ребенка в белке и легко усваиваются. Мясные блюда лучше есть во время обеда. Нужно помнить, что избыток мясной пищи в рационе столь же вреден, как и ее недостаток. Жиры служат источником энергии и строительным материалом для организма. Их присутствие в дневном рационе обязательно. Углеводы также являются источником энергии. Они способствуют утилизации организмом белков и жиров. Углеводы входят в состав клеток и тканей. Каши и запеканки – основные источники углеводов. Много углеводов и витаминов содержится в растительной пище. Овощи и фрукты необходимы ребенку каждый день. В пище обязательно должны содержаться минеральные вещества, которые входят в состав клеток и тканей организма и участвуют в разнообразных процессах обмена веществ.
Питание ребенка должно соответствовать ежедневным энергетическим затратам организма. С продуктами питания в организм должно поступать столько энергии, сколько ее расходуется в течение суток. Калорийность пищи не должна превышать расход энергии более чем на 5%. Количество калорий, необходимых ребенку, во многом зависит от его образа жизни. Это следует учитывать при составлении меню. (приложение №2,3)
Химический состав набора продуктов
Нутриент
Возраст детей, содержание в рационе, % удовлетворения  суточной потребности





7-10 лет

11-17 лет



Содержание
%
Содержание
%

Белок, г
92,1
119,6
111,7
124,0

Жир, г
90,1
114,0
        106,3
115,6

Углеводы, г
315,7
94,2
381,9
97,9

Энергетическая ценность, ккал
2451,0
104,3
2951,0
107,3

При реализации программы “Разговор о правильном питании” в 1 "Д" классе я убеждалась в том, что дети действительно осознавали необходимость заботиться о своем здоровье. Постепенно, в течение первой четверти, у детей формировалось представление о том, как можно сохранять и укреплять здоровье, соблюдая законы правильного, рационального питания. Так, например, дети составляли собственное меню с учетом полученных знаний. Его придерживались семьи моих учеников в выходные дни. Была и небольшая экскурсия в школьную столовую, что позволило детям больше узнать о работе повара в сфере общественного питания, сравнить посуду на школьной и домашней кухне. Ребята изучили меню, которое предлагала столовая нашей школы. Был сделан вывод о том, что это меню составлено безупречно и соответствует законам рационального питания. Творчески дети относились к домашним заданиям. Они охотно делились рецептами любимых блюд; рассказывали, как сварить вкусное варенье, в котором так много необходимых нам зимой витаминов; объясняли друг другу, как можно утолить голод, если мама не успела приготовить обед; придумывали новые полезные блюда; на практике учились правильно сервировать стол При этом учащиеся знакомились с традициями разных народов, узнавали об особенностях национальной кухни, правилами этикета, связанными с питанием. Дети даже контролировали ситуацию в своей семье, давали советы родителям. Вот несколько несложных правил, которые помогут поддерживать “здоровый дух в здоровом теле”:
Прежде всего, нужно позаботиться о соблюдении режима питания.
Детям 6–7 лет необходимо есть 4–5 раз в день, перерыв между приемами пищи должен быть не более 3–3,5 часов. Наиболее рациональное распределение калорий следующее: завтрак – 25% от суточной калорийности, обед – 35%, полдник – 15%, ужин – 25%. Если режим питания не нарушается и соблюдается изо дня в день, то организм ребенка начинает готовиться к приему пищи заранее. Благодаря этому пища лучше переваривается.
 Соблюдения режима питания – лучшая профилактика заболеваний органов пищеварения. (приложение №4)
Литература
Киселёва Г.Г., Ковалёв В.А. Как изучить состояние здоровья школьника?/ Начальная школа, 2007. - № 2
Ковалько В.И. Здоровьесберегающие технологии в начальной школе. 1 – 4 классы. М.: «ВАКО», 2004.
Копылов Ю.А., Полянская Н.В. Режим учёбы и отдыха ослабленных детей./ Начальная школа, 2003. - № 9
Павлова М.А. Дидактические игры, как средство формирования навыков здорового образа жизни. САРАТОВ 2003
Безруких М.М. Разговор о правильном питании./ Методическое пособие для учителя.-М.: ОЛМА – ПРЕСС, 2006        
                                                                
Приложение №1
к
Приложение №2
Рекомендуемые среднесуточные наборы продуктов для питания детей школьного возраста (на одного ребенка, г/брутто)
Наименование продуктов
Возраст детей, количество продуктов, г, мл, брутто


7-11 лет

Хлеб ржаной (ржано-пшеничный)
80

Хлеб пшеничный
150

Мука пшеничная
15

Крупы, бобовые
45

Макаронные изделия
15

Картофель
250

Овощи свежие, зелень
350

Фрукты (плоды) свежие
200

Фрукты (плоды) сухие, в т.ч. шиповник
15

Соки плодоовощные, напитки витаминизированные
200

Мясо 1 кат.
95

Птица 1 кат п/п
40

Рыба
60

Колбасные изделия
15

Молоко (м.д.ж. 3,2%)
300

Кисломолочные продукты (м.д.ж. 3,2%)
150

Творог
50

Сыр
10

Сметана
10

Масло сливочное
30

Масло растительное
15

Яйцо диетическое
1 шт.

Сахар
40

Кондитерские изделия
10

Чай
0,4

Какао, напиток кофейный злаковый
1,2

Дрожжи хлебопекарные
1

Соль
5

                                                                        Приложение №3
Примерный дневной рацион для детей 7-15 лет
Примерное меню шестиразового питания ребенка школьного возраста на один день
Наименование и состав блюд
Вес готовой порции, г

ЗАВТРАК
1. Запеканка творожная (Творог, яйцо, мука, сахар, сметана)
100

2. Каша овсяная молочная с маслом сливочным (пшено, молоко, сахар, масло сливочное)
180/5

3. Чай с сахаром (чай, сахар)
200

2 ЗАВТРАК


1. Фрукты свежие
200

2. Бутерброд: хлеб/сыр
25/8

ОБЕД


1. Суп рыбный с овощами (рыба, картофель, морковь, лук, капуста, кабачки, горошек зеленый, масло растительное)
400

2. Котлеты мясные запеченные (говядина, хлеб пшеничный)
90

3. Вермишель отварная (макаронные изделия)
100

4. Салат (свекла, горошек зеленый, масло растительное)
100/10

5. Компот из свежих яблок с сахаром (яблоки свежие, сахар)
200

ПОЛДНИК  


1. Чай с сахаром (чай, сахар)
200

2. Булочка сдобная
75

УЖИН


1. Курица отварная (курица)
65

2. Пюре картофельное (картофель, молоко, масло сливочное)
180/5

3. Овощной салат (капуста, яблоки, морковь, масло растительное)
75/5

4. Компот из свежих яблок с сахаром (яблоки свежие, сахар)
200

ПЕРЕД СНОМ


1. Кефир, 2,5%
230

НА ВЕСЬ ДЕНЬ


1.Хлеб пшеничный, хлеб ржаной
210

                                                                        Приложение №4
Итоги анкетирования 
«Мы за здоровый образ жизни»
в 1 «Д» классе
Во сколько ложитесь спать?
А) 20.00 – 0 чел., Б) 21.00 – 15 чел., В) 21.30 – 0 чел., Г) 22.00 – 10 чел., Д) 22.30 – 0 чел., Е) 23.00 – 0 чел.
    [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть картинку ]
 В какое время встаете утром?
А) 06.00 – 10 чел., Б) 06.30 – 0 чел., В) 07.00 – 15 чел.
                [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть картинку ]
Выполняете ли утреннюю зарядку?
А) да – 20 чел., Б) нет – 5 чел.
               [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть картинку ]
Сколько раз в день кушаете?
А) 2 раза  – 4 чел., Б) 3 раза – 15 чел., В) 4 раза – 6 чел.
               [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть картинку ]
                     
Любимое блюдо?
А) Салат  – 9 чел., Б) Суп – 10 чел., В) Картофельное пюре – 6 чел.
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть картинку ]       
Ежедневное меню:
Завтрак -   А) Чай и бутерброд  – 10 чел., Б) Второе – 13 чел., В) Не завтракают  – 2 чел.
Обед -    А) Только суп  – 11 чел., Б) Суп и второе – 14 чел., В) Чай – 25 чел.
Ужин -   А) Второе  – 9 чел., Б) Салат  – 1 чел., В) Чай и печенье – 6 чел.    Г) не ужинают – 2 чел.,  Д) Кефир – 7 чел.
                     [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть картинку ]
                                                        
         
         
            
18
Главная цель программы – формирование у детей культуры здорового питания Чему учит программа Какие продукты полезны Как правильно есть Почему важен режим питания Что такое меню Что надо есть, если хочешь стать сильным Разнообразие продуктов Гигиена и культура питания Режим питания Зачем человеку нужна пища? Чтобы жить Чтобы быть здоровым Чтобы быть бодрым Чтобы хорошо расти Зеленый стол Желтый стол Красный стол Все разнообразие продуктов можно разделить на три стола Продукты ежедневного применения – зеленый стол Продукты нечастого применения -желтый стол Продукты крайне редкого применения – красный стол Режим питания Мы за правильное питание Если хочешь быть здоров – Правильно питайся Позабудь про докторов Живи и улыбайся!

По теме: методические разработки, презентации и конспекты уроков в начальной школе
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
Творческий отчёт содержит важный материал из опыта моей работы по программе "Разговор о правильном питании" за последние 5 лет.
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
Данный ресурс представлен в виде статьи «Тематическое планирование по учебнику «Разговор о правильном питании»» и «Методические рекомендации по реализации 1-го модуля программы «Разговор о правильном питании» 15 разработанных уроков» для учителей и родителей образовательных учреждений. Ресурс направлен на повышение педагогической компетенции и родителей в области формирования у детей культуры здорового образа жизни, так как без решения объективно существующей проблемы здоровья детей невозможно осуществление эффективного образовательного процесса.
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
Мастер - класс " Где найти витамины весной". Урок включает практическую деятельность младших школьников, театрализованную сказку " Теремок" на новый лад, работу по тетради " Разговор о правильном питании".





Заголовок 1 Заголовок 2 Заголовок 415