Театрализованные игры для дошкольников


Театрализованные игры:

Игра «Дедушка молчок»

Цель. Развивать выразительность жестов, мимики, голоса.
Дети сидят в творческом полукруге. Проводится игра «Дедушка Молчок».
Педагог. Сегодня к нам в гости придет дедушка Молчок. Когда он появляется, становится тихо.
Дедушка очень добрый, он любит детей и знает много интересных игр.
Чики-чики-чики-чок,
Здравствуй, дедушка Молчок!
Где ты? Мы хотим играть,
Много нового узнать.
Где ты, добрый старичок? Тишина...
Пришел Молчок. Не спугни его смотри,
Тс-с-с, ничего не говори.
Педагог просит детей очень тихо, на цыпочках, поискать дедушку, жестом призывая к соблюдению
тишины. Далее педагог «находит» дедушку (надевает бороду и шапку) и действует от его имени: здоровается,
говорит, что очень спешил к ребятам, потому что любит играть. Предлагает детям поиграть в игру «Узнай, кто
говорит от другого имени». С помощью считалки выбирают водящего. Педагог от имени дедушки читает текст.
Ребенок, на которого указывает Молчок, отвечает на вопрос, изменив голос. Водящий угадывает, кто из детей
говорит от другого имени.
Сидит кукушка на суку и слышится в ответ... «Ку-ку», отвечает ребенок, на которого указывает дедушка Молчок.
А вот котеночек в углу, Мяукает он так... (Мяу! Мяу!)
Щенок прогавкает в ответ услышим вот что мы вослед... (Гав! Гав!)
Корова тоже не смолчит, а вслед нам громко замычит... (Му-у!)
А петушок, встретив зарю, Нам пропоет... (Ку-ка-ре-ку!)
Паровоз, набравши ход, Тоже весело поет... (У-у-у!)
Если праздник, детвора Весело кричит... (Ура! Ура!)







Игра «Тень»


Цель. Учить детей согласовывать свои действия с другими детьми.
Дети разбиваются на пары. Один ребенок в паре это человек, он «ходит по лесу»: собирает грибы, ягоды, ловит бабочек и т. д. Другой ребенок его тень. Повторяя движения человека, тень должна действовать в том же ритме и выражать то же самочувствие.
Педагог объясняет детям значения слов «темп» и «ритм»:! «Темп это скорость: быстро, медленно, совсем медленно. Ритм это равномерное повторение определенных звуков: раз-два, тук-тук».
Затем условия игры меняются. Один ребенок в паре мышка, лягушка, зайчик, медведь, лиса, петушок, ежик (по вы-1-бору педагога), другой ребенок его тень. Во время игры дети меняются ролями, а педагог подсказывает им, показывает! походку зверей.



Игра «Зеркало»

Цель. Учить детей распознавать эмоциональные состояния (радость, грусть, злость, страх) по мимике.
Педагог. Представьте, что вы готовитесь к спектаклю и гримируетесь перед зеркалом. Что такое грим? Это подкрашивание лица, искусство придания лицу (с помощью специальных красок, наклеивания усов, бороды и т. п.) внешности, необходимой актеру для данной роли. Встаньте парами лицом друг к другу. Один из вас артист, а другой зеркало. «Зеркало» внимательно следит за движениями артиста и повторяет их зеркально. Старайтесь предугадать любой жест, любую мимику. Что может делать артист?
(Надевать парик, маску; укладывать волосы, класть на лицо тон, подводить брови, красить ресницы и губы; улыбаться, смеяться, плакать, грустить и т. д.) Движения должны быть плавными и неторопливыми. Не смейтесь при этом! Когда у вас бывает радостное настроение? Какие настроения вы знаете?










Цель. Дать детям возможность самостоятельно сочинить сценку про животных.
Педагог объясняет детям: «Режиссер это руководитель, организатор номера или спектакля,
или циркового выступления артистов».
Один ребенок (по желанию) берет на себя роль режиссера. Он набирает артистов,придумывает
сценку, использует реквизиты, костюмы. Остальные ребята, не занятые в сценке,
придумывают свои сценки.



Игра «Представьте себе»

Цель. Развивать имитационные способности.
-Солнце нужно всем! Цветам, бабочкам, муравьям, лягушкам. А кому еще нужно солнце? (Дети
перечисляют.) Сейчас вы придумаете, в кого превратитесь, и под музыку изобразите того или то, что загадали, а я попытаюсь отгадать.
Включается грамзапись, дети имитируют движения задуманного персонажа. Это могут быть
цветы, насекомые, животные, птицы, деревья и т.д. Педагог отгадывает, уточняет.
Солнышко скрылось за тучку, пошел дождь. Скорее под зонт!
Игра «Угадай, чей голосок»



Цель. Учить детей интонационно и выразительно произносить предложенную фразу.
Дети встают в шеренгу. К ним спиной встает водящий. Педагог молча указывает на любого ребенка, тот произносит фразу: «Скок-скок-скок-скок, угадай, чей голосок!» Если водящий угадал, он встает в общую шеренгу. Водящим становится тот, голос которого угадали. Игра проводится несколько раз. Дети меняют интонации и тембр голоса.










Игра с воображаемыми предметами

Цель. Развивать воображение и фантазию; побуждать детей к участию в общем театральном действии.
1.Педагог вместе с детьми произносит слова знакомого стихотворения «Мой веселый звонкий мяч», и все ударяют воображаемым мячом об пол.
2.Педагог бросает воображаемый мяч каждому ребенку, ребенок «ловит» мяч и «бросает» его обратно педагогу.
3.Дети встают в круг и передают друг другу воображаемый предмет. Игру начинает и комментирует педагог.
-----Посмотрите, у меня в руках большой мяч. Возьми его, Саша (Педагог передает «мяч» рядом стоящему ребенку).
Ой, у тебя он стал маленький. Передавай его Насте.
Настя, в твоих руках маленький мячик превратился в ежика. Его колючки колкие, смотри, не уколись и не урони ежа. Передай ежика Пете.
-----Петя, твой ежик превратился в большой воздушный шар. Держи его крепче за ниточку, чтобы не улетел.
Дальше импровизировать можно в зависимости от количества детей (шарик превратился в горячий блин, блин- в клубок ниток, нитки – в маленького котенка, его можно осторожно погладить, котенок превратился в румяного колобка).



Игра-пантомима «Был у зайца огород» (В.Степанов.)

Цель. Развивать пантомимические навыки.
Педагог читает, дети имитируют движения.
Был у зайки огород, Зайка с радостью идет.
Ровненьких две грядки. Но сначала все вскопает,
Там играл зимой в снежки, А потом всё разровняет,
Ну а летом в прятки. Семена посеет ловко
А весною в огород. И пойдет сажать морковку.
Ямка семя, ямка семя,
И глядишь, на грядке вновь. Вырастут горох, морковь.
А как осень подойдет,
Урожаи свой соберет. И как раз здесь закончился рассказ!








Этюд «Утешение».

Цель. Развивать умение передавать эмоциональное состояние с помощью мимики и жестов.
Мальчик нечаянно сломал игрушку девочки, она плачет, остальные ребята должны успокоить девочку, утешить. Исполнительница роли девочки «плачет». Дети окружают ее, и каждый предлагает свой вариант утешения (подает новую игрушку, старается отремонтировать сломанную и т.д.).
Мини-сценка «Ёж-чистюля»

Ребенок: Ёж пыхтит и морщится:
Ёжик: Что я вам, уборщица?
Лес никак не уберу!
Соблюдайте чистоту!
Дети разбиваются по желанию на пары и проигрывают эту мини-сценку, используя шапочки-маски.


Мини-сценка «Жук»

Педагог (или ребенок): На лужайке, на ромашке
Жук летал в цветной рубашке.
Жук: Жу-жу-жу, жу-жу-жу,
Я с ромашками дружу,
Тихо по ветру качаюсь,
Низко-низко наклоняюсь.
Обратить внимание на интонационную выразительность при произнесении слов жука.

















«Под дождиком»

Цели:- учить детей выражать эмоции радости и грусти.
- воспитывать эмоциональную отзывчивость на музыку,
-учить имитировать простейшие движения.
- развивать ориентировку в пространстве, -развивать мелкую моторику
рук.

Оборудование и материалы: большой зонт, аудиозапись шума дождя, листы синей бумаги для каждого ребенка.
Ход игры.
Дети начинают бегать под «дождиком», подставлять ладошки под его «капли». Музыка начинает звучать тревожнее, в лесу - настоящий ливень! Взрослый открывает зонт и зовет детей, предлагая спрятаться от дождя. Педагог под зонтом с радостью встречает детей, имитирует движения - как будто вытирает им носики, ручки, стряхивает капли дождя с одежды, приглашая делать то же самое и детей. Затем педагог предлагает детям самим побыть «дождиком». Он просит их сделать капельки из синей бумаги( разорвать синюю бумагу на мелкие кусочки, скатать их в маленькие шарики), а затем подбросить их вверх. Педагог показывает, как можно бросать капельки на себя или на другого ребенка.



Игра « Капельки»

Цели: - учить детей выражать эмоции радости и грусти.
- воспитывать эмоциональную отзывчивость на музыку.
- развивать ориентировку в пространстве.
Оборудование: аудиозапись шума дождя, листы синей бумаги для каждого ребенка.

Ход игры.
Дети делают « капельки», подбрасывают их, стараясь « намочить» как можно больше окружающих.
Потом взрослый обращает внимание детей на то, что дождь закончился, выглянуло солнце и можно погулять, побегать по полянке.






Игра «Ежи».

Цели: - формировать умение управлять куклой- бибабо.
- учить имитировать движения, характерные для ежа.
- воспитывать умение играть рядом друг с другом, взаимодействовать друг
с другом.

Оборудование: куклы- бибабо, аудиозапись различных по характеру мелодий. Ход игры.
Педагог просит детей подойти к зеркалу и имитировать движения, характерные для ежа, сопровождая их звукоподрожанием: «пых-ппых».
Звучит тревожная музыка. Педагог просит показать, что делаю ежи, когда они испуганы, боятся. Дети «сворачиваются» в клубочек (сгибают спинку). Педагог просит предположить: что или кто так напугал ежей? Дети предлагают свои варианты ответов.
Звучит спокойная музыка. Педагог сообщает, что опасность миновала, и предлагает «ежам» развернуться, потянуться, потом полежать, отдохнуть на лесной полянке.



Игра «Идем по лесу»

Цели: - формировать умение имитировать движения, подражая действиям
педагога.
- воспитывать у детей бережное и доброе отношение к природе.

Оборудование: декорации осеннего леса- листья, шишки, грибы, пеньки.
Ход игры.
Идем по густому лесу (дети выпрямляются, идут осторожно). Мешают идти ветки (отодвигают руками ветки). Надо перешагнуть через поваленное дерево (высоко поднимают ноги, как бы перешагивая), обойти пень ( останавливаются и обходят по кругу). Вот опять мешают идти ветки (осторожно идут вперед),
Сучки в глаза попадают (отодвигают руками ветки, поочередно отводят их в стороны).










Игра «Летящие листья»

Цели:- уточнять представления об осени.
- учить имитировать движения, подражая действиям педагога.
-воспитывать у детей бережное и доброе отношение к природе.
- обогащать двигательный опыт детей.

Оборудование: осенние листочки.
Ход игры.
Последний листок (ребенок берет один листок),
Унеси меня в лесок
(держит его перед собой двумя руками). Ветер дунул(дует на листок и бежит. Держат листок перед собой)- Я лечу, лечу, лечу...



Игра «Дождь идет»

Цели:- познакомить детей с выражением эмоций радости и грусти.
- развивать умение отвечать на вопросы.
- развивать умение рассказывать сказку с использованием плоскостного
театра.
- развивать умение имитировать простейшие движения животных и
насекомых.
- развивать ориентировку в пространстве.

Оборудование: плоскостные фигурки животных, запись шума дождя.
Ход игры.
Дети бегают под дождем, подставляют ладошки капелькам дождя, открывают воображаемые зонтики над головой.
Дети рассаживаются на ковре и вспоминают , в какой сказке звери прятались под грибком от дождя. Затем звучит аудиозапись сказки В.Г.Сутеева «Под грибом».Во время прослушивания сказки имитируют различные движения и звуки, соответствующие ситуациям сказки: шум дождя- стучат пальцами по ковру; полет бабочки- взмахивают руками; голос лягушки- квакают; уши зайца- показывают руками; движения лапок лисы- семеняще двигают руками по полу; солнце- обводят руками круг.
Взрослый предлагает детям рассказать сказку, используя плоскостные фигурки животных, объяснить, почему , почему все животные и насекомые поместились под грибком.
Педагог просит детей изобразить перед зеркалом выражения мордочек и позы каждого персонажа во время дождя и после того, как выглянуло солнце.



Игра «Радость и грусть»

Цели:- познакомить детей с выражением эмоций радости и грусти.

Оборудование: - набор рисунков с изображением лиц с разными эмоциями.
Ход игры.
Стоя перед зеркалом, вместе с педагогом дети изображают на лице грусть и радость.




Игра «Кто как ходит»

Цели:- закреплять представления детей о животных и домашних птицах.
- учить детей имитировать движения, характерные для различных
животных, под музыкальное сопровождение.
- развивать выразительность движений.
- учить детей дружно играть всем вместе.

Оборудование: игрушки, изображающие цыпленка, курочку, кота, петуха, лягушку; костюмы героев.
Ход игры.
Взрослый предлагает детям превратиться в героев сказки К.И.Чуковского «Цыпленок» и показать, как они умеют ходить, имитируя движения цыпленка, курочки и т. д.
В группе расставлены игрушки, изображающие героев сказки. Дети выбирают любой персонаж и идут к нему в сопровождении определенной музыки, имитируя движения.
Педагог предлагает детям превратиться в героев сказки и поиграть. Взрослый помогает детям распределить роли стать курочкой, цыплятами, котом и т. д.



Игра «Айболит в пути»

Цели:- развивать у детей образные представления.
- развивать эмоциональность и выразительность движений.
Ход игры.
Педагог просит детей изобразить деревья ( дети поднимают руки и раскачиваются, шевеля пальцами-листочками), потом - ветер (дуют), град (стучат пальцами по полу).



Игра «Как Огурчик стал смелым!?»

Цели:- развивать у детей образные представления.
- развивать выразительность и эмоциональность движений.
- воспитывать у детей смелость.

Оборудование: костюм Огурчика, покрывало-листочек.
Ход игры.
Педагог (ребенок) надевает костюм Огурчика, ложится на ковер. Дети накрывают его с головой покрывал ом-листочком. Ребенок изображает страх, дрожит. Дети сужают круг, гладят Огурчика, обнимают его, говорят ласковые слова: «Не бойся, мы с тобой, ты- смелый» и т. д. Огурчик встает, скидывает листочек, говорит бодрым, громким голосом: «Я - смелый! Я - не боюсь темноты!» После этого роль Огурчика исполняют другие дети. Этюд разыгрывается каждым ребенком.



Игра «На рыбалке»

Цели:- развивать у детей образные представления.
- учить имитировать движения.
- познакомить детей с выражением эмоций(радость, досада, огорчение,
разочарование).
Ход игры.
Педагог приглашает всех детей к воображаемой реке и предлагает угадать, что он будет сейчас делать. Педагог имитирует ловлю рыбы, изображая разные эмоциональные состояния ( радость, досаду, огорчение, разочарование). Затем кладет пойманную рыбу в ведро. Дети по лицу взрослого должны определить, удалось ему поймать рыбку или нет, крупная раба или мелочь. Затем педагог предлагает детям имитировать рыбалку, а пойманную рыбку нужно положить в воображаемое ведро.











Игра «Земляничка растет»

Цели:- развивать у детей образные представления.
- учить имитировать движения в соответствии с картинками.
- закреплять представления детей о растениях.
- развивать выразительность движений.
- учить детей играть дружно.
Оборудование: набор картинок с изображением этапов развития растения, костюмы для персонажей сказки «Земляничка».
Ход игры.
Педагог показывает детям набор картинок с изображением этапов развития растения, и предлагаем им последовательно разложить эти картинки, чтобы понять, как развивается растение из семени: сначала появляется росток ( дети сидят сжавшись в комок); затем вытягивается стебель(дети постепенно поднимаются); из стебелька вырастает веточка(дети отводят в сторону одну руку); распускается цветок(дети разжимают ладонь кверху); цветок увядает( ладонь опускается); образуется маленькая ягодка(ладонь сжимается в кулачок).
Педагог показывает корзину, в которой они находят костюмы для персонажей сказки «Земляничка».
Педагог предлагает надеть костюмы и разыграть сказку. Дети наряжаются, репетируют перед зеркалом свои роли, пытаясь перевоплотиться в образ, а затем с помощью ведущего (педагога) разыгрывают сказку «Земляничка».



Игра «Хорошая - плохая погода»

Цели:- развивать у детей творческое воображение.
- познакомить детей с выражением эмоций радости и грусти.

Оборудование: аудиокассета «Звуки леса», пиктограммы «Мое настроение».
Ход игры.
Педагог предлагает детям представить, как тепло и светло в сказочном лесу, на зеленой лужайке растут красивые цветы, над ними весело порхают бабочки. Он просит детей просто посидеть на лужайке и послушать, как «поют» букашки (можно использовать аудиокассету «Звуки леса»).
Педагог спрашивает детей об их настроении. Просит изобразить его с помощью заранее подготовленных пиктограмм.
Педагог говорит детям о том, что в лесу стало темно, подул холодный ветер, пошел дождь, бабочки спрятались в кору деревьев. Педагог спрашивает детей, какое настроение у них стало теперь, и просит изобразить его соответствующей пиктограммой.
Педагог замечает, что в дождь настроение может быть разным.

15