Программа курса внеурочной деятельности Я — исследователь по проектной деятельности.


Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
«Тургеневская СОШ»
ПРОГРАММА
Курса ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
«Я - исследователь»
ПО проектной деятельности
Автор-составитель: Шолохова О.С.
г. Меленки 2015г.
Пояснительная записка.
Если хочешь научить меня чему-то,Позволь мне идти медленно… Дай мне приглядеться…Потрогать и подержать в руках. Послушать… Понюхать…И может быть попробовать на вкус…О, сколько всего я смогу Найти самостоятельно!
В силу того, что каждый ребенок является неповторимой индивидуальной личностью со своими психофизиологическими особенностями и эмоциональными предпочтениями, необходимо предоставлять ему как можно более полный арсенал средств самореализации. Освоение множества технологических приемов при работе с разнообразными материалами в условиях простора для свободного творчества помогает детям познать и развить собственные возможности и способности.
Занятия исследовательской деятельностью решают не только частичные задачи образования, но и более глобальные - развивают интеллектуально-творческий потенциал ребенка.
При этом важное значение имеет организация проектной деятельности младших школьников, которая реализуется в процессе создания творческих работ и исследований. Процесс выполнения проекта, помимо работы руками, предполагает восприятие предмета или его изображения зрением, осязанием, двигательными ощущениями; анализ и синтез; поиск вариантов достижения цели; определение последовательности выполнения действий; сравнение результатов работы с оригиналом или замыслом; их корректировку.
Занятия проектной деятельностью вырабатывают такие волевые качества, как терпение и настойчивость, последовательность и энергичность в достижении цели, аккуратность и тщательность в исполнении работы.
  Курс «Я- исследователь» ориентирован на ознакомление с некоторыми элементарными способами изучения природы и общества методами наблюдения и постановки опытов на выявление и понимание причинно-следственных связей в мире, окружающем ребенка, с привлечением многообразного материала о природе и культуре родного края. Курс имеет краеведческую направленность. Основная ее цель- формирование информационной грамотности учащихся на основании самостоятельных исследований объектов и явлений окружающего мира.
Работа проводится в кабинете, на учебно-опытном участке, в музее и в парке. Она включает в себя проведение наблюдений, экскурсий, соревнований, работа над творческими работами. Предусматривает поиск недостающей информации в справочниках, в книгах, в Интернете. Источником информации могут быть учителя-предметники, библиотекарь, родители.
Цель: Раскрытие творческого потенциала ребенка средствами исследований окружающего мира
через проектную деятельность.
Задачи:
- сохранение и поддержка индивидуальности ребенка на основе учета его жизненного опыта;
- изучение школьниками взаимосвязей жизнедеятельности человека и природы;
- воспитание бережного отношения к объектам природы и результатам труда людей;
- формирование экологической культуры;
-охрана и укрепление физического и психического здоровья детей
- совершенствование практических умений;
- развитие мышления, воображения, фантазии;
- формирование умений ориентироваться в заданиях разного типа
- формирование умения планирование последовательности выполнения действий и осуществления
контроля на разных этапах выполнения работы;
Место курса внеурочной деятельности в образовательной программе.
Срок реализации - 4 года.
Программа рассчитана на 33 часа в 1 класс, 34 часа в 2,3,4 классах , проведение занятий с периодичностью 1 раз в неделю.
Продолжительность занятия 40 мин. Набор в кружок осуществляется на добровольной основе, по желанию.
Описание ценностных ориентиров содержания учебного курса внеурочной деятельности.
Учитывая значительный потенциал учебного предмета в решении задач духовно- нравственного развития и воспитания обучающихся, определены следующие ценностные ориентиры содержания курса:
Природа- эволюция, родная земля, заповедная природа, планета Земля, экологическое сознание.
Наука- ценность знания, стремление к познанию и истине, научная картина мира.
Человечество- мир во всем мире, многообразие и уважение культур и народов, международное сотрудничество.
Труд и творчество- уважение к труду, творчество и созидание, целеустремленность и настойчивость, трудолюбие.
Патриотизм- любовь к Родине, своему краю, своему народу, служение Отечеству.
Личность- саморазвитие и совершенствование, смысл жизни, внутренняя гармония, самоприятие и самоуважение, любовь к жизни.
Виды деятельности направленные на достижения результата:
Занятия проводятся во внеурочное время в форме игр - исследований, игр - выступлений, экскурсий - наблюдений, творческих конкурсов и конференций.
Возможные результаты («выходы») проектной деятельности младших школьников:
Альбом, газета, гербарий, журнал, книжка-раскладушка,  коллаж, коллекция,  макет,  модель, 
наглядные пособия, плакат, план, серия иллюстраций, сказка, справочник, стенгазета, сувенир-поделка,  учебное пособие, фотоальбом, экскурсия.Планируемые результаты освоения программы
Дети освоили первичные навыки проведения самостоятельных исследований. - Они знают разнообразные источники информации (компьютер, книги, общение со взрослыми, наблюдения, эксперименты, собственные знания и опыт) и умеют ими пользоваться для нахождения нужных сведений. - Дети любознательны, у них сохранен интерес к исследованию. - Дети с помощью взрослых могут представить результаты своего исследования на публичных выступлениях. 
Формирование личностных УУД:
• Формирование позитивной самооценки, самоуважения, самоопределения;
• Воспитание целеустремлённости и настойчивости
Формирование коммуникативных УУД:
• Умение вести диалог, координировать свои действия с партнёром,
• Способность доброжелательно и чутко относиться к людям, сопереживать;
• Умение выступать перед аудиторией, высказывать своё мнение, отстаивать свою точку зрения
Формирование регулятивных УУД:
• Умение самостоятельно и совместно планировать деятельность и сотрудничество, принимать решения;
• Формирование навыков организации рабочего пространства и рационального использования времени
Формирование познавательных УУД:
• Сбор, систематизация, хранение, использование информации.
Учебно-тематический план:
1 класс
№ Разделы и темы занятий Количество часов
всего аудит. внеаудит.
1 Природа нашего края. Разновидности деревьев. 1 1 2 Деревья нашего края. 1 1
3 Что такое гербарий? 1 1
4 Наши волшебные помощники История создания бумаги. 1 1 5 Как появились ножницы? 1 1 6-7 Творческая мастерская. 2 2 8 Сказка «Курочка Ряба» В гостях у сказки. 1 1 9-10 Дело мастера боится. 2 2 11 Защита проекта. Спектакль. 1 1 12 Жители леса Заяц 1 1 13 Волк 1 1 14 Медведь 1 1 15 Лиса 1 1 16 Сказка «Колобок» В гостях у сказки. 1 1 17-18 Дело мастера боится. 2 2 19 Защита проекта. Спектакль. 1 1 20 Наши дома. Дом. Это что? 1 1 21 Дом братьев наших меньших. 1 1 22-23 Творческая мастерская 2 1 1
24 Сказка «Теремок» В гостях у сказки. 1 1 25-26 Дело мастера боится. 2 2 27 Защита проекта. Спектакль. 1 1 28 Полезные овощи Наш славный огород. 1 1 29 Творческая мастерская. 1 1 30 Сказка «Репка» В гостях у сказки. 1 1 31-32 Дело мастера боится. 2 2 33 Защита проекта. Спектакль. 1 1 Содержание программы
Природа нашего края: Гербарий деревьев нашего края(3ч.)
Наши волшебные помощники. (4 ч.)
Изготовление декораций к пальчиковому кукольному спектаклю «Курочка Ряба». (4 ч.)
Жители леса: Иллюстрации животных (4ч.)
Изготовление декораций к настольному кукольному театру «Колобок». (4 ч.)
Наши дома: Изготовление модели дома из пластилина (4 ч.)
Изготовление декораций к спектаклю «Теремок». (4 ч.)
Полезные овощи: аппликация овощи (2 ч.)
Изготовление декораций к театру ложек «Репка». (4 ч.)
2 класс
№ Разделы и темы занятий Количество часов
всего аудит. внеаудит.
1 Наши волшебные помощники Как долго существуют книги? 1 1 2 Как появился компьютер? Где его используют? 1 1 3 Как мы понимаем друг друга? 1 1 4 Наша школа История школы 1 1
5 Конкурс рисунков «Моя школа» 1 1 6 Мир вокруг нас Сколько существует видов растений? 1 1 7-8 Виды растений нашего края. 2 1 1
9 Сколько существует видов животных? 1 1 10-11 Животные нашего края. 2 1 1
12 Силы природы Что особенного в воде? 1 1 13 Откуда появляются пузыри в кастрюле, когда кипит вода? 1 1 14-15 Реки, моря, океаны. 2 1 1
16 Викторина. 1 1 17 Наша планета во вселенной Как устроена наша планета? 1 1 18 Ночное небо. Звезда что это? 1 1 19 Солнечная система. Планеты. 1 1 20-21 Творческая мастерская. Моделирование. 2 2 22 Наша Родина. Россия. Наша Родина. 1 1 23 Праздники России. 1 1 24-25 Мой край, моя малая родина. 2 1 1
26 Выпуск газеты «Моя малая Родина» 1 1 27 Наши имена Что значит моё имя? 1 1 28 Рассказ детей о своих именах 1 1 29 День моей фамилии. Каждая фамилия – это история семьи 1 1 30 Рассказ о происхождении своей фамилии или о своей семье. 1 1 31 Конкурс рисунков «Моя семья». 1 1 32 Наша безопасность Правила дорожного движения 1 1 33 Правила поведения на воде в летний период. 1 1 34 Викторина по правилам безопасности 1 1 Содержание программы
Наши волшебные помощники. (3 ч.)
Наша школа: рисунки школы (2 ч.)
Мир вокруг нас: буклеты (6 ч.)
Силы природы: викторина (5 ч.)
Наша планета во вселенной: моделирование планет Солнечной системы (5 ч.)
Наша Родина: газета «Моя малая Родина» (5 ч.)
Наши имена (2 ч.)
День моей фамилии: Конкурс рисунков «Моя семья». (3 ч.)
Наша безопасность: викторина (3 ч.)
3 класс
№ Разделы и темы занятий Количество часов
всего аудит. внеаудит.
1 Наши волшебные помощники Библиотека. 1 1 2 Экскурсия в библиотеку Дома культуры 1 1
1 3 Компьютерная грамотность Правила пользования компьютером. 1 1 4 Компьютерные программы. 1 1 5-6 Практическое занятие работы на компьютере. 2 1 1
7 Наша безопасность Интернет. Что это? 1 1 8 Поисковые системы. 1 1 9 Безопасность в интернете. 1 1 10 Игра-викторина «Безопасность и интернете» 1 1 11-12 Практическое занятие работа в интернете 2 1 1
13 Динозавры
Зарождение жизни на Земле 1 1 14 Эпоха динозавров 1 1 15 Царство динозавров 1 1 16-17 Выпуск иллюстраций видов динозавров. 2 1 1
18 Динамичная земля Вулканы. Вулканы «Горячих точек» 1 1 19 Магма. Кратеры и кальдеры. 1 1 20-21 Выпуск справочника «Вулканы мира» 2 1 1
22 В царстве природы Подземный житель – крот. 1 1 23 Кабан - дикий родственник домашней свиньи. 1 1 24 Зимующие птицы нашего края. 1 1 25 Домашние животные. 1 1 26 Выбор темы проекта 1 1 27 Защита проектов. Презентация. 1 1 28 О Родине, о подвиге, о славе. Великие полководцы. 1 1 29 Ордена и медали. 1 1 30 Великие сражения. 1 1 31-32 Наши прадеды. 2 1 1
33-34 Работа над проектом. Оформление. Защита проекта. 2 1 1
Содержание программы
Наши волшебные помощники. (2 ч.)
Компьютерная грамотность (5 ч.)
Наша безопасность (6 ч.)
Динозавры (5 ч.)
Динамичная земля (4 ч.)
В царстве природы (6 ч.)
О Родине, о подвиге, о славе. (7 ч.)
4 класс
№ Разделы и темы занятий Количество часов
всего аудит. внеаудит.
1 Математические развлечения Игры с числами. Невозможные рисунки.
Магические квадраты. 1 1 2 Логические задачи. Логические игры. 1 1 3 Моделирование. Бумажные макеты фигур. 1 1 4 Узоры Узоры в Древней Греции. 1 1 5 Узоры в Древнем Египте. 1 1 6 Узоры в Древней Руси. 1 1 7-8 Буклет «Узоры разных стран» 2 1 1
9 Растения нашего края. Грибы. Разновидность грибов. 1 1 10 Грибы нашего края. 1 1
11 Конкурс рисунков. 1 1 12 Устное народное творчество Пословицы и поговорки 1 1 13 Басни. 1 1 14 Загадки. 1 1 15-16 Книжка – раскладушка «Дело мастера боится» 2 1 1
17 Моя семья Терминология родства. Семейные традиции. 1 1 18 Рассказы учащихся «Моя семья» 1 1 19-20 Составление генеалогического древа. 2 1 1
21 Никто не забыт, ничто не забыто Какими качествами должен быть наделен человек, совершающий подвиг? 1 1 22 Дети войны. Угнанное детство. 1 1 23-24 Создание буклета «Дети – герои войны» 2 1 1
25 Игры народов России и мира Игры наших дедушек и бабушек 1 1 26 Сезонные игры народов нашего края. 1 1 27 Сезонные игры народов разных регионов
России и мира. 1 1 28 Игры с семейной тематикой .1 1 29-30 Создание книги. «Игры нашего класса» 2 1 1
31 Человека и природа Влияние деятельности человека на экологию. 1 1 32 Загрязнение окружающей среды. 1 1 33 Правила поведения в окружающей среде. 1 1 34 Справочник о правилах поведения в окружающей среде. 1 1 Содержание программы:
Математические развлечения (3 ч.)
Узоры (5 ч.)
Растения нашего края (3 ч.)
Устное народное творчество (5 ч.)
Моя семья (4 ч.)
Никто не забыт, ничто не забыто (4 ч.)
Игры народов России и мира (6 ч.)
Человека и природа (4 ч.)
Материально-техническое обеспечение образовательного процесса:
место реализации программы: кабинет, учебно-опытный участок, музей, парк.
Мультимедийное оборудование, программное обеспечение
наличие канцелярских принадлежностей – цветные карандаши, ручки, белая и цветная бумага, клей, ножницы и т.д.
Календарно-тематическое планирование оформляется в виде таблицы
№ Тема Основное содержание занятия Кол-во часов Формы и методы работы Вид деятельностиВиды конт роля Примечание
1 2 3 4 5 6 7 10
Список литературы:
Список литературы для учителя:
Гафитулин М.С. Развитие творческого воображения: Из опыта работы со школьниками начальных классов: Метод. разработка по использованию элементов теории решения изобретательских задач в работе с детьми. – Фрунзе, 1990
Дубова М.В.Организация проектной деятельности младших школьников. Практическое пособие для учителей начальных классов. - М. БАЛЛАС,2008Программа курса «Закулисье» Е. И. Мудракова, учитель начальных классов МОУ СОШ№ 9 с.Воздвиженское Апанасенковского района
Симановский А. Э. Развитие творческого мышления детей. Популярное пособие для родителей и педагогов. - Ярославль: Академия развития, 1997.
Интернет-ресурсы с презентациями
Список литературы для обучающихся:
Белова Л.С. Большая энциклопедия знаний «Эксмо», 2011г
Майкл Олаби энциклопедия «Планета земля», 2008г.
Интернет - ресурсы