Доклад на педагогическом совете по теме Здоровьесберегающие технологии на уроке музыки

«Здоровьесберегающие технологии на уроках музыки»

Проблема сохранения и укрепления здоровья школьников существует уже достаточно давно. Современное состояние общества, высочайшие темпы его развития предъявляют всё новые более высокие требования к человеку и его здоровью. Кризисные явления в обществе способствовали изменению мотивации образовательной деятельности у учащихся, снизили их творческую активность, замедлили их физическое и психическое развитие, вызвали отклонения в их социальном поведении. В силу этих причин проблемы сохранения здоровья учащихся стали особенно актуальными.
Музыкальное образование обладает большим потенциалом для развития музыкальных, творческих и духовных способностей детей. С помощью здоровьесберегающих технологий учитель музыки может сохранять и укреплять здоровье учащихся. В новом Государственном стандарте образования по искусству и «Концепции художественного образования в РФ» (2002г.) сделаны специальные акценты на формирование музыкально-релаксационной культуры: освоение детьми элементарных приёмов снятия психического и мышечного напряжения в процессе выполнения музыкально-терапевтических упражнений, активное
использование целительных возможностей музыки в интеграции с другими видами искусства, восстановление положительного эмоциональноэнергетического тонуса учащихся. Это стало особо важным в связи с ростомпсихических расстройств, повышенной тревожности и агрессивности, психосоматических заболеваний у детей, о которых свидетельствует современная статистика.
Целительные возможности искусства, в том числе музыки, были известны с древних времён. У разных племён и народов существовали созвучия и ритмы, использовавшиеся как против страстей души, уныния, раздражения, гнева и других душевных «невзгод», так и против физических недугов. В самых древних свидетельствах и документах, дошедших до нас, музыка фигурирует как лечебное средство, о влиянии искусства на душу и тело человека размышляли в своих трудах многие античные философы (Аристотель, Пифагор, Платон). В Китае уже много веков назад музыка
использовалась достаточно широко и в соответствии с правилами
традиционной китайской медицины. Современные медики не раз убеждались в своей практике, что древнекитайские методы музыкальной терапии поддерживают психофизическое здоровье человека, лечат эмоциональные расстройства. Сегодня музыкальную терапию применяют во многих странах мира: в Америке, Великобритании, Германии, Швеции. В России в области музыкальной терапии наиболее известны исследования Л.С.Брусиловского, В.И.Петрушина и М.Л.Лазарева.
В работы этих авторов входят конкретные музыкальнотерапевтические упражнения, рекомендуемые для занятий с детьми.
Музыкальная терапия в условиях общеобразовательной школы представляет собой совокупность приемов и методов, направленных на расширение и обогащение спектра доступных ребёнку переживаний и формирование мировоззрения, которое помогает ему быть здоровым и счастливым.
Автор данной методики Валентин Иванович Петрушин не является профессиональным врачом, но, будучи профессиональным музыкантом, он опробовал свою методику в общеобразовательных школах. В этой методике используются приемы музыкально-образной психотерапии, специальные дыхательные упражнения, ритмические движения и танцы, просмотр слайдов
с красивыми картинами природы и шедевров мировой живописи,
внимательное прослушивание аффективно насыщенных музыкальных произведений. Автор создал установки музыкального самовнушения, которые могут оказывать на мироощущение ребенка положительное воздействие, ибо оптимистическое восприятие жизни необходимо для душевного здоровья. В предлагаемом подходе объединяются эстетотерапия лечение красотой и арт-терапия - лечение идеалами.
Арт - терапия - это метод воздействия посредством самовыражения через искусство, творчество. Арт - терапия - один из самых мягких и в то же время глубоких методов в арсенале психологов и психотерапевтов. Использование различных элементов арт-терапии в школе помогает детям устранить проявления их негативного психоэмоционального состояния, решить имеющиеся психологические проблемы. Возможности арт-терапии позволяют сдержать «выплёскивание» негативной агрессивной энергии на окружающих, способствуют гармонизации личности с природной И социальной средой.
На своих уроках музыки в школе наряду с основными формами музыкальной работы я использую различные виды арт-терапии. Это прежде всего музыкальная терапия (вокальная и дыхательная), фольклорная терапия, а также интегрированные с музыкой сказкотерапия и танцевальнодвигательная терапия.
Составными частями музыкальной терапии являются вокальная и дыхательная терапия. Ключ к пониманию настоящей музыки - это песня. Поющий может передать все оттенки красоты, радости, песня - язык общения человеческих душ, верный лекарь человеческого сердца. Полезно любое пение, так как звук, зарождающийся во время пения, про водит своеобразный вибрационный массаж внутренних органов и может стимулировать их работу. В этом состоит одно из положительных свойств пения для здоровья. Особенно полезно хоровое пение. Новые технологии принесли современным детям увлечение пением караоке - пение под фонограмму известных эстрадных и детских песен. На уроках музыки кроме традиционного пения, я часто провожу караоке-разминки с пением известных детских песен. Это позволяет добиться хорошего настроения, положительных эмоций, никто не боится быть осмеянным и все могут почувствовать себя супер-звездой. В конце пение по японской традиции неизменно сопровождается аплодисментами, что тоже вносит капельку в общее улучшение настроения. Такие караоке-разминки очень нравятся детям.
Дыхательная арт-педагогика на моих уроках представлена выполнением дыхательной гимнастики, упражнений и игр для развития певческого дыхания. Систематическое выполнение упражнений дыхательной гимнастики обеспечивает прекрасное лечебно-профилактическое действие. Дыхательная мускулатура обретает силу и выносливость, в организме нормализуется кровообращение. Дыхательная гимнастика снимает усталость головного мозга, нормализует как повышенное, так и пониженное давление, очищает лёгкие, в результате чего во все уголки организма поступает кислород, то есть дыхательная гимнастика позволяет детям заниматься оздоровлением, не замечая процесса лечения. На моих уроках появилась, а потом и «прижилась» дыхательно-игровая гимнастика, состоящая из упражнений разных авторов, много там ~ моих собственных, которые я придумывала в процессе обучения. Так же в комплекс обязательно входят игры. Есть обязательные упражнения, которые выполняются на каждом занятии, есть упражнения, которые меняются, заканчивается комплекс играми. Вся гимнастика занимает 5-10 минут и проводится во второй половине урока. После выполнения гимнастики мы всегда переходим к распеваниям, которые проводятся в игровой форме.
В начальной школе я очень часто включаю в свой урок элементы танцевально- двигательной терапии. Это разнообразные движения пластические импровизации и этюды, танцы под музыку. Танцевальные и ритмические движения влияют на эмоциональное состояние учащихся, снимают психическое напряжение, развивается фантазия, творческое воображение детей, происходит физическое и психическое раскрепощение детей, «снятие» комплексов, коррекция стрессов.
С детьми более старшего школьного возраста (10-15 лет) мы занимаемся слушанием и восприятием музыки для моделирования у них положительного эмоционального состояния. Процесс восприятия музыки у нас совместный, я стараюсь помочь детям «шагнуть» из реальной жизни в другой, воображаемый мир причудливых образов и настроений. После прослушивания музыки мы выясняем, что дети «видели», чувствовали, «делали» в воображаемом путешествии, какую картинку они могут «нарисовать словами». Такое восприятие музыки обеспечивает снятие напряжения, улучшает психоэмоциональное состояние детей. Современными детьми очень хорошо воспринимается музыка И.С.Баха, Л.В.Бетховена, В.А.Моцарта, композиторов-романтиков Ф.Шуберта, Ф.Шопена, Р.Шумана, русских композиторов М.И.Глинки, П.И.Чайковского, С.В.Рахманинова и других.
Эстетотерапия - это комплекс педагогических и психологических воздействий с целью эстетического воспитания ребенка и включения его в мир культуры, красоты. Эстетотерапия способствует расширению художественного кругозора детей, открывает большие возможности для коррекции имеющихся у ребенка нарушений и создает предпосылку для реализации его личности. На уроках музыки я практикую просматривание слайдов с красивыми картинами природы и шедевров мировой живописи. Как фон к этим слайдам используется классическая музыка спокойного характера. Я сама создаю слайд-шоу, презентации с использованием пейзажей разных художников, использую фильмы из серии «Релаксация. Звуки природы». В процессе деятельности создается атмосфера эмоциональной теплоты, доброжелательности, возникают ощущения психологического комфорта, защищенности, радости. В результате мобилизуется целебный потенциал эмоций.
Забота о здоровье детей - первостепенная задача каждого педагога.
Цель здоровьесберегающих образовательных технологий обучения обеспечить школьнику возможность сохранения здоровья за период обучения в школе. И музыкальная терапия может стать эффективным методом сохранения здоровья школьников.