Информационные технологии в образовательном процессе

ЗНАЧИМОСТЬ ПРИМЕНЕНИЯ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ

Солтанова. Т.А
ГБПОУ СОЧГК им. О. Колычева

В условиях введения новых ФГОС всё более значимым в образовательном процессе становится использование в обучении новых образовательных технологий, которые формируют умения самостоятельно добывать знания, находить необходимую информацию, строить гипотезы ,делать выводы.
Перемены, совершаемые в области создания, трансляции и потребления информации, развитие виртуальных отношений и постоянная модификация информационной среды, в целом, естественным образом влияют и видоизменяют сферу образования. В настоящее время существует множество способов приложения цифровых достижений в области образования и обучения. Особо перспективны и интересны, интернет-технологии, программные обучающие продукты и коллективные виртуальные занятия в режиме on-line (семинары, дискуссии, конференции, возможности которых значительно расширились с развитием цифровой связи).
С целью повышения качества обучения, формирования мотивации к занятиям дисциплин профессионального цикла я применяю в своей педагогической деятельности разноплановые, современные образовательные технологии.
Отслеживать появление новинок информационно-образовательного рынка помогают специально посвященные этому разделы периодики (издательской и сетевой), интерактивные совещания практиков и теоретиков в данной области, представление новейших обучающих технологий на сайтах производителей и ведущих специалистов.
В последнее время производство и продвижение информационно-образовательных услуг и продуктов нового поколения приобретает массовый характер, поэтому задача их разумного выбора и распределения в зависимости от форм, целей и методов обучения крайне важна. Ответственность и профессионализм в этом деле гарантируют мне как преподавателю большую результативность учебных занятий, тогда как неравномерная структура и непродуманная содержательная часть образовательного цикла способны свести на нет потенциальный эффект любых инноваций. Иначе говоря, информационные технологии являются подспорьем для глубокого познания и активного учения.. Данное положение касается обеих сторон процесса обучения и студента и педагога.
При выстраивании занятия мной учитывается то, насколько используемые электронные средства обучения соответствуют личным, возрастным особенностям студентов, задачам и специфике изучаемого материала, а также способствуют закреплению навыка при выполнении того или иного вида упражнений. В данном случае быстрота и легкость, с которыми студенты справляются с заданием при помощи программ, еще не являются показателями качества усвоения ими знаний. Так, электронные вспомогательные тренажеры можно назвать обучающими, так как они доводят какой либо навык до автоматизма (например, скорость печати или чтения).
Надо сказать, в настоящее время значительная часть образовательных заведений, не чуждых компьютерным инновациям, продолжает использовать учебные материалы на бумажном носителе.
При подготовке и проведении мной уроков не обходится без электронных средств обработки и передачи информации пакета издательских и редакторских программ, почтовых сервисов.
В последнее время мной взято за систему использование в рамках семинарских занятий и самостоятельной работы аудиовизуальных средств обучения. Совместное ознакомление с подготовленным материалом позволяет студентам обсудить на месте волнующие их вопросы, поделиться впечатлением, узнать мнение других, произвести самоконтроль и взаимоконтроль выполняемых работ на занятиях производственного обучения.
Для домашней работы характерна большая вдумчивость, возможность вернуться к предшествующему эпизоду, обеспечивание полноты понимания и запоминания. Открытость образовательно-информационных связей характерна для удаленного типа обучения, состоящего из отдельных завершенных элементов или модулей.
Помимо модульных аудиовизуальных уроков студент получает возможность включаться в непосредственное общение при изучении тем посредством информационно-коммуникационных, интернет-технологий электронной почты, видео, это способствует консультативно-технической поддержке студентов. Правильная организация - это успех получения, обработки необходимой информации для студента.
Кроме этого я использую в своей работе более простую форму общения, специально созданными в сети информационными ресурсами, посвященными проблемам координации виртуально- учебных мероприятий.
В настоящее время применяю существующий на данный момент большой выбор программного продукта, направленного на облегчение информационно-технической части компьютерного обучения. Новые технологии дают возможность мне как педагогу самой создавать электронные уроки ,фокусируясь исключительно на содержательной стороне обучающего материала. Весьма полезными оказываются уроки рассчитанные на самостоятельную работу студентов в сети.
В рамках сетевого образования существуют два направления персонализация процесса обучения и его технологизация. В первом случаи студент выступает деятельным участником информационного обмена и предполагает обратную связь, контакт студента с преподавателем. Во втором, при включении в масштабные электронные образовательные проекты его роль ограничена потреблением и усвоением информации. Оба этих направления встречаются и при очной, традиционной форме обучения, однако в сочетании с новейшими, компьютерными средствами информации и коммуникации они переходят в другое качество, более « интересное обучение».
Таким образом у моих студентов появилась возможность прослушать лекционный материал не только в аудитории, но и в любом другом месте при наличии соответствующих устройств и каналов цифровой связи: аудио и видеоплейеров, ПК, спутникового телевидения..
Студент желающий восполнить пробелы в образовании или пополнить знания, в настоящее время неограничен в выборе информационной среды. Он волен найти доступную и удобную для него форму и методику занятий, планировать собственное время и учитывать возможности. Моя роль как преподавателя, в данном случае, сводится к направлению студента в нужное информационное русло, выявлению возникающих проблем по усвоению материала.
С внедрением в образовательный процесс новых интернет-технологий имеет место быть новый тип преподавателя .В отличие от прежней ситуации я не «подаю» знания «на тарелочке», а указываю, где следует найти необходимую информацию. Надо сказать, что информационные технологии, какими бы совершенными они ни были, не снимают, тем не менее, воспитательных задач с системы образования.
Внедрение новейших информационных средств и методик в процесс обучения просто необходимо, но если у студента не будет базовых знаний компьютерной грамотности со школы, тем сложнее он сможет войти в мировое информационное пространство и эффективней обучаться. В настоящее время ещё существует такая проблема и мне при проведении уроков очень сложно переориентировать студентов на новую волну в обучении.
Поскольку информационно-технический, электронный прогресс остановить нельзя, да и не нужно, единственный способ для преподавателей остаться «а плаву». Естественно, для этого требуется не только наличие профессиональных знаний у человека, но также его способность к решению технических задач и желание совершенствоваться, идти в ногу со временем.
Вместе с тем, создание качественного урока с применением электронных средств и передовых технологий зависит от слаженной работы сразу нескольких профессионалов. Кроме подготовленного соответствующим образом преподавателя, желательно, чтобы в данном процессе участвовали оператор - программист, компьютерный дизайнер, методист и некоторые другие лица. Коллективность как специфика работы по организации и подаче учебного материала соответствует условиям и запросам данного периода развития информационного общества.
При подготовке и проведении уроков как теоретического так и практического циклов стараюсь применять такие перспективные направления информационно-образовательной деятельности, в которых используются современные передовые электронные технологии: отбор и упорядочивание информационных материалов согласно целям обучения и пополнение тематических информационных разделов; логическое построение уроков и целевое объединение информативных компонентов и учебных задач.
Последнее имеет сегодня важное значение, так как поисковые системы, существующие в настоящее время, уже не вполне удовлетворяют требованиям, поставленным обществом и отдельными социальными группами, в том числе и студентам.
Информационные технологии работают на мой взгляд по принципу от отдельных слов и значений до целых произведений, тем.
Прогресс компьютерных электронных средств, настроенных на сбор информации по заданным параметрам, помогает моим студентам в освоении своей бедующей профессии. Мультимедийные технологии, которые способные связывать в единое целое не только тексты, но и рисунки, фотографии, карты, графики, способствуют развитию творческой личности, что необходимо при выполнении любой профессиональной работы .
Хочу отметить, что динамика развития электронных технологий в области коммуникаций и информации значительно превышает скорость их освоения и потребления образовательной сферой.
Приобретённый мною опыт работы проведения уроков с применением информационных технологий полезен, как при планировании и проведении одиночных лекций, так и при выстраивании поурочного планирования по профессиональным циклам.
Залогом успешного овладения учебной информацией студентами, представленной в электронном виде, часто выступает грамотный и понятный сервис, помогающий быстро найти необходимые информационные единицы. В зависимости от рода информационно-учебных задач и предпочтений мои студенты выбирают тот или иной тип поиска информации предусмотренный в рамках образовательного цикла. Найденные элементы ,темы, заголовки, студенты выстраивают в алфавитном порядке, по году издания, по популярности, по новизне и т.д. Во многих электронных обучающих программах встроена система учета проб и ошибок обучающегося, его склонностей и темпа работы. Это позволяет, так называемому электронному учебнику, подобрать наиболее эффективную для данного пользователя последовательность выполнения задания, дифференцировать формальную и содержательные стороны учебной деятельности.
Благодаря передовым информационно-коммуникационным средствам у меня появилась возможность равномерно распределять преподавательские силы, максимально разнообразить процесс передачи знаний и охватывать гораздо большее количество потенциальных студентов.
В качестве примера проведения занятий с применением информационных технологий предлагаю план урока.
План урока
Профессия: Повар, кондитер.
Учебная дисциплина: УП. 03.Приготовление супов и соусов.
Преподаватель: Солтанова Т.А.
Тема учебной дисциплины: Приготовление супов.
Тема урока: Приготовление солянки сборной мясной.
Цели:
Образовательная:
-обобщить и систематизировать практический опыт по рациональной организации рабочего места ;закрепить навыки по соблюдению правил техники безопасности; углубить знания по классификации супов; совершенствовать практический опыт по приготовлению; заправочных супов, солянки сборной мясной; проявлять уверенность и творческий подход при приготовлении блюд;
Развивающая:
-развивать профессиональный интерес к будущей профессии, развивать критическое мышление через чтение и письмо, развивать умение выделять главное в проблеме, анализировать, делать обобщение, принимать решения в сложной ситуации, содействовать развитию личностных качеств, таких как ответственность за выполняемую работу.
Воспитательная:
совершенствовать нравственное и эстетическое мировоззрение, формирование понимания значения мобильности, профессиональных знаний, умений и навыков, практического опыта, воспитывать аккуратность в работе.
Методическая:
-показать приемы самостоятельной работы, используя элементы технологии развития критического мышления, показать приемы активизации обучающихся
на уроке путем работы за ПК и организации разных видов деятельности.
Профессиональные компетенции:
1.ПК 3.1 Готовить бульоны и отвары
2. ПК 3.2.Готовить простые супы
Общие компетенции:
ОК 3. Анализировать рабочую ситуацию, осуществлять текущий и итоговый контроль, оценку и коррекцию собственной деятельности, нести ответственность за результаты своей работы.
ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности
ОК 6. Работать в команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, клиентами
ОК 7. Готовить к работе производственные помещение и поддерживать его санитарное состояние.
Тип урока: урок закрепления умений и получения практического опыта.
Вид урока: практическая работа.
Материально – техническое обеспечение:
- ПК, записи на доске, технологические схемы, дегустационные листы, плакат, таблицы. рабочий инвентарь, инструменты , приспособления, необходимый перечень продуктов, электрические плиты.
Виды используемых на уроке средств
-мультимедийная презентация;видеофильмы;
Межпредметные связи: химия, биология, санитария и гигиена
Ход урока
1.Организационный момент
- Приветствие, выявление отсутствующих, проверка подготовленности классного помещения,
2. Подготовка обучающихся к уроку
-Сообщение темы урока, постановка целей урока,
3. Мотивационный блок
Приготовление первых блюд является основной частью обеда. Они имеют разную калорийность, основу, вкусовые качества, консистенцию.
В связи с этим нужно отметить, что вкус первого блюда во многом зависит от профессиональных качеств повара, а именно от практического опыта.
По результатам сегодняшнего урока можно будет судить о вашей профессиональной компетентности, соответствуете вы современным требованиям профессионального кулинара и повара ,достаточен ли ваш объём знаний и навыков, практический опыт для работы в престижных ресторанах.
4. Обобщение знаний
1.Этап.
Обобщение знаний по теме, проверка домашнего задания.
Фронтальный опрос студентов с использованием презентации.
Вопросы:
1.Дать понятие суп.
2.Из каких основных частей состоит суп?
3.На какие ещё группы классифицируются супы?
4. Как делятся супы по жидкой основе?
5. Как делятся супы по температуре подачи?
6.Как делятся супы по способу приготовления?
7.Дайте понятию гарнир?
8. Перечислите что служит гарниром?
9. Как осуществляется подготовка продуктов : овощей, круп.
10. Как осуществляются последующие этапы подготовки: морковь, лук, томатная паста, мука, огурцы, макароны, свекла.
11. Последовательность технологических операций и общие правила подачи супов. (студенты отвечают по «цепочке» )
Работа студентов за ПК.
1. На рабочем столе открыть задание №1. Составить схему приготовления блюд индивидуально.
Элемент технологии критического мышления.
1. ВЫЗОВ
Прочитайте текст.(индивидуально) - 5 мин.
Целостное обобщение и осмысление студентами полученного материала и его повторная проблематизация.
2. ОСМЫСЛЕНИЕ
Убедитесь в достоверности информации ( индивидуально) - 10мин.
Формирование личного отношения студентов к материалу.
3.РЕФЛЕКСИЯ
Внести отработанную информацию в таблицу (в группе) - 10мин.
Анализ процесса работы с информацией.
4.Обобщение.( все присутствующие студенты).
Работа студентов у доски.( с использованием плаката).
2.Этап.
Вводный инструктаж.
Показ видеофильма для закрепления знаний, инструктирование студентов.
- приготовление солянки мясной сборной.
3.Этап
Самостоятельная работа студентов.
- приготовление солянки мясной;
-напомнить о соблюдении правил техники безопасности.
Целевые обходы преподавателя:
- инструктирование студентов на рабочих местах при подготовки овощей;
- инструктирование студентов на рабочих местах при варке овощей;
- инструктирование студентов на рабочих местах при бланкировании овощей;
- инструктирование студентов на рабочих местах при
введении в бульон ингредиентов;
- инструктирование студентов на рабочих местах при оформлении блюда ;
4.Этап
Обобщение знаний.
Закрепление умений и практического опыта.
Каждый обучающийся анализирует выполненную работу, что удалось, что необходимо доработать.
5.Этап
Заключительный инструктаж.
- разбор типичных ошибок, причины их возникновения;
- слайд - отчёт о работе на уроке;
-подведение итогов работы, комментирование и объявление оценок студентам за каждый этап работы;
- уборка рабочего места
Выдача домашнего задания. Разработать презентацию по теме: «Приготовление супов»
Применение информационных технологий позволяет мне оптимизировать учебный и воспитательный процесс, вовлечь в него студентов как субъектов образовательного пространства.

Основные источники:
1.Анфимова Н.А. Кулинария: учебник для нач.проф .образования –М – издательский центр «Академия», 2012- 397с
2.Шатун Л.Г. Кулинария учебник для начального профессионально образования – М- издательский центр «Академия» ,2012-317с
3.Анфимова Н.А, Татарская Л.Л. Кулинария учебник для начального профессионального образования –М- 2012-322с
Интернет ресурсы
«Кулинарный портал». Форма доступа: http:// [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]., http:// povary. ru., http:// vkus.by.
Главный портал индустрии гостеприимства и питания. Форма доступа: http:// www.horeca.ru