Рабочая программа исследовательской деятельности Юный исследователь


Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
« Алеко – Кюельская СОШ агрофермерского профиля. Республики Саха ( Якутия)»
« Согласовано» « Утверждаю»
Зам. директора по УВР Директор МБОУ – А-КСОШ
Гуляева З.Н. Винокуров Г.А.
31 августа 2013 года 31 августа 2013 года

Дополнительная образовательная программа
(общеинтелектуальное направление)
«Младший школьник – юный исследователь»
для начальных классов
на 4 года
1 класс – 2013-2014
2класс – 2014-2015
3 класс – 2015-2016
4 класс – 2016-2017
Составитель:
Никулина С.А,
учитель начальных классов
п.Алеко – Кюель. 2013 год.
Пояснительная записка.
Направленность программы. Программа «Младший школьник – юный исследователь» по содержанию является научно-педагогической; по функциональному назначению – учебно-познавательной; по форме организации – общедоступной; по времени реализации – четырехгодичной. Актуальность программы обусловлена тем, что в настоящее время педагогическая практика испытывает следующие затруднения:
у обучающихся не сформированы инструментальные навыки и умения логического и творческого мышления, необходимые при решении исследовательских задач;
низкий уровень развития у младших школьников способности самостоятельно мыслить, искать новые сведения, добывать необходимую информацию в итоге делают практически невозможными процессы самообучения, саморазвития, самовоспитания;
обучающиеся привыкают работать в типовых ситуациях и не видят своего роста в усвоении учебного содержания
младшие школьники не получают возможности для реализации и удовлетворения познавательной потребности;
обучающиеся не владеют приемами поэтапного выполнения учебных исследований. Педагогическая целесообразность программы объясняется тем, что ребенком эффективно применяются и успешно запоминаются лишь те сведения, которые получены в результате самостоятельного поиска. Ребенок должен уметь самостоятельно выбирать объект исследования, находить и обрабатывать материал, анализировать и систематизировать полученную информацию. Систематически организованная работа по обучению ребенка исследовательской деятельности позволяет ребенку без затруднений выполнять поставленные задачи, ведет к прочному усвоению материала.
Сроки реализации дополнительной программы.
Программа рассчитана на 4 года, из них 1 класс – 33 ч, 2 класс – 34 ч, 3 класс – 34 ч, 4 класс – 34 ч. (1 час в неделю).
Программа ориентирована на учащихся начальной школы.
Формы проведения внеурочных занятий: экскурсии, выставки, презентации, викторины, КВН, кружковые занятия, индивидуальные занятия (в условиях выполнения домашнего задания). Формы деятельности: индивидуальная (результат работы одного ученика); работа в малых группах (результат работы двух - четырех учеников); коллективная деятельность (коллективный продукт – «Определитель растений»).
Цели программы: развитие интеллектуально-творческого потенциала личности ребёнка младшего школьного возраста путём совершенствования навыков исследовательского поведения и развитие исследовательских способностей. 
Задачи:
содействовать развитию творческой исследовательской активности детей;
формировать у учащихся представления об исследовательском обучении как ведущем способе учебной деятельности и стиле жизни;
стимулировать у школьников интерес к фундаментальным и прикладным наукам;
поддерживать стремление ребёнка к самостоятельному изучению окружающего мира,
развивать организационно-коммуникационные навыки
развивать познавательные способности,
развивать творческое воображение; 
Планируемые результаты обучения.
Обучающийся:
Сможет самостоятельно выбирать тему и объект исследования
Правильно определять круг вопросов и проблем при выполнении исследовательской работы
Выделять главное и второстепенное в собранном материале
Выделять из текста основные понятия и давать им определения
Классифицировать предметы, процессы, явления и события
Выявлять и обозначать замеченные парадоксы
Ранжировать выдвигаемые идеи
Предлагать примеры, сравнения и сопоставления относительно определенной темы
Делать выводы и умозаключения
Указывать пути дальнейшего изучения объекта
Презентовать свою работу
Обучающийся сможет решать следующие жизненно-практические задачи:
Самостоятельно добывать, обрабатывать, хранить и использовать информацию по волнующей проблеме
Реализовывать право на свободный выбор
Обучающийся способен проявлять следующие отношения:
Без коммуникативных затруднений общаться с людьми разных возрастных категорий
Работать в коллективе, группе
Презентовать работу общественности
Способы проверки результатов освоения программы. Подведение итогов по результатам освоения материала данной программы может происходить в виде защиты исследовательских работ.
Учебный тематический план.
I год обучения
№ п/пТема Кол-во часов Из них Дата
Теория Практика План. Факт.
1 Что такое исследование? Кто такие исследователи? 1 1 2 Основные методы исследования. Как задавать вопросы? 1 1 3 Коллективная игра-исследование 2 2 4 Учимся выделять главное и второстепенное. Схема исследования 2 2 5 Защита исследовательской работы. Секреты успешного выступления. 2 2 6 Мини-проект «Мээчик уонна мин » 6 1 8 7 Проект «Моя любимая семья!» 4 1 2 8 Проект «Домашние животные вокруг нас» 4 1 2 10 Проект «Поможем зимующим птицам» 4 1 2 11 Проект «Аптека под ногами» 4 1 2 12 Защита проектов 3 3 Итого 33 7 26 Содержание программы (33ч.)
Введение (1 ч)
Давайте знакомиться! Значимые личностные качества учащегося-исследователя. Исследовательские способности, пути их развития. Исследование, его виды и роль в жизни человека. Роль исследований в нашей жизни.
Методы исследования (4 ч)
Основные методы исследования. Практическая работа «Учусь задавать вопросы».
Отбор материала по теме исследования, анализ ситуации, правила работы в коллективе. Практическая работа «Коллективная игра-исследование».
Схемы исследований. Умение выделять главное и второстепенное.
Основные правила успешного выступления. Практическая работа «Защита мини-проекта».
Мини-проект «Мээчик уонна мин» (6 ч)
История рождения, интересные случаи из жизни, фотографии, опрос родителей, любимые занятия. Оформление и защита работы.
Проект «Моя любимая семья!» (4 ч)
Опрос дедушек, бабушек, родителей. Оформление, защита проекта, использование на классных часах, на родительских собраниях.
Проект «Домашние животные вокруг нас» (4 ч)
Сбор информации о питомце, наблюдения за его поведением. Оформление и защита проекта.
Проект «Поможем зимующим птицам» (6 ч)
Сбор информации из разных источников о зимующих птицах,
Практическая работа «Изготовление кормушек»
Практическая работа «Наблюдения за птицами, прилетающими к кормушке».
Проект «Аптека под ногами» (4 ч)
Сбор информации о выбранном растении, обследовании территории, составление перечня обнаруженных лекарственных растений, рецепты использования.
Защита проектов (3 ч)
Подготовка к защите и защита проектов.
II год обучения
Тема Кол-во часов Теория Практика Дата план. Дата факт.
1 Роль исследований в нашей жизни.
Учимся видеть проблемы 3 2 1 2 Методы исследований.
Как провести эксперимент? 4 2 2 3 Выполняем логические операции.
Творческое воображение 4 2 2 4 «Моя Родина» 6 2 4 5 Наш семейный альбом 7 2 5 6 Игры наших дедушек и бабушек 5 2 3 7 Сказки 5 2 3 Итого: 34 14 20 Содержание программы (34ч.)
Занятие 1.(3ч.)
Роль исследований в нашей жизни.
Учимся видеть проблемы. Понятие о проблеме. Упражнение в выявлении проблемы и изменении собственной точки зрения. Игра «Посмотри на мир чужими глазами».
Занятие 2.(4ч.)
Методы исследования. Как провести эксперимент? Эксперимент. Наблюдение. Анкетирование. Мыслительные  операции, необходимые для учебно-исследовательской деятельности: анализ, синтез, сравнение, обобщение, выводы.Занятие 3.(4ч.) Выполняем логические операции. Творческое воображение
Цепочка события: « причина». « следствие», « результат». Составление рассказа по заданной теме с опорой на слова
Занятие 4.(6ч.) «Моя Родина». Определение цели проекта, форма проекта, сбор и уточнение информации, решение промежуточных задач, оформление проекта, презентация проекта.
Занятие 5.(7ч.) Наш семейный альбом.
Определение цели проекта, форма проекта, сбор и уточнение информации, решение промежуточных задач, оформление проекта, презентация проекта.
Занятия 6.(5ч.) Проект «Игры наших дедушек и бабушек». Игры нашей семьи.
Игра. Правила игры. Традиционные игры народов России. Игры прошлого. Игры современных детей.
Занятие 7.(5ч.) Проект «Сказки».
Выбор темы школьного проекта.
Моя любимая сказка. Конкурс загадок про героев народных сказок о животных.
Сочиняем сказку. Устное народное творчество. Народные сказки. Сказки народов мира. Авторские сказки. Театр. Спектакль. Инсценировка. 
III год обучения
Тема Кол-во часов Теория Практика Дата план. Дата факт.
1 Наблюдение. Эксперименты с реальными объектами 5 2 3 2 Работа с текстом.
Как подготовиться к защите исследовательской работы? 5 3 2 3 Малые жанры устного народного творчества (пословицы, поговорки, небылицы, потешки, побасенки) 6 3 3 4 Мир наших семейных увлечений 6 2 4 5 История названия деревни родного края 6 3 3 6 Экологические проблемы нашего края 6 3 3 Итого: 34 16 18 Содержание программы (34ч.)
Занятие 1.(5ч.) Наблюдение. Эксперименты с реальными объектами
Эксперименты с реальными объектами. Основные принципы выбора темы. Основные правила работы в группе.
Занятие 2.(5ч.) Работа с текстом. Как подготовиться к защите исследовательской работы?
Основные этапы работы с текстом при сборе информации. Элементы структуры исследовательской работы. Правила успешного выступления.
Занятие 3.(6ч.) Малые жанры устного народного творчества (пословицы, поговорки, небылицы, потешки, побасенки)
Определение цели проекта, форма проекта, сбор и уточнение информации, решение промежуточных задач, оформление проекта, презентация проекта.
Занятие 4.(6ч.) Мир наших семейных увлечений
Определение цели проекта, форма проекта, сбор и уточнение информации, решение промежуточных задач, оформление проекта, презентация проекта.
Занятие 5.(6ч.) История названия деревни родного края
Определение цели проекта, форма проекта, сбор и уточнение информации, решение промежуточных задач, оформление проекта, презентация проекта.
Занятие 6.(6ч.) Экологические проблемы нашего края
Определение цели проекта, форма проекта, сбор и уточнение информации, решение промежуточных задач, оформление проекта, презентация проекта.
IV год обучения
Тема Кол-во часов Теория Практика Дата план. Дата факт.
1 Как научиться приобретать знания? Всю жизнь в поиске…. 6 3 3 2 Как оценивать идеи? Классификация тем исследований 6 3 3 3 Особенности проведения теоретических исследований «Моё любимое животное» 7 3 4 4 Особенности проведения эмпирических исследований «Символика родного края» 7 3 4 5 Презентация исследовательских работ на свободную тему 8 3 5 Итого: 34 15 19 Содержание программы (34ч.).
Занятие 1.(6ч.) Как научиться приобретать знания? Всю жизнь в поиске….
Качества исследователя. Умение строить гипотезу. Перечисление а исследовательском поиске необходимых знаний, умений и навыков.
Занятие 2.(6ч.) Как оценивать идеи? Классификация тем исследований
Высказывание своего мнения. Умение анализировать, делать обобщение. Находить тему своей работы.
Занятие 3.(7ч.) Особенности проведения теоретических исследований
«Моё любимое животное»
Основные этапы проведения теоретических исследований. Выбор объекта исследования. Методы исследования.
Занятие 4. (7ч.) Особенности проведения эмпирических исследований
«Символика родного края»
Основные этапы проведения эмпирических исследований. Выбор объекта исследования. Методы исследования.
Занятие 5. (8ч.) Презентация исследовательских работ на свободную тему
Самостоятельный выбор тем. Определение цели проекта, форма проекта, сбор и уточнение информации, решение промежуточных задач, оформление проекта, презентация проекта.
МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ
Наглядные пособия:
1) натуральные живые пособия
2) гербарии; коллекции насекомых;
3) коллекции горных пород, минералов, полезных ископаемых;
4) географические и исторические карты;
5) предметы, представляющие  быт традиционной и современной семьи, её хозяйства, повседневной, праздничной жизни и многое другое из жизни общества.
Другим средством наглядности служит оборудование для мультимедийных демонстраций (компьютер, медиапроектор,  DVD-проектор,  видеомагнитофон  и др.) и средств фиксации окружающего мира (фото- и видеокамера). Оно благодаря Интернету позволяет обеспечить наглядный образ к подавляющему большинству тем курса.
Список использованной литературы
1. Феоктистова В.Ф. Исследовательская и проектная деятельность младших школьников. – Волгоград: Учитель, 2010.
2. Шатилова М.Ю. и др. Проектирование в начальной школе: от замысла к реализации. – Волгоград: Учитель, 2010.
3. Завуч начальной школы, научно-практический журнал, №4 2010.
4. Кривобок Е. В. Исследовательская деятельность младших школьников / Кривобок Е. В.  Волгоград: Учитель, 2008
5.  Развитие исследовательской деятельности учащихся: Методический сборник. – М.: Народное образование, 2001