сборник Использование формативного оценивания в процессе обучения в начальной школе


«Учитель должен знать- чему научил,
учащийся- чему научился».
Е. Н. Ильин.
Как и многие казахстанские педагоги, я прошла курсы третьего (базового) уровня в городе Костанае. Чтобы внедрить в свою педагогическую деятельность модуль программы « Оценивание обучения и оценивание для обучения» мне пришлось пересмотреть свои взгляды на преподавание и выбрать те пути решения, которые помогли бы во-первых, способствовать повышению качества знаний моих учеников, во-вторых, следить за процессом продвижения своих учеников к целям их учения, в- третьих, помогло бы мне как учителю, корректировать весь учебный процесс и донести до учащихся ответственность за улучшение своего образования. Ведь на занятиях нас знакомили только с теоритическим материалом, а на практике весь процесс формативного оценивания исходил из интуитивных представлений, поэтому сам процесс формативного оценивания на моих уроках носит произвольный характер. Поэтому « методом проб и ошибок» я приобрела свой пока еще маленький опыт работы по данному модулю.
Формативное оценивание на уроках в начальной школе помогает мне как учителю отследить процесс продвижения учащихся к целям, поставленных ими же в начале урока и осознать степень ответственности за свое образование.Что же такое формативное оценивание? «Оценивание для обучения - это процесс поиска и интерпретации данных, используемый учениками и их учителями для определенного этапа на котором находятся обучаемые в процессе своего обучения, направления, в котором следует развиваться, и установления, как лучше достигнуть необходимого уровня» (Руководство учителя, с. 163)Другими словами формативное оценивание- процесс наблюдения как изо дня в день протекает процесс обучения.Целью формативного оценивания является коррекция деятельности учителя и учащихся в процессе обучения на основе промежуточных результатов полученных в процессе обучения и предлагает постановку задач совместно с учащимися для улучшения результатов обучения.
Чтобы достичь результата формативного оценивания на уроках я использую следующие компоненты: - создаем нужную учебную задачу; - обсуждаем с учениками их достижения и вместе ставим учебные цели; - на основании оценивания корректирую преподавание, вовлекая учеников в самооценивание; - используем оценивание, чтобы получать информацию об учении и преподавании.
Чтобы достичь результата формативного оценивания на уроках я использую следующие техники:В начале урока:« Фронтальный опрос»- использую для получения информации о стадии осмысления пройденного материала. « Знаю. Хочу знать. Узнал.»- использую при изучении новой темы, чтобы выяснить знания учащихся по данной теме, поставить цели с детьми и в конце определить достижения знаний по данной теме.
Ф.И. Знал Не знал Удивило Не понял
« Корзина идей»- использую для определения определенных знаний по изученной теме, как в парной работе, так и в индивидуальной
На этапе закрепления изученной темы урока :« Круговорот»- использую в парной и групповой работе, когда выполненное задание оценивается другими группами или парами по кругу и другие группы дополняют предыдущую работу новыми сведениями, которые не были указаны.
« Сопоставь»- использую в парной работе для оценивания фактических знаний по теме урока.
« Мини-тест»- использую, чтобы оценить фактические знания по теме урока.
Тест:
В каком веке образовалось первое в истории Казахское ханство?
А) 17 в. В) 15 в. С) 16 в.
2. В каком веке укрепилось Казахское ханство и расширилось?
А) 15в. В) 17в. С) 16 в.
3. Когда был самый сложный период в жизни казахского народа?
А) 1732г. В) 1725г. С) 1723г.
4.Сколько лет продолжалась борьба между казахским народом и джунгарами?
А) 100 лет В) 1000 лет С)10 лет
5. В каком году была одержана крупная победа над джунгарскими завоевателями?
А) 1725 г. В) 1723 г. С)1727 г.
6. Почему война с джунгарами называлась народная?
________________________________________________________________________________________________________________
3060065687451000 « Матрица посадочных мест (МПМ)»- использую на уроках после усвоения материала, где каждый ученик имеет свою ячейку, в которой получает баллы за выполненную работу.

На этапе закрепления изученной темы урока использую критериальное оценивание, которое включает в себя формативное оценивание :
« Лист оценивания»- использую в групповой и парной работе для четкого самооценивания и взаимооценивания конкретных знаний по теме урока, где критерии разрабатываем совместно с учащимися.
Фамилия имя Составление кластера Индивидуальная работа Работа в паре
Критерии выставления оценок Участие в обсуждении.
Участие в составлении кластера.
Участие в защите кластера. Проверь себя.
Сколько в тексте ты поставил «?», постарайся сам на них ответить. Оцени свою работу. В каких словах ты допустил ошибки. Оцени своего соседа. Помоги ему исправить ошибки.

Критерии оценивания:
1 группа 2 группа 3 группа группа
1.Соответствует содержание постера названию темы. 2 Эстетичность оформления. 3. Доступность изложенного материала. Общий балл Состав группы:
« Технологические карты»- использую для четких указаний выполнения конкретного задания или ряд заданий.
На уроке русского языка:
Этапы работы Порядок действий
Составление
кластера-определения
имени
прилагательного. 1.Вспомните определение прилагательного.
2.Вспомните в определении главные слова.
3.На разрезных листах выберите нужные слова.
4.Приклейте на большой чистый лист определение прилагательного.
5.Подготовьте доклад группы.

На уроке познания мира: по плану заполнить данные в таблице:
Имя Годы жизни Качества характера Деятельность
1. 2. 3 4 1. Имя
2.Годы жизни
3.Качества характера
4.Деятельность
5 Отношение народа
На этапе « Рефлексия»:«Эссе»- использую для выяснения уровня понимания данной темы. Например:
Составьте отзыв по плану.
А) Автор, название.
Б) Тема сказки.
В) Основные герои.
Г) Эпизод, который произвел впечатление.
Д) В чем заключается главная мысль?« Цветные стикеры»- для выяснения уровня понимания конкретного задания по теме и умения оценить работу других групп.
«Вопросительные слова»- использую вопросительные слова, об основных понятиях темы урока для коррекции. О чём? Что? Какая? Как? Зачем? Сколько? Где?
«Незаконченные предложения»- использую для выяснения понимания данной темы.1. Я научился…2.Было интересно…3.Было трудно…4.Могу похвалить себя за то, что…5.Могу похвалить одноклассников за то, что…6.Больше всего мне понравилось…7.Мне показалось важным…8.Для меня было открытием то, что…
«Четверостишие»- использую для формативной оценочной рефлексии по теме урока.
1.Урок полезен, всё понятно. 2.Лишь кое-что чуть-чуть неясно.3.Ещё придётся потрудиться. 4.Да, трудно всё-таки учиться!
В своей преподавательской деятельности стараюсь использовать различные техники формативного оценивания не только для того, чтобы урок был разнообразным , но и адаптировать данные техники на своих предметах, чтобы результаты оценивания носили характер корректировки деятельности не только учеников , но и мои как учителя, и при этом улучшать качество образования.
277622018478500 Хочу также отметить положительные моменты формативного оценивания, то есть то, чему научились ученики в процессе обучения:-Работать в группе и парах-Видеть свои положительные и отрицательные стороны-Воспринимать критику других членов группы-Прослеживать понимание темы на каждом этапе урокаОценивать себя и других В будущем буду совершенствовать свои умения при использовании различных форм оценивания, потому что, как сказал Винг Чун: «Никто не станет лучше, даже если узнает "секретную" технику, если нет практики», только через опыт приходит мастерство, только при частом использовании формативного оценивания на уроках, можно добиться качественного и осмысленного выполнения данных заданий.
Использованная литература:
Руководство для учителя АОО «Назарбаев Интеллектуальные школы», 2012 .
Centre.ipksko.kz Пшенова Т.Н. « Формативное оценивание как важный аспект начального обучения».
nsportal.ru Байжуманова И.В. « Формативное оценивание как способ повышения эффективности обучения».
scienceforum.ru Досжанова Д.Ж. « Применение методики оценивания обучения и оценивание