Выступление из опыта работы Разработка многофункциональной игровой ширмы


Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад комбинированного вида № 51«Родничок»»
Малышевского городского округа
Выступление из опыта работы:
«Разработка и создание многофункциональной игровой ширмы, как средства образовательной и коррекционной работы с детьми ОНР старшего дошкольного возраст»
Воспитатель высшей квалификационной категории
Спирина Ольга Петровна
Актуальность проблем детей с отклонениями в физическом и психическом развитии, которые невозможно устранить или компенсировать силами одной семьи требует к себе повышенного внимания. Создание оптимальных условий для обучения, воспитания, успешной коррекции нарушений, социальной адаптации, интеграции этой категории детей в общество относится к числу важнейших задач. Ребёнок развивается на фоне среды. Она не должна быть просто «обстановкой»- это источник детского развития.
Данный фактор и усиление внимания к проблеме развивающего обучения, с особой остротой встал вопрос – как наиболее продуктивнее оборудовать коррекционно – развивающую среду, чтобы она стала стимулирующей, направляющей и обучающей. Что и в каком направлении можно изменить с минимальными материальными затратами?
В настоящее время с введением ФГОС значительно изменились взгляды на организацию образовательной деятельности с детьми. Основной формой работы с детьми дошкольного возраста является игра, которая в образовательном процессе задается взрослым.
Таким образом, я поставила задачу: в создании среды использовать не только стационарную мебель, но и мобильное оборудование, при этом учитывали требования нормативов Министерств Образования и Здравоохранения РФ. Оно должно обеспечивать поддерживающие, предупредительные и подготовительные условия введения ребенка в социум. Быть мобильным к изменению среды, при организации коррекционной и непосредственно-образовательной деятельности в виде сюжетно-дидактической или ролевой игры.
Для реализации новых подходов решили сконструировать и создать с помощью родителей нестандартное оборудование – коррекционно - игровую ширму.
Перед планированием и разработкой определили ряд принципов создания :
- Превентивная направленность всех деталей и частей оборудования будет решать вопросы предупреждения появления отклонений в развитии ребенка, за счет создания специальных рамок и съемных панелей.
- Пропедевтическая направленность - созданное оборудование будет обеспечивать ребенку многоэтапное и постепенное введение его в информационное поле, где быстро и удобно можно организовать безбарьерное или ограниченное пространство при организации игры или НОД на основе сюжетно-дидактической или ролевой игры.
- Коррекционная направленность – разработанный модуль будет способствовать при обучении педагогическому воздействию с помощью специальных игр и упражнений, стимулирующих у детей коррекционные процессы практических возможностей.
Коррекционно-развивающая ширма должна отвечать следующим параметрам:
условий для самореализации и самовыражения;
проблемная насыщенность;
многофункциональность и вариативность при организации НОД ;
возможность приближения к домашней обстановке;
открытость к изменению, своеобразному достраиванию и преобразование её педагогами и детьми по замыслу игры;
психологическая комфортность (создать обстановку, которая расковывает и подводит к мотивации успешности).
Сейчас конкретно о самой конструкции. Потребовалось много времени для создания ее модели, подбора материалов и изготовления. Рамки ширмы сделаны из древесно-стружечных реек. Высота каждой рамки ( всего четыре) - 1 метр, ширина -70 сантиметров. При конструировании общая ширина получается 2 метра 80 сантиметров. Между собой рамки соединены жесткими уголками для устойчивости и мобильности установки .
Пример вариантов расстановки ширмы:




Такое соединение обеспечивает быстрое их трансформирование .
И так, что у нас получилось после планирования, разработки и создания – многофункциональная коррекционно- игровая ширма:
это переносной коррекционный уголок для развития мелкой моторики;
это активизация развивающей среды группы;
это организация пространства, изменяющегося по велению детской фантазии, по «мановению» детских рук;
это модуль с широкими возможностями;
это травмобезопасная конструкция;
это и уголок уединения, где наряду с панелями используются тканевые шторы;
стандартные и съемные панели способствуют закреплению у детей цвета, формы, величины, шумовых звуков;
ширма позволяет создавать модель обстановки для сюжетно-ролевых игр:
( парикмахерская, поликлиника, дом, творческая и опытно-экспериментальная лаборатория, аптека, театр;
способствует развитию мелкой моторики руки, двигательных навыков, гибкости, глазомера;
Основные панели:
Первая панель - разделена на три части .
На верхней планке вкручены металлические крючки и параллельно расположены две деревянные круглые рейки. На них прикреплены атласные и капроновые ленты, тесемки две куклы с волосами из ниток. Все это дети используют при обучении завязыванию узелков и плетению .
В средней части прикреплена пластина из оргстекла размер- 30 см.на 50 см.
На данной пластине просверлено множество отверстий, где дети из крупной мозаики выкладывают орнаменты и рисунки, здесь же идет работа с разноцветными шнурками (протягивание, шнуровка). Очень удобно детям работать или играть с двух сторон, так как рамка всегда очень устойчива за счет жестких уголков.
. Специальные упражнения и игровые ситуации в парах «Играем парой», «Вместе вышиваем», «Кто поможет найти отличия» и т. д. раскрывают детям понимание новых способов социальных контактов и практическую значимость помощи друзей и взаимовыручки в сложных ситуациях.
На нижней планке рамки прикреплены - пирамидка, цифры и часы (дети часто все это применяют при организации ролевых игр).
.
Вторая панель - мелкая декоративная сетка. Для работы используем пластмассовые иголки, разноцветные шерстяные нитки и мелкую мозаику. Работать можно как с одной, так и с двух сторон. Дети учатся вышивать, составлять узоры, придумывать свои рисунки.
Эффективность работы достигается специальной методической направленностью с помощью коррекционных заданий: «Собери по цвету», «Сплети косичку», «Составь узор» и др. так же и в игровой самостоятельной деятельности.
Третья панель. На верхней планке рамки несколько металлических крючков, их предназначение по усмотрению детей или рекомендации педагогов. Ниже прикреплена магнитная доска. Под ней в прозрачных мешочках множество мелких геометрических фигурок и различных игрушек. На нижней планке – счеты с мелкими и крупными косточками.
. Особый развивающий смысл данного нестандартного оборудования в том, что здесь имеются благоприятные условия для роста резервов развития ребёнка, которое обеспечивает поле общения с игрушками-манипуляторами, типа сборно-разборных пирамидок, счет, нанизывания крупных и мелких бусинок, цветных скрепок и прищепок, плетение и шнуровка, застегивание и расстегивание, игры с дидактическим, игровым материалом. Подбираем упражнения по принципу превентивной направленности тренирующие память, воображение и мышление, слух, зрительное и тактильное восприятие, создающие атмосферу игры, сотрудничества и поиска, побуждающие к диалогу: «Фантазеры». «Помоги Чебурашке найти и справить ошибку», «Добрый - злой, хороший - плохой», «Придумай сказку».
Четвертая панель – белая разлинованная доска для рисования, решения примеров и задач водными фломастерами. Эту часть ширмы дети активно используют при игре в школу.
Для формирования навыков общения ширма используется, как дополнительное оборудование конструирования пространственной среды при организации сюжетно-ролевых игр ( магазин, больница, ателье-, театр, библиотека и др.) Создание такой окружающей среды способствует развитию более длительной и содержательной игре и общению со сверстниками.

Дополнительно в практике при использовании данной ширмы в работе пришли к выводу о необходимости и возможности изготовления съемных панелей. А так же для этого подобрали и разработали соответствующие игры ( приложение № 1)
Съемные панели:
Тканевые шторы (четыре штуки)- изготовлены из легкого шифонового материала разного цвета. Крепятся они на липкую ленту. В любое время легко снимаются. На самих шторах пришиты пуговицы, для прикрепления дидактического материала , игрушек; а так же пришиты большие карманы - для разных мелочей, сюрпризов и мелких игрушек.
Панель «Определяй-ка»- сшита из паралона и махровой ткани . На ней хорошо держатся объемные геометрические фигуры, цифры и множество клубочков обтянутых тканью и разной фактуры для развитие зрительного внимания и наработка тактильной чувствительности.
Обучение детей умениям узнавать тактильно предметы по их характерным признакам играет важную роль в процессе формирования самостоятельной ориентировки ребенка в окружающей среде, например: «Определи и назови», «Пальцеход», «Возьми столько – же». Чем больше органов чувств участвует в процессе ознакомления с окружающим миром, тем успешнее идет социальное развитие ребенка
Панель «Веселые квадратики» - из кожзаменителя с прозрачными карманами, в которые вставляются  квадраты из картона с изображением геометрических фигур разного цвета, величины, количества, фактуры. Задания детям даются от простого к сложному, сначала используется один признак - название геометрической фигуры, потом усложняют задания, добавляя цвет, величину, количество, фактуру.
Панель «Цветик – семицветик»- изготовлена из кожзаменителя с прозрачными карманами, в которые вставляются картонные цветные полоски для закрепления цвета и его оттенков.
Панель « Расставля-ка» сшита из москитной сетки с широкими карманами.
Съемные панели с карманами очень удобны для сменяемости информационного поля по необходимости в соответствии с лексическими темами. Доступно и удобно поставить иллюстрации могут как педагоги так и дети, что позволяет детализировать признаки, свойства объектов окружающего мира, особенно при организации НОД и сюжетно-ролевых игр, например: любые виды путешествий- на море, по Уралу, в горах и т. д. Или игра в зоопарк.
Проведение коррекционных упражнений и занятий с использованием ширмы – это прогнозирования «зоны ближайшего развития», и ее развитие , то есть того, что ребенок может усвоить в данный период - превентивная направленность ; это и специальная пропедевтическая работа, способствующая усвоению детьми базисных знаний практических умений, а также адаптации к условиям обучения в школе.
В группе можно организовать центр уединения – за ширмой, где дети могут полистать любимую книжку, и просто посидеть и отдохнуть от детского коллектива.  Этим простым способом достигается создание "своего" личного пространства. Комната ребенка – это модель целой квартиры, только в миниатюре. Вот почему ширма будет здесь как нельзя более кстати. Одно движение – и готово место, где можно посекретничать или помечтать. Использование ширмы в игре стимулирует развитие самостоятельности, инициативности.
Большим подспорьем служит коррекционно-развивающая ширма и при организации НОД.
И так Цель оформления данной конструкции достигнута – разработали и создали содержательно-смысловое «поле», благодаря которому решаем и образовательные, коррекционные и развивающие задачи. Важным моментом при этом мы считаем, что «проживая» определённую лексическую тему, создаем творческую ситуацию коллективного, подгруппового и индивидуального общения педагога с воспитанниками и сотрудничества между детьми.

Как показывает мой опыт, разработанная и созданная ширма, подобранные к ней упражнения и игры позволили создать дополнительные условия для обогащенной коррекционно - развивающей и поддерживающей речевой среды в группе. Если захочет взрослый, то захочет и ребенок. Мы с родителями смогли организовать создание дополнительного мобильного оборудования с минимальными материальными затратами, что явилось простым и эффективным авторским пособием для организации коррекционного уголка и игрового пространства, которые таят в себе огромный резерв творческого развития ребенка. В заключение хочется сказать , что одним из главных условий качества коррекционно-речевого воздействия являются искренняя заинтересованность педагога в его результатах, желание помочь ребенку, постоянная готовность оказать ему необходимую помощь и поддержку в случаях затруднений.
Данный опыт может быть использован в работе с детьми дошкольного возраста учителями-логопедами, и воспитателями.