Рабочая программа по русскому языку для 7 класса по программе Т.Ладыженской, М.Баранова

I. Пояснительная записка

Рабочая программа по русскому языку для обучающихся 7 класса филиала МБОУ СОШ с.Степановка «ОШ с.Турумбет» составлена на основе:
- Федерального компонента Государственного стандарта основного общего образования по русскому языку 2004 года, - примерной программы основного общего образования по русскому языку;
- Программы общеобразовательных учреждений . Русский язык . 5-9 кл .- Просвещение.2010г //М.Т.Баранов, Т.А Ладыженская, Н.М. Шанский //
- Учебного плана филиала МБОУ СОШ с.Степановка «»ОШ с. Турумбет» ( приказ № от 30.08.2015)
-УМК: Русский язык: учебник для 5 кл. общеобразовательных учреждений/ Т.А. Ладыженская М.Т.Баранов .Ред. Н.М. Шанский.-М.: Просвещение, 2013

Данная программа будет реализована в соответствии с Учебным планом филиала МБОУ СОШ с.Степановка «ОШ с.Турумбет» на 2015 -2016 учебный год из расчета 4 часf в неделю, 34 недели ,136 часов в год.

Программа детализирует и раскрывает содержание стандарта, определяет общую стратегию обучения, воспитания и развития учащихся средствами учебного предмета в соответствии с целями изучения русского языка, которые определены стандартом.
Рабочая программа по русскому языку представляет собой целостный документ, включающий шесть разделов: пояснительную записку; содержание тем учебного курса; учебно-тематический план; требования к уровню подготовки учащихся; каледарно-тематическое планирование и перечень учебно-методического обеспечения.
Язык – по своей специфике и социальной значимости – явление уникальное: он является средством общения и формой передачи информации, средством хранения и усвоения знаний, частью духовной культуры русского народа, средством приобщения к богатствам русской культуры и литературы.
Русский язык – государственный язык Российской Федерации, средство межнационального общения и консолидации народов России.
Владение родным языком, умение общаться, добиваться успеха в процессе коммуникации являются теми характеристиками личности, которые во многом определяют достижения человека практически во всех областях жизни, способствуют его социальной адаптации к изменяющимся условиям современного мира.
В системе школьного образования учебный предмет «Русский язык» занимает особое место: является не только объектом изучения, но и средством обучения. Как средство познания действительности русский язык обеспечивает развитие интеллектуальных и творческих способностей ребенка, развивает его абстрактное мышление, память и воображение, формирует навыки самостоятельной учебной деятельности, самообразования и самореализации личности. Будучи формой хранения и усвоения различных знаний, русский язык неразрывно связан со всеми школьными предметами и влияет на качество усвоения всех других школьных предметов, а в перспективе способствует овладению будущей профессией.
Содержание обучения русскому языку отобрано и структурировано на основе компетентностного подхода. В соответствии с этим в VII классе формируются и развиваются коммуникативная, языковая, лингвистическая (языковедческая) и культуроведческая компетенции.
Коммуникативная компетенция – овладение всеми видами речевой деятельности и основами культуры устной и письменной речи, базовыми умениями и навыками использования языка в жизненно важных для данного возраста сферах и ситуациях общения.
Языковая и лингвистическая (языковедческая) компетенции – освоение необходимых знаний о языке как знаковой системе и общественном явлении, его устройстве, развитии и функционировании; овладение основными нормами русского литературного языка; обогащение словарного запаса и грамматического строя речи учащихся; формирование способности к анализу и оценке языковых явлений и фактов, необходимых знаний о лингвистике как науке; умение пользоваться различными лингвистическими словарями.
Культуроведческая компетенция – осознание языка как языка русского народ, владение нормами русского речевого этикета, культурой межнационального общения.
Курс русского языка для VII класса направлен на совершенствование речевой деятельности учащихся на основе овладения знаниями об устройстве русского языка и особенностях его употребления в разных условиях общения, на базе усвоения основных норм русского литературного языка, речевого этикета. Учитывая то, что сегодня обучение русскому языку происходит в сложных условиях, когда снижается общая культура населения, расшатываются нормы литературного языка, в программе усилен аспект культуры речи. Содержание обучения ориентировано на развитие личности ученика, воспитание культурного человека, владеющего нормами литературного языка, способного свободно выражать свои мысли и чувства в устной и письменной форме, соблюдать этические нормы общения. Рабочая программа предусматривает формирование таких жизненно важных умений, как различные виды чтения, информационная переработка текстов, поиск информации в различных источниках, а также способность передавать ее в соответствии с условиями общения.
Доминирующей идеей курса является интенсивное речевое и интеллектуальное развитие учащихся. Русский язык представлен в программе перечнем не только тех дидактических единиц, которые отражают устройство языка, но и тех, которые обеспечивают речевую деятельность. Каждый тематический блок программы включает перечень лингвистических понятий, обозначающих языковые и речевые явления, указывает на особенности функционирования этих явлений и называет основные виды учебной деятельности, которые отрабатываются в процессе изучения данных понятий. Таким образом, программа создает условия для реализации деятельностного подхода к изучению русского языка в школе.
Идея взаимосвязи речевого и интеллектуального развития нашла отражение и в структуре программы. Она, как уже отмечено, состоит их трех тематических блоков. В первом представлены дидактические единицы, обеспечивающие формирование навыков речевого общения; во втором – дидактические единицы, которые отражают устройство языка и являются базой для развития речевой компетенции учащихся; в третьем – дидактические единицы, отражающие историю и культуру народа и обеспечивающие культурно-исторический компонент курса русского языка в целом.
Указанные блоки в учебном процессе неразрывно взаимосвязаны или интегрированы. Так, например, при обучении морфологии учащиеся не только получают соответствующие знания и овладевают необходимыми умениями и навыками, но и совершенствуют все виды речевой деятельности, различные коммуникативные навыки, а также углубляют представление о родном языке как национально-культурном феномене. Таким образом, процессы осознания языковой системы и личный опыт использования языка в определенных условиях, ситуациях общения оказываются неразрывно связанными друг с другом.

Курс русского языка направлен на достижение следующих целей, обеспечивающих реализацию личностно-ориентированного, когнитивно-коммуникативного, деятельностного подходов к обучению родному языку:
воспитание гражданственности и патриотизма, сознательного отношения к языку как явлению культуры, основному средству общения и получения знаний в разных сферах человеческой деятельности; воспитание интереса и любви к русскому языку;
совершенствование речемыслительной деятельности, коммуникативных умений и навыков, обеспечивающих свободное владение русским литературным языком в разных сферах и ситуациях его использования; обогащение словарного запаса и грамматического строя речи учащихся; развитие готовности и способности к речевому взаимодействию и взаимопониманию, потребности к речевому самосовершенствованию;
освоение знаний о русском языке, его устройстве и функционировании в различных сферах и ситуациях общения; о стилистических ресурсах русского языка; об основных нормах русского литературного языка; о русском речевом этикете;
формирование умений опознавать, анализировать, классифицировать языковые факты, оценивать их с точки зрения нормативности, соответствия ситуации и сфере общения; умений работать с текстом, осуществлять информационный поиск, извлекать и преобразовывать необходимую информацию.

II. Содержание тем учебного курса.
Русский язык как развивающееся явление
ПОВТОРЕНИЕ ПРОЙДЕННОГО В VVI КЛАССАХ
Публицистический стиль, его жанры, языковые особенности.
МОРФОЛОГИЯ. ОРФОГРАФИЯ. КУЛЬТУРА РЕЧИ Причастие

I. Повторение пройденного о глаголе в V и VI классах. Причастие. Свойства прилагательных и глаголов у причастия. Синтаксическая роль причастий в предложении. Действительные и страдательные причастия. Полные и краткие страдательные причастия. Причастный оборот; выделение запятыми причастного оборота. Текстообразующая роль причастий.
Склонение полных причастий и правописание гласных в падежных окончаниях причастий. Образование действительных и страдательных причастий настоящего и прошедшего времени (ознакомление).
Не с причастиями. Правописание гласных в суффиксах действительных и страдательных причастий. Одна и две буквы н в суффиксах полных причастий и прилагательных, образованных от глаголов. Одна буква н в кратких причастиях.
II. Умение правильно ставить ударение в полных и кратких страда тельных причастиях (принесённый, принесён, принесена, принесено, при несены), правильно употреблять причастия с суффиксом -ся, согласовывать причастия с определяемыми существительными, строить предложения с причастным оборотом.
III. Описание внешности человека: структура текста, языковые особенности (в том числе специальные «портретные» слова). Устный пересказ исходного текста с описанием внешности. Выборочное изложение текста с описанием внешности. Описание внешности знакомого по личным впечатлениям, по фотографии.
Виды публичных общественно-политических выступлений. Их структура.
Деепричастие
I. Повторение пройденного о глаголе в V и VI классах.
Деепричастие. Глагольные и наречные свойства деепричастия. Синтаксическая роль деепричастий в предложении. Текстообразующая роль деепричастий. Деепричастный оборот; знаки препинания при деепричастном обороте. Выделение одиночного деепричастия запятыми (ознакомление). Деепричастия совершенного и несовершенного вида и их образование.
Не с деепричастиями.
II. Умение правильно строить предложение с деепричастным оборотом.
III. Рассказ по картине.
Наречие
I. Наречие как часть речи. Синтаксическая роль наречий в предложении. Степени сравнения наречий и их образование. Текстообразующая роль наречий. Словообразование наречий.
Правописание не с наречиями на -о и -е; не- и ни- в наречиях. Одна и две буквы я в наречиях на -о и -е.
Буквы о я е после шипящих на конце наречий. Суффиксы -о и -а на конце наречий. Дефис между частями слова в наречиях. Слитные и раздельные написания наречий. Буква ъ после шипящих на конце наречий.
II. Умение правильно ставить ударение в наречиях. Умение использовать в речи наречия-синонимы и антонимы.
III. Описание действий как вид текста: структура текста, его языковые особенности. Пересказ исходного текста с описанием действий.
Категория состояния
I. Категория состояния как часть речи. Ее отличие от наречий. Синтаксическая роль слов категории состояния.
II. Выборочное изложение текста с описанием состояния человека или природы.
СЛУЖЕБНЫЕ ЧАСТИ РЕЧИ. КУЛЬТУРА РЕЧИ
Предлог
I. Предлог как служебная часть речи. Синтаксическая роль предлогов в предложении. Непроизводные и производные предлоги. Простые и составные предлоги. Текстообразующая роль предлогов.
Слитные и раздельные написания предлогов (в течение, ввиду, вследствие и др.). Дефис в предлогах из-за, из-под.
II. Умение правильно употреблять предлоги в и на, с и из. Умение правильно употреблять существительные с предлогами по, благодаря, согласно, вопреки.
Умение пользоваться в речи предлогами-синонимами.
III. Рассказ от своего имени на основе прочитанного. Рассказ на основе увиденного на картине.
Союз
I. Союз как служебная часть речи. Синтаксическая роль союзов в предложении. Простые и составе союзы. Союзы сочинительные и подчинительные; сочинительные союзы соединительные, разделительные и противительные. Употребление сочинительных союзов в простом и сложном предложениях; употребление подчинительных союзов в сложном предложении. Текстообразующая роль союзов.
Слитные и раздельные написания союзов. Отличие на письме союзов зато, тоже, чтобы от местоимений с предлогом и частицами и союза также от наречия так с частицей же.
II. Умение пользоваться в речи союзами-синонимами.
III. Устное рассуждение на дискуссионную тему; его языковые особенности.
Частица
I. Частица как служебная часть речи. Синтаксическая роль частиц в предложении. Формообразующие и смысловые частицы. Текстообразующая роль частиц.
Различение на письме частиц не и ни. Правописание не и ни с различными частями речи.
II. Умение выразительно читать предложения с модальными частицами.
III. Рассказ по данному сюжету.
Междометие. Звукоподражательные слова
I. Междометие как часть речи. Синтаксическая роль междометий в предложении.
Звукоподражательные слова и их отличие от междометий. Дефис в междометиях. Интонационное выделение междометий. Запятая и восклицательный знак при междометиях.
II. Умение выразительно читать предложения с междометиями.
ПОВТОРЕНИЕ И СИСТЕМАТИЗАЦИЯ ПРОЙДЕННОГО В VII КЛАССЕ
Сочинение-рассуждение на морально-этическую тему или публичное выступление на эту тему.


III. Учебно-тематический план

Содержание
Кол-во часов
Кол-во контрольных
Развитие речи

Русский язык как развивающееся явление.
1



Повторение пройденного в 5-6 классах.
9
1
1

Тексты и стили
3

3

Морфология. Орфография. Культура речи.
119
3
10

Причастие.
35
1
6

Деепричастие.
11
1
1

Наречие.
22
1
3

Учебно-научная речь
2



Категория состояния.
3



Служебные части речи. Культура речи.

41

5

8


Предлог.
8
1
2

Союз.
12
1
2

Частица.
17
1
3

Междометие
2



Повторение о обобщение изученного в 5-7 классах.
11
2
1

Итого
136
9
22



IV. Требования к уровню подготовки учащихся за курс VII класса.
Учащиеся должны знать определения основных изученных в VII классе языковых явлений, речеведческих понятий, орфографических и пунктуационных правил, обосновывать свои ответы, приводя нужные примеры.
II. К концу VII класса учащиеся должны овладеть следующими умениями и навыками:
производить морфологический разбор частей речи, изученных в VII классе, синтаксический разбор предложений с причастным и деепричастным оборотами (в простейших случаях), а также сложных предложений с изученными союзами;
составлять предложения с причастными и деепричастными оборотами;
соблюдать нормы литературного языка в пределах изученного материала.
По орфографии. Находить в словах изученные орфограммы, обосновывать их выбор, правильно писать слова с изученными орфограммами; находить и исправлять орфографические ошибки.
Правильно писать изученные в VII классе слова с непроверяемыми орфограммами.
По пунктуации. Выделять запятыми причастные обороты (стоящие после существительного), деепричастные обороты.
По связной речи. Адекватно воспринимать и создавать тексты публицистического стиля на доступные темы. Подробно и сжато излагать повествовательные тексты с элементами описания (как письменно, так и устно) внешности человека, процессов труда. Описывать человека, процессы труда; писать рассказы на предложенные сюжеты; сочинения-рассуждения (на материале жизненного опыта учащихся). Грамотно и четко рассказывать о произошедших событиях, аргументировать свои выводы.

V. Календарно-тематическое планирование


Тема урока
Кол-во часов
Дата проведения
Прим.




План
Факт


1
Русский зык как развивающееся явление.
1





Повторение
9+1




2
Синтаксис. Синтаксический разбор.
1




3
Пунктуация. Пунктуационный разбор.
1




4
Лексика фразеология.
1




5
Фонетика и орфография.
1




6
Словообразование и орфография. Разбор слова по составу.
1




7
Морфология и орфография морфологический разбор слов.
1




8
Орфография
1




9
Контрольный диктант.
1




10
Р.р. Сочинение по картине И.Бродского «Летний сад осенью»
1





Тексты и стили
3




11
Текст
1




12
Диалог как текст. Виды диалога
1




13
Р.Р. Стили литературного текста. Публицистический стиль.
1





Морфология. Орфография. Культура речи.


109+ 10





Причастие

(29+6)




14
Повторение изученного о глаголе.
1




15

Причастие как часть речи
1




16
Склонение причастий.
1




17
Закрепление темы «Склонение причастий»
1




18

Причастный оборот. Выделение причастного оборота запятыми.
1




19
Пунктуация при причастном обороте
1




20
Р/р. Описание внешности человека.
1




21

Действительные и страдательные причастия.
1




22
Полные и краткие страдательные причастия
1




23
Действительные причастия настоящего времени.
1




24
Гласные суффиксах действительных причастий настоящего времени
1




25
Действительные причастия прошедшего времени.
1




26
Р.Р. Изложение (упр. 116)
1




27
Страдательные причастия настоящего времени.
1




28
Гласные в суффиксах страдательных причастий настоящего времени
1




29
Страдательные причастия прошедшего времени.
1




30
Краткие страдательные причастия.
1




31
Морфологический разбор причастия.
1




32
Диктант с грамматическим заданием.
1




33
Гласные перед Н в полных и кратких страдательных причастиях
1




34
Н и НН в суффиксах полных причастий и прилагательных, образованных от глаголов
1




35
Закрепление темы «Н и НН в суффиксах полных причастий и прилагательных, образованных от глаголов»
1




36
Практикум по теме «Н и НН в суффиксах полных причастий и прилагательных, образованных от глаголов»
1




37
Н и НН в суффиксах полных причастий и прилагательных, образованных от глаголов
1




38
Н и НН в кратких причастиях.
1




39- 40
Р/р. Изложение
2




41
Слитное и раздельное написание НЕ с причастиями.
1




42
Закрепление темы «Слитное и раздельное написание НЕ с причастиями».
1




43
44
Р/р. Сочинение «Мой знакомый»
2




45
Буквы Е и Ё после шипящих в суффиксах страдательных причастий прошедшего времени
1




46

Повторение изученного о причастии. Переход причастий в имена существительные.
1




47
Контрольный тест.
1




48
Комплексный анализ текста. Анализ контрольного теста.
1





Деепричастие
(10+1)




49
Понятие о деепричастии
1




50

Деепричастный оборот. Запятые при деепричастном обороте.
1




51
Пунктуация при деепричастном обороте.
1




52
НЕ с деепричастиями
1




53
Закрепление темы «Не с деепричастиями»
1




54
Деепричастия совершенного и несовершенного вида
1




55
Закрепление темы «Деепричастия совершенного и несовершенного вида»
1




56
Р.Р Устное сочинение по картине С.Григорьева «Вратарь».
1




57
Морфологический разбор деепричастия
1




58
Повторение по теме «Деепричастие»
1





Контрольный диктант.
1





Наречие
(20+4)




60
Наречие как часть речи.
1




61
Разряды наречий.
1





62
P.p.
Сочинение в форме дневниковых записей
1




63

Степени сравнения наречий
1




64
Закрепление темы «Степени сравнения наречий»
1




65
Морфологический разбор наречия.
1




66,
67
Слитное и раздельное написание НЕ с наречиями на -о и -е
1





Практикум по теме «Слитное и раздельное написание НЕ с наречиями на -о и –е»
1




68
Буквы Е и И в приставках НЕ и НИ отрицательных наречий.
1




69

Н и НН в наречиях на -о и -е.
1




70
Практикум по теме «Н и НН в прилагательных, причастиях и наречиях»
1




71,
72
Р.Р. Описание действий
Р/р. Сочинение-описание.
2




73
Буквы О и Е после шипящих на конце наречий.
1




74
Буквы О и А на конце наречий с приставками ИЗ, ДО, С
1




75
Дефис между частями слова в наречиях
1




76
Практикум по теме «Дефис между частями слова в наречиях»
1




77

Слитное и раздельное написание приставок в наречиях, образованных от существительных и количественных числительных
1




78
Практикум по теме «Слитное и раздельное написание приставок в наречиях, образованных от существительных и количественных числительных»
1




79
Мягкий знак после шипящих на конце наречий.
1




80
Повторение и систематизация изученного по теме «Наречие».
1




81
Контрольный тест.






Учебно-научная речь
2




82
Отзыв
1




83
Учебный доклад
1





Категория состояния
3




84
Категория состояния как часть речи
1




85
Синтаксическая роль слов категории состояния
1




86
Морфологический разбор категории состояния
1





Служебные части речи. Культура речи






Предлог
(7+2)




87
Самостоятельные и служебные части речи . Предлог как часть речи.
1




88
Употребление предлогов.
1




89
Непроизводные и производные предлоги.
1




90
Простые и составные предлоги.
Морфологический разбор предлога.
1




91, 92
Р/р Сочинение на лингвистическую тему
2




93, 94
Слитное и раздельное написание производных предлогов
2





Союз
(10+2)




95
Союз как част речи. Простые и составные союзы.
1




96
Сочинительные и подчинительные союзы.
1




97
Запятая перед союзами в сложном предложении.
1




98
Сочинительные союзы.
1




99
Подчинительные союзы.
1




100
Морфологический разбор союза.
1




101, 102
Р/р. Сочинение публицистического стиля о пользе чтения.
2




103,
104
Слитное написание союзов ТОЖЕ, ТАКЖЕ, ЧТОБЫ.
1




105
Повторение и обобщение сведений о предлогах союзах.
1




106
Контрольная работа оп теме «Предлоги и союзы».
1





Частица
(18+4)




107
Частица как часть речи.
1




108
Разряды частиц. Формообразующие частицы.
1




109
110
Смыслоразличительные частицы.
2




111,
112
Раздельное и слитное написание частиц.
2




113
Морфологический разбор частиц.
1




114
Отрицательные частицы.
1




115,
116
Различение на письме частиц НЕ и НИ.
2




117
Р/р. Сочинение-рассказ по данному сюжету.
1




118
Различение на письме частицы НЕ и приставки НЕ
1




119
Различение на письме частицы НИ и приставки НИ
1




120
Р/р. Контрольное сочинение
1




121
Обобщение и систематизация по теме «Частица»
1




122
Контрольный тест.
1




123
Р.Р. Устное выступление «Береги роднуюприроду»
1





Междометие
2




124
Междометие как часть речи
1




125
Дефис в междометиях
1





Повторение обобщение изученного в 5 – 7 классах
(7+1)




126
Р/р. Разделы науки о русском языке. Текст. Стили речи. Учебно-научная речь.
.1




127
Фонетика. Графика.
1




128
Лексика и фразеология.
1




129
Морфемика. Словообразование.
1




130
Морфология.
1




131
Орфография
1




132-133
Контрольный тест за курс 7 класса
2




134
Синтаксис
1




135
Пунктуация
1




136
Урок-игра «Своя игра»
1






VI.Перечень учебно-методического обеспечения
Андросова В.В. Сборник диктантов по русскому языку. Ростов-на-Дону. 2010.
Богданова Г.А. Опрос на уроках русского языка. М. «Просвещение». 1996.
Богданова Г.А. Сборник диктантов по русскому языку: 5- 9 классы. М. «Просвещение». 2010.
Гольдин З.Б. Русский язык в таблицах. М. «Дрофа». 2003.
Егорова Н.В. Поурочные разработки по русскому языку. 7 класс. М. «ВАКО». 2009.
Костяева Т.А. Проверочные и контрольные работы по русскому языку: 7 класс. М. «Просвещение». 2001.
Малюшкин А.Б. Комплексный анализ текста. Рабочая тетерадь. 7 класс. М. «Сфера». 2009.
Малюшкин А.Б. Тестовые задания по русскому языку. 7 класс. М. «Сфера». 2009.
Мальцева Л.И. Русский язык. Тематические тесты. М. «НИИ школьныхтехнологий». 2011.
Угроватова Т.Ю. Подсказки на каждый день. 7 класс. М. «Владос». 1996.
Халикова Н.В., Леденева В.В. Контрольные и проверочные работы по русскому языку. 5- 7 классы. М. «Дрофа». 1996.
Таблицы и раздаточный материал по русскому языку для VII класса.
Мультимедийные пособия.
«Фраза» Программа-тренажер по правилам орфографии и пунктуации для школьников и абитуриентов.
Электронный репетитор-тренажер «Курс русского языка»
Уроки русского языка Кирилла и Мефодия 7 класс.
Обучающая программа (орфографический тренажер) «Ассоциативный орфографический словарь по русскому языку. 7 класс». М. «Планета» 2011.


Учебное пособие: «Русский язык» под редакцией М.Т. Баранова, Т.А. Ладыженской, Н.М. Шанского
Москва «Просвещение» 2010.

Праздничные дни: 8 марта, 1 мая.








13PAGE 15


13PAGE 141015




Заголовок 1 Заголовок 415