Доклад «Инновационные педагогические технологии в образовательном процессе»

«Инновационные педагогические технологии в
образовательном процессе»

Желтовских Любовь Дмитриевна,
учитель математики
МКС(К)ОУ «Посадская С(К)ОШИ VIII вида»,
Пермский край

Инновации в образовании, понимаемые в широком смысле как внесение нового, как изменение, совершенствование и улучшение существующего, можно охарактеризовать как имманентную характеристику образования, вытекающую из его основного смысла, сущности и значения. Ведь новизна любого средства относительна как в личностном, так и во временном плане. То, что ново для одной школы, одного учителя, может быть пройденным этапом для других. Новизна всегда носит конкретно-исторический характер. Не имеет значения, являются ли в настоящее время идея, концепция, технология объективно новыми или нет, можно определить время, когда они были объективно новыми (например новой в свое время была классно-урочная система Коменского). Рождаясь в конкретное время, прогрессивно решая задачи определенного этапа, новшество быстро может стать достоянием многих, нормой, общепринятой массовой практикой или отжить, устареть, стать тормозом развития в более позднее время. Поэтому учителю нужно постоянно следить за новшествами в образованиями и осуществлять инновационную деятельность. К основным функциям инновационной деятельности учителя относятся прогрессивные (так называемые бездефектные) изменения педагогического процесса и его компонентов: изменение в целях (например, новой целью является развитие индивидуальности школьника), изменение в содержании образования (см. новые стандарты образования), новые средства обучения (компьютерное обучение), новые идеи воспитания (Ю.П.Азаров, Д.Байярд, Б.Спок), новые способы и приемы обучения (В.Ф.Шаталов), развития (В.В.Давыдов, Л.В.Занков), воспитания младших школьников (Ш.А.Амонашвили) и т.д.
В основание классификации инноваций можно положить определенные критерии, на основе которых она будет проводиться. Первый критерий связан с областью, в которой осуществляются новшества. Вторым общим критерием можно считать способ возникновения новаторского процесса, третьим – широту и глубину новаторских мероприятий, а четвертым основу, на которой проявляются, возникают новшества. По первому критерию, то есть в зависимости от того, в какой области, в каком секторе образования проводятся нововведения (что обновляется), можно выделить следующие инновации: 1) в содержании образования, 2) в технологии, 3) в организации, 4) в системе и управлении, 5) в образовательной экологии.
В зависимости от способа осуществления нововведений (второй критерий) их можно разделить на а) систематические, плановые, заранее задуманные; б) стихийные, спонтанные, случайные. В зависимости от широты и глубины новаторских мероприятий можно говорить о а) массовых, крупных, глобальных, стратегических, систематических, радикальных, фундаментальных, существенных, глубоких и др.; б) частичных, малых, мелких и т.п. Новшества в образовательной экологии относятся к архитектуре школьных объектов, их комплексов, местоположению и социальному окружению.

Инновационные педагогические технологии в образовании играют существенную роль и предполагают взаимосвязанную деятельность преподавателя с учащимися. Однако, когда речь заходит о современных педагогических технологиях в образовании, то взаимосвязанная деятельность дополняется использованием в учебном процессе интернет-технологий.
Новые педагогические технологии в образовании включают в себя следующие виды деятельности:
а) Создание мультимедийных и интерактивных уроков (лекций). Зачастую преподаватели проводят комбинированные уроки с применением мультимедийных эффектов. На таких уроках, как правило, используются интерактивные доски, проекторы, ноутбуки. Работа с данной технологией вызывает интерес у учащихся. Эффективность усвоения материала повышается в несколько раз, в виду зрительного и слухового воздействия.
б) Работа с электронными книгами, конспектами и другими методическими пособиями. Используются данные педагогические технологии в профессиональном образовании. В особенности в вузах и средне-специальных учреждениях: в процессе дистанционной формы обучения.
в) Работа со специализированной компьютерной технологией в образовании, в частности:
с компьютерами для глухих и слабослышащих;
с компьютерами для слепых и слабовидящих;
со специальными обучающими и развивающими программами.  Специализированные компьютерные технологии применяются в основном в сфере коррекционного образования. Коррекционная педагогика предполагает работу с учащимися, которые отстают в умственном и физическом развитии либо не могут в виду возникшей болезни посещать школу либо вуз.
Педагогические технологии в коррекционном образовании позволяют поднять уровень образования на высший уровень гуманного отношения к обществу. Инновации в коррекционной педагогике открывают возможности обучения для тех, кто не смотря не физический либо умственный недуг, стремится получить образование.
Введение инноваций в образовательный процесс является предпосылкой, в первую очередь, для повышения качества обучения, а, во-вторых, для расширения возможностей обучения независимо от возраста, состояния здоровья и финансовых возможностей. А активное содействие преподавателей в разработке и внедрении новаторских идей с применением новых педагогических технологий в образовании будет способствовать совершенствованию и интенсивному развитию образовательной системы в нашей стране.
Мультимедийные технологии стали неотъемлемой частью современной образовательной системы. Их активное применение в учебном процессе способствует повышению эффективности усвоения знаний, делая процесс обучения более продуктивным и интересным.
Что представляют собой мультимедийные информационные технологии в образовании? Это комплекс информационно-коммуникативных средств и программ, посредством которых обеспечивается передача информации и создание единого информационного поля.
Мультмедийные технологии в образовании включают в себя различные аудио, видео, игровые технологии посредством которых осуществляется процесс преподавания и аттестации знаний учащихся. В их число входят следующие информационные и интерактивные технологии:
Ноутбук либо персональный компьютер, а точнее беспроводная и проводная информационная система. Компьютерная технология является главным атрибутом интерактивного урока.
Интерактивная доска – важное технологическое оборудование, необходимое для проведения  интерактивных уроков. Это своего рода традиционная классная доска, правда, с большим числом возможностей представления теоретического и графического материала. Использование данного мультимедиа средства помогает осуществлять проверку знаний все учеников в классе одновременно. Кроме того, применение интерактивной доски позволяет сохранять информацию, отображать ее в различном виде и динамической форме.
Проектор – является важной составляющей проекционной техники. Благодаря проектору, подключенному к компьютеру обеспечивается отображение аудио и видео материалов на проекционном экране. Очень удобно применять проектор при показе презентаций в больших лекционных аудиториях и актовых залах учебных заведений.
Копировальная и полиграфическая техника. Это техника, предназначенная для разработки и размножения информации. Как правило, такая техника присутствует в любом учебном заведении.
Аудио и видео приставки. Получили широкую популярность еще до подключения учебных заведений к единой электронной образовательной системе. Это обосновано в первую очередь тем, что во время использования данного оборудования при объяснении материала происходит одновременное воздействие на слух и зрение учащегося. Эффективность запоминания информации в подобных случаях увеличивается до 50 % - 60 %.
Средства записи и воспроизведения звуковой информации. Данные мультимедийные средства являются дополнительными средствами передачи и хранения информации. В основном информация сохраняется на дисках, флешках и других устройствах.
Электронные тренажеры – уникальная мультимедийная технология, с помощью которой происходит закрепление учебного материала, выработка навыков и аттестация знаний учащихся. К числу его преимуществ можно также отнести оперативную и одновременную проверку учащихся. Это способствует более рациональному использованию учебного времени и более объективному оцениванию учеников, студентов.
Возможности применения современных информационно-коммуникативных технологий неограниченны. С их помощью учебный материал можно представить графически, визуально, и даже экспериментально!
Исходя из вышеперечисленного, вывод становится очевидным: мультмедийные технологии – это современные средства передачи информации, направленные на выработку познавательных навыков, обеспечение взаимосвязанной деятельности преподавателей и учащихся и эффективное усвоение и запоминание материала.
Список литературы
Для подготовки данной работы были использованы материалы с сайта [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]










Заголовок 1,НАЗВАНИЕ ДОКЛАДА15