Программа создания благоприятного психологического климата в коллективе.

областное бюджетное учреждение социального обслуживания «Пестовский социальный приют для детей»




Утверждаю
Директор ОБУСО «Пестовский СП»
________________Н.В.Яблокова







Программа создания благоприятного психологического климата в коллективе.

«Сохранение и укрепление психологического здоровья сотрудников»









Ответственные за
реализацию программы:
педагог-психолог
Косинова Л.С.
Воспитатель:
Карелина С.И.





г. Пестово
2011г.
Пояснительная записка

В течение последних десятилетий особенно острой стала проблема сохранения психического здоровья работников социальной сферы. Особое внимание этому вопросу уделяют А.К. Маркова, Л.М. Митина, Л.Т. Дикая, Л.В. Мохнач, Н.А. Аминов и др.
Общеизвестно, что профессия социального работника – одна из наиболее энергоёмких. Для её реализации требуются огромные интеллектуальные, эмоциональные и психические затраты. Стрессогенность заложена уже в самой природе труда социального работника. В практике работы педагогов возникает проблема профессиональной деформации как отражения личностных противоречий между требуемой от педагога мобилизацией и наличием внутренних энергоресурсов, вызывающих достаточно устойчивые отрицательные психические состояния, проявляющиеся в перенапряжении и переутомлении, что приводит к формированию синдрома эмоционального выгорания в профессиональной деятельности, возникновению невротических расстройств, психосоматических заболеваний.
Все мы были когда-то детьми, многие из социальных работников имеют своих детей, поэтому, сталкиваясь с несчастьями, которые переживают другие дети, они могут испытывать самые сильные негативные чувства – подавленность, ощущение несправедливости “как же такое возможно?”, раздражения и гнева. Постоянная необходимость иметь дело с сильными эмоциональными переживаниями способствует формированию защитных механизмов, снижающих тяжесть переживания этих эмоций. Многие специалисты, длительное время проработавшие в этой области, теряют чувствительность к эмоционально-значимым переживаниям родителей и детей, попавших в трудную ситуацию.
Сам контакт с детьми, попадающими в такие учреждения, зачастую является затрудненным. Прошлый опыт большинства детей заставляет их относиться с опаской к взрослым. Внимание со стороны взрослых воспринимается как попытка использовать их. Они не подпускают к себе взрослых, “проверяют” их отношение к себе, ведя себя агрессивно в ответ на хорошее отношение, манипулируют. Это истощает специалистов, они чувствуют себя неуспешными, начинают считать детей “неблагодарными”, постепенно привыкают не привязываться к детям, не включаться в их ситуации и проблемы, что обессмысливает их работу.
Результаты работы с брошенными детьми бывают трудно ощутимы и неконкретны, а затраты велики. Ребенок подрастает, его дальнейшая судьба зачастую неизвестна людям, которые оказывали ему помощь. Эффективность работы зависит от различных людей и обстоятельств, иногда очень трудно почувствовать значимость своего вклада в жизнь ребенка. Кроме того, решение большинства длительно формирующихся проблем требует также длительного времени.
Труд в социальной сфере обычно низко оплачивается, что не позволяет в достаточной мере обеспечить себе и своей семье нормальное существование, и, самое главное, оставляет очень ограниченные возможности для переключения и отдыха. Рабочий день не всегда нормирован и часто перегружен, личное смешивается с рабочим, что приводит к проблемам в организации своей личной жизни.
Отсутствие соответствующего вознаграждения за работу переживается работником как непризнание его труда, что тоже может привести к апатии, снижению эмоциональной вовлечённости в дела коллектива, возникновению чувства несправедливости и, соответственно, к выгоранию.
Возникновение несоответствия между собственными этическими принципами, ценностями и требованиями, которые предъявляет работа.
В связи с этим организация работы по сохранению психического здоровья работников социальной сферы является одной из наиболее актуальных задач современной системы здравохранения, а проблема эмоциональной саморегуляции – одной из важнейших психолого-педагогических проблем, актуальных для личностного и профессионального развития современногосоциального работника.
Программа составлена на основе слияния нескольких авторских программ. Комплексная программа "Профилактика конфликтных ситуаций Ивановой Г. В., Ивановой Е. М. Авторская программа педагога-психолога по сохранению и укреплению психического здоровья педагогов «Доверие» Зимирева М.Э.
Цель программы: формирование в коллективе благоприятного психологического микроклимата, способствующего сохранению и укреплению психического здоровья сотрудников.
Задачи программы:
Помочь адаптироваться молодым специалистам.
Проведение мониторинга эмоционального состояния персонала.
Снизить напряжение в коллективе.
Создание условий для эффективного профессионального общения.
Формирование навыков эффективного взаимодействия с коллегами и воспитанниками.
Адресат: педагоги и специалисты работающие в учреждении.
1 группа – педработники (директор, замдиректора, воспитатели, социальный педагог, музыкальный руководитель)
2 группа (повара, соцработники, др. специалисты)
Сроки реализации программы: 2012 год
Предполагаемый результат:
Обеспечение большей стрессоустойчивости членов коллектива.
Повышение осведомленности коллектива в вопросах самодиагностики, самоконтроля, профилактики негативных эмоциональных реакций.
Сформированность навыков конструктивного профессионального общения.
Улучшение психологического климата в коллективе.








Мероприятия программы.


Формы работы
Периодич-ность
Ответственный
Примечание

1. Информирование педагогов.

1.
Выступления на МО
раз в квартал
педагог-психолог
январь, апрель, сентябрь, ноябрь

2.
Выступления на педсоветах
раз в полгода
педагог-психолог
май, октябрь

3.
Оформление стенда для сотрудников учреждения
2 раза в год
педагог-психолог
май

4
Просвещение сотрудников (мини-лекции)
при необходимости
педагог-психолог


2. Эмоциональная поддержка и стимулированиесотрудников: понимание роли педагогического общения в сохранении психического здоровья сотрудников.

5.
Поддержка творчески работающих педагогов (благодарности, грамоты, поощрения)
2 раза в год
директор, зам. директора
июнь, декабрь.

6.
Рейтинг «Профессиональные достижения»;
2 раза в год
директор, педагог-психолог
июнь, декабрь

7.
Поздравления: с днём рождения, с юбилеем, с успешным выступлением, участием в конкурсе, соревнованиях.
ежемесячно
директор, педагог-психолог


8.
Показ открытых мероприятий.
по плану
директор


9.
Оформление фото-стенда
в течении года
педагог-психолог, воспитатели


10.
Выезды на экскурсии, посещение культурных мероприятий
раз в год
директор


11.
Проведение 5-ти минутки
еженедельно
директор, зам. директора
понедельник и пятница

12.
Коллективное украшение учреждения к празднику
по плану
воспитатели


13.
Выступления из опыта работы педагогов
2 раза в год
воспитатели
май, декабрь

14
Создание совместного коллажа, стенгазеты
2 раза в год
воспитатели


3. Профессиональная помощь.

14.
Разрешение конфликтов
по мере возникновения
директор, педагог-психолог


15.
Оказание консультативно-просветительской услуги
по запросам
директор, педагог-психолог


16.
Тренинговые занятия
(профилактика конфликтных ситуаций в коллективе)
в течение года
педагог-психолог
февраль, март, апрель, май, июнь, сентябрь, октябрь, ноябрь


Программа диагностической работы педагога-психолога с сотрудниками


Параметры
Методики
Сроки

1
Нервно-психическая устойчивость
Диагностика эмоционального выгорания В.В. Бойко
сентябрь

2
Межличностные отношения в коллективе
Общая оценка психологического климата коллектива Лутошкина
январь
ноябрь

3
Психологический климат в коллективе
Экспресс-методика "Оценка социально-психологического климата в трудовом коллективе" А.С. Михалюк и Л.Ю. Шалыто
январь
ноябрь

4
Определение стияь поведения в ситуации разногласий.
Методика "Оценка способов реагирования в конфликте" К.Н Томаса
октябрь

5
Оценка поведения в напряженных стрессовых ситуациях
Методика «Оценка стратегий и моделей преодолевающего поведения» Водопьянова Старченкова (шкалы SACS)
март

6
Определение склонности к внутриличностному конфликту
Тест на конфликтность
Автор: Кноблох - Фальконетт

октябрь


Темы выступлений на методических объединениях


Тема
Задачи
Сроки

1
Ведение в проблему, «Понятие психологического здоровья и влияние его на профессиональную деятельность», проведение диагностики
Познакомить сотрудников с программой «Сохранение и укрепление психологического здоровья работников»
январь,

2
«Стрессы в деятельности социального работника» (симптомы, ресурсы и система поддержки)
Обучение приемам самосупрвизии, поддержки
апрель,

3
«Синдром эмоционального выгорания как психологическая защита организма»
Обучение приемам тайм- менеджмента. Стресс-менеджмента
сентябрь

4
«Методы разрешения педагогических конфликтов», проведение диагностики
Ознакомление педагогов с видами педагогических конфликтов, и методами их разрешения
ноябрь


Мини-лекции (выступления на педсоветах)


Тема
Задачи
Сроки

1
Способы экстренной саморегуляции в ситуациях стресса.
Ознакомление сотрудников с понятием стресс, приемам саморегуляции при возникновении стрессовой ситуации
июнь

2
Конфликты и способы поведения в конфликтных ситуациях
Ознакомление сотрудников с понятием конфликт, его видами, способами поведения в конфликтных ситуациях
октябрь


Оформление стендовой информации для сотрудников учреждения


Тема
Задачи
Сроки

1
«Способы и методы снятия психоэмоционального напряжения»
Информирование сотрудников учреждения о способах и методах снятия психоэмоционального напряжения
июнь

2
«Профилактика эмоционального выгорания»

Информирование сотрудников учреждения о возможных способах профилактики эмоционального выгорания
ноябрь

Перспективное планирование


месяц
диагностика
МО
педсовет
стенд
Тре нин го вые заня тия

1
Янв.
Межличностные отношения в коллективе Психологический климат в коллективе
Ведение в
проблему,
«Понятие психического здоровья и
влияние его
на профессиональную деятельность», проведение диагностики




2
Фев.




Зан. 1

3
Март.
Оценка поведения в напряженных стрессовых ситуациях



Зан. 2

4
Апр.

«Стрессы
в
деятельности социального работника» (симптомы,
ресурсы
и система поддержки)


Зан. 3

5
Май.




Зан. 4

6
Июнь.


Способы экстренной саморегуляции в ситуациях стресса.
«Способы и методы снятия психоэмоционального напряжения»
Зан. 5

7
Июль.






8
Авг.






9
Сен.
Нервно-психическая устойчивость
«Синдром эмоционального выгорания
как психологическая защита организма»

«Профилактика эмоционального выгорания»

Зан. 6

10
Окт.
Определение склонности к внутриличностному конфликту
Определение стияь поведения в ситуации разногласий.

Конфликты и способы поведения в конфликтных ситуациях

Зан. 7

11
Нояб.
Межличностные отношения в коллективе Психологический климат в коллективе
"Методы разрешения педагогических конфликтов"проведение диагностики, подведение итогов работы по программе.



Зан. 8

12
Дек.







Программа тренинговых занятий.
"Профилактика конфликтных ситуаций в педагогическом коллективе"



Тема
Содержание занятия
Задачи занятия
Сроки

1
Знакомство

Оргмомент. Настрой на работу. Введение в тему.
Работа по теме:
1."Рукопожатие или поклон" (толерантность, уважительное отношение друг к другу)
2."Правда или ложь?" (атмосфера открытости, групповая сплочённость)
3. "Лабиринт" (чувство доверия)
4."Пожелания" (создание групповой атмосферы)
5."Компакт - опросы" (повышение уровня общительности)
Заключение. Рефлексия.

1. Знакомство с группой
2. Исследование членами группы своих личностных особенностей
3.Создание условий для раскрепощения участников
февраль

2
"Устранение барьеров эмоционального общения"


Оргмомент. Настрой на работу. Введение в тему.
Работа по теме:
1."Я хочу тебе подарить" (развитие психологического климата)
2."Телепатия" (Невербальное общение)
3. "Я на твоём месте" (эмпатия)
4."Зеркало" (развитие психологического климата)
5."Холодный суп" (тренировка стиля поведения)
6."Любящий взгляд" (Невербальное общение)
Заключение. Рефлексия.
1.Научить отличать поведение уверенного от неуверенного и агрессивного
2.Раскрытие участников группы
3.Эмоциональное раскрепощение
март

3
"Стили общения"
Оргмомент. Настрой на работу.
Введение в тему.Работа по теме:
1."Перевоплощение" (самораскрытие, углубление эмоциональных контактов)
2."Анабиоз" (переход от отчуждённости к контакту)
3."Акробат"(овладение способами ведения разговора)
4."Он - эмоция" (ведение конструктивного диалога)
5."Я - эмоция" (самораскрытие)
6."Сложные ситуации" (позиция в общении)
7.Заключение. Рефлексия.
1.Изучение разных стилей общения
2.Развитие базовых коммуникативных умений
3.Раскрепощение участников тренинга в гр.
апрель

4
"Знакомствo с принципами хорошего слушания"


Оргмомент. Настрой на работу. Введение в тему.
Работа по теме:
1."Фокусировка" (навыки саморегуляции)
2."Телепатия" (Невербальное общение)
3."Правда или вымысел" (умение выслушать и понять)
4."Каким я тебя вижу" (умение выслушать собеседника)
5."Мнение обо мне" (ориентировка в условиях общения)
6.Заключение. Рефлексия
1.Выделение принципов хорошего слушания
2.Развитие навыков восприятия партнёров по общению
3.Эмоциональное раскрепощение участников
май

5
"Навыки совместной работы"

Оргмомент. Настрой на работу. Введение в тему.
Работа по теме:
1."Волшебный карандаш" (чувство доверия)
2."Поставь себя на место другого" (рефлексия)
3."Гомеостат" (согласованность между членами группы)
4.Робот" (невербальное общение, общие точки прикосновения)
5."Учимся понимать друг друга" (взаимопознание)
6."Резервуар" (понимание собеседника)
7. "Стыковка" (понимание друг друга)
8. Заключение. Рефлексия.
1.Приобретение опыта совместной работы группы
2.Поиск новых способов поведения в контактах
3.Развитие навыков общения
июнь

6
"Обучение владению собой"


Оргмомент. Настрой на работу. Введение в тему.Работа по теме:
1."Да", значит "Нет" (способы выработки внутреннего контроля)
2."Обвинение и защита" (способы отработки интонации)
3."Неожиданный звонок" (способы владения эмоциями)
4."Нахал" (способы отработки поведения)
5."Тумба - Юмба" (способы отработки визуального контакта)
6."Случай в лифте" (способы отработки визуального контакта)
Заключение. Рефлексия.
1.Осознание собственного влияния на людей
2.Овладение навыками высказывания и принятия обратной связи
3.Развитие навыков контроля и уверенности в себе

сентябрь


7

"Изучение сильных сторон своего характера"

Оргмомент. Настрой на работу. Введение в тему.
Работа по теме:
1."Имя и эпитет" (самораскрытие)
2."Коллега - образ" (взаимопознание)
3."Учимся ценить индивидуальность"
4."Второй план" (осознание своей позиции в общении)
5."Пристройка сверху - пристройка снизу" (понимание другого человека)
6."Назови свои сильные стороны" (сильные стороны характера)
7. Заключение. Рефлексия

1.Выделение принципов хорошего слушания
2.Развитие навыков восприятия партнёров по общению
3.Эмоциональное раскрепощение участников
октябрь


8

Играем сказку. Подводим итоги"

Оргмомент. Настрой на работу. Введение в тему.
"Сочинение группой сказки. Проигрывание, обсуждение сказки, ролей. Подведение итогов тренинга". Рефлексия.

1.Овладение навыками работы в коллективе.
2.Овладение навыками высказывания и принятия обратной связи
3.Развитие навыков контроля и уверенности в себе
4.Заключение. Рефлексия
ноябрь




итого
8 занятий


Принципы работы с участниками:

1. Принцип АКТИВНОСТИ участников группы: в ходе занятий постоянно вовлекать участников тренинга в различные виды деятельности - обсуждение, проигрывание ролевых ситуаций, выполнение упражнений.
2. Принцип ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ПОЗИЦИИ: в процессе работы в группе создаются такие ситуации, когда участникам необходимо найти решение проблемы.
3. Принцип ОБЪЕКТИВАЦИИ ПОВЕДЕНИЯ: поведение участников группы в течение занятий переводится с импульсивного на объективированный уровень и поддерживается в ходе занятий.
4. Принцип ПАРТНЁРСКОГО ОБЩЕНИЯ работа в группе основывается на признании ценности личности другого человека, его мнении, интересе. Все решения принимаются с максимально-возможным учётом интересов всех участников тренинга.

При организации и проведении занятий необходимо руководствоваться следующими этическими нормами:
Участие во всех упражнениях - добровольное.
Участникам занятий предоставляется полная информация о способах и целях тренинга.
При проведении упражнений и игр принимаются все меры предосторожности против психических и физических травм.









Перспективное планирование


месяц
диагностика
МО
педсовет
стенд
Тренинг вые занятия

1
Янв.
Межличностные отношения в коллективе Психологический климат в коллективе
Ведение в
проблему,
«Понятие психического здоровья и
влияние его
на профессиональную деятельность», проведение диагностики




2
Фев.




Зан. 1

3
Март.
Оценка поведения в напряженных стрессовых ситуациях



Зан. 2

4
Апр.

«Стрессы
в
деятельности социального работника» (симптомы,
ресурсы
и система поддержки)


Зан. 3

5
Май.


Способы экстренной саморегуляции в ситуациях стресса.
«Способы и методы снятия психоэмоционального напряжения»
Зан. 4

6
Июнь.




Зан. 5

7
Июль.






8
Авг.






9
Сен.
Нервно-психическая устойчивость
«Синдром эмоционального выгорания
как психологическая защита организма»

«Профилактика эмоционального выгорания»

Зан. 6

10
Окт.
Определение склонности к внутриличностному конфликту
Определение стияь поведения в ситуации разногласий.

Конфликты и способы поведения в конфликтных ситуациях

Зан. 7

11
Нояб.
Межличностные отношения в коллективе Психологический климат в коллективе
"Методы разрешения педагогических конфликтов"проведение диагностики, подведение итогов работы по программе.



Зан. 8

12
Дек.






Утверждаю
Директор ОБУСО «Пестовский СП»
________________Н.В.Яблокова

Мероприятия программы.


Формы работы
Периодич-ность
Ответственный
Примечание

1. Информирование педагогов.

1.
Выступления на МО
раз в квартал
педагог-психолог
январь, апрель, сентябрь, ноябрь

2.
Выступления на педсоветах
раз в полгода
педагог-психолог
май, октябрь

3.
Оформление стенда для сотрудников учреждения
2 раза в год
педагог-психолог
май

4
Просвещение сотрудников (мини-лекции)
при необходимости
педагог-психолог


2. Эмоциональная поддержка и стимулированиесотрудников: понимание роли педагогического общения в сохранении психического здоровья сотрудников.

5.
Поддержка творчески работающих педагогов (благодарности, грамоты, поощрения)
2 раза в год
директор, зам. директора
июнь, декабрь.

6.
Рейтинг «Профессиональные достижения»;
2 раза в год
директор, педагог-психолог
июнь, декабрь

7.
Поздравления: с днём рождения, с юбилеем, с успешным выступлением, участием в конкурсе, соревнованиях.
ежемесячно
директор, педагог-психолог


8.
Показ открытых мероприятий.
по плану
директор


9.
Оформление фото-стенда
в течении года
педагог-психолог, воспитатели


10.
Выезды на экскурсии, посещение культурных мероприятий
раз в год
директор


11.
Проведение 5-ти минутки
еженедельно
директор, зам. директора
понедельник и пятница

12.
Коллективное украшение учреждения к празднику
по плану
воспитатели


13.
Выступления из опыта работы педагогов
2 раза в год
воспитатели
май, декабрь

14
Создание совместного коллажа, стенгазеты
2 раза в год
воспитатели


3. Профессиональная помощь.

14.
Разрешение конфликтов
по мере возникновения
директор, педагог-психолог


15.
Оказание консультативно-просветительской услуги
по запросам
директор, педагог-психолог


16.
Тренинговые занятия
(профилактика конфликтных ситуаций в коллективе)
в течение года
педагог-психолог
февраль, март, апрель, май, июнь, сентябрь, октябрь, ноябрь










13PAGE 15


13PAGE 141115




Заголовок 4 Заголовок 515