Заседание интерактивного Круглого стола Тема: «Поговорим об алкоголе»

Заседание интерактивного Круглого стола
Тема: «Поговорим об алкоголе»
Цели:
развитие у учащихся негативного отношение к употреблению спиртных напитков;
формирование у подростков социальных навыков;
формирование, закрепление навыков здорового образа жизни, пропаганда спорта

Оснащение мероприятия:
компьютерная презентация,
проектор, экран,
видеофильм, телевизор

Оформление класса
Плакат «Пьянство – есть упражнение в безумии» (Пифагор)
Экран для просмотра фильма. Классный час начинается с просмотра отрывка из кинофильма «Не валяй дурака!»

Вступление.
Результаты проведённого анкетирования отображены в таблицах. Анализ таблиц.
Основная часть.
Ведущая (после просмотра). Почему поведение героев фильма вызывает смех? Какие ещё эмоции у вас возникают при виде пьяных людей?
Ученики делятся своими впечатлениями от увиденного и отвечают на вопросы учителя.
Ведущая (подводит итог сказанному). Пьянство – это зло, так как поведение пьяного человека непредсказуемо, а значит, в результате может произойти любая трагедия. Давайте заглянем в прошлое и послушаем, когда и где появился алкоголь.
Первый ученик Чистый спирт начали получать арабы в VI – VII вв. и назвали его «алкоголь», что означает «одурманивающий». Первую бутылку водки изготовил араб Рабез в 860 году. Перегонка вина для получения спирта резко усугубила пьянство.
Ведущая Существует мнение, что пьянство на Руси старинная традиция русского народа. Так ли это на самом деле?
Второй ученик. Русский историк и этнограф, знаток обычаев и нравов народа, профессор Н.Н. Костомаров полностью опроверг это мнение. Он доказал, что в Древней Руси пили очень мало. Лишь на избранные праздники варили медовуху, брагу или пиво, крепость которых не превышала 5-10 градусов. Чара пускалась по кругу, и из нее каждый отпивал несколько глотков. Пьянство в будние дни считалась грехом и позором. Каждая деревня или село имели свой питейный дом или корчму, в городах их было несколько. В корчме подавали различного рода напитки, содержащие небольшой процент алкоголя: пиво, брагу, меды, квасы. Кстати, хмельной квас истинно русский напиток, названный, вероятно, в честь вещего Квасира, божества скандинавских народов, с которыми наши предки вели торговлю.
Третий ученик. Водка стала проникать в страну вначале из-за границы, а потом появилось и собственное винокурение. Начиная с правления Ивана III, государство стремилось сохранять за собой право изготовления и продажи водки в кабаках. При Иване Грозном корчмы уничтожались и насаждались царские кабаки. Население было вынуждено тайно варить мед и пиво. Кабацкие головы выслеживали нарушителей и доносили властям. Провинившихся подвергали штрафу и «правету»: их били тонкими палками-батогами, часто забивая до смерти.
Если население не выпивало на планируемую государством сумму, недоимка раскладывалась на всех.
В 1885 году царское правительство ввело казенную монополию на продажу водки, мотивируя это заботой о здоровье народа. Но было уже поздно.
Ведущая (задает вопрос, вовлекая учеников в дискуссию). Сейчас никто насильно не заставляет людей пить. Так почему же люди продолжают это делать?
Звучат ответы учащихся.
Ведущая О причинах употребления спиртных напитков задумывались многие выдающиеся люди. Послушаем их.
Четвертый ученик. Вот как об употреблении спиртного с убийственным сарказмом написал английский поэт Роберт Берне:
«Для пьянства есть такие поводы:
Поминки, праздник, встреча, проводы,
Крестины, свадьбы и развод,
Мороз, охота, Новый год,
Выздоровленье, новоселье,
Печаль, раскаянье, веселье,
Успех, награда, новый чин
И просто пьянство без причин!»
(Перевод С.Я. Маршака).
Пятый ученик. Выдающийся психиатр и общественный деятель, борец с алкоголизмом, академик Владимир Михайлович Бехтерев так охарактеризовал психологические причины пьянства: «Все дело в том, что пьянство является вековым злом, оно пустило глубокие корни в нашем быту и породило целую систему диких питейных обычаев. Эти обычаи требуют питья и угощения при всяком случае...»
Шестой ученик.
Средь традиций самых разных
Есть нелегкая одна,
Если встреча, если праздник,
Значит, пей и пей до дна!
Пей одну, и пей другую,
И седьмую и восьмую,
Просят, давят, жмут «друзья»!
Ну, а если не могу я,
Ну, а если мне нельзя?
Ну, а если есть причина
Завтра утром в форме быть?
Значит, я уж не мужчина?
Хоть давись, но должен пить!
Владимир Котов
Ведущая Рассмотрим, какой вред организму наносит алкоголь.
О вреде алкоголя может рассказать врач-нарколог или специально подготовленные ученики, выступающие в роли экспертов.
Первый эксперт. Ученые долгое время проводили опыты на растениях, жуках, птицах, животных. Все опыты показали, что алкоголь вреден для живых организмов, в том числе и для людей. Если какие-либо семена положить в чистую воду, то вскоре они прорастут. Однако если в стакан воды вылить чайную ложку спирта, то ростки этого же растения будут слабыми, неспособными к жизни. Если же в стакан добавить еще 2 ложки спирта, ростки и вовсе погибнут. Таким образом, спирт ослабляет рост семян растений и убивает в них жизнеспособность.
Весьма интересны опыты, проведенные над насекомыми, птицами и животными, на которых алкоголь оказывает вредное влияние. При попадании спиртового раствора в улей, через некоторое время пчелы прекращали рабочие вылеты и начинали вести себя странно: целыми днями оставались в улье и гудели, абсолютно забывая о работе. Ученые установили, что и у птиц, и у животных поведение под действием алкоголя становится похожим на поведение пьяного человека.
Второй эксперт. Писатель А. Серафимович в своем рассказе «Гуси» описывает забавный способ поимки диких гусей: вечером на берегу на месте кормежки гусей рассыпают горох, замоченный в спиртовом растворе. Утром гуси едят этот горох и пьянеют, а самое главное теряют своих часовых. В таком состоянии их просто ловят «голыми руками». А вот когда смешивают спирт с молоком и дают собаке, то она начинает бросаться даже на знакомых людей и теряет волю.
Проводили также опыты и на выявление влияния алкоголя на потомство животных. В помете у морских свинок, некоторое время употреблявших небольшие дозы алкоголя, сразу же погибли 54 детеныша из 88 родившихся. У морских свинок, «употреблявших алкоголь», погибает при родах 89% детенышей, а в «безалкогольной» группе лишь 18%. Какие выводы можно сделать, исходя из опытов, проведенных с животными? Те из них, в чью пищу примешивался спирт, приобретают отрицательные для организма свойства, которые передаются из поколения в поколение.
Если приучать животных к спиртному, то через некоторое время в любом из них может появиться постоянная потребность в алкоголе. Если через месяц перед ними поставить две емкости с чистой водой, то животные начнут вести себя как алкоголики-люди: метаться из стороны в сторону в поисках «хмельной воды», сердито ворчать, бросаться на клетку, ввязываться в драки с другими животными и своим поведением показывать, что хотят спиртного.
Ведущая В чем причина такого поведения? Пища с алкоголем обладает именно таким коварным свойством: если человек или животное вкусило ее, то и далее в нем рождается неистребимое желание к такой пище. Это объясняется наркотическим действием алкоголя. Систематическое применение алкоголя разрушает силу воли человека, и тяга к пьянству становится привычкой.
Третий эксперт. Физиологи выяснили следующее: алкоголь в организме остается надолго. Более двух недель длится его вредное действие на организм. Даже после одного приема небольшой дозы спиртного алкоголь сохраняется в мозгу, сердце, почках, желудке от 49 часов до 15 суток.
Люди, употребляющие спиртное еженедельно, хотя бы раз, никогда не смогут очиститься от алкоголя. В этом случае затормаживается нормальная деятельность головного мозга, человек теряет контроль над собой. Большой вред наносится сердцу. Оно досрочно изнашивается, и жизнь человека сокращается примерно на 8 лет.
Происходит раннее старение организма, наступает ранняя смерть. 95% увлекающихся спиртными напитками обречены на заболевание гастритом и другими болезнями желудка. Смертность среди пьющих в два раза выше, чем среди непьющих. Алкоголизм ведет к слабоумию. В нашей стране в коррекционных школах для слабоумных детей обучается около 300 тысяч школьников. Мировая статистика утверждает, что 50% слабоумных детей рождается от пьющих родителей.
Четвертый эксперт. В древнем мире до 26 лет запрещали употреблять спиртное, так как считали, что до этого возраста человеческий организм является не полностью окрепшим. Сегодня алкоголизм молодеет. Если в 1925 году подростков, употреблявших алкоголь, было 16,6%, то сейчас эта цифра достигла 95%.
Ведущая Посмотрим, как народ относится к пьянству.
Звучат пословицы и поговорки о вреде алкоголизма. Исполнение частушек.
Итог заседания
Давайте подумаем, как избежать употребления спиртных напитков?
Ученики отвечают на вопрос учителя. Суть ответов сводится к следующему:
занятия физкультурой и спортом;
соблюдение режима дня;
проявление силы воли.

Рефлексия.
- Было ли полезным для вас проведенное сегодняшнее заседание круглого стола?
Ответы учеников.
Пить или не пить? Вот в чём вопрос?


















13PAGE 15


13PAGE 14115