Упражнения при обследовании при ринолалии


Дыхательные упражнения
1. «Проветриваем пещеру» - дифференциация ротового и носового выдоха;
Язычок живёт в пещере. Как и любое помещение, её необходимо часто проветривать, ведь воздух для дыхания должен быть чистым! Есть несколько способов проветривания:
-вдохнуть воздух носом и медленно выдохнуть через широко открытый рот (и так не менее 5 раз);
-вдох ртом и медленный выдох через открытый рот (не менее 5 раз);
-вдох носом, выдох ртом (не менее 5 раз).
Упражнения для щечных мышц
2. «Мячик» - развитие щечных мышц;
У Язычка самая любимая игрушка- мячик. Он такой большой и круглый! С ним так весело играть!Надувание обеих щек
3. «Мячик сдулся!» Сдувание обеих щек, затем попеременно (правую, левую). Выдувание воздуха поочередно каждым уголком рта.
4. Открыть рот, соединить губы в тугой кружочек и медленно расслабить.
5. Втягивание щек в полость рта.
Дыхательные упражнения
«Язычок играет в футбол»
Язычок любит играть в футбол. Особенно ему нравится забивать голы с пенальти. Это - импровизированные ворота. Перед ребёнком на стол положить кусочек ватки.
Малыш «забивает голы», дуя с широкого языка, просунутого между губами на ватный тампон, стараясь «довести» его до ворот и попасть в них. (Следите, чтобы щёки при этом не раздувались, а воздух струйкой стекал посередине языка.)
Дутье в трубочку.
Артикуляционная гимнастика для губ
1) Медленное втягивание губ: “хоботком” и такое же медленное возвращение в состояние покоя.
2) Круговые вращательные движения губ “хоботком”.
3) Оскал с последующим движением губ в “хоботок” при зажатых челюстях.
4) Втягивание губ внутрь рта с плотным прижиманием к зубам.
5) Вибрация губ –тпр-тпр-тпр (лошадки остановились).
6) Собрать губы в трубочку и достать губами основание носа.
Упражнения для активизации кончика языка:
1) «Лиана»: свесить длинный узкий язык вниз, к подбородку, удерживать в таком положении не менее 5 секунд (повторить упражнение несколько раз).
2) «Удав»: медленно высунуть длинный и узкий язык изо рта (проделать упражнение несколько раз).
6) «Качели»: рот открыт, длинный узкий язык то поднимается вверх, к носу, то опускается вниз, к подбородку, под счёт «раз – два».
7) «Укол»: узкий длинный язык изнутри надавливает то на одну, то на другую щёку.
8) Провести движение кончиком языка по верхней губе (имитация облизывания), по нижней губе.
9) Массаж - Положить язык между губами – пошлепать губами по языку–пя-пя-пя. Покусывание языка зубами от кончика до середины и обратно. Протискивание языка с силой между зубами наружу таким образом, чтобы спинка языка касалась верхних резцов.
Активизация неба
Позевывание – широко открывая рот: сначала сильно втягивая воздух, в последующих упражнениях без заметного вдоха.
Откашливание – широко открывать рот, напрягая мышцы плечевого пояса и шеи и всего дна ротовой полости с силой сжимая
В карте фиксируются следующие сведения
1. возраст родителей;
2. от какой по счету беременности родился ребенок, чем закончились предшествующие беременности (если были дети, выясняем их возраст и уровень развития.Выясняем у матери, были ли недоношенные беременности, преждевременные роды, чем они вызваны);
3. не принимались ли меры для ликвидации этой беременности?
4. течение беременности. Отмечается самочувствие матери с первых дней беременности, особое внимание уделяется первым 2—3 месяцам беременности, когда происходит формирование лица. Расспрашиваем мать, не было ли у нее в это время каких-либо заболеваний, переживаний, нервных потрясений и т. п.;
5.      роды, их характер (срочные, недоношенность, причины ее);
6.      состояние ребенка при рождении (закричал сразу или после стимуляции);
7.      раннее развитие ребенка:
·         брал ли грудь матери? Как вскармливался? До какого возраста получал грудное молоко? С какого времени начали прикармливание? Как развивался физически?
·         когда начал держать головку? (сидеть? стоять? ходить?) (В карте обследования указываются все отклонения в физическом развитии ребенка.);
·         какие заболевания были, у ребенка на первом году жизни? Чем и как болел в последующее время до момента обследования? Выясняем наличие заболеваний органов слуха;
8.      развитие речи. Когда у ребенка появился лепет, какова была его активность? Когда и как начали формироваться первые слова? С какого времени пользуется полными словами? Когда появилась фразовая речь? Знает ли ребенок стихи и сказки? Не отмечает ли мать каких-либо трудностей в развитии речи у ребенка и как она их оценивает?
9.      психические особенности ребенка. Как ребенок ориентируется в окружающей обстановке? Как выражает свое удовольствие, чем и как выражает отрицательное отношение к тому или иному явлению? Какие игрушки и игры любит ребенок? Его отношение к книгам и картинкам? Чем занимается самостоятельно? В чем требуется конкретная помощь? Усидчив или отвлекаем?
10.  Выявляются навыки самообслуживания: может ли себя обслужить (одеться, самостоятельно есть, не поперхивался ли в раннем детстве и как ест в настоящее время);
11.  лечение ребенка. Выясняются сроки хирургического вмешательства (оперирование губы, неба), применение медикаментозного лечения и логопедического воздействия во все периоды жизни ребенка; результаты этого воздействия. (Необходимо познакомиться с соответствующей медико-педагогической документацией.)
Такой подробный анамнез дает представление о характере речевого нарушения, его природе и в некоторой степени показывает возможности логопедического воздействия.
Анамнестические сведения дополняются непосредственным обследованием речи ребенка. Обследование ребенка начинается с установления с ним контакта во время беседы на близкую ребенку тему. В процессе беседы ребенку задаются доступные вопросы, чтобы услышать его самостоятельную речь. Установив контакт, переходят к изучению его речевых возможностей.
 Строение и подвижность артикуляционного аппарата.
Отмечается наличие ассиметрии лица и носо-губных складок при закрытом рте и уточняется ее характер при произвольном отведении углов рта в стороны и при закрывании рта. Отмечается форма губ и их активность, наличие швов на губе. Эту часть обследования целесообразно провести вместе с врачом.
Проверяется состояние зубо-челюстной системы. Одновременно осматриваются мягкое небо, небный свод, положение и форма языка, челюсти и подвижность нижней челюсти. Подвижность мягкого неба или его фрагментов (до операции) наблюдается при произнесении гласного звука а. В этот момент можно обнаружить подслизистую (субмукозную) расщелину. При субмукозной расщелине мягкое небо западает и образует характерный треугольник. Подслизистую расщелину можно обнаружить также при пальпации мягкого неба.
Подвижность языка проверяется при выполнении ребенком ряда произвольных движений: высовывание языка, отведение его в стороны, подъем вверх, перемещение кончика языка за нижние резцы; проверяется умение ребенка прищелкивать языком. Фиксируется доступность и характер выполнения движений.
2.      Тип и характер физиологического и речевого дыхания (верхнеключичное, грудное или диафраг-мальное; частота дыхания, его ритмичность и сила). В карте обследования производится запись о причинах нарушения дыхания.
Особенности голоса ребенка. Его характер во время речи (крикливый, хриплый и т. д.).
4.      Общий характер деятельности речевого аппарата в процессе речи (особенно при чтении стихотворений). Здесь важно отметить, хорошо ли ребенок открывает рот, выразительна ли его артикуляция во время речи; отмечается активность губ в речевом процессе, активность языка, щек, лобных мышц, наличие синкинезий.
5. Исследование звукопроизношения. Обследование начинается с гласных звуков и проводится в следующем порядке: а, э, о, ы, у, и, я, е, е, ю, й.
Фиксируем в карте обследования положение языка при произнесении каждого звука, наличие синкинезий лицевых и мимических мышц и крыльев носа во время артикуляции.
6.      Далее обследуется характер артикуляции всех согласных звуков.