Статья Экологическое воспитание дошкольников через организацию уголка природы в группе и реализацию проекта «Наши зеленые друзья»


Васина Юлия Ирековна
Муниципальное бюджетное дошкольное
образовательное учреждение
«Детский сад общеразвивающего вида №16» «Виктория»
Чистопольского муниципального района РТ
Экологическое воспитание дошкольников через организацию уголка природы в группе и реализацию проекта «Наши зеленые друзья»
« Каждое мгновение той работы, которая называется воспитанием, - это творение будущего и взгляд в будущее »В.А.Сухомлинский
Вступая в переходный период, который переживает вся система образования, в том числе и дошкольное образование, позитивно воспринимает новые стратегические ориентиры, обозначенные в ФГОС. Приоритетным направлением в работе является осуществление инновационных педагогических технологий в организации образовательной деятельности дошкольников, включая метод проектной деятельности, как средство реализации новых образовательных стандартов.
Проектная деятельность разворачивается в проблемной ситуации и осуществляется через интегрированный метод обучения. Вариативность использования интегрированного метода довольно многообразна, в котором содержание должно охватывать следующие образовательные области:
● коммуникативно-личностное развитие;
● познавательное развитие;
● речевое развитие;
● художественно-эстетическое развитие;
● физическое развитие.
Проектная деятельность отражает следующие аспекты социальной ситуации развития ребёнка дошкольного возраста:
● предметно-пространственная развивающая образовательная среда;
● характер взаимодействия с взрослыми;
● характер взаимодействия с другими детьми;
● система отношений ребёнка к миру, к другим людям, к себе самому.
Исходя из вышесказанного, я поставила перед собой цель. Сформировать потребность в изучении растений, положительное отношение к природе через наличие знаний о комнатных растениях, как о живых существах, опираясь на такие моральные качества личности, как доброта, отзывчивость. В процессе работы я ставила перед собой следующие задачи: воспитать основы экологического мышления, проявляющегося в гуманном отношении к представителям растительного мира, как к живым, неповторимым организмам. В результате этого мною был создан проект «Наши зеленые друзья» по экологическому воспитанию дошкольников.
Целью проекта является формирование предпосылок экологического сознания.
Сформировать потребность в изучении растений, положительное отношение к природе через наличие знаний о комнатных растениях, как о живых существах, опираясь на такие моральные качества личности, как доброта, отзывчивость.
ЗАДАЧИ:
Разработать систему поэтапного формирования у дошкольников экологической ответственности и отзывчивости по отношению к комнатным растениям.
Научить детей не только видеть красоту комнатных растений, но и вызвать у них желание участвовать в создании этой красоты, оберегать и сохранять ее.
Воспитать основы экологического мышления, проявляющегося в гуманном отношении к представителям растительного мира, как к живым, неповторимым организмам.
Наглядно показать детям зависимость растений от условий окружающей среды, закономерности в развитии растений, проследить взаимосвязь – комнатные растения и внешние факторы окружающей среды.
Формировать детско-родительские отношения в духе воспитания интереса и экологически правильного поведения в природе.
Учить родителей на личном примере относиться к природе бережно, охранять и защищать ее.
Повышение роли родителей в экологическом воспитании детей;
Увеличение непосредственного участия родителей и детей в организации и проведении различных экологических мероприятий.
Проект направлен на углублённое формирование предпосылок экологического сознания. Программа «От рождения до школы» под редакцией М.Е.Вераксы, М.А.Васильевой, Т.С.Комаровой, предполагает следующие знания, умения, навыки детей старшей группы по данной проблеме:
Расширять и уточнять представления детей о природе. Закреплять умение наблюдать.
Продолжать знакомить с комнатными растениями
Закреплять умение ухаживать за растениями. Рассказать о способах вегетативного размножения растений.
Расширять представления о способах правильного взаимодействия с растениями: рассматривать растения не нанося им вред
Закреплять умение ухаживать за обитателями уголка природы.
Дать детям представление о том, что в природе все взаимосвязано.
Кроме этих задач, проект предполагает знакомство детей в совместной деятельности (ребенок-ребенок, ребенок-родитель, ребенок-воспитатель) с наиболее благоприятными условиями для роста и размножения растений; научить их определять состояние растения по его внешнему виду (нужно полить, растение погибает от перелива, скоро зацветёт - значит ему комфортно), научить ухаживать за растениями, бережно к ним относиться, ответственно подходить к трудовым поручениям, уважительно относиться к природе в целом, чувствовать свою ответственность перед ней.
Проектная деятельность дает ребенку возможность экспериментировать, синтезировать полученные знания, развивать творческие способности и коммуникативные  навыки, что позволяет ему успешно адаптироваться к обучению в школе.
Семья занимает важное место в экологическом воспитании человека. Именно в семье формируются основы духовного и культурного облика, закладываются вкусы и привычки. Маленькие дети чрезвычайно зависимы от своей семьи, поэтому работа с родителями по экологическому воспитанию дошкольников является одной из составной частей работы дошкольного учреждения. Только опираясь на семью, только совместными усилиями  можно решить главную задачу – воспитание человека с большой буквы, человека экологически грамотного. Родители проявляли свою активность, участвовали в акции «Подари комнатное растение в группу». Привлекались к совместной с детьми трудовой деятельности на участке и в уголке природы.
Мир природы таит в себе большие возможности для всестороннего развития детей. Продуманная организация обучения, прогулок, специальных наблюдений развивает их мышление, способность видеть и чувствовать красочное многообразие явлений природы, замечать большие и маленькие изменения окружающего мира. Размышляя о природе под влиянием взрослого, дошкольник обогащает свои знания, чувства, у него формируется правильное отношение к живому, желание созидать, а не разрушать. Все занятия строились с учетом наглядно – действенного и наглядно – образного восприятия ребенком окружающего мира. В процессе обучения обращала внимание на то, чтобы задействовать все органы чувств ребенка, а не только слух и зрение. Большое значение уделяется общению детей с природой. Практическая деятельность детей проявляется в развитии трудовых навыков по уходу за растениями.
В процессе работы с детьми использовались игры, наблюдения, беседы по знакомству с жизнью комнатных растений, в том числе этические; чтение экологических сказок, энциклопедий и художественной литературы о наших соседях.
Данная проектная деятельность помогает детям больше узнать окружающий их растительный мир на примере комнатных растений, проявить свою творческую активность, самим построить межличностные отношения в малых рабочих группах, испытать ощущение эмоционального удовлетворения и самореализации.
В проектной деятельности создаются условия для формирования всех видов универсальных учебных действий. Ребёнок имеет возможность  развивать самостоятельность, инициативу, ответственность, целеустремлённость, настойчивость в достижении целей, готовность к преодолению трудностей, познавательные интересы, формировать способности к организации своей учебной деятельности (планирование, контроль, оценка), самоуважение, критичность к своим поступкам и умение адекватно их оценивать. Особую роль проектные задачи играют в развитии коммуникативных умений.
Из вышесказанного можно сделать вывод, что использование метода проекта играет важную роль в развитии познавательной активности детей, в социализации личности дошкольников. В процессе формирования у детей знаний о природе, эстетического чувства громадное значение имеет желание и умение самого воспитателя находить в природе красивое и наслаждаться им. Владея необходимыми знаниями и умениями, а также основными методами работы, воспитатель, любящий природу, сумеет сделать ее могучим фактором всестороннего развития ребенка.
Список литературы:
Вераксы Н. Е., Вераксы А. Н. Проектная деятельность дошкольников. Пособие для педагогов дошкольных учреждений. М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2008
Николаева С.Н. Экологическое воспитание дошкольников: Книга для воспитателей детского сада. – М.: Мозаика – Синтез, 2002.
Николаева С. Н. Методика экологического воспитания дошкольников: Учеб. Пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений. – 3-е изд., перераб. – М.: Издательский центр «Академия», 2005.
Проект. Федеральный Государственный Образовательный стандарт Дошкольного Образования
Программа «От рождения до школы» под редакцией М.Е.Вераксы, М.А.Васильевой, Т.С.Комаровой
Рыжова Н.«Наш дом – природа». Программа экологического воспитания дошкольников // Дошкольное воспитание. 2009.-54с
Рыжова Н.Экологический проект «Здравствуй, дерево» // Дошкольное воспитание.2007.-50с.