РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ КУРСА Я ИССЛЕДОВАТЕЛЬ


«Рассмотрено»
на заседании М.О
__________ Ямковая Л.В.
протокол №_____
«___»_________2015г.
«Согласовано»
зам.директора по УВР
___________Долинская В.О.
«____»_______2015г.
«Утверждено»
Директор ОШ №5
______________Окул Т.В.
Приказ № _____
«___»________2015г.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
ПРОЕКТНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
КРУЖОК «Я ПОЗНАЮ МИР»
Обучающихся 4-Б класса
Багдасарян Гульназ Ташпулатовна
Учитель высшей категории
Симферополь, 2015
СОДЕРЖАНИЕ
Пояснительная записка Планируемые результаты освоения программы «Я познаю мир»
Оценка планируемых результатов освоения программы проектно-исследовательской деятельности «Я познаю мир»
Тематическое планирование программы Содержание программы Список литературы ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Данная программа разработана на основе Авторской программы
методиста СГМЦ Пулиной А.А. соответствующая федеральному компоненту
государственного стандарта общего образования
Окружающий нас мир меняется с такой стремительной быстротой, что для выживания в нём человек всё реже может опираться на отработанные его предками и им самим стереотипы. Для того чтобы выжить современному человеку всё чаще приходится проявлять поисковую активность, прибегать к исследовательским методам. Изменяется содержание учебных предметов и как следствие изменяются и методы обучения, именно исследовательский и проектный методы позволят стимулировать природную потребность ученика начальной школы к новизне, научат видеть проблемы, конструировать гипотезы, задавать вопросы, наблюдать, делать выводы.
Успех в современном мире во многом определяется способностью человека организовать свою жизнь как проект: определить дальнюю и ближайшую перспективу, найти и привлечь необходимые ресурсы, наметить план действий и, осуществив его, оценить, удалось ли достичь поставленных целей. Многочисленные исследования, проведенные как в нашей стране, так и за рубежом, показали, что большинство современных лидеров в политике, бизнесе, искусстве, спорте — люди, обладающие проектным типом мышления.
Сегодня в школе есть все возможности для развития проектного мышления с помощью особого вида деятельности учащихся — проектно-исследовательской деятельности. Для того чтобы ученик воспринимал знания как действительно нужные, ему необходимо поставить перед собой и решить значимую для него проблему, взятую из жизни, применить для ее решения определенные знания и умения, в том числе и новые, которые еще предстоит приобрести и получить в итоге реальный, ощутимый результат.
Такая возможность предоставляется Федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования (Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 06.10.2009г. №373), определяющим в качестве основного системно-деятельностный подход.
Системно-деятельностный подход предполагает: воспитание и развитие качеств личности, отвечающих требованиям информационного общества, инновационной экономики, задачам построения демократического гражданского общества; переход к стратегии социального проектирования и конструирования в системе образования на основе разработки содержания и технологий образования, определяющих пути и способы достижения социально желаемого уровня (результата) личностного и познавательного развития обучающихся; ориентацию на результаты образования как системообразующий компонент Стандарта, где развитие личности обучающегося на основе усвоения универсальных учебных действий, познания и освоения мира составляет цель и основной результат образования; признание решающей роли содержания образования, способов организации образовательной деятельности и взаимодействия участников образовательного процесса в достижении целей личностного, социального и познавательного развития обучающихся; учет индивидуальных возрастных, психологических и физиологических особенностей обучающихся, роли и значения видов деятельности и форм общения для определения целей образования и воспитания и путей их достижения; обеспечение преемственности дошкольного, начального общего, основного и среднего (полного) общего образования; разнообразие организационных форм и учет индивидуальных особенностей каждого обучающегося (включая одаренных детей и детей с ограниченными возможностями здоровья), обеспечивающих рост творческого потенциала, познавательных мотивов, обогащение форм взаимодействия со сверстниками и взрослыми в познавательной деятельности. Программа позволяет реализовать и компетентностный, личностно ориентированный, акмеологический подходы.
В соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования возникла необходимость в разработке программы проектно-исследовательской деятельности для урочной и внеурочной деятельности по общеинтеллектуальному направлению.
Актуальность программы «Я познаю мир» обусловлена ее методологической значимостью. Знания, умения, навыки, полученные учениками в проектно-исследовательской деятельности, являются залогом достижения планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования, и в будущем создадут основу для самостоятельного успешного усвоения обучающимися новых знаний, умений, компетенций, видов и способов деятельности.
Новизной данной программы является то, что в основе лежит системно-деятельностный подход, который создает основу для самостоятельного успешного усвоения обучающимися новых знаний, умений, компетенций, видов и способов деятельности и обеспечивает соответствие деятельности обучающихся их возрасту и индивидуальным особенностям, а также метапредметный характер содержания и позволяющий объединять и применять знания, полученные в ходе учебного процесса на разных предметах.
Программа основывается на следующих принципах: образование для жизни, успешной социализации в обществе и личностного развития; оценивание для обеспечения возможности обучающемуся самому планировать свои образовательные результаты и совершенствовать их в процессе постоянной самооценки; разнообразные формы организации самостоятельной, осмысленной деятельности на основе собственной мотивации и ответственности за результат, реализация педагогической идеи формирования у младших школьников умения учиться – самостоятельно добывать и систематизировать новые знания.
Программа проектно-исследовательской деятельности «Я познаю мир» предназначена для обучающихся начальной школы и направлена на формирование следующих методологических качеств: способность осознания целей проектно-исследовательской деятельности, умение поставить цель и организовать ее достижение, а также креативных качеств – прогностичность, терпимость к противоречиям, критичность, наличие своего мнения и коммуникативных качеств, обусловленных необходимостью взаимодействовать с другими людьми, с объектами окружающего мира и воспринимать информацию, выполнять различные социальные роли в группе и коллективе. Проектно-исследовательская деятельность в начальной школе, учитывая возрастные особенности детей, имеет свою специфику. В начальной школе могут возникнуть только прообразы проектной деятельности в виде решения творческих заданий или специально созданной системы проектно-исследовательских задач. В ходе решения таких задач у младших школьников могут быть сформированы следующие способности:
Рефлексия (видеть проблему; анализировать сделанное – почему получилось, почему не получилось, видеть трудности, ошибки);
Целеполагание (ставить и удерживать цели);
Планирование (составлять план своей деятельности);
Моделирование (представлять способ действия в виде модели-схемы, выделяя все существенное и главное);
Проявление инициативы при поиске способа (способов) решения задачи;
Коммуникация (взаимодействовать при решении задачи, отстаивать свою позицию, принимать или аргументировано отклонять точки зрения других).
Цель программы – формирование целостной естественно-научной картины мира, через информационную грамотность обучающихся на основе самостоятельных исследований объектов и явлений окружающего мира и научного знания.
Задачи программы:
Развивать познавательный интерес к проектной и исследовательской деятельности;
Формировать у обучающихся самостоятельные исследовательские умения;
Способствовать формированию потребности в самопознании и саморазвитии, развитию творческих способностей и логического мышления;
Содействовать воспитанию активности личности, культуры общения и поведения в социуме.
Содержание программы практико-ориентированно, учитывает имеющийся опыт обучающихся и способствует приобщению их к решению конкретных жизненно важных проблем. Содержание программы направлено на выявление и планомерную и систематическую работу с одарёнными учащимися, учащимися, которые в будущем составят основу школьного научного общества, будут принимать активное участие в предметных олимпиадах, конкурсах.
Содержание программы проектно-исследовательской деятельности «Я познаю мир» вариативно и корректируется учителем в соответствии с целями и задачами основной образовательной программы начального общего образования, которая реализуется в конкретной общеобразовательной организации.
Форма организации: занятия проводятся 1 раз в неделю в учебном кабинете, школьной библиотеке, компьютерном классе, специализированных кабинетах школы (химии, физики, биологии, географии), различных объектах города (парки, скверы, улицы, архитектурные достопримечательности, музеи и пр.). Проектно-исследовательская деятельность включает проведение опытов, наблюдений, экскурсий, конкурсов, заседаний научных клубов младших школьников, олимпиад, соревнований, реализации проектов и т.д. Проектно-исследовательская деятельность предусматривает поиск необходимой недостающей информации в энциклопедиях, справочниках, книгах, на электронных носителях, в Интернете, средствах массовой информации и т.д. Источником информации могут быть взрослые: представители различных профессий, учителя, родители, увлеченные люди, а также другие дети.
Виды работ: экскурсии; поисковая и аналитическая работа с информацией; игры; наблюдения; интервьюирование; подготовка и представление презентаций.
Сроки реализации программы: 1 год (3 класс). Программа «Я познаю мир» рассчитана на 35 учебных часа, из расчета 1 час в неделю, 35 часов в год. Занятия могут проводиться в первой и второй половине дня.
Структура программы проектно-исследовательской деятельности «Я познаю мир» предполагает последовательность и преемственность в изучении, вариативность, учёт возрастных и индивидуальных особенностей учеников.
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ПРОГРАММЫ
«Я ПОЗНАЮ МИР»
Федеральный государственный образовательный стандарт устанавливает требования к результатам обучающихся, освоивших основную образовательную программу начального общего образования, частью которой является программа проектно-исследовательской деятельности «Я познаю мир». Личностные результаты включают: готовность и способность обучающихся к саморазвитию, сформированность мотивации к обучению и познанию, ценностно-смысловые установки обучающихся, отражающие их индивидуально-личностные позиции, социальные компетенции, личностные качества; сформированность основ гражданской идентичности.
Метапредметные результаты включают: освоение обучающимися универсальных учебных действий (познавательных, регулятивных и коммуникативных), обеспечивающих овладение ключевыми компетенциями, составляющими основу умения учиться, и межпредметными понятиями.
Предметные результаты включают: освоение обучающимися в ходе изучения учебного предмета опыта специфической для данной предметной области деятельности по получению нового знания, его преобразованию и применению, а также систему основополагающих элементов научного знания, лежащих в основе современной научной картины мира.
В результате реализации программы проектно-исследовательской деятельности «Я познаю мир» у обучающихся будут сформированы личностные, регулятивные, познавательные и коммуникативные универсальные учебные действия. В сфере личностных универсальных учебных действий будет сформировано умение оценивать жизненные ситуации (поступки людей) с точки зрения общепринятых норм и ценностей: в предложенных ситуациях отмечать конкретные поступки, которые можно оценить как хорошие или плохие; самостоятельно определять и высказывать самые простые общие для всех людей правила поведения (основы общечеловеческих нравственных ценностей). Внутренняя позиция школьника (положительное отношение к школе; чувство необходимости учения). Самооценка (широта диапазона оценок; обобщенность категорий оценок; представленность в Я-концепции социальной роли ученика; рефлексивность как адекватное осознанное представление о качествах хорошего ученика; осознание своих возможностей в учении на основе сравнения «Я» и «хороший ученик»; осознание необходимости самосовершенствования на основе сравнения «Я» и «хороший ученик»; способность адекватно судить о причинах своего успеха/неуспеха в учении, связывая успех с усилиями, трудолюбием, старанием). Мотивация учебной деятельности (сформированность познавательных мотивов; интерес к новому; интерес к способу решения и общему способу действия; сформированность социальных мотивов; стремление выполнять социально значимую и социально оцениваемую деятельность, быть полезным обществу; сформированность учебных мотивов; стремление к самоизменению — приобретению новых знаний и умений; установление связи между учением и будущей профессиональной деятельностью).
В сфере регулятивных универсальных учебных действий обучающиеся овладеют всеми типами учебных действий по реализации учебно-исследовательских проектов, включая способность принимать и сохранять учебную цель и задачу, планировать её реализацию, контролировать и оценивать свои действия, вносить соответствующие коррективы в их выполнение (планирующий самоконтроль), научатся различать объективную трудность задачи и субъективную сложность, взаимодействовать со взрослыми и со сверстниками в учебной деятельности; оценивать значимость и смысл учебной деятельности для себя самого, расход времени и сил, вклад личных усилий, понимание причины ее успеха/неуспеха.
В сфере познавательных универсальных учебных действий обучающийся научится выдвигать гипотезы, осуществлять их проверку, анализировать объекты с целью выделения признаков (существенных, несущественных); синтез как составление целого из частей, в том числе с самостоятельным достраиванием восполнением недостающих компонентов; классифицировать объекты; устанавливать причинно-следственные связи; выстраивать логическую цепь рассуждений; пользоваться библиотечными каталогами, специальными справочниками, универсальными энциклопедиями для поиска учебной информации об объектах; определять основную и второстепенную информации.
В сфере коммуникативных универсальных учебных действий обучающийся научится планировать и координировать совместную деятельность по реализации проекта в микрогруппе (согласование и координация деятельности с другими ее участниками); объективно оценивать свой вклад в решение общих задач группы. У обучающихся будут сформированы следующие действия: учет способностей различного ролевого поведения – лидер, подчиненный; преодоление эгоцентризма в пространственных и межличностных отношениях;рефлексия своих действий как достаточно полное отображение предметного содержания и условий осуществляемых действий; способность строить понятные для партнера высказывания, учитывающие, что он знает и видит, а что нет; умение с помощью вопросов получать необходимые сведения от партнера по деятельности.
Воспитательные результаты реализации программы проектно-исследовательской деятельности «Я познаю мир» представлены в трёх уровнях: приобретение школьником социальных знаний; получение школьником опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям общества, ценностного отношения к социальной реальности в целом; получение школьником опыта самостоятельного общественного действия. Каждому уровню результатов соответствует своя образовательная форма.
Формы достижения воспитательных результатов
программы проектно-исследовательской деятельности «Я познаю мир»
Приобретение социальных знаний Формирование ценностного отношения к социальной реальности Получение опыта самостоятельного общественного действия
Познавательные беседы, предметные экскурсии, тренинги, продуктивная игра, аукцион идей, игра-соревнование, творческая мастерская, игровая эстафета, лингвистическая мастерская, интеллектуальный марафон Опыт, эксперименты, познавательные беседы с участием специалистов, интеллектуальный тренинг, исследовательская лаборатория, практикум Выставка - демонстрация папок исследователя.
Участие в интеллектуальных конкурсах на школьном уровне.
Ожидаемые воспитательные результаты программы проектно-исследовательской деятельности «Я познаю мир».
Результаты первого уровня (приобретение школьником социальных знаний, понимания социальной реальности и повседневной жизни): знание о нормах взаимоотношения с разными людьми и ситуациях межличностного взаимодействия, о правилах конструктивной групповой работы; усвоение представлений о самопрезентации в различных ситуациях взаимодействия; социальные знания о способах познания, об исследовательском поиске, о способах самопознания; о способах нахождения обработки и нахождения информации; об области применения методов исследования.
Результаты второго уровня (формирование позитивных отношений школьника к базовым ценностям нашего общества и к социальной реальности в целом): развитие ценностных отношений к природе, к познанию, к другим людям; стремление к коллективной творческой деятельности.
Результаты третьего уровня (приобретение школьником опыта самостоятельного социального действия): опыт построения различного рода отношения в ходе целенаправленной, поисковой, творческой и продуктивной деятельности; опыт взаимоотношения с разными людьми; опыт перехода от одного вида общения к другому; опыт индивидуальной самостоятельной работы и сотрудничества в коллективе; опыт взаимодействия школьника с социальными субъектами в открытой общественной среде; опыт самоорганизации.
Оценка планируемых результатов освоения программы проектно-исследовательской деятельности «Я познаю мир»
Система оценки предусматривает уровневый подход к представлению планируемых результатов и инструментарию для оценки их достижения. Согласно этому подходу за точку отсчёта принимается необходимый для продолжения образования и реально достигаемый большинством учащихся опорный уровень образовательных достижений. Достижение этого опорного уровня интерпретируется как безусловный учебный успех ребёнка. А оценка индивидуальных образовательных достижений ведётся «методом сложения», при котором фиксируется достижение опорного уровня и его превышение. Это позволяет поощрять продвижения учащихся, выстраивать индивидуальные траектории движения с учётом зоны ближайшего развития.
В процессе оценки используются разнообразные методы и формы, взаимно дополняющие друг друга (стандартизированные письменные и устные работы, проекты, практические работы, творческие работы, самоанализ и самооценка, наблюдения и др.). На занятиях используются разные виды контроля: текущий, промежуточный, итоговый.
Текущий контроль осуществляется посредством наблюдения, за деятельностью обучающихся на каждом занятии. Промежуточным контролем является анализ проектов, исследований, поделок, творческих работ. Материалами могут быть: сами исследовательские работы; фото, видео, презентационные материалы поделок − всё, что ученик сам посчитает нужным представить.
Итоговым контролем может быть «конечный продукт» деятельности: выставка творческих работ; конкурс проектных работ; электронный фотоальбом; мультимедийная презентация; сборник творческих работ. Одним из наиболее интересных инструментов для оценки динамики образовательных достижений служит портфолио ученика. Как показывает опыт его использования, портфолио достижений может быть отнесён к разряду аутентичных индивидуальных оценок, ориентированных на демонстрацию динамики образовательных достижений в широком образовательном контексте (в том числе в сфере освоения таких средств самоорганизации собственной учебной деятельности, как самоконтроль, самооценка, рефлексия и т. д.). Портфолио индивидуальных образовательных достижений обучающихся содержит документы и материалы, подтверждающие достижения обучающихся 1-4 классов за определенный период обучения: таблицы результатов наблюдения, листы самооценки, обработку и интерпретацию результатов.
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
ПРОГРАММЫ « Я ПОЗНАЮ МИР»
4 класс
№ Тема Количество часов Дата
всего теория практика Раздел 1. Исследуем мир (7 часов) 1 Что такое исследование? Кто такие исследователи? Что можно исследовать? (тренировочные занятия) 1 0,5 0,5 07.09
2 Как выбрать тему исследования. Какими могут быть темы исследования. 1 0,5 0,5 14.09
3 Наблюдение как способ выявления проблем.
Развитие умения видеть проблемы. 1 - 1 21.09
4 Развитие умения выдвигать гипотезы. Развитие умений задавать вопросы. 1 0,5 0,5 28.09
5 Развитие умений давать определение понятиям. 1 0,5 0,5 05.10
6 Модели и моделирование. 1 - 1 12.10
7 Игра «Историческое моделирование»
или «Что такое зоопарк» 1 - 1 19.10
Раздел 2. Мы - исследователи (самостоятельная исследовательская практика) (27 часа) 8 Задачи на классификацию с явными ошибками. Развитие умений классифицировать 2 1 1 02.11
09.11
9 Развитие умений и навыков работы с парадоксами. 1 - 1 16.11
10 Развитие умений наблюдать.
Экскурсия-наблюдение 2 1 1 23.11
30.11
11 Развитие умений и навыков экспериментирования. Мысленный эксперимент. Как оценивать идеи. 2 1 1 07.12
14.12
12 Эксперименты с реальными объектами. Опыты с равновесием. Опыты с плавучестью. Опыты с магнитами. 2 - 2 21.12
18.01
13 Как ты узнаёшь мир. Органы чувств человека. Память – хранилище опыта. 1 - 1 25.01
14 Развитие умений высказывать суждения и делать умозаключения. Индуктивные умозаключения. 2 1 1 01.02
08.02
15 Дедуктивные умозаключения. Умозаключения по аналогии. 1 - 1 15.02
16 Методика работы с текстом. Развитие умений создавать тексты. Учимся выделять главную идею. 1 - 1 22.02
17 Развитие дивергентного и конвергентного мышления. Сказка на заданную тему. 2 1 1 29.02
07.03
18 Коллекционирование как исследовательская практика. Хобби. 2 1 1 14.03
21.03
19 Демонстрационные опыты в кабинете химии 1 - 1 04.04
20 Демонстрационные опыты в кабинете физики 1 - 1 11.04
21 Демонстрационные опыты в кабинете биологии 1 - 1 18.04
22 Учебные экскурсии 2 - 2 25.04 02.05
23 Как подготовить защиту исследовательской работы 2 1 1 09.05
16.05
Раздел 3. Мониторинг проектно-исследовательской деятельности 24 Защита проектов 3 - 3 23.05
Всего 35 9 26 СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
4 класс
Раздел 1. Исследуем мир
1. Что такое исследование? Кто такие исследователи? Что можно исследовать? (тренировочные занятия)
2. Как выбрать тему исследования. Какими могут быть темы исследования. Что такое тема исследования. Правила выбора темы исследования. Что такое цель исследования. На какой вопрос отвечает цель? Задачи исследования.
Практическая часть занятия. Анкета “Что мне интересно?” Составление модели “Почему роза колючая”.
3. Наблюдение как способ выявления проблем. Развитие умения видеть проблемы. План исследования.
Практическая часть занятия. Изучение преимуществ и недостатков (показать наиболее распространенные зрительные иллюзии) наблюдения. Выполнить задания на проверку и тренировку наблюдательности. Планируем собственное наблюдение “Почему надуваются мыльные пузыри?” Коллективная беседа “Нужен ли исследователю план работы?”
4. Учимся выдвигать гипотезы. Развитие умения выдвигать гипотезы. Развитие умений задавать вопросы. Что такое гипотеза. Как создаются гипотезы. Что такое провокационная идея и чем она отличается от гипотезы. Как строить гипотезы. Слова-помощники при создании гипотез: может быть…, предположим…, допустим…, возможно…, что, если….
Практическая часть занятия. Упражнения на обстоятельства. Упражнения, предполагающие обратные действия. Создание проблемной ситуации. Выдвижение и проверка собственных гипотез. Игры - задания: «Давайте вместе подумаем», «Что бы произошло, если бы волшебник исполнил три самых главных желания каждого человека на Земле?». Организация и проведение игр «Найди загаданное слово», «Угадай, о чём спросили?», «Найди причину события с помощью вопросов», «Вопросы домашних животных».
5. Развитие умений давать определение понятиям. Выделение главных признаков предмета. Что значит определить понятие. Приемы определения понятий (описание, характеристика”, описание посредством примера и др.).
Практическая часть занятия. Примеры описания понятий в литературе: А.Э. Брэм “Жизнь животных”, энциклопедии. Загадки как определения понятий. Тренировочные задания “Расскажи понятнее и короче” (что такое лодка, слива, стул и т.д.), “Опиши объект”, “Дай характеристику животного”, отгадывание загадок, составление кроссвордов.
6. Модели и моделирование. Что такое модель. Наиболее известные и доступные эксперименты на моделях. Понятие “классификации”. Классификация предметов по разным основаниям. Мысленный эксперимент. Эксперименты с реальными объектами: «Как вода исчезнет?» «Определяем плавучесть предметов». Виды моделей, значение.
Практическая часть занятия. Экспериментирование с моделями (игрушки — как модели людей, техники и др.). Моделирование круговорота воды в природе.
7. Игра «Историческое моделирование» - реконструкция исторического события или «Что такое зоопарк. Обитатели зоопарка». Знакомство с моделью зоопарка, вольерами. Выбор вольера и самостоятельное изображение животного. Коллективная работа по «заселению животных». Игра «Экскурсия по нашему зоопарку». Оценка индивидуальной и совместной деятельности.
Раздел 2. Мы – исследователи (самостоятельная исследовательская практика).
1. Научные исследования и наша жизнь. Портфолио исследователя.
Практическая часть занятия.
«Метод шести думательных шляп» Эдварда де Боно.
2. Классификация. Классификация предметов и явлений. Задачи на классификацию с явными ошибками. Развитие умений классифицировать.
Практическая часть занятия. Игры «Продолжи ряд», «Набор картинок», Геометрические фигуры для классифицирования, «Четвертый лишний». Найди предметы и явления, которые можно поделить надвое.
2. Развитие умений и навыков работы с парадоксами.
Практическая часть занятия. Рисуем по кругу одним карандашом (общий рисунок).
3. Развитие умений наблюдать. Экскурсия-наблюдение
Практическая часть занятия.
4. Что такое эксперимент. Самый главный способ получения информации. Что знаем об экспериментировании. Как узнать новое с помощью экспериментов. Планирование и проведение эксперимента. Развитие умений и навыков экспериментирования. Мысленный эксперимент. Как оценивать идеи.
Практическая часть занятия. Планирование и проведение экспериментов с водой: поверхностное натяжение воды, плавучесть предметов, растворимость веществ.
5. Эксперименты с реальными объектами.
Практическая часть занятия. Опыты с равновесием. Опыты с плавучестью. Опыты с магнитами.
6. Как ты узнаёшь мир. Органы чувств человека. Память – хранилище опыта.
Практическая часть занятия.
7. Развитие умений высказывать суждения и делать умозаключения. Индуктивные умозаключения.
Практическая часть занятия. Корректурная проба. Перечисли объекты с заданным признаком. Решение задач со спичками. Игра «Монолог картошки». Пятна Роршаха (разноцветные кляксы). Игра «Сложи узор».
8. Дедуктивные умозаключения. Умозаключения по аналогии. Ассоциации и аналогии.
Практическая часть занятия. Нарисуй такую же фигуру, но в зеркальном отражении. Дорисуй вторую половину. Совместная история из предложений. Аналогия. Сделай равенство верным. Выбери два главных слова. Бег ассоциаций. Игра «Поиск аналогий».
9. Методика работы с текстом. Развитие умений создавать тексты. Учимся выделять главную идею.
Практическая часть занятия.
10. Развитие дивергентного и конвергентного мышления. Сказка на заданную тему.
Практическая часть занятия. Игра «Пиктографическое письмо» (на основе фрагмента мультфильма «Каникулы в Простоквашино»).Создание письма участниками группы по принципу производственного конвейера (каждый участник на общем листе бумаги рисует свою часть письма от имени какого-либо персонажа). Чтение полученных писем. Оценка индивидуальной и совместной деятельности. Игра «Последовательные картинки», «Запомни порядок».
11. Коллекционирование как исследовательская практика. Хобби.
Практическая часть занятия.
12. Демонстрационные опыты в кабинете химии
Практическая часть занятия. Опыт «Невидимые чернила», «Картофельные штампы» (изготовление картофельного штампа, создание коллективного панно), «Могучая скорлупа», «Домашняя газированная вода»,
13. Демонстрационные опыты в кабинете физики
Практическая часть занятия. Опыт «Сильная газета»,
14. Демонстрационные опыты в кабинете биологии
Практическая часть занятия.
15. Учебные экскурсии «Древнейшие изобретения человека». Колесо, лодка, телега, лук и стрелы как первые изобретения человека. Материалы, внешний вид, назначение. Практикум – изготовление моделей орудий труда человека.
17. Как подготовить сообщение о результатах исследования и подготовиться к защите . Что такое сообщение, доклад. Как правильно спланировать сообщение о своем исследовании. Как выделить главное и второстепенное. Что такое защита. Как подготовить защиту исследовательской работы. Как правильно делать доклад. Как отвечать на вопросы.
Практическая часть занятия. Упражнения «Что сначала, что потом», «Составление рассказов по заданному алгоритму», «Вопросы и ответы», «Как доказывать идеи» и др.
18. Как подготовить презентацию исследовательской работы, проекта. Виды презентаций.
Практическая часть занятия. Учимся пользоваться мимикой и жестами. Дыхание наш помощник. Культура выступления. Культура внешнего вида. Что такое ораторское мастерство. Как эффектно начать своё выступление.
19. Коллективный проект «Человек и его корни. Родословное древо моей семьи».
Практическая часть занятия.
Раздел 3. Мониторинг исследовательской деятельности учащихся
Индивидуальные консультации. Консультации проводятся педагогом для учащихся и родителей, работающих в микрогруппах или индивидуально. Подготовка детских работ к публичной защите. Защита проектов.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Белых, С. Л. Мотивация исследовательской деятельности учащихся [Текст] / С. Л. Белых // Исследовательская работа школьников. – 2006. - № 18. – С. 68-74.
2. Горский, В.А., Тимофеев А.А., Смирнов Д.В. Примерные программы внеурочной деятельности. Начальное и основное образование [ Текст] / В.А. Горский// Стандарты второго поколения.- Москва,2010.-С.15.
3.Григорьев, Д.В., Степанов, П.В. Внеурочная деятельность школьников. Методический конструктор. [ Текст] / Д. В. Григорьев// Стандарты второго поколения. Пособие для учителя.- Москва,2010.- С.25.
4. Григорьев, Д.В., Куприянов, В.В. Программы внеурочной деятельности. [ Текст] / Д.В. Григорьев // Стандарты второго поколения. - Москва,2010.- С.40.
5. Дик, Н.Ф. Школа полного дня. Новое содержание обучения и воспитания в 1-2 классах.[ Текст] / Н.Ф. Дик// Государственные стандарты второго поколения. Москва,2010.- С.15-45.
6. Поливанова, К.Н. Проектная деятельность школьников: Пособие для учителя // К.Н.Поливанова. – М.: Просвещение, 2008-45
7. Проектные задачи в начальной школе: пособие для учителя/ [А.Б.Воронцов, В.М. Заславский, С. Е. Егоркина и др.]; под ред. Воронцова, А.Б. – М.: Просвещение, 2010.
8. Пулина А. А. Метод проектов в практике современного учителя (методическое пособие).− С.: мсп «НАТА», 2007.− 144с.
9. Пуліна А. А. Педагогічне проектування в сучасній школі – Х.: Вид. група «Основа», 2009.–160с.– (серія «Управління школою». Вип.4 (76))
10.Савенков, А.И. Маленький исследователь [Текст] //Как научить младших школьников приобретать знания. – Ярославль, Академия развития, 2002
11. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования // Министерство образования и науки Рос. Федерации. – М.: Просвещение, 2010.
Интернет-ресурсы для учителя
http://schools.keldysh.ru/labmro Методический сайт лаборатории методики и информационной поддержки развития образования МИОО
www.issl.dnttm.ru  — сайт журнала «Исследовательская работа школьника».
Организация исследовательской деятельности школьников: теория и практика http://matriz.karelia.ru/
Портал исследовательской деятельности учащихся- www.researcher.ru  
Сайт журнала «Исследовательская работа школьника»- - www.issl.dnttm.ru  
Сайт Всероссийского Конкурса юношеских исследовательских работ им. В. И. Вернадского- vernadsky. infoУроки Кирилла и Мефодия. - мультимедийный учебник из серии "Начальная школа»
Занимательные научные опыты для детей   http://adalin.mospsy.ru/l_01_00/l_01_10o.shtml
Познавательные опыты для детей http://adalin.mospsy.ru/l_01_00/l_01_10g.shtmlЗанимательные опыты и эксперименты для дошкольников http://adalin.mospsy.ru/l_01_00/l_01_10f.shtml«Жидкие» фокусы http://adalin.mospsy.ru/l_01_00/l_01_10k.shtmlЗанимательные опыты на кухне http://adalin.mospsy.ru/l_01_00/l_01_10m.shtmlИзучаем химию - ставим опыты вместе с детьми http://adalin.mospsy.ru/l_01_00/l_01_10d.shtmlИзучаем животный мир - ставим опыты http://adalin.mospsy.ru/l_01_00/l_01_10n.shtml
Рекомендации для учащихся по написанию исследовательской (проектной) работы
1. Структура и логика исследовательской работы.
Основными этапами исследовательской работы являются следующие положения:
Найти проблему – что надо изучать.
Тема – как это назвать.
Актуальность – почему эту проблему нужно изучать.
Цель исследования – какой результат предполагается получить.
Гипотеза – что не очевидно в объекте.
Новизна – что нового обнаружено в ходе исследования.
Задачи исследования – что делать – теоретически и экспериментально.
Литературный обзор – что уже известно по этой проблеме.
Методика исследования – как и что исследовали.
Результаты исследования – собственные данные.
Выводы – краткие ответы на поставленные задачи.
Значимость – как влияют результаты на практику.
ПОМНИ ЧТО:
Проблема должна быть выполнима, решение её должно принести реальную пользу.
Тема должна быть оригинальной, в ней необходим элемент неожиданности, необычности, она должна быть такой, чтобы работа могла быть выполнена относительно быстро.
Необходимо решить, почему именно эту проблему нужно в настоящее время изучать – это актуальность.
В исследовательской работе должна быть сформулирована цель – какой результат предполагается получить, каким, в общих чертах, видится этот результат еще до его получения. Обычно цель заключается в изучении определенных явлений.
В исследовании важно выделить гипотезу и защищаемые положения. Гипотеза – это предвидение событий, это вероятное знание, ещё не доказанное. Изначально гипотеза не истина и не ложь – она просто не доказана.
Защищаемые положения это то, что исследователь видит, а другие не замечают. Положение в процессе работы либо подтверждается, либо отвергается. Гипотеза должна быть обоснованной, т. е. подкрепляться литературными данными и логическими соображениями.
После определения цели и гипотезы формулируются задачи исследования. Задачи и цели – не одно и то же. Цель исследовательской работы бывает одна, а задач бывает несколько. Задачи показывают, что вы собираетесь делать. Формулировка задач тесно связана со структурой исследования. Причем, отдельные задачи могут быть поставлены для теоретической части и для экспериментальной.
В работе должен присутствовать литературный обзор, т. е. краткая характеристика того, что известно об исследуемом явлении, в каком направлении происходят исследования других авторов. В обзоре вы должны показать, что знакомы с областью исследований по нескольким источникам, что вы ставите новую задачу, а не делаете то, что уже давно сделали до вас.
Затем описывается методика исследования. Её подробное описание должно присутствовать в тексте работы. Это описание того, что и как делал автор исследования для доказательства справедливости выдвинутой гипотезы.
Далее представляются результаты исследования. Собственные данные, полученные в результате исследовательской деятельности. Полученные данные необходимо сопоставить с данными научных источников из обзора литературы по проблеме и установить закономерности, обнаруженные в процессе исследования.
Необходимо отметить новизну результатов, что сделано из того, что другими не было замечено, какие результаты получены впервые. Какие недостатки практики можно исправить с помощью полученных в ходе исследования результатов. Необходимо четко понимать разницу между рабочими данными, и данными, представленными в тексте работы. В процессе исследования часто получается большой массив чисел, которые в тексте представлять не нужно. Поэтому рабочие данные обрабатывают и представляют только самые необходимые. Однако, нужно помнить, что кто-то может захотеть познакомиться с первичным материалом исследования. Чтобы не перегружать основную часть работы, первичный материал может выноситься в приложение.
Наиболее выигрышной формой представления данных является графическая, которая максимально облегчает читателю восприятие текста. Всегда ставьте себя на место читателя.
И завершается работа выводами. В которых тезисно, по порядку выполнения задач, излагаются результаты исследования. Выводы – это краткие ответы на вопрос – как решены поставленные исследовательские задачи.
Цель может быть достигнута даже в том случае, если первичная гипотеза оказывается несостоятельной.
2. Процедура защиты
Следующий этап – доклад как закономерный итог выполнения исследовательской работы. Результаты работы представляются на конференции, публично.
ПОМНИ ЧТО:
Задача докладчика: точно и эмоционально изложить саму суть исследования. В ходе доклада недопустимо зачитывание работы, а кратко отразить основное содержание всех глав и разделов работы. Надо иметь ввиду, что допускаемая регламентом продолжительность выступления 10-15 минут. Поэтому при подготовке доклада из текста работы отбирается самое главное. Иногда приходится “жертвовать” и некоторыми важными моментами, если без них можно обойтись. При изложении материала следует придерживаться отдельного плана, соответствующего структуре и логике выполнения самой исследовательской работы. Все остальное, если у аудитории возник интерес излагается в ответах на вопросы. Написанная работа и доклад по ней – совершенно разные жанры научного творчества.
В помощь учащимся
Общие требования и правила оформления текстов исследовательских (проектных) работ
Для оформления текстов исследовательских работ существуют общие требования и правила. Объем работы колеблется от 20 до 25 страниц печатного текста (без приложений), доклада – 1-5 страниц (в зависимости от класса и степени готовности ученика к такого рода деятельности). Для текста, выполненного на компьютере, - размер шрифта 12-14, Times New Roman, обычный; интервал между строк – 1,5-2; размер полей: левого – 30 мм., правого – 10 мм., верхнего – 20 мм., нижнего – 20 мм. (при изменении размеров полей необходимо учитывать, что правое и левое, а так же верхнее и нижнее поля должны составлять в сумме 40 мм.). При правильно выбранных параметрах на странице должно умещаться в среднем 30 строк, а в строке – в среднем 60 печатных знаков, включая знаки препинания и пробелы между словами. Текст печатается на одной стороне страницы; сноски и примечания печатаются на той же странице, к которой они относятся (через 1 интервал, более мелким шрифтом, чем текст). Все страницы нумеруются, начиная с титульного листа; цифру номера страницы ставят вверху по центру страницы; на титульном листе номер страницы не ставится. Каждый новый раздел (введение, главы, параграфы, заключение, список источников, приложения) начинается с новой страницы. Расстояние между названием раздела (заголовками главы или параграфа) и последующим текстом должно быть равно трем интервалам. Заголовок располагается посередине строки, точку в конце заголовка не ставят. Титульный лист является первой страницей рукописи и заполняется по определенным правилам. В верхнем поле указывается полное наименование учебного заведения, отделенное от остальной площади титульного листа сплошной чертой. В среднем поле указывается название темы работы без слова “тема”. Это название пишется без кавычек. Название работы должно отражать проблему, заявленную в нем, и соответствовать основному содержанию. При формулировке темы следует придерживаться правила: чем уже тема, тем больше слов содержится в заголовке. Одно- два слова свидетельствуют о расплывчатости, отсутствии конкретности в содержании, о том, что работа “обо всем и ни о чем”. Ниже, по центру заголовка, указывается вид работы и учебный предмет. Ещё ниже, ближе к правому краю титульного листа, указывается фамилия, имя, отчество ученика, класс. Ещё ниже – фамилия, имя, отчество и должность руководителя и, если таковые были, консультантов. В нижнем поле указывается город и год выполнения работы (без слова “год”). Выбор размера и вида шрифта титульного листа не имеет принципиального значения. После титульного листа помещается оглавление, в котором приводятся все заголовки работы и указываются страницы, с которых они начинаются. Заголовки оглавления должны точно повторять заголовки в тексте. Далее следует введение, основной текст (согласно делению на разделы и с краткими выводами в конце каждого раздела) и заключение. Основной текст может сопровождаться иллюстративным материалом (рисунки, фотографии, диаграммы, схемы, таблицы). Если в основной части содержатся цитаты или ссылки на высказывания, необходимо указать номер источника по списку и страницу в квадратных скобках в конце цитаты или ссылки. После заключения принято помещать список источников (не менее 3-5), который, как отмечалось выше, может включать самые разные их виды. При оформлении списка источников сначала перечисляется литература (автор, название книги, город, издательство, год, количество страниц), а затем другие источники. Список выстраивается и нумеруется по алфавиту фамилий авторов. Если в источнике не указан его автор, то в списке такой источник занимает место согласно своему названию.
МАТРИЦА ПРОЕКТА
Название проекта.
Авторы проекта. Руководитель проекта.
3. Проблема, сформулированная учащимися:
4.1. Цель проекта учащихся: 4.2. Цель работы над проектом для учителя:
  5.1.Задачи работы над проектом для учащихся: 5.2.Задачи работы над проектом для учителя:
   
6.1.Описание продукта, полученного учащимися в результате выполнения проекта:
7. Тип проекта.
8. Учебные предметы, содержание которых включено в проект.
8.1. Основной учебный предмет.
Название учебного предмета Раздел Тема Количество часов
       
8.2. Другие учебные предметы.
9. « Надпредметная » информация, необходимая учащимся для выполнения проекта.
Область человеческих знаний Необходимая информация
   
 
10. Количество школьников, участвующих в проекте.
11. Материально-технические ресурсы, необходимые для выполнения проекта.
12. Планируемое время и деятельность учащихся и учителя на различных этапах проекта.
этап Кол-во
часов Содержание деятельности учащихся на различных этапах проекта Содержание деятельности учителя на различных этапах проекта
Поисковый    
Аналитический    
Практический      
Презентационный      
Контрольный       
13. Организационные формы работы учащихся над
проектом.
Форма работы учащихся Кол-во часов
Групповая работа  
Самостоятельная работа учащихся  
Консультации с руководителем проекта  
Консультации с экспертами(педагогами-предметниками, внешними экспертами и т.п.)  
Экскурсия  
Лабораторная работа  
Что нужно для работы над проектом?
1.Обширная библиотека в школе и центр документации.
2.Мебель в классах расставлена удобно для работы в группах.
3.В классе есть уголки , где дети могут работать индивидуально или в небольших группах.
4.Ребята могут пользоваться коридорами .Там тоже есть рабочие уголки.
5.В каждом классе имеются часы.
6.В классах есть справочная литература и материалы для самопроверки.
7.Учебные пособия отбираются в соответствии с их применимостью для самостоятельных занятий.
Правила для учителя , решившего работать с помощью метода проектов.( разработаны Ассоциацией Дальтон-план – школ , Нидерланды)
1.Учитель сам выбирает , будет ли он работать с помощью метода проектов, администрация не может предписать ему это решение.
2.Учитель полностью отвечает за детей , участвующих в проекте, за их успех и за их безопасность.
3.Учитель доверяет ученикам , считает их равноправными участниками общей созидательной работы и постоянно подчёркивает это своим поведением.
4.Учитель предоставляет возможность детям для самостоятельной работы.
5.Учитель переходит от позиции лектора и контролёра к позиции помощника, наставника.
6.Учитель вмешивается в самостоятельную работу учащихся только тогда , когда этого требуют обстоятельства или сами ученики просят об этом.

Лист коррекции программы
№ п/п Тема Дата
(кол-во по плану) фактическое выполнение программы
(дата, кол-во часов) Причина коррекции