Информационные технологии в образовательном процессе школы


434340813435Эссе «Информационные технологии в образовательном процессе школы: инновационный опыт»
Харабарь Ирина Владимировна, учитель информатики КГУ «Урицкая средняя школа отдела образования акимата Сарыкольского района»
В настоящее время сельская школа должна обеспечивать качественное образование учащихся. Необходимо помнить, что в третье тысячелетие вступило новое поколение молодежи с принципиально иными качествами личности, ценностными установками, жизненными ориентирами, которые к качеству образования предъявляют новые требования. Прошло не так много времени с тех пор, как компьютерные технологии изменили повседневную жизнь общества. Компьютеры вышли за пределы вычислительных центров и лабораторий, и превратились в неотъемлемую составляющую многочисленных сфер деятельности человека. Сейчас невозможно найти отрасль, где бы не использовались компьютерные технологии, увеличивая качество протекающих процессов.
В образование информационные технологии пришли неоценимым помощником учителя. Основным приоритетом образования является воспитание конкурентоспособной, востребованной личности, способной к творчеству и самоопределению. Одной из важнейших задач образования является овладение информационными и телекоммуникационными технологиями для формирования общеучебных и общекультурных навыков работы с информацией. Поэтому возникла необходимость организации процесса обучения на основе современных информационно-коммуникационных технологий.
Модернизация системы образования на основе широкого использования информационных технологий открывает сегодня новые перспективы и поразительные возможности для обучения. Как сказал Н.А. Назарбаев: - «Новые информационные технологии – это реалии нашего времени».
Применение ИКТ в школе набирает обороты. Создаются мультимедийные пособия, контрольные программы, энциклопедии и галереи. Это позволяет учителю гибко воздействовать на воображение и память учащихся. По яркости восприятия иллюстрации учебника сильно уступают изображениям на экране, интерактивной доске или мониторе компьютера. Добавим к этому анимацию и эффекты, которые используются в создании презентаций. И бесспорное преимущество видеофильмов. Таким образом, учитель получает широкий набор универсальных инструментов для создания качественного урока.
Чтобы современный урок был полноценным и эффективным, учитель должен хорошо владеть прогрессивными средствами обучения. Без этого его уроки не станут уроками двадцать первого века. Внедрение в образование информационно - коммуникационных технологий повышает общий уровень учебного процесса, усиливает мотивацию обучения и познавательную активность учащихся, постоянно поддерживает учителей, в состоянии творческого поиска дидактических новаций.
Использование ИКТ в учебном процессе предполагает, что учитель умеет:
обрабатывать текстовую, цифровую, графическую и звуковую информацию при помощи соответствующих процессоров и редакторов для подготовки дидактических материалов (варианты заданий, таблицы, схемы, чертежи, рисунки и т.д.);
создавать слайды по данному учебному материалу, используя редактор презентации MS Power Point и продемонстрировать презентацию на уроке;
использовать имеющиеся готовые программные продукты по своей дисциплине;
организовать работу с электронным учебником на уроке;
применить учебные программные средства (обучающие, закрепляющие, контролирующие);
осуществлять поиск необходимой информации в Интернете в процессе подготовки к урокам и внеклассным мероприятиям;
организовать работу с учащимися по поиску необходимой информации в Интернете непосредственно на уроке;
разрабатывать тесты, используя готовые программы-оболочки или самостоятельно, и проводить компьютерное тестирование.
Внедрение в образование информационно - коммуникационных технологий повышает общий уровень учебного процесса, усиливает мотивацию обучения и познавательную активность учащихся, постоянно поддерживает учителей, в состоянии творческого поиска дидактических новаций. Сегодня необходимо, чтобы каждый учитель по любой школьной дисциплине мог подготовить и провести урок с использованием ИКТ.
Таким образом, внедрение ИКТ в образовательный процесс школы существенно меняет характер взаимодействия между учителем и учеником, ориентируя последнего на активное самостоятельное освоение знаний с помощью информационно-коммуникативных технологий. Деятельность педагога в этих условиях направлена не на воспроизводство информации, а на оказание помощи, поддержки, сопровождения обучающегося в образовательном процессе.