Деятельностные педагогические технологии в образовательном процессе


Деятельностные педагогические технологии
в образовательном процессе
В связи с переходом на новые государственные образовательные стандарты начального и среднего профессионального образования, всё более актуальным становится внедрение компетентностного подхода в профессиональном обучении.
Компетентностный подход — это совокупность общих принципов определения целей образования, отбора содержания образования, организации образовательного процесса и оценки образовательных результатов.
На смену «ЗУНам» приходят «модульно-компетентностные» образовательные результаты, т.е. ключевые компетенции. 
В отличие от навыка – компетенция осознана.
В отличие от умения – компетенция связана с целым классом предметов воздействия, она совершенствуется не по пути превращения в навык, а по пути интеграции с другими компетенциями.
В отличие от знания – компетенция существует в форме деятельности (реальной или умственной), а не информации о ней.
С позиций компетентностного подхода уровень образованности определяется способностью решать проблемы различной сложности на основе имеющихся знаний. Компетентностный подход не отрицает значения знаний, но он акцентирует внимание на способности использовать полученные знания и позволяет решить важную задачу: актуализировать у обучающихся спрос на образование и обеспечить высокое качество подготовки специалистов в системе развивающегося профессионального образования.  
При компетентностном подходе меняется роль преподавателя: на всех этапах учебной деятельности преподаватель выступает как организатор, руководитель, консультант учебного процесса, а учащийся выполняет роль самостоятельного исследователя той или иной учебной проблемы, решение которой должно привести к заранее запланированному результату.
Актуальным становится вопрос о профессиональной компетентности преподавателя. Среди общего числа компетенций, которыми должен владеть преподаватель важное значение имеют:
- знания и опыт обучения;
- умение логично и доступно организовать сотрудничество на занятии;
- нахождение оптимальных форм и методов обучения;
- организация общения и взаимодействия с обучаемыми.
Понятие квалификации специалиста в современном понимании напрямую связывается как с содержанием будущей профессиональной деятельности и приобретением характерных для этой деятельности теоретических и практических навыков и умений, так и с уровнем культуры профессионала. Современный работник должен быть не только хорошим специалистом в своем деле, но и широко образованным человеком в других сферах жизни, науки и культуры, поэтому в профессиональной подготовке будущих специалистов должны найти место компоненты, не связанные непосредственно с технологической стороной в будущей профессиональной деятельности, но обеспечивающие современному профессионалу развитие определенных качеств его личности, таких как самостоятельность, ответственность, умение работать в команде, творческая активность, способность к обновлению знаний, т.е. таких качеств личности, которые и обеспечивают рабочему конкурентоспособность на рынке труда.
Традиционное обучение, ставившее профессиональные знания во главу процесса обучения, уже не справляется с задачей профессионального образования – развитие самостоятельной, творчески мыслящей личности, способной к принятию самостоятельных решений.
Требования образовательного стандарта нового поколения могут быть выполнены с использованием деятельностных технологий. По словам Б.Шоу «Единственный путь, ведущий к знанию – это деятельность».
Деятельностные технологии – это такие технологии обучения, при которых студент не получает знания в готовом виде, а добывает их сам в процессе собственной учебно-познавательной деятельности.
Технология деятельностного метода – инструмент, позволяющий решить задачу по смене задач образования с формирующей на развивающую, то есть построение образовательного пространства, в котором эффективно развиваются деятельностные способности студентов. Обучать деятельности – значит делать учение мотивированным, учить студента самостоятельно ставить перед собой цель и находить пути и средства ее достижения, а также формировать у учащегося умения контроля и самоконтроля, оценки и самооценки.
К деятельностным технологиям относятся:
- технология проблемного обучения;
- проектные технологии;
- деловые игры;
- практические и лабораторные работы;
- исследовательская работа;
- анализ производственных ситуаций; - решение ситуационных производственных задач; - «погружение» в профессиональную деятельность; - моделирование профессиональной деятельности в учебном процессе.Основные задачи преподавателя при деятельностном подходе к образованию определяются по трем направлениям:
Задачи обучения:
- обеспечить усвоение всеми студентами минимума содержания образования согласно ГОС;
- обеспечить формирование у студентов умения учиться, сформировать умения универсальных учебных действий.
2.Задачи развития:
- создать условия для выявления и развития способностей студентов;
- развивать познавательные интересы, исследовательские навыки, поощрять творческую активность студентов;
- развивать умение ставить цель, планировать работу, трудиться и добиваться результатов, анализировать и оценивать свою деятельность.
3. Задачи воспитания:
- воспитание жизнеспособной личности с использованием методов здоровьесберегающих технологий;
- прививать навыки самореализации;
- воспитать гражданина, патриота на основе общечеловеческих ценностей.
Типы уроков деятельностной направленности:
- уроки открытия нового знания;
- уроки рефлексии или решения учебной задачи;
- уроки общеметодологической направленности;
- уроки развивающего контроля.
Предложенные типы уроков не сильно отличаются от типов, используемых в настоящее время. Педагогу необходимо сменить только акцент в образовании от изложения нового материала, в котором студенты являются пассивными слушателями к созданию в кабинете атмосферы самостоятельного добывания знаний.
Структура урока при деятельностном обучении:
1.Мотивация к учебной деятельности.
2.Актуализация знаний.
3.Постановка учебной задачи.
4. Построение проекта выхода из затруднений («открытие» студентами нового знания).
5. Первичное закрепление.
6. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.
7. Включение в систему знаний и повторение.
8. Рефлексия учебной деятельности (итог урока).
Реализацию деятельностной технологии обеспечивает система дидактических принципов. Некоторые из них:
- Принцип деятельности.
Формирование личности студента и продвижение его в развитии осуществляется не тогда, когда он воспринимает готовое знание, а в процессе его собственной деятельности, направленной на «открытие» им нового знания. Процесс познания должен быть организован как самостоятельная деятельность студента.
- Принцип непрерывности.
Означает такую организацию обучения, когда результат деятельности на каждом предыдущем этапе обеспечивает начало следующего.
- Принцип целостности.
Означает, что у студента должно быть сформировано обобщенное целостное представление о роли и месте изучаемой дисциплины в системе наук.
- Принцип минимакса.
Заключается в следующем: образовательное учреждение должно предложить обучающемуся возможность освоения содержания образования на максимальном для него уровне и обеспечить при этом его усвоение на уровне социально - безопасного минимума (государственного стандарта знаний).
- Принцип психологической комфортности.
Предлагает снятие стресообразующих факторов учебного процесса, создание на уроке доброжелательной атмосферы, ориентированной на реализацию идей педагогики сотрудничества.
- Принцип вариативности.
Предлагает развитие у студентов вариативного мышления, т.е. понимания возможности различных вариантов решения проблемы, формирование способности к систематическому перебору вариантов и выбору из них оптимального.
- Принцип творчества.
Предлагает ориентацию на творческое начало в учебной деятельности, приобретение собственного опыта творческой деятельности, формирование способности находить решение нестандартных задач.
Эти дидактические принципы создают систему необходимых и достаточных условий функционирования деятельностных технологий.