Тьюторское сопровождение профессионального становления молодых и начинающих педагогов


Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение Самарской области средняя общеобразовательная школа № 8 имени С.П.Алексеева г.о.Отрадныйдетский сад №7
Проект
«Путь к профессиональному совершенству»
Тьюторское сопровождение профессионального становления молодых и начинающих педагогов
Разработчик проекта:
Фролова Ирина Владимировна,
старший воспитатель
г.о. Отрадный
2016г.
Тип проекта: управленческий
Участники проекта: Фролова Ирина Владимировна, старший воспитатель, наставники из числа опытных педагогов.
Целевая группа: молодые и начинающие педагоги, реализующие программы дошкольного образования
Сроки реализации: февраль 2016 - январь 2017 года
Название проекта: Путь к профессиональному совершенству
Тема проекта: тьюторское сопровождение профессионального становления молодых и начинающих педагогов.
Обоснование проекта:
На современном этапе в связи с введением в действие Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования возникла необходимость  обновления и повышения качества дошкольного образования, что в свою очередь требует новых профессиональных компетенций от педагогических работников.
Нормативные требования к профессиональной деятельности находят отражение в правовых документах федерального уровня, в первую очередь это Федеральный Закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ, Приказ Министерства образования и науки РФ «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования от 17 октября 2013 года, Приказ Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от «18» октября 2013 г. № 544н, утвердивший профессиональный стандарт «Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель)». Воспитатель дошкольного образования должен сегодня владеть новейшими технологиями в области обучения и воспитания детей, а также обладать широкой эрудицией, педагогической интуицией, высокоразвитым интеллектом и высоким уровнем нравственной культуры. Современная образовательная стратегия ориентирует дошкольных работников на освоение компетенций, востребованных современной практикой, привлечение в систему дошкольного образования высококвалифицированных педагогов. Но статистические данные свидетельствуют о том, что большое количество молодых специалистов, окончивших колледжи и получивших специальность «воспитатель ДОО», не стремятся посвятить свою трудовую деятельность этой профессии. Причин этому несколько: слабая мотивация труда и дальнейшего профессионального роста, неумение применить на практике теоретические знания, полученные в ходе обучения, недостаточный или отсутствующий опыт работы с детьми. Проблеме профессионального становления молодых и начинающих педагогов в сфере дошкольного образования посвящены научные исследования К.Ю. Белой, М.С. Гвоздевой, Л.М. Денякиной, Н.Н. Лященко, Л.В. Поздняк, П.И. Третьякова, Л.И. Фалюшиной и др. По их мнению, период вхождения молодых и начинающих педагогов в профессию отличается большой напряженностью. От того, как пройдет этот период, зависит, состоится новоявленный воспитатель как профессионал, останется ли он в сфере дошкольного образования или найдет себя в другой сфере деятельности.
Актуальность проекта Данная проблема актуальна и для нашей образовательной организации. Приходят педагоги, желающие работать, но не имеющие образования по специальности «воспитатель ДОО», с педагогическим специальным образованием, но без опыта работы в детском саду, к числу приоритетных задач мы относим выстраивание эффективной системы тьюторского сопровождения молодых и начинающих педагогов, способствующей росту их профессиональной компетентности, освоению ими новых педагогических технологий, формированию индивидуального стиля работы с детьми дошкольного возраста. Нашли этому подтверждение и результаты анализа качественного состава педагогов, проведенного в январе - феврале этого года. В группах, реализующих программу дошкольного образования работает 14 педагогов. Из них 40%-педагоги, имеющие высшее и средне -специальное педагогическое образование и опыт работы с детьми более 15лет. 60% - это молодые или начинающие педагоги. Из них: 26,6%-педагоги, имеющие высшее педагогическое образование (учителя), но без опыта работы с детьми дошкольного возраста, 20%- педагоги, имеющие средне-специальное образование, не имеющие опыта работы в детском саду, 13,4%- педагоги с незаконченным высшим педагогическим образованием и без опыта работы с дошкольниками. В сложившейся непростой для нашей образовательной организации ситуации, мы вынуждены искать пути эффективного решения данной проблемы. Поэтому тьюторство мы рассматриваем как основной ресурс наставничества в работе с имеющимся контингентом педагогов. Мы можем просто рассказать молодым и начинающим специалистам, как и что нужно делать, а затем их контролировать, давать оценку их деятельности, а можем работать по-тьюторски, т.е. создать педагогически насыщенную образовательную среду, разработать индивидуальный маршрут сопровождения и постоянно взаимодействуя с каждым педагогом, направлять и помогать ему в профессиональном становлении. В отечественной научной литературе понятие «тьютор» не имеет однозначной интерпретации. В монографии С.А. Щенникова понятие «тьютор» определяется как «преподаватель-консультант», специалист в области организации образования и самообразования. Тьютор – это субъект, сопровождающий профессиональное развитие педагогов в процессе их образования». Активный поиск наиболее эффективных путей решения данной проблемы определил выбор содержания, форм работы, использование всех возможностей и ресурсов образовательной организации.
Новизна предлагаемой деятельности заключается в системном использовании как довольно распространенных форм работы с молодыми педагогами (наставничество, взаимопосещение и наблюдение педагогического процесса у опытных воспитателей, консультации, семинары, практикумы, мастер-классы), так и новых современных форм тьюторского сопровождения воспитателей, таких как коучинг и Тайм-менеджмент. Дословно «коучинг» переводится как «тренировать», «наставлять». Коучинг-процесс, ориентированный на достижение различных жизненных целей, направленный на раскрытие потенциала человека с целью максимального повышения его эффективности. С целью овладения навыками рационального планирования своего рабочего дня, расстановки приоритетов, контроля выполнения запланированного рассматриваются возможности встраивания в практику работы с молодыми педагогами технологии Тайм-менеджмента. (Термин «тайм-менеджмент» произошел от английского «time» - время и «management» - управление). Это одно из актуальных направлений современного менеджмента. Менеджмент сегодня-это мотивация, раскрытие потенциала работника, создание условий для творчества.
Цель: Создание модели тьюторского сопровождения профессионального становления молодых и начинающих педагогов
Гипотеза исследования состоит в ряде допущений:
профессиональное развитие и становление педагогов может проходить в условиях специально организованной образовательной среды;
в условиях специально организованной среды, соответствующей современным требованиям, возможно создание модели тьюторского сопровождения молодых и начинающих педагогов с использованием инновационных технологий.
Задачи:
разработать исследовательскую программу диагностики уровня повышения профессиональной компетентности молодых педагогов, их возможностей, образовательных потребностей, профессиональных затруднений, динамики профессионального развития;
индивидуализировать процесс повышения профессиональной компетентности педагогов, выстроить схемы индивидуальных образовательных маршрутов;
разработать систему взаимодействия педагогов-наставников и специалистов как тьюторов для обеспечения адекватного партнерства;
создать образовательную среду, соответствующую современным требованиям, предполагающую использование инновационных
технологий.
Ожидаемый результат:
разработана и реализована исследовательская программа диагностики уровня повышения профессиональной компетентности молодых педагогов, их возможностей, образовательных потребностей, профессиональных затруднений, динамики профессионального развития;
индивидуализирован процесс повышения профессиональной компетентности педагогов, разработаны карты индивидуального образовательного маршрута каждого педагога;
разработана система активного взаимодействия педагогов-наставников и специалистов как тьюторов для обеспечения адекватного партнерства;
в образовательной организации применяются эффективные формы и методы работы с молодыми специалистами, которые содействуют дальнейшему профессиональному становлению молодых и начинающих педагогов;
у молодых и начинающих педагогов сформирована потребность в постоянном пополнении педагогических знаний, формируется гибкость мышления, умение моделировать и прогнозировать воспитательно-образовательный процесс.
Риски проекта
Цель проекта может быть частично не достигнута под влиянием следующих рисков:
- Недостаток квалифицированных кадров.
- Изменение законодательной базы.
- Стереотипы общественного сознания. Сопротивление со стороны руководства, участников образовательного процесса.
- Объективные риски (болезнь участников).
- Сопротивление участников образовательного процесса (сложные межличностные отношения и конфликтные ситуации между наставниками и молодыми педагогами).
Меры по их преодолению:
Повышение компетентности педагогов — наставников по тьюторскому сопровождению молодых педагогов.
Формирование позитивного мнения через совещания с руководителям ДОУ, старшего воспитателя, заседание Методического совета, семинар для молодых педагогов.
Возможное расширение временных рамок работы по индивидуальным образовательным маршрутам.
Перспективы дальнейшего развития проекта.
В условиях сетевого взаимодействия, деятельности городского ресурсного центра представить опыт работы с молодыми и начинающими педагогами. Продолжать работу по повышению квалификации молодых педагогов, привлечению их к участию в городских и региональных конкурсах профессионального мастерства, аттестационных процессах. Пролонгацией опыта работы может стать создание Клуба молодых педагогов на уровне города, что позволит организовать общение молодых педагогов друг с другом, обеспечит обмен имеющимся опытом, организацию и проведение совместных мероприятий.
План реализации первого этапа работы
Предпроектный
№п\п Тема Сроки Ответственный
1. Изучение передового опыта по созданию модели тьюторского сопровождения профессионального становления молодых педагогов. Март -апрель
2015г. Старший воспитатель
2. Изучение имеющихся нормативно-правовых документов, регламентирующих деятельность ДОО в условиях реализации ФГОС ДО
Старший воспитатель
Педагоги тьюторы
3. 3.Изучение передового опыта по разработке индивидуальных образовательных программ и индивидуальных образовательных маршрутов педагогов. Старший воспитатель
Педагоги тьюторы
4. Разработка модели тьюторского сопровождения профессионального становления молодых педагогов Старший воспитатель
5. Изучение и внедрение в практику новых форм сопровождения педагогов (коучинг, тайм-менеждмент) Старший воспитатель
6. Утверждение проекта на Педагогическом совете образовательной организации Методический совет
7. Разработка Положения о тьюторском сопровождении профессионального становления молодых и начинающих педагогов.
Старший воспитатель
План реализации второго этапа работы
Диагностический
№п\п Тема Используемые методики Ответственный
Методика оценки рефлексивных способностей педагога-воспитателя.
Методика Даутовой О. Б., Христофорова С. В.
Приложение 1 Количество баллов
2. Методика изучения затруднений педагогов в условиях реализации ФГОС ДО. Методика Я.С. Турбовского
Приложение 2 Старший воспитатель
3. Методика изучения стрессоустойчивости молодого педагога
Тест Н.В.Микляевой ,Ю.В Микляевой
Приложение 3 Старший воспитатель,
психолог
4. Методика изучения педагогической оценки способностей педагога к инновационной деятельности
Карта педагогической оценки способностей педагога
к инновационной деятельности (В.А.Сластенин, Л.С.Подымова)
Приложение 4 Старший воспитатель,
психолог
4. Создание банка данных о педагогах,
выявление сильных и слабых сторон в вопросах повышения профессиональной компетенции с целью выстраивания индивидуальной траектории повышения профессионального мастерства. Банк данных о молодых и начинающих педагогах Методическая служба (старший воспитатель, психолог, тьюторы)
5. Формирование банка педагогической информации: правовой, научно-методической, методической и др.) Банк методической информации Старший воспитатель
6. Заполнение карты профессионального развития, личной карты педагога. Мониторинг результативности. Карта профессионального развития педагога
Приложение 5 Старший воспитатель
7. Карта педагогической оценки способностей педагога инновационной деятельности (В.А.Сластенин, Л.С.Подымова)
План реализации третьего этапа работы
Практический
№п\п Тема Формы работы Сроки Ответственный
1. Ознакомление молодых и начинающих педагогов с новинками педагогической, психологической, методической и научно-популярной литературы; Информационное совещание
Методическая служба
3. Информирование педагогов о новых направлениях в развитии дошкольного образования в условиях реализации ФГОС ДО Педагогический час Старший воспитатель, тьюторы
4. Организация выставок методических пособий по основным образовательным областям ФГОС ДО Выставки В течение года Старший воспитатель
5. Консультирование по освоению образовательной программы, созданию предметно-развивающей среды, соответствующей требованиям реализуемой программы; Консультации , индивидуальное собеседование Июнь-август Старший воспитатель,тьюторы
6. Обеспечение методической литературой, по организации воспитательно-образовательной деятельности. Работа метод.кабинета. В течение года Старший воспитатель
7. Методическая помощь в выборе темы по самообразованию, составлении рабочей программы. Индивидуальные консультации. Май-июнь Методическая служба
8. Рассылка педагогам полезной информации,
памяток по оформлению документации, методических рекомендаций по электронной почте, посредством сайта организации, персонального сайта.
Создание виртуального методического кабинета. Интернет-консультирование В течение всего периода Старший воспитатель, тьюторы
9. Организация участия педагогов в вебинарах ОС «Школа 2100», «Детский сад 2100»,дистанционных курсах, конкурсах профессионального мастерства. Практико-ориентированная деятельность Сентябрь-декабрь2014г. Старший воспитатель, тьюторы
10. Помощь молодым педагогам в разработке и реализации индивидуального образовательного маршрута профессионального становления . Индивидуальные консультации Июнь-август Старший воспитатель, тьюторы
11. Организация тренингов, направленных на рефлексию профессиональных качеств, развитие личностного роста. Командообразующие тренинги
Психолог
12. Современные подходы к планированию образовательной деятельности дошкольного учреждения в соответствии с ФГОС Консультация Старший воспитатель, тьюторы
13. Круглый стол «Современные педагогические технологии образования детей дошкольного возраста» «Аннотация программ и технологий, используемых в ДОО. Круглый стол В течение года Старший воспитатель
14. Особенности организации режимных моментов в разных возрастных группах» Интерактивная лекция Июнь-август Старший воспитатель,тьюторы
15. С утра до вечера (планирование разных видов деятельности в течение дня») Семинар – тренинг июнь Методический совет
16. Формы работы с родителями» Коучинг-консультирование июль Старший воспитатель, тьюторы
17. Тайм-менеджмент. Что такое чувство времени. Методы развития чувства времени Практикум. июль Старший воспитатель, тьюторы
18. Навыки эффективного планирования. – Целеполагание Зачем оно нужно? Как правильно поставить цели? Июнь-август Старший воспитатель, тьюторы
19. Средовые условия ФГОС ДО. Возможности развивающей предметно-пространственной среды ДОО. Семинар-практикум. Август Методический совет
Корпоративно-методическая учеба Сентябрь-ноябрь 20 Рабочая программа педагога как инструмент реализации ФГОС ДО Круглый стол. Старший воспитатель, тьюторы
21 Методические рекомендации к разработке рабочей программы педагога. Интерактивная лекция Старший воспитатель, тьюторы
22 Технология разработки модульной программы. Коучинг-консультирование Методический совет
23 Презентация эссе педагогов «Мой первый год в детском саду» Деловая игра Старший воспитатель, тьюторы
План реализации четвертого этапа работы
Итогово-аналитический
№п\п Тема Формы работы Сроки Ответственный
1. Заполнение дневников наблюдений тьюторантов Заполнение дневников В течение всего периода Старший воспитатель, тьюторы
2. Анализ организации воспитательно-образовательного процесса молодыми педагогами Круглый стол Февраль2016 Старший воспитатель, тьюторы
3. Анализ результатов деятельности педагога-тьютора и тьюторантов за полугодие, за учебный год. Деловая игра с элементами тренинга Март 2016 Старший воспитатель, тьюторы
Методический совет.
4. Отслеживание процесса, текущих и промежуточных результатов. Заполнение Карты самоанализа В течение всего периода. Старший воспитатель, тьюторы
5. Рефлексия работы молодого воспитателя в течение года Самоанализ Старший воспитатель, тьюторы
6. Копилка педагогического опыта Изучение.обобщение имеющегося педагогического опыта. Март-апрель 2016г. Старший воспитатель, тьюторы
7. Портфолио педагога Минута славы. Мастер-класс Май 2016г. Старший воспитатель, тьюторы
Приложение 1
Методика оценки рефлексивных способностей педагога-воспитателя
(адаптированная методика оценка учителем рефлексивных способностей Даутовой О. Б., Христофорова С. В.)
Умения Увидеть в педагогической ситуации проблему и оформить ее в виде педагогической задачи
При постановке педагогической задачи ориентироваться на индивидуально-личностное развитие ребенка
Сделать предметом анализа каждый свой педагогический шаг
Конкретизировать и структурировать проблему
Раздвинуть горизонты практики и увидеть новые проблемы, вытекающие из предыдущего опыта
В ситуации дефицита времени принимать достойное решение для выхода из трудных ситуаций
Анализировать педагогическую ситуацию в динамике ее развития, видеть близкие и отдаленные результаты
Изучать разнообразные теории для осмысления и обоснования собственного опыта
Анализировать и аккумулировать в своем опыте лучшие образцы педагогической практики
Комбинировать элементы теории и практики для достижения наилучших результатов и получения нового знания
Объективно и непредвзято оценивать педагогические факты и явления
Приложение 2
Методика изучения затруднений педагогов
(автор Я.С.Турбовский)
Данная методика предлагает анкетирование педагогов для выявления реальных трудностей педагогов. Анкета состоит их трех вопросов:
1.Что в Вашей работе получается очень хорошо и каким опытом Вы можете поделиться с коллегами?
2.Что в Вашей работе получается хорошо?
3. В чем Вы испытываете затруднения?
В беседе, предваряющей заполнение анкет, нужно тактично выйти на разговор о том, что актуально для образовательной организации, отметить ряд общих проблем, которые необходимо решить. Участие в анкетировании добровольное.
Если анкетирование проводится впервые, автор рекомендует вопросы, по которым каждый педагог оценивает свои профессиональные навыки.
Самооценка профессиональных навыков воспитания
№п\п Вопросы к самооценке Могу поделиться опытом Испытываю затруднения Норма
1. Организация и проведение режимных моментов
- прием детей
-утренняя гимнастика
-организация питания
-подготовка ко сну 2. Подготовка и проведение НОД 3. Подготовка и проведение досуговых мероприятий 4. Подготовка и проведение целевых прогулок, экскурсий Приложение 3
Тест для молодого специалиста на определение его педагогической стрессоустойчивости
(Н.В. Микляева, Ю.В. Микляева)
Из приведенных пословиц и поговорок выберите те, которые в наибольшей степени отражают особенности Вашей жизни в качестве молодого специалиста:
1. Поступление на работу в детский сад:
А. Не ищи зайца в бору – на опушке сидит.Б. Ехал к вам, да заехал к нам.В. Попался, как ворона в суп.
2. Посвящение в должность воспитателя:
А. Посла не секут, не рубят, а только жалуют.Б. Летать летаю, а сесть не дают. В. Напишешь пером, что не вывезешь волом.3. Первый самостоятельный опыт:
А. Прежде веку не помрешь.Б. Его пошли, да сам за ним иди.В. Как ступил, так и по уши в воду.
4. Отношение к наставничеству:
А. Наука учит только умного.Б. Болящий ожидает здравия даже до смерти.В. Кабы знать, где упасть, так и соломки подостлал.5. Проведение занятий с детьми:
А. Не бьет стрела татарина.Б. Учи других – и сам поймешь.В. Ехала кума неведомо куда.6. Проведение режимных моментов:
А. День в день, топор в день.Б. Жив, жив Курилка.В. Что ни хвать, то ерш, да еж.7. Родительские собрания:
А. Не трудно сделать, да трудно задумать.Б. Первый блин комом.В. Жаловался всем, да никто не слушает.8. Участие в педагогических советах в ДОУ:
А. Живет и эта песня для почину.Б. Стрелял в воробья, да попал в журавля.В. Фасон дороже приклада.9. Конец учебного года:
А. Не то дорого, что красного золота, а то дорого, что доброго мастерства.Б. За ученого (битого) двух неученых (небитых) дают.В. Вечер плач, а заутре радость.
 Ключ к тесту
Если у Вас преобладают ответы:
"А" – у Вас сформированы устойчивые представления о себе как "идеальном педагоге" (каким бы Вы хотели стать), "потенциальном педагоге" (каким бы Вы могли стать) и
"реальном педагоге" (как Вы себя оцениваете). Это позволяет Вам уже учиться у более опытных педагогов и успешно работать по выбранной специальности.
"Б" – у Вас недостаточно дифференцированы представления о себе как о реальном и потенциальном педагоге. Вы привыкли учиться и работать, не задумываясь над тем, что меняетесь в ходе этого процесса. Попробуйте посмотреть на себя со стороны – и увидите, что у Вас уже вырабатывается свой собственный, присущий только Вам, стиль педагогической деятельности.
"В" – У Вас занижена самооценка как самообразовательной, так и профессиональной деятельности. Это приводит к неуверенности в своих силах и пассивности. Попробуйте придумать себе идеальный образ себя – педагога и Вы убедитесь, что разница между Вашими возможностями и желаниями намного меньше, чем Вам кажется!
 Стрессоустойчивость:
для ответов типа "А" – нормальная.для ответов типа " Б" – неустойчивая.для ответов типа "В" – свидетельствует о необходимости оказания психологической помощи в процессе адаптации к требованиям педагогической профессии.
 
Приложение 4
Карта педагогического мастерства молодого специалиста
Ф.И.О. Занимаемая должность Образование Курсы повышения квалификации Уровень участия в методической жизни ОО Уровень участия в общественно жизни ОО
Паспорт программы индивидуального сопровождения    (Ф. И. О. педагога)
1. Решение о сопровождении принято   (дата)
2. Индивидуальное сопровождение ведет   (Ф. И. О. тьютора)
3. В организации сопровождения принимают участие   (Ф. И. О. специалистов)
Содержание пункта программы Срок выполнения Деятельность
сопровождаемого сопровождающего совместная
         
         
Анализ итогов реализации программы индивидуального сопровождения педагога
Состояние проблемы Способ диагностики результатов Выводы
до начала сопровождения после завершения сопровождения        
 Форма общего заключения о результатах индивидуального сопровождения ____________________________________ (Ф. И. О. педагога)
1. Индивидуальное сопровождение можно считать:
успешным, эффективным
не вполне успешным, недостаточно эффективным
неэффективным
2. Выявленные в результате предварительной диагностики проблемы:
сняты полностью
сняты частично
не сняты (указать проблемы)  
не снята ни одна проблема
3. Причины, по которым не состоялось индивидуальное сопровождение и/или не были сняты проблемы  
4. Сопровождаемый молодой специалист:
нуждается в дальнейшем полномасштабном сопровождении
нуждается в поддержке для решения наиболее сложных проблем
не нуждается в сопровождении
нуждается в повышении квалификации в системе постдипломного образования
нуждается в разработке индивидуального образовательного маршрута
5. Наиболее эффективные пути (способы) дальнейшего сопровождения (указать)  
Список литературы
1.Белая К. Ю. Методическая работа в ДОУ: Анализ, планирование, формы и методы. - М.: ТЦ Сфера, 2006.
2.Богословец Л.Г.,Давыдова О.И. Тайм-менеджмент в работе образовательных учреждений. Методическое пособие.-М.:ТЦ Сфера,2012.-
3. Вершинина Н. Б., Суханова Т. И. Современные подходы к планированию образовательной работы в детском саду: Справочно-методические материалы. – Волгоград: Учитель, 2008.
4. Волошина А. С. Методические рекомендации для тьютора, Ростов-на-Дону,2007.
5. Колесникова И. А. Педагогическое проектирование: учеб. Пособие для высш. Учеб. Заведений / И. А. Колесникова, М. П. Горчакова-Сибирская; под ред. В. А. Сластенина, И. А. Колесниковой. – 2-е изд., стер. - М.: Издательский центр «Академия» , 2007. – 176 с. – (Профессионализм педагога). 6. Львова Л.Т. Организация работы по самообразованию педагогов ДОУ/Л.Т.Львова//Справочник старшего воспитателя,- 2008.-№11
7. Микляева Н. В. Инновации в детском саду.- М.: Айрис ПРЕСС, 2008.
8.Микляева Н. В., Микляева Ю. В. 2008. Диагностика и развитие профессионального мастерства педагогов ДОУ. Методическое пособие. – М.: Айрис – Пресс.
9. Третьяков П.И., Белая К.Ю. Дошкольное образовательное учреждение: управление по результатам. 2-е изд., перераб. и доп. – М.: ТЦ Сфера, 2007. 10.Тимофеева, Бережнова. Повышение профессиональной компетентности педагога ДОУ. Выпуск 1. Учебно-методическое пособие