Программа курса по внеурочной деятельности Я исследователь


Муниципальное образование город Краснодар

муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение муниципального образования город Краснодар средняя общеобразовательная школа № 67

УТВЕРЖДЕНО
решение педсовета
протокол № 1от 29.08.2016
Председатель педсовета
_____________ /Шашкин А.Н./
подпись руководителя ОУ Ф.И.О.




Программа курса «Я исследователь»

Составитель:
Данилкова Светлана Петровна,
учитель физики
МБОУ СОШ №67
первая квалификационная категория

















г.Краснодар -2016 год


1. Пояснительная записка

Нормативно-правовой базой программы «Я исследователь» являются:

- Федеральный закон от 29.12.2012 г. №273 - ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (часть 5 статья 12).
-Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки РФ от 17 декабря 2010 года, ФГОС ООО, М.: «Просвещение», 2012 год;

- Письмо Департамента общего образования Минобрнауки России от 12.05.2011 г. № 03- 296 «Об организации внеурочной деятельности при введении федерального государственного образовательного стандарта общего образования»;
- Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях – СанПиН 2.4.2.2821-10 от 29 декабря 2010 года №189;
-Основная образовательная программа основного общего образования МБОУ СОШ № 67 г.Краснодара на 2016-2017 гг., утверждена приказом директора № от Шашкиным А.Н.
- Устав МБОУ СОШ №67 г.Краснодара
- План внеурочной деятельности в 5 -6 классах МБОУ СОШ №67 г. Краснодара
- Серия «Стандарты второго поколения» «Организация внеурочной деятельности школьников: методический конструктор» П.В.Степанов, Д.В. Григорьев. М. Издательство Просвещение, 2010 год.

Наш век называют веком IT-технологий. Невозможно представить человека без современных гаджетов. Несмотря на то, что мы все стали зависимыми от электронных новшеств, интерес к их устройству не вызывает никакого любопытства, особенно это касается молодого поколения. Рейтинг таких наук как физика и техника значительно снизился, выпускники школ все меньше выбирают инженерные специальности. Как повысить интерес детей к точным и естественным наукам?
В соответствии с требованиями ФГОС основного общего образования обучающийся должен овладеть универсальными учебными действиями, использовать их в учебной, познавательной и социальной практике, уметь самостоятельно планировать и осуществлять учебную деятельность, создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, использовать ИКТ.
Для достижения требований стандарта необходимо повысить уровень мотивации учащихся, склонных к естественным наукам, технике или прикладным исследованиям, важно вовлечь их в такую учебно-познавательную деятельность уже в 5-6-х классах и развить их способности на следующих этапах школьного образования.
Данная программа нацелена на повышение интереса к точным и естественным наукам, на помощь в усвоении сложного материала через постановку эксперимента и наблюдение, на развитие логического и творческого мышления и раскрытия потенциала школьника.
Любой ребенок уже с момента своего рождения начинает заниматься исследовательской деятельностью, самостоятельно и с помощью взрослых изучая окружающий его мир. С большим интересом, сами того не осознавая, дети участвуют в самой разнообразной исследовательской работе. Постоянная жажда новых впечатлений, любознательность, желание экспериментировать, искать истину, ответы на самостоятельно или кем-то поставленные вопросы, самим задавать эти вопросы окружающим - важнейшие черты поведения ребенка как дошкольного, так и школьного возраста. Таким образом, исследовательская деятельность - естественное стремление любого ребенка. Надо лишь умело направить это стремление по нужному руслу, раскрыть двери в сложный, противоречивый, но такой привлекательный окружающий мир.
Цель программы: приобщить школьников к исследовательской и проектной деятельности и создать для них условия, способствующие развитию их исследовательских умений.

Задачи:
сформировать представление об исследовании;
развивать умение самостоятельно добывать и использовать информацию;
развивать у детей умение работать с различными источниками информации;
развивать творческие способности, мышление, кругозор детей;
вовлечь родителей в учебно-воспитательный процесс.
Эти цели достигаются благодаря решению следующих задач:
- знакомство обучающихся с методом научного познания и методами исследования физических явлений;
- овладение обучающимися общенаучными понятиями: явление природы, эмпирически установленный факт, гипотеза, теоретический вывод, экспериментальная проверка следствий из гипотезы;
- формирование у обучающихся умений наблюдать физические явления, выполнять физические опыты, осуществлять простейшие экспериментальные исследования с использованием измерительных приборов, оценивать погрешность проводимых измерений;
- приобретение школьниками знаний о механических, тепловых, электрических, магнитных и световых явлениях, о физических величинах, характеризующих эти явления.
- понимание отличий научных данных от непроверенной информации;
- овладение обучающимися умениями использовать дополнительные источники информации, книги, статьи, а также всемирной сети Интернет.

Актуальность и перспективность курса заключается в том, что проблемное обучение, поисковая деятельность, которые организуется на уроках, способствуют, но не могут в полной мере помочь учащимся стать настоящими исследователями. Рамки традиционного урока, как правило, ограничивают ребят в возможности использовать различные источники при работе с информацией.
Значительно расширить поле исследовательской деятельности для школьников позволят дополнительные занятия с учащимися среднего звена во внеурочное время.
Основные принципы реализации программы – научность, доступность, добровольность, субъективность, деятельностный и личностный подходы, преемственность, результативность, партнерство, творчество и успех.
Возрастная группа обучающихся, на которых ориентирована программа 5-6 класс.

2. Общая характеристика
Новые стандарты образования предполагают внесение значительных изменений в структуру и содержание, цели и задачи образования, смещение акцентов с одной задачи вооружить учащегося знаниями на другую формировать у него общеучебные умения и навыки, как основу учебной деятельности. Учебная деятельность школьника должна быть освоена им в полной мере, со стороны всех своих компонентов: ученик должен быть ориентирован на нахождение общего способа решения задач (выделение учебной задачи), хорошо владеть системой действий, позволяющих решать эти задачи (учебные действия); уметь самостоятельно контролировать процесс своей учебной работы (контроль) и адекватно оценивать качество его выполнения (оценка), только тогда ученик становится субъектом учебной деятельности.
Одним из способов превращения ученика в субъект учебной деятельности является его участие в исследовательской деятельности.
Исследовательская деятельность является средством освоения действительности и его главные цели – установление истины, развитие умения работать с информацией, формирование исследовательского стиля мышления. Особенно это актуально для учащихся среднего звена, поскольку именно на этом этапе учебная деятельность является ведущей и определяет развитие главных познавательных особенностей развивающейся личности. Результатом этой деятельности является формирование познавательных мотивов, исследовательских умений, субъективно новых для учащихся знаний и способов деятельности.
Исследовательская практика учащегося интенсивно может развиваться в сфере дополнительного образования на внеклассных и внеурочных занятиях. Исследовательская деятельность позволяет привлекать к работе разные категории участников образовательного процесса (учащихся, родителей, учителей), создает условия для работы с семьей, общения детей и взрослых, их самовыражения и самоутверждения, развития творческих способностей, предоставляет возможность для отдыха и удовлетворения своих потребностей.
Так возникла идея объединить детей и взрослых для обучения их исследовательской деятельности.
Программа “Я - исследователь” – интеллектуальной направленности. Она является продолжением урочной деятельности, опирается на идеи образовательной системы «Школа 2100», методику и программу исследовательского обучения младших школьников автора А.И.Савенкова.
Ценность программы заключается в том, что учащиеся получают возможность посмотреть на различные проблемы с позиции ученых, ощутить весь спектр требований к научному исследованию.
Ее актуальность основывается на интересе, потребностях учащихся и их родителей. В программе удачно сочетаются взаимодействие школы с семьей, творчество и развитие, эмоциональное благополучие детей и взрослых. Она способствует ознакомлению с организацией коллективного и индивидуального исследования, обучению в действии, побуждает к наблюдениям и экспериментированию, опирается на собственный жизненный опыт, позволяет чередовать коллективную и индивидуальную деятельность.
Актуальность проектной деятельности сегодня осознается всеми. ФГОС нового поколения требует использования в образовательном процессе технологии деятельностного подхода, методы проектно-исследовательской работы определены как одно из условий реализации основной образовательной программы начального общего и основного образования и включают проектную деятельность в содержание различных курсов и внеурочной деятельности.
Актуальность программы также обусловлена ее методологической значимостью. Знания и умения, необходимые для организации проектной и исследовательской деятельности, в будущем станут основой для организации научно-исследовательской деятельности в вузах, колледжах, техникумах и т.д.
Программа позволяет реализовать актуальные в настоящее время компетентностный, личностно- ориентированный и деятельностный подходы.


3. Место учебного предмета в учебном плане
Курс внеурочной деятельности «Я – исследователь» составлен для учащихся 5-6 классов. Программа рассчитана на 2 года и включает 68 часов. Занятия проводятся 1 раз в неделю. В 5 классе – 34 часа и в 6-м классе – 34 часа.

4. Результаты освоения программы «Я исследователь»

Личностные, предметные и метапредметные результаты освоения программы
К личностным результатам обучения по программе: «Я исследователь», относятся:
мотивация образовательной деятельности школьников;
формирование познавательных интересов и познавательных возможностей учащихся;
способность обучающегося успешно усваивать новые знания, сравнивать, делать выводы, вступать в полемику;
убеждённость в возможности познания природы, уважение к творцам науки и техники, отношение к естественным наукам как к элементу общечеловеческой культуры;
готовность к выбору жизненного пути в соответствии с собственными интересами, склонностями и возможностями;
самостоятельность в приобретении новых знаний и практических умений.

Предметными результатами обучения по программе «Я исследователь» являются:
понимание, а также умение объяснять следующие физические явления: строение вещества, силы взаимного притяжения между молекулами, возникновение сил поверхностного натяжения, механическое движение, движение тела по инерции, реактивное движение, центр тяжести тела, трение, условия равновесия, невесомость, передача тепла в газах, жидкостях и твердых телах, поглощение тепла, кипение, температура кипения, температура замерзания (отвердевания), выделение и поглощение энергии, работа газа и пара при расширении, атмосферное давление, давление жидкостей, газов и твердых тел, электризация тел, электрический ток, электролиз, намагниченность железа и стали, взаимодействие магнитов, отражение звука, распространение звука в среде, гидродинамический парадокс, подъемная сила, эффект Магнуса, роторы Флеттнера.
владение экспериментальным методом исследования: в процессе исследования зависимости плотности воды от температуры, кипячения воды, конвекции и теплопроводности, таяния льда при смешивании его с солью, работы пара при расширении, движения тела по инерции, реактивного движения, движения при изменении центра тяжести тела, силы трения, условия равновесия. Владение экспериментальными методами исследования при определении зависимости сил поверхностного натяжения от рода вещества, при определении взаимодействия молекул разных веществ – смачивание поверхностей, зависимости давления от площади поверхности, зависимости давления от температуры, электрических и магнитных явлений, электризации тел, электролиза, изготовление гальванического элемента, звуковых явлений, зависимости скорости потока воздушных масс от давления.
понимание принципов действия машин, приборов и технических устройств, с которыми человек встречается в повседневной жизни, а также способов обеспечения безопасности при их использовании;
умение использовать полученные знания, умения и навыки в повседневной жизни.
Общими предметными результатами обучения физике в основной школе, основанными на частных предметных результатах, являются:
знания о природе важнейших физических явлений окружающего мира и понимание смысла физических законов, раскрывающих связь изученных явлений;
умения пользоваться методами научного исследования явлений природы: проводить и фиксировать наблюдения, планировать и выполнять эксперименты, кодировать извлечённую из опытов информацию в виде таблиц, графиков, формул, объяснять полученные результаты и делать выводы, оценивать погрешности результатов измерений;
умения применять полученные знания на практике для решения физических задач и задач повседневной жизни, для обеспечения безопасности своей жизни и жизни окружающих людей, рационального природопользования и охраны окружающей среды;
убеждения в закономерной связи и познаваемости явлений природы, в объективности научного знания, в высокой ценности науки в развитии материальной и духовной культуры людей;
развитое теоретическое мышление, включающее умения устанавливать факты, различать причины и следствия, строить модели и выдвигать гипотезы, формулировать доказательства выдвинутых гипотез;
коммуникативные умения докладывать о результатах своего исследования, участвовать в дискуссиях, кратко и точно отвечать на вопросы, использовать различные источники информации.
Метапредметными результатами обучения по программе «Я исследователь» в основной школе являются:
овладение навыками самостоятельного приобретения новых знаний, постановки целей, планирования, самоконтроля и оценки результатов своей деятельности, умения предвидеть возможные результаты своих действий;
понимание различий между исходными фактами и гипотезами для их объяснения, теоретическими моделями и реальными объектами, овладение универсальными учебными действиями;
умение воспринимать, перерабатывать и предъявлять информацию в словесной, образной, символичной формах, анализировать и перерабатывать полученную информацию в соответствии с поставленными задачами, выделять основное содержание прочитанного текста, излагать содержание текста, находить в нём ответы на поставленные вопросы;
развитие монологической и диалогической речи, умение выражать свои мысли и выслушивать собеседника, понимать его точку зрения;
освоение приёмов действий в нестандартных ситуациях, овладение эвристическими методами решения проблем;
умение работать в группе с выполнением различных социальных ролей, отстаивать свои взгляды, вести дискуссию.
Стратегия развития УУД направлена на формирование основных компетенций:
«распознавание и постановка научных вопросов» (т.е. формулирование проблемы, которая может быть исследована методами естественных наук);
«научное объяснение явлений» (например, объяснение физических явлений и процессов с использованием имеющегося запаса знаний);
использование научных доказательств» (т.е. понимание основных составляющих различных методов естественных наук)


5.Содержание учебного предмета

5 класс (34 ч, 1 ч в неделю)
Правила поведения в кабинете физики. Техника безопасности. Что такое исследование. Знакомство с понятием «исследование». (1 ч)
Предметными результатами обучения по данной теме являются:
Знакомство с понятием «исследование». Коллективное обсуждение вопросов о том, где использует человек свою способность исследовать окружающий мир: Как и где человек проводит исследования ?
Понимание Что такое научное открытие? Метод исследования как путь решения задач исследователя.
Умение самостоятельно поставить простейший эксперимент и сделать вывод.
Строение вещества (5 часов)
Тонущий наперсток. Прочная жидкость. Прочные бумажные кольца. Измеритель плотности. Водяной холм.
Предметными результатами изучения темы являются:
понимание и способность объяснить, что все вещества состоят из мельчайших частиц, что между этими частицами существуют силы взаимного притяжения.
владение экспериментальными методами исследования при определении зависимости плотности воды от температуры;
понимание различия в молекулярном строении твердых тел, жидкостей и газов;
умение использовать полученные знания, умения и навыки в повседневной жизни (быт, экология, охрана окружающей среды).
Механические явления (6 часов)
Удивительный цилиндр. Удар по шашкам, Чудеса аэробики. Двигатель из алюминиевой банки. Самоходные стаканчики. Диск на воздушной подушке.
Предметными результатами изучения темы являются:
понимание и способность объяснять физические явления: механическое -движение, движение тела по инерции, реактивное движение, центр тяжести тела.
Владение экспериментальными методами исследования движения тела по инерции, реактивного движения, движения при изменении центра тяжести тела.
умение использовать полученные знания, умения и навыки в повседневной жизни, быту, охране окружающей среды.
Тепловые явления (6 часов)
Как вскипятить воду с помощью льда. Урок теплоизоляции. Как водой заморозить воду. Капризная монета. Вертящаяся змейка и порхающий мотылек. Поглощение тепла: белое и черное.
Предметными результатами изучения темы являются:
понимание и способность объяснять физические явления: хорошо и плохо проводить тепло, кипение, передача тепла в газах, жидкостях и твердых телах. Поглощение тепла.
Владение экспериментальными методами исследования при кипячения и воды, изучении конвекции и теплопроводности.
умение использовать полученные знания, умения и навыки в повседневной жизни, быту, охране окружающей среды.
Давление. Атмосферное давление (6 часов)
Прочный шарик. Огнеустойчивый воздушный шарик. Как вылить воду из стакана с помощью полной бутылки. Переливание воды с помощью воздуха. Волшебная банка. Автоматическая поилка.
Предметными результатами изучения темы являются:
понимание и способность объяснить физические явления: атмосферное давление, давление жидкостей, газов и твердых тел;
владение экспериментальными методами исследования атмосферного давления;
понимание смысла атмосферного давления;
умение использовать полученные знания, умения и навыки в повседневной жизни, экологии, быту, охране окружающей среды, технике безопасности.

Электрические явления и магнитные явления (4 часа)
Электрическая пляска. Волшебное парение. Электрический двигатель. Компас из иголки. Непокорный волчок. Магнитное натяжение.

Предметными результатами изучения темы являются:
понимание и способность объяснять физические явления: электризация тел, намагниченность железа и стали, взаимодействие магнитов;
владение экспериментальными методами исследования электрических и магнитных явлений
умение использовать полученные знания, умения и навыки в повседневной жизни, экологии, быту, охране окружающей среды, технике безопасности.

Звуковые явления (2 часа)
Отражение звука. Музыкальный бокал и зубочистка
Предметными результатами изучения темы являются:
понимание и способность объяснять физические явления: эхо, т.е. отражение звука, распространение звука в среде.
владение экспериментальными методами исследования звуковых явлений
умение использовать полученные знания, умения и навыки в повседневной жизни, экологии, быту, охране окружающей среды, технике безопасности.

Зачетное занятие: "Мой эксперимент" (2 часа)

6 класс (34 ч, 1 ч в неделю)
Введение (1 час)
Правила поведения в кабинете физики. Техника безопасности. Что такое эксперимент. Знакомство с понятиями опыт и наблюдение .
Предметными результатами обучения по данной теме являются:
Знакомство с понятиями: опыт, эксперимент, наблюдение. Коллективное обсуждение вопросов о том, чем отличается наблюдение от поставленного опыта.
Понимание Как и для чего человек проводит эксперимент ? Что такое данные полученные эмпирическим путем.
Умение самостоятельно поставить простейший эксперимент и сделать вывод.
Строение вещества (5 часов)
Буря в стакане. Плавает ли канцелярская скрепка. Носить воду в решете. Непромокаемое полотенце. Как клеит вода. Гигантские мыльные пузыри.
Предметными результатами изучения темы являются:
понимание и способность объяснить, что все вещества состоят из мельчайших частиц, что между этими частицами существуют силы взаимного притяжения, возникновение сил поверхностного натяжения.
владение экспериментальными методами исследования при определении зависимости сил поверхностного натяжения от рода вещества, при определении взаимодействия молекул разных веществ – смачивание поверхностей;
понимание различия в молекулярном строении твердых тел, жидкостей и газов;
умение использовать полученные знания, умения и навыки в повседневной жизни (быт, экология, охрана окружающей среды).

Механические явления (5 часов)
Рисовые тиски (трение). Колумбово яйцо. Мост из бумаги. Ручка на кончике пальца (центр тяжести). Невесомость на Земле. Ракета из спички. Ракета из воздушного шарика. (Реактивное движение). Крутильный маятник.
Предметными результатами изучения темы являются:
понимание и способность объяснять физические явления: трение, условия равновесия, центр тяжести тела, невесомость, реактивное движение, движение по инерции.
Владение экспериментальными методами исследования силы трения, условия равновесия, движения тела по инерции, реактивного движения, движения при изменении центра тяжести тела.
умение использовать полученные знания, умения и навыки в повседневной жизни, быту, охране окружающей среды.
Давление. Атмосферное давление (5 часов)
Перерезать лед ниткой. Вода «вверх тормашками». Крепкая хватка воды. Чаша Пифагора (сифон). Хватка невидимой руки. Вулкан в бутылке. Свеча-насос.
Предметными результатами изучения темы являются:
понимание и способность объяснить физические явления: атмосферное давление, давление жидкостей, газов и твердых тел;
владение экспериментальными методами исследования зависимости давления от площади поверхности, зависимости давления от температуры;
понимание смысла давления твердого тела и атмосферного давления;
умение использовать полученные знания, умения и навыки в повседневной жизни, экологии, быту, охране окружающей среды, технике безопасности;
Тепловые явления (5 часов)
Лед на удочке. Морозильник без электричества. Кастрюля из спичечного коробка. Воздушный шарик в микроволновке. Горящие деньги.
Предметными результатами изучения темы являются:
понимание и способность объяснять физические явления: температура замерзания (отвердевания), температура кипения, выделение поглощение энергии, работа газа и пара при расширении.
Владение экспериментальными методами исследования зависимости таянии льда при смешивании его с солью, изучении работы пара при расширении.
умение использовать полученные знания, умения и навыки в повседневной жизни, быту, охране окружающей среды.

Электрические явления (4 часа)
Воздушный шарик как магнит. Батарейка из огурца. Язык- батарейка. Очистить серебро. (Электролиз).
Предметными результатами изучения темы являются:
понимание и способность объяснять физические явления: электризация тел, электрический ток, электролиз;
владение экспериментальными методами исследования электризации тел, электролиза, изготовление гальванического элемента;
умение использовать полученные знания, умения и навыки в повседневной жизни, экологии, быту, охране окружающей среды, технике безопасности.
Гидро- и аэро- динамика (6 часов)
Полет на воздушной подушке. Почему летит самолет. Шарик в бутылке. Свисток. Свеча на ветру. Как работает пуливизатор. Торнадо в бутылке.

Предметными результатами изучения темы являются:
понимание и способность объяснять физические явления: гидродинамический парадокс, подъемная сила, эффект Магнуса, роторы Флеттнера;
владение экспериментальными методами исследования зависимости скорости потока воздушных масс от давления;
умение использовать полученные знания, умения и навыки в повседневной жизни, экологии, быту, охране окружающей среды, технике безопасности.
Зачетное занятие: «Моя исследовательская работа» (2 часа)
6. Тематическое распределение часов
5 класс
№ п/п
Название раздела
Тема занятия


Введение
Техника безопасности. Физические явления и опыты


Строение вещества (5 часов)
 
 
 
 
Тонущий наперсток



Прочная жидкость



Прочные бумажные кольца



Измеритель плотности



Водяной холм


Механические явления
 (6 часов)
 
 
 
Удивительный цилиндр



Удар по шашкам



Чудеса акробатики



Двигатель из алюминиевой банки



Самоходные стаканчики



Диск на воздушной подушке


Тепловые явления (6 часов)
 

 
 
 
Как вскипятить воду с помощью льда?



Урок теплоизоляции



Как водой заморозиь воду?



Капризная монета



Вертящаяся змейка и порхающий мотылек



Поглощение тепла: белое и черное


Давление. Атмосферное давление
 (6 часов)
 
  
Прочный шарик



Огнеустойчивый воздушный шарик



Как вылить воду из стакана с помощью полной бутылкики



Переливание воды с помощью воздуха



Волшебная банка



Автоматическая поилка


Электрические явления (3 часа)
 

 
Электрическая пляска



Волшебное парение



Электрический двигатель


Звуковые явления (2 часа)
 
Отражение звука



Музыкальный бокал и зубочистка


Магнитные явления (3 часа)
 
 
Компас из иголки



Непокорный волчок



Магнитное натяжение


Зачетное занятие: "Мой эксперимент" (2 часа)
Демонстрация опытов, подготовленных самостоятельно



Демонстрация опытов, подготовленных самостоятельно




6 класс
№ п/п
Название раздела
Тема занятия


Введение
Техника безопасности. Что такое эксперимент. Знакомство с понятиями опыт и наблюдение .


Строение вещества (5 часов)
 
 
 
 
Буря в стакане



Плавает ли канцелярская скрепка. Носить воду в решете



Непромокаемое полотенце



Как клеит вода



Гигантские мыльные пузыри


Механические явления  (6 часов)

 
 
Рисовые тиски (трение)



Колумбово яйцо. Мост из бумаги.



Ручка на кончике пальца (центр тяжести)



Невесомость на Земле



Ракета из спички. Ракета из воздушного шарика. (реактивное движение)



Крутильный маятник.


Тепловые явления (5 часов)
 
 
 
 
Лед на удочке



Морозильник без электричества



Кастрюля из спичечного коробка



Воздушный шарик в микроволновке



Горящие деньги


Давление. Атмосферное давление
 (6 часов)

Перерезать лед ниткой



Вода «вверх тормашками»



Крепкая хватка воды



Чаша Пифагора (сифон)



Хватка невидимой руки.



Вулкан в бутылке. Свеча насос.


Электрические явления (3 часа)
  
Воздушный шарик как магнит



Батарейка из огурца. Язык батарейка



Очистить серебро. (Электролиз).



Гидро- и аэро- динамика (6 часов)

 
 
Полет на воздушной подушке



Почему летит самолет



Шарик в бутылке. Свисток



Свеча на ветру.



Как работает пуливизатор.



Торнадо в бутылке.


Зачетное занятие: "Моя исследовательская работа" (2 часа)
Защита своей исследовательской работы



Защита своей исследовательской работы


7. Описание учебно-методического и материально-технического обеспечения образовательного процесса
Печатные пособия
Файн Т.А. «Исследовательский подход в обучении»;
Чечель И.Д. «Исследовательские проекты в практике обучения»;
Савенков А.И. «Исследователь ( материалы для подростков по самостоятельной исследовательской практике)»;
Савенков А.И. «Методика проведения учебных исследований учащихся начальной школы»;
Савенкова А.И. «Юный исследователь» (материалы для младших школьников по самостоятельной исследовательской практике);
Савенкова А.И. «Методика организации игр-исследований с младшими школьниками»;
Файн Т.А. «Поэтапные действия по формированию исследовательской культуры школьников»;
Пентин А.В. «Учебные исследования и проекты – понятия близкие, но не тождественные»;
Громова Т.В. «Организация исследовательской деятельности»;
Лебедева С.А. «Организация исследовательской деятельности в гимназии»;
Новожилова Н.В. «Использование Интернет -технологий в исследовательской деятельности учителей и учащихся»;
Интернет – портал «Исследователь. ru.» [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
Журнал «Я исследователь» методический журнал по исследовательской деятельности учащихся за 2005-2007 г.г.
М.Е.Буковский « Юный исследователь» учебная программа .
Литература для учащихся:
Нинбург Е.А. Выполнение и оформление самостоятельной исследовательской работы – Л.: Ленуприздат 1991, с 24
Рященко И.Р. Основы научно-педагогического исследования: Пособие по написанию и оформлению исследования. Томск, 1999.
Пер. с нем. П.Лемени-Македона Научные эксперименты дома. Энциклопедия для детей – М: Эксмо, 2011, 192 с.
Сергей Болушевский Веселые научные опыты для детей и взрослых.Физика – М: Эксмо, 2012, 80 с.




Материально-техническое обеспечение
Для работы над программой необходим кабинет физики, физические приборы, учебная и научная литература (словари, справочники, познавательная литература).

Цифровые и электронные образовательные ресурсы
Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
Открытая физика [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
Газета «1 сентября»: материалы по физике
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
Фестиваль педагогических идей «Открытый урок»
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
Физика.ru
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
КМ-школа
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
Электронный учебник
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
Самая большая электронная библиотека рунета. Поиск книг и журналов
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]




8. Планируемые результаты изучения курса

В результате освоения программы курса «Я - исследователь» формируются следующие универсальные учебные действия, соответствующие требованиям ФГОС НОО:
Личностные универсальные учебные действия:
У обучающегося будут сформированы:
положительное отношение к исследовательской деятельности;
широкая мотивационная основа исследовательской деятельности, включающая социальные, учебно-познавательные и внешние мотивы;
интерес к новому содержанию и новым способам познания;
ориентация на понимание причин успеха в исследовательской деятельности, в том числе на самоанализ и самоконтроль результата, на анализ соответствия результатов требованиям конкретной задачи, понимание предложений и оценок учителя, взрослых, товарищей, родителей;
способность к самооценке на основе критериев успешности исследовательской деятельности.
Обучающийся получит возможность для формирования:
внутренней позиции обучающегося на уровне понимания необходимости исследовательской деятельности, выраженного в преобладании познавательных мотивов и предпочтении социального способа оценки деятельности;
выраженной познавательной мотивации;
устойчивого интереса к новым способам познания;
адекватного понимания причин успешности/ неуспешности исследовательской деятельности;
морального сознания, способности к решению моральных проблем на основе учета позиций партнеров в общении, устойчивого следования в поведении моральным нормам и этическим требованиям.
Регулятивные универсальные учебные действия:
Обучающийся научится:
принимать и сохранять учебную задачу;
учитывать выделенные учителем ориентиры действия;
планировать свои действия;
осуществлять итоговый и пошаговый контроль;
адекватно воспринимать оценку учителя;
различать способ и результат действия;
оценивать свои действия на уровне ретро-оценки;
вносить коррективы в действия на основе их оценки и учета сделанных ошибок;
выполнять учебные действия в материале, речи, в уме.
Познавательные универсальные учебные действия:
Обучающийся научится:
осуществлять поиск нужной информации для выполнения учебного исследования с использованием учебной и дополнительной литературы в открытом информационном пространстве, в т.ч. контролируемом пространстве Интернет;
использовать знаки, символы, модели, схемы для решения познавательных задач и представления их результатов;
высказываться в устной и письменной формах;
ориентироваться на разные способы решения познавательных исследовательских задач;
владеть основами смыслового чтения текста;
анализировать объекты, выделять главное;
устанавливать причинно-следственные связи;
строить рассуждения об объекте;
обобщать (выделять класс объектов по какому-либо признаку);
подводить под понятие;
устанавливать аналогии;
оперировать такими понятиями, как проблема, гипотеза, наблюдение, эксперимент, умозаключение, вывод и т.п.;
видеть проблемы, ставить вопросы, выдвигать гипотезы, планировать и проводить наблюдения и эксперименты, высказывать суждения, делать умозаключения и выводы, аргументировать (защищать) свои идеи и т.п.
допускать существование различных точек зрения;
учитывать разные мнения, стремиться к координации;
формулировать собственное мнение и позицию;
договариваться, приходить к общему решению;
соблюдать корректность в высказываниях;
задавать вопросы по существу;
использовать речь для регуляции своего действия;
контролировать действия партнера;
владеть монологической и диалогической формами речи.

Требования к уровню знаний, умений и навыков по окончанию реализации программы:
иметь представление об исследовательском обучении, сборе и обработке информации, составлении доклада, публичном выступлении;
знать, как выбрать тему исследования, структуру исследования;
уметь видеть проблему, выдвигать гипотезы, планировать ход исследования, давать определения понятиям, работать с текстом, делать выводы;
уметь работать в группе, прислушиваться к мнению членов группы, отстаивать собственную точку зрения; владеть планированием и постановкой эксперимента
По окончании программы учащиеся смогут продемонстрировать:
действия, направленные на выявление  проблемы и определить направление исследования проблемы;
зададутся основные вопросы, ответы на которые хотели бы найти;
обозначится граница исследования;
разработается гипотеза или гипотезы, в том числе и нереальные провокационные идеи;
деятельность по самостоятельному исследованию, выберутся методы исследования;
поведется последовательно исследование;
зафиксируются полученные знания (соберется и обработается информация);
проанализируются и обобщатся полученные материалы;
подготовится отчет – сообщение по результатам исследования;
организуются публичные выступления и защита с доказательством своей идеи;
простимулируется исследовательское творчество детей у 100% с привлечением родителей;
обучатся правилам написания исследовательских работ не менее 80%;
организуется  экспресс – исследование, коллективное и индивидуальное; 
продемонстрируются  результаты на мини- конференциях, семинарах не менее 50%;
создадутся у 100% учащихся «Папки исследователя» для фиксирования собираемой информации;
сформируются представления об исследовательском обучении и КАК СТАТЬ ИССЛЕДОВАТЕЛЕМ!
активизируется интерес учащихся к приобретаемым знаниям, полученным ими в совместной творческой, исследовательской и практической работе.









13 PAGE \* MERGEFORMAT 14215




15