Открытый урок наполним музыкой сердца


«Наполним музыкой сердца»
(по сказке Эрнста Теодора Амадея Гофмана «Щелкунчик и Мышиный король»)
Слово и действие становится высоко значимым,
когда музыка берёт их на свои крылья.
Тип урока: интегрированный, с элементами творчества.
Цель: овладев возможными алгоритмами постижения смыслов, заложенных в художественном тексте, создавать условия для создания собственного текста, представления своих оценок и суждений по поводу прочитанного.
Задачи:
Предметные:
Познавательная сфера: владеть знаниями о творчестве Э.Гофмана, П.И.Чайковского,
ценностно – ориентационная сфера: формировать собственное отношение к фактам биографии Э. Гофмана, П.И.Чайковского; приобщать к духовно – нравственным образцам мировой литературы и русской музыки;
коммуникативная сфера: создавать собственный текст на основе личного опыта, на основе прочитанного; уметь оценивать выразительное чтение одноклассников, строить устный ответ, используя алгоритм; владеть навыками выразительного чтения и актёрского мастерства; давать ответы на вопросы.
эстетическая сфера: определять художественную функцию изобразительно – выразительных средств языка в произведении, проявлять эмоциональную чуткость, эстетический вкус.
Личностные: осознавать личностный смысл учения; проявлять готовность к саморазвитию.
Метапредметные (критерии сформированности/ оценки компонентов универсальных учебных действий):
познавательные: ориентироваться в справочной литературе; отвечать на вопросы учителя; сравнивать и делать выводы; находить нужную информацию в различных справочниках, ресурсах Интернета
регулятивные: овладеть способностями понимать учебные задачи урока, оценивать свои достижения на уроке;
коммуникативные: владеть умениями произносить монолог, вести диалог, участвовать в коллективном обсуждении, использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств и мыслей.
Технология развивающего деятельностного обучения
Методы и формы обучения: индивидуальная (рисунки и их представление), прием “Составление кластера», подводящий и побуждающий диалог, элементы проектной деятельности
Ход урока
Этапы урока Ход урока Формирование УУД и технология оценивания, духовно-нравственное воспитание
I. Оргмомент. Приветствие. II. Мотивация (самоопределение) к учебной деятельности.
1 слайд (видео: рождественские открытки под музыку П.И.Чайковского из балета «Щелкунчик» танец Феи Драже). Учитель рассказывает стихотворение:
– Тихо-тихо сядем рядом,
Входит музыка в наш дом.
В удивительном наряде:
Разноцветном, расписном.
То она метелью кружит,
То вдруг рыбкой проплывёт.
То в волшебную страну
За собою позовёт.
- Ребята, пойдемте со мной (подходят к ёлке и украшают её), есть ли у вас ощущение, что мы постепенно входим в сказку?
- Что нам помогает почувствовать, что мы оказываемся там?
- Как вы думаете, почему мы сегодня украшаем ёлку?
- А почему именно эта музыка звучит? ( Она передаёт ощущение волшебного рождественского праздника, удивительная музыка П.И.Чайковского из балета «Щелкунчик», премьера, которого состоялась в 1892г. в Мариинском театре Санкт-Петербурга 8 (18) декабря. Познавательные УУД:
1) создаются условия для возникновения внутренней потребности включения в деятельность («хочу») 2) выделяется содержательная область («могу»)
III. Актуализация знаний и фиксация индивидуального затруднения в пробном действии
- Как вы думаете, о чём сегодня мы будем говорить?
- Посмотрите на тему урока, перед вами строки Ю. Визбора-поэта, исполнителя собственных песен, «Наполним музыкой сердца»
- Как вы думаете, какие у нас будут задачи? Если трудно, посмотрите эпиграф к уроку (чтение вслух учеником)
- Какой у вас возникает вопрос?
Познавательные УУД:
Анализировать, сравнивать, обобщать, делать выводы, строить логические рассуждения.
ТОУУ
IV. Мотивирующий ввод в тему урока.
Дети задают вопросы, которые становятся учебной целью:
– как это «наполнить музыкой сердце»?
- почему необходимо «наполнить музыкой сердце» ?
– запишите тему урока и эпиграф.
– Скажите, что нужно сделать, чтобы ответить на вопросы которые вы поставили?
Мнения учеников будут учебными задачами:
- Вспомним, что мы знаем о Гофмане и о сказке «Щелкунчик и Мышиный король»
- Выполнить анализ сказки
Регулятивные УУД:
1. Высказывать предположения на основе наблюдений.
V. Построение проекта выхода из затруднения
Построение кластера на доске
- Какое слово в теме урока главное? («музыкой»), а кто занимается музыкой?
Музыкант
писательхудожниккомпозиторо
- Какая информация в биографии Гофмана связана с этим словом? (заполняем кластер)
- Какой вопрос возник у вас, глядя на ту схему, которая у нас получилась? (Кого еще можно назвать музыкантом?) Регулятивные УУД:
2. Формулировать проблему урока.
Коммуникативные УУД:
На данном этапе учащиеся в коммуникативной форме обдумывают проект будущих учебных действий, предполагается
выбор учащим метода разрешения проблемной ситуации и на основе выбранного метода средств
VI. Открытие новых знаний.
1.Анализ образов главных героев, через их речь и отношение друг к другу.
- Обратимся к сказке Эрнста Теодора Амадея Гофмана «Щелкунчик и Мышиный король». Кто в сказке отличается от других и чем? (Мари, крёстный Дроссельмейер, Щелкунчик)
- Посмотрим, как они обращаются друг к другу? (анализ лексики)
- Что вы наблюдаете? (Мари - добрая, тактичная, добросердечная, жалостливая; Щелкунчик - благородный, внимательный, добросердечный, вежливый. Они похожи.)
- Так кого ещё можно назвать «музыкантом»? (добросердечных людей, которые «правят светлым царством»)
- Это одна из идей сказки, запишем её в схему.
Работа с кластером.

2.Анализ композиции сказки
- Посмотрите на экран, что вы наблюдаете?
Ёлка Реальность
Подарки
Любимец
Чудеса
Битва
Болезнь
Сказка о твёрдом орехе
Дядя и племянник
Кукольное царство
Столица
Заключение
(Это композиция – построение художественного произведения)
- Проведите работу в парах, обсудите, где происходит действие каждой из глав: в реальности или в сказочном мире?
- Что у вас получилось? (Сначала чередуется сказка и реальность, затем всё настолько сливается, что грань между ними становится не заметной)
- Как вы думаете, почему композиция сказки такая? (только если ты умеешь видеть то, что скрыто, ты «музыкант»)
- Это еще одна основная мысль сказки, запишем её в схему.
Работа с кластером.

Регулятивные УУД:
1. Искать пути решения проблемы.
2. Прогнозировать, корректировать свою деятельность.
3. Осуществлять познавательную и личностную рефлексию.
Познавательные УУД:
1. Владеть разными видами чтения (ознакомительным, поисковым, изучающим) и технологией продуктивного чтения (механизмами и приемами читательской деятельности).
2. Анализировать, сравнивать, строить логические рассуждения, делать выводы.
3. Извлекать информацию из разных источников (несплошной текст), преобразовывать ее из одной формы в другую (текст в схему).
Коммуникативные УУД:
1. Свободно излагать свои мысли в устной форме.
2. Работать в парах, оказывать друг другу помощь, координировать действия.
3. Слушать и слышать других, быть готовым корректировать свою точку зрения.
VII. Первичное закрепление знаний, развитие учебно­языковых умений.
- Ребята, посмотрите на нашу схему. Кого же можно назвать «музыкантом»?
Добросердечные люди, которые правят «светлым царством»
Люди, которые умеют видеть то, что скрыто
писательхудожниккомпозиторМузыкант
рн- Кого же ещё можно назвать «музыкантом»? (учёные)
Познавательные УУД:
1. Анализировать, сравнивать, группировать, строить логические рассуждения, делать выводы.
2. Владеть приемами отбора и систематизации материала.
Коммуникативные УУД:
1. Высказывать и обосновывать свою точку зрения.
2. Адекватно использовать речевые средства для решения коммуникативных задач.
VIII. Творческое закрепление знаний - Посмотрите на слайд вы видите выдающихся людей своего времени: П.И.Чайковского-композитора, Э.Т.А. Гофмана-писателя, М.Петипа-хореографа. Какой вид искусства получится при союзе этих профессий? (балет)
- Как вы думаете, что такое балет?
- Одним из условий удачной постановки балета являются декорации и костюмы. Дома вы попробовали себя в роли художника-декоратора, художника-костюмера. Удалось ли вам почувствовать себя «музыкантами».
Дети представляют свои работы Эмоциональная направленность данного этапа состоит в организации, по возможности, для каждого ученика ситуации успеха, мотивирующей его к включению в дальнейшую познавательную деятельность.
IX. Включение в систему знаний и повторение Заочная экскурсия в Мариинский театр.
-Театр уж полон ложи блещут,
Партер и ложе всё кипит.
В райке нетерпеливо плещут,
И, взвившись, занавес шумит.
Просмотр начала балета П.И.Чайковского «Щелкунчик» в постановке Мариинского театра
- Понравилось вам, ребята, в театре? Регулятивные УУД:
1. Соотносить цели и результаты своей деятельности.
2. Вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности работы
X. Рефлексия
- Сегодня на уроке, мы попробовали почувствовать кто такой настоящий «музыкант».
- Что оказалось неожиданным на уроке?
- Что было самым трудным? Чей ответ вам понравился больше всего, почему?
- Так как это «наполнить музыкой сердце»? (быть добросердечным, чувствовать красоту, уметь видеть то, что скрыто, но важно для понимания мира)
- Почему необходимо «наполнить музыкой сердце»? (учащиеся предположили - чтобы быть счастливым) X.I. Домашнее задание
- Найти названия музыкальных произведении, написанные на основе сказок (укажите авторов).