Профилактическая беседа с родителями Детская ложь

Профилактическая беседа с родителями «Детская ложь»
Дьяченко Н.А.,
социальный педагог
МАОУ «Гимназия № 2»
План беседы:
Организационный момент. Сообщение темы.
Психологическая разминка.
Определение понятий.
Мини-лекция: Причины детской лжи.
Ваша точка зрения.
Рекомендации родителям.
Рефлексия.

1. Организационный момент. Сообщение темы.
Родители рассаживаются за столы, объединенные по двум секторам (белый и черный).

Здравствуйте, уважаемые родители!
Мы собрались с вами, чтобы обсудить одну из актуальнейших тем «Детская ложь».
Ничто так не выводит родителей и учителей из себя, как детская ложь. Взрослые опасаются, что ложь – это признак порочного характера ребенка, что из маленького обманщика вырастет лишенный нравственных принципов человек.
Русская народная пословица говорит: «Где правда – там и счастье». Каждый родитель хочет, чтобы его ребенок был счастлив. Как помочь ребенку расти правдивым? В чем причины детской лжи? Сегодня нам необходимо подумать и ответить на вопрос – почему наши дети обманывают и лгут?
2. Психологическая разминка.
У вас на столах в центре лежат листы белой и черной бумаги, символизирующие правду и ложь соответственно. Предлагаю правдиво и лживо, в зависимости от цвета на вашем столе отвечать на мои вопросы:
Вашу дочь зовут Светлана?
Ей двенадцать лет?
Вы умеете кататься на велосипеде?
Вчера был дождливый день?
У вас есть с собою зонт?
Уходя на собрание, вы приготовили ужин?
и т.д.
Прошу поделиться своими ощущениями: кому было проще отвечать на вопросы? Что испытывал тот, кому было необходимо скрыть свои мысли? Белый сектор оцените: были ли заметны признаки лжи, у говоривших неправду.
3. Определение понятия ложь.
Предлагаю Вам произнести как можно больше синонимов, отражающих смысл понятия ложь, а теперь антонимов.
А представьте себе человека, который соответствует качествам под названием правда или честность. Встречаются ли в жизни такие люди, если «да», то легко ли им существовать в обществе, как к ним относятся окружающие. Можно ли быть абсолютно честным человеком?
«Ложь бывает пороком лишь тогда, когда она делает зло; но когда творит добро, тогда она – великая добродетель» Вольтер.
Невозможно оценить ложь как только плохое или хорошее поведение, вырвав из контекста ситуации. Бывают разные случаи, когда по каким-либо причинам невозможно говорить правду. И в достаточно раннем возрасте родители начинают приучать детей к тому, что не всё, не всегда и не везде можно рассказывать, а иногда и сами учат говорить неправду.
Пример.
4. Мини-лекция: Причины детской лжи.
Давайте рассмотрим какие же разновидности детской лжи бывают:
* Ложь
* Лицемерие
* Обещание
* Фантазия
Предлагаю рассмотреть по одной ситуации, в которых дети демонстрируют лживое поведение, попытаться выяснить причины и предложить воспитательную стратегию в каждом конкретном случае (отрывки из рассказа Н. Носова «Фантазеры»).
Вывод: ложь обычно используется в корыстных целях и может приносить вред окружающим. А вот фантазии бескорыстны, не вредят никому, они способны позабавить людей, развлечь их, а также развивают творческие способности.
Каковы же основные причины детской лжи?
Желание понравиться:
* Недостаток любви, внимания и ласки
* Отсутствие взаимопонимания
* Неумение общаться и строить отношения
Снизьте ваши требования к ребенку. Дайте ему понять, что любите его несмотря ни на что.
Страх
* Наказания
* Потерять любовь
* Быть непонятым
Кроме этого дети продолжают лгать, когда:
* Получают какую-либо выгоду, поощрение
* Видят примеры лжи значимых взрослых
* Чувствуют собственное могущество, манипулируя взрослыми
* Чувствуют безнаказанность
* Знают, что им нечего терять.
5. Ваша точка зрения.
Порой бывает трудно определить, где мы сталкиваемся с искажением правды, а где имеет место факт умолчания, которое приближается ко лжи.
Пример. Ребенок подросткового возраста в отсутствие взрослых пригласил домой друзей и устроил вечеринку. Но он знал, что ему запрещено организовывать подобные мероприятия. Когда спустя некоторое время родители вернулись, мальчик ничего не рассказал им о встрече. Правду они могут узнать совершенно случайно, например от соседей.
Другой пример. Ребенок нечаянно уронил со стола клавиатуру компьютера, которая в результате пришла в негодность. На прямой вопрос отца он ответил, что не трогал компьютер.
6. Рекомендации родителям.
Проанализировав причины детской лжи, нетрудно увидеть, что ложь является результатом неблагополучных отношений ребенка с окружающим его миром.
Конечно, иногда дети используют обман не только для того, чтобы защитить себя или кого-то еще, почувствовать свою силу, приукрасить собственные достоинства, возвыситься над окружающими (особенно взрослыми), но и чтобы повеселить их. Наверное, это самый невинный и безопасный вид обмана, потому что цели, преследуемые ребенком, не корыстны. Но все-таки чаще всего ложь это реакция ребенка на травмирующие обстоятельства.
Ориентировочный алгоритм действий при обнаружении обмана:
* Сообщить о том, что Вам известен факт лжи
* Дать возможность ребенку рассказать правду
* Дать возможность исправить ситуацию
Упражнение «Любящий взгляд».
Нам необходимо выбрать ведущего. Он выйдет из помещения. Из сидящих в аудитории выбираем 3-х человек, которые будут смотреть на водящего «Любящим, ласковым взглядом». Игрок, вышедший из зала должен догадаться, кто из участников смотрит на него любящим, ласковым взглядом.

7. Рефлексия.
15