Профилактическая беседа «ЗНАЕШЬ ЛИ ТЫ СВОИ ПРАВА И ОБЯЗАННОСТИ?»


МОУ «Табачненская школа»
Профилактическая беседа
«ЗНАЕШЬ ЛИ ТЫ СВОИ ПРАВА
И ОБЯЗАННОСТИ?»
 
 
 
Подготовила:
Педагог-психолог
Миколайчук О.А.
Что важнее для детей, знать свои права или свои обязанности?
Из истории России и права
Прежде чем говорить с детьми и подростками об их правах и обязанностях, необходимо дать понятия этих слов.
Прежде всего, что такое право?
По «Толковому словарю современного русского языка» Дмитрия Николаевича Ушакова, право - это совокупность общеобязательных правил поведения, норм, установленных или санкционированных государством. Соблюдение этих норм обеспечивается принудительной силой государства. Юридическое право дифференцировано по отраслям: семейное, гражданское, уголовное и другие.
Право - это совокупность законов, правил и норм, определяющих обязательные взаимные отношения людей в обществе.
Изначально Россия формировалась как правовое государство, то есть как государство, в котором были собственные правила поведения, то, что в современном языке называется законодательство. И эти правила поведения регулировали отношения между людьми, поддерживая общественный порядок, а, стало быть, поддерживая определённый уклад жизни, определённые ценности. И идея правового русского государства того периода как раз была в общей идее справедливости: власть нужна для того, чтобы государство развивалось, чтобы люди жили лучше, и поэтому власть должна учитывать как интересы обычных людей, так и их традиции, традиции разных народов, которые объединены в большой стране.
В понятиях Руси право, закон должны носить, прежде всего, нравственный, а не формальный характер, соответствовать правде и справедливости. Нравственный закон считался выше закона писаного, формального. Но и формальный закон зачастую отождествлялся со словом «правда», стремясь, по-видимому, подчеркнуть, что идеалом исполнения закона является правда. Слово «правда» вошло и в название первого русского сборника законов «Русская Правда». Дело в том, что склад мышления русского человека всегда ставил человека, человечность, душу выше закона. Когда закон вступал в противоречие с человечностью - русское сознание отказывалось ему повиноваться.
Со временем право в нашей стране создавало всё новые и новые образцы, возникала всё более сложная система права, включая уже, в конечном счёте, Свод законов Российской империи, впоследствии эта традиция была продолжена, и это обеспечивало правовое развитие государственной жизни нашей страны.
Но многие русские отношения регулировались не правом, а совестью и обычаем (прежде всего жизнью крестьянской общины). Русское правосознание было ориентировано на жизнь по совести, а не по формальным правилам. Этим русский человек всегда отличался от западного человека. Для западного обывателя любой преступник - злодей, а для русского человека - жертва обстоятельств.
Правосознание совести вовсе не означало анархии в народной жизни. В России сложились достаточно жесткие и строгие нормы поведения в среде русских людей, прежде всего, крестьян, которые регулировались не юридическими установлениями, а силой общественного мнения.
Таким образом, изначально на Руси поведением, действиями, всей жизнью человека, прежде всего, руководила совесть и чувство обязанности. И первичным было соблюдение обязанностей по отношению к другому человеку, людям и в целом государству, а не предъявление своих прав. В здоровой культурной традиции России обязанности всегда стояли на первом месте: обязанность народа - перед государством, ребенка – перед родителями.
Обязанности и ответственность детей
Что же обозначает понятие Обязанность?
Обязанность - (моральная) - нравственное требование, когда оно выступает как долг человека, как возлагаемая на него задача. В отличие от категории долга, понятие обязанность имеет, с одной стороны, более общий характер, поскольку в нем формулируются требования, равно относящиеся ко множеству людей, а с другой стороны - более конкретный характер, т. к. оно раскрывает содержание предписываемых человеку поступков (что именно он должен делать).
Обязанность – это то, что подлежит безусловному выполнению кем-нибудь, что необходимо для выполнения по общественным требованиям или внутренним побуждениям.
Исходя из вышесказанного, с детьми, подростками необходимо говорить, прежде всего, об их обязанностях, а не о правах, прививать знание обязанностей, воспитывать соблюдение обязанностей
Права и обязанности ребенка отражены в следующих документах:
1. Конвенция ООН о правах ребенка.2. Конституция РФ.3. Семейный кодекс РФ.4. Гражданский кодекс РФ.5. Уголовный кодекс РФ.
 ОБЯЗАННОСТИ ДЕТЕЙ
Каждый ребенок обязан:
- уважать права и культурную самобытность других;
- слушаться родителей и лиц, их заменяющих;
- получать основное общее образование;
- соблюдать правила поведения и учебную дисциплину, установленные в воспитательных и образовательных учреждениях, дома, в общественных местах;
- юноши по достижении 17 лет обязаны встать на воинский учет.
ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ДЕТЕЙ
Ребенок несет ответственность:
- перед своей совестью;
- перед родителями и лицами, их заменяющими;
- перед преподавателями и воспитателями, администрацией учреждений образования;
- ребенок несет ответственность за совершение общественно-опасных действий или злостное систематическое нарушение правил общественного поведения. Ребенок, которому исполнилось 11 лет, может быть помещен в специальное воспитательное учреждение для детей и подростков.
 С 14 лет наступает:
- административная  ответственность;
- дисциплинарная;
- ответственность за совершение правонарушений, в том числе за грубые и неоднократные нарушения устава школы – исключение из школы;- ответственность за нарушения трудовой дисциплины;
- гражданско-правовая ответственность, самостоятельная имущественная ответственность по заключенным сделкам;
- ответственность за возмещение причиненного вреда.
 С 16 лет наступает:
- административная и полная уголовная ответственность