Организация дворовых клубов с сельской местности

Организация дворовых клубов в сельской местности как средство привлечения детей к занятиям физической культурой и спортом.


Проблема занятости детей в свободное от уроков время является острейшей проблемой не только для школы, но и для родителей, которые не могут постоянно контролировать своего ребенка. Как известно, большинство правонарушений совершается подростками из-за неумения правильно распределить свое свободное время. Такие дети предоставлены сами себе. Подвергаясь влиянию улицы, они часто начинают увлекаться курением, алкоголем, наркотиками. Поэтому важной задачей, стоящей перед взрослыми, является организация детского досуга таким образом, чтобы отвлечь детей от пагубных влияний. Одно из основных средств достижения этой цели – систематические занятия спортом. В городах, районных центрах имеется значительный выбор спортивных секций, кружков. Работают детско-юношеские спортивные школы. Ребенок имеет возможность выбирать, каким видом спорта заниматься. В сельской местности дело обстоит по-другому. Зачастую, единственным «проводником» идей здорового образа жизни на селе является учитель физической культуры. На его плечи ложится не только выполнение школьной программы, но и организация физкультурного движения, воспитание у учащихся стойкого интереса к занятиям спортом. Учителю необходимо продумать, как организовать спортивно-массовую деятельность так, чтобы охватить как можно большее количество детей. Факультативные занятия не могут решить этой проблемы в полном объеме. Поэтому необходимо открывать при школах спортивные клубы.
Я бы хотел рассказать о работе школьного спортивного клуба, который функционирует на базе Диевской средней школы с 2006 года. Все началось с организации турнира по мини-футболу среди дворовых команд. Разделение команд происходило по территориальному принципу: Север, Юг, Восток, Запад. Соревнования проводились два раза в год – в октябре и в апреле. Команда – победительница награждалась переходящим кубком. Турнир сразу же завоевал огромную популярность среди детей. В отличие от школьных внеклассных мероприятий, здесь они проявляют наибольшую самостоятельность, так как сами занимаются формированием команд.
Но один турнир не решит проблему занятости детей, поэтому было принято решение о создании школьного спортивного клуба. Мы разработали положение, включающее в себя такие разделы, как задачи клуба; функции клуба; организация работы; совет клуба, обязанности членов спортивного клуба, учет и отчетность; планирование работы клуба.
Общее руководство деятельностью спортивного клуба осуществляет директор школы. Непосредственное организационно-методическое руководство осуществляет председатель Совета спортивного клуба. Совет состоит из пяти человек: председатель – учитель физической культуры; заместитель председателя, члены совета и секретарь – учащиеся школы, активисты спортивного движения. Каждый год на Совете клуба утверждается зимняя и летняя спартакиада школы, где в отличие от традиционных внеклассных мероприятий, соревнования проводятся не среди классов, а среди дворовых команд. В зимнюю спартакиаду включены такие виды, как настольный теннис, шашки, шахматы, тогыз кумалак, зимнее Президентское многоборье. В зачет летней спартакиады – волейбол, мини-футбол, баскетбол, русская лапта. Вот примерный план спортивных мероприятий клуба на год:
Месяц
Проводимые мероприятия

Октябрь
Русская лапта

Ноябрь
Настольный теннис

Декабрь
Шашки

Январь
Шахматы

Февраль
Зимнее Президентское многоборье

Март
Тогыз кумалак

Июнь
Мини-футбол

Июль
Волейбол

Август
Баскетбол















Основными задачами р
·аботы спортивного клуба являются:
-Активизация физкультурно-спортивной работы школы и участие всех учащихся в спортивной жизни школы.
-Укрепление здоровья и физическое совершенствование учащихся на основе организованных внеклассных занятий всех детей:
-Закрепление и совершенствование умений и навыков полученных детьми на уроках физической культуры:
-Воспитание у школьников командного духа и чувства единства с командой.
-Привитие понимания и осознания понятия здорового образа жизни, профилактика асоциальных проявлений в детской и подростковой среде.

Спортивный клуб ведет свою работу круглый год, ведь именно во время каникул у детей появляется много свободного времени. Состояние материально-технической базы по физической культуре на селе оставляет желать лучшего. Многие спортивные сооружения, построенные еще в советское время, находятся в плачевном виде. Поэтому учителю физкультуры необходимо всеми силами поддерживать в рабочем состоянии летние спортивные площадки. Это является одной из функций нашего клуба. Каждую весну учащиеся выходят на школьный стадион для того, чтобы подготовить его к летней спартакиаде (очистка от травы, обновление разметки, покраска и т.п.). В летнее время спортивные площадки практически никогда не пустуют. Состязаются дворовые команды по мини-футболу, волейболу, баскетболу.
Привлечь детей на стадион – это уже своего рода победа. Победа идей здорового образа жизни над губительным влиянием среды. Воспитание сознательного отношения к своему здоровью, привитие интереса к занятиям спортом – главные цели основания школьного спортивного клуба. Ставить перед собой такие цели необходимо каждому, кто работает в сфере физической культуры, даже если работать часто приходится на энтузиазме. Несомненно, огромную роль в этом деле играет личность самого педагога. Он должен быть сам всесторонне подготовлен физически, владеть теорией и практикой выполнения тех или иных упражнений, на собственном примере показывать, что значит быть сторонником здорового образа жизни. В рамках работы клуба часто проводятся товарищеские встречи по волейболу, мини-футболу среди команд школьников, учителей, работников поселка. Когда на спортивной площадке плечом к плечу соревнуются ученики и учителя, дети и родители, это придает дополнительный импульс развитию у ребят интереса к спорту. В заключение, я хотел бы обратиться ко всем учителям физической культуры, работающим в селе. Не надо думать, что развитие спорта возможно только в городах. Многие великие чемпионы выходили именно из села. Не нужно сетовать на отсутствие материально – технической базы и ждать, когда вам построят новый стадион. Организация открытых спортивных площадок для мини-футбола, волейбола, баскетбола не потребует от вас чрезмерного труда или больших финансовых вложений. Активней привлекайте к этому делу родителей. В помощи не откажет никто, т.к. вы преследуете общую цель – моральное и физическое здоровье детей. Создание школьных спортивных клубов – одно из самых эффективных путей достижения этой цели.




























































СТАТЬЯ


Тема: «Организация дворовых клубов в сельской местности как средство привлечения детей к занятиям физической культурой и спортом».










Автор: Шалтынов Н.Н.
учитель физической культуры
Диевской средней школы









Диевская средняя школа
2012 год
15