Статья Здоровьесберегающие технологии в образовательном процессе младших школьников

Здоровьесберегающие технологии в образовательном процессе младших школьников
Здоровьесбережение школьника можно рассматривать как основу здоровьесберегающей педагогики. Это формы и методы организации обучения детей без ущерба для их здоровья. Актуальность проблемы в совокупности принципов, приёмов, методов педагогической работы, которые дополняют традиционные технологии задачами здоровьесбережения.
Здоровьесберегающие технологии включают в себя такие аспекты воздействия на здоровье ребёнка как информационное, психологическое, биоэнергетическое.
Здесь можно выделить следующие технологии:
-организационно-педагогические;
-психолого-педагогические;
-учебно-воспитательные;
-личностно-развивающие и социально адаптирующие;
-лечебно-оздоровительные.
Целью здоровьесберегающих технологий является обеспечение ребёнку возможности сохранения здоровья, формирования необходимых знаний, умений и навыков по здоровому образу жизни.
Выбор здоровьесберегающих технологий зависит от типа образовательного учреждения, от продолжительности пребывания в нём ребёнка, от программы, по которой работает педагог, профессиональной компетентности педагога, от уровня здоровья детей. Иными словами здоровьесбережение – это система мер, которая включает взаимосвязь и воздействие всех факторов образовательной среды, направленных на сохранение здоровья школьника на всех этапах его обучения и развития.
Используемые в практике образовательного учреждения здоровьесберегающие технологии направлены на сохранение, поддержание и обогащение здоровья всех субъектов образовательного процесса: дети, родители и педагоги.
Классификация здоровьесберегающих технологий
1.Медико-профилактические – мониторинг здоровья школьников, контроль за организацией питания, профилактические мероприятия.
2.Физкультурно-оздоровительные – направлены на физическое развитие.
3.Образовательные – воспитание культуры здоровья школьника, личностно- ориентированное обучение и воспитание.
4.Социально-психологическое благополучие – эмоциональная комфортность, позитивное психологическое самочувствие в общении со сверстниками и взрослыми.
5.Здоровьеобогащение и здоровьесбережение педагогов – потребность к здоровому образу жизни, сохранение и стимулирование здоровья.
6.Обучение здоровому образу жизни – физкультурные занятия, коммуникативные игры, проблемно-игровые.


Технология моделирования учебного пространства в рамках сенсорно-развивающей среды
заключается в системе взаимоотношений педагога с детьми, в системе субъект-субъектных отношений между педагогом и учащимся, выступает в качестве условия, средства и результата становления ребёнка как субъекта дальнейшего развития и включает в себя:
1.Работу в режиме динамических поз (настольная конторка), пейзажное панно (ситуационно-образное моделирование).
2.Наглядный материал на сенсорно-дидактической подвеске.
3.Переключение зрения детей с ближних целей на дальние (сенсорно-дидактический держатель).
4.Офтальмотренажёры (выполнение зрительного тренажа).



«Секреты» здоровьесберегающей педагогики
1.Секрет доброты – дарить доброту детям, чтобы и они стали дарить добро окружающим.
2.Секрет успешности в делах и в жизни – стремление и готовность дарить радость себе и другим, чтобы уметь находить поводы для радости, какие бы преграды не были на жизненном пути.
3.Секрет эффективности по созданию здоровьесберегающего пространства – профессионализм педагога.
4.Секрет результативности – воспитание культуры здоровья детей, способности и умения заботиться о собственном здоровье;
5.Секрет соответствия создаваемого задуманному – объективное отслеживание получаемых результатов.
6.Секрет технологичности – создание технологии из различных приёмов, программ методов возможно при наличии единства целей, задач, принципов.
7.Секрет истинности – осознание непротиворечивости того, что делается.















Основные принципы здоровьесберегающих технологий
1.Принцип гуманизации – приоритетность личностного, индивидуального развития ребёнка в организации педагогического процесса.
2.Принцип учёта возрастных и индивидуальных особенностей ребёнка – использование первичной диагностики здоровья детей, учёт её результатов в дальнейшем.
3.Принцип учёта и развития субъектных качеств и свойств ребёнка – соблюдение педагогического процесса интересов и направленности ребёнка на конкретные виды деятельности, поддержание его активности, самостоятельности, инициативности.
4.Принцип субъект-субъектного взаимодействия в педагогическом процессе – свобода высказываний и поведения в разных формах организации педагогического процесса. В ходе такого взаимодействия ребёнок может выбирать виды деятельности, в которых он может максимально реализоваться.
5.Принцип педагогической поддержки – решение совместно с ребёнком сложной ситуации приемлемыми для конкретного ребёнка способами и приёмами. Основной критерий реализации данного принципа – удовлетворённость ребёнка самой деятельностью и её результатами, снятие эмоциональной напряжённости.
6.Принцип профессионального сотрудничества и сотворчества – профессиональное взаимодействие педагогов и специалистов в процессе организации здоровьесбережения.
15