Статья Экологическое воспитание дошкольников

Экологическое воспитание дошкольников.
«Я стою и расту - я растение. Я стою и хожу - я животное. Я стою, и хожу, и расту, и мыслю - я человек. Я стою и чувствую: земля под моими ногами, вся земля. Опираясь на землю, я поднимаюсь; а надо мною небо - все небо мое»
(М. М. Пришвин)
Вряд ли кто-нибудь будет оспаривать тот факт, что без участия природы не может состояться ни развитие, ни воспитание подрастающего поколения.
Замечательные педагоги прошлого за рубежом (Я. А. Коменский, Ию Т. Пестолацци, Ж. Ж. Руссо, А. Дистверг) и в России (Л. Н. Толстой, А. С. Макаренко, Н. К. Крупская, В. А. Сухомлинский) считали совершенной саморазвивающуюся природу ребенка, в природной среде видели идеальные условия для проявления человеческой натуры и формирования личности. Сами проблемы экологии не рассматривались примитивно, только как природоохранительная деятельность, а прежде всего как единство человека и природы.
У людей, живущих в современном обществе, множество проблем. Но, пожалуй, одной из самых острых и насущных является проблема сохранения окружающей среды. Мы уже привыкли к разговорам о том; что мир стоит на грани экологической катастрофы, что ежедневно на Земле исчезают все новые и новые виды растений и животных; мы физически страдаем от загрязненности воздуха, воды, почвы. Погруженные в повседневные дела и заботы, мы, к сожалению, забываем, что мир живой и неживой природы не вечен, он не может бесконечно сопротивляться пагубному влиянию человека. Мы хорошо владеем культурой поведения в обществе, но далеко не всегда умеем правильно вести себя по отношению к природе.
Да, мы все, взрослые, разве не помним, как бегали босиком по росистой траве, купались в чистых водах рек, озер, морей, резвились под теплыми дождями, с восторгом шлепая по лугам, собирали полевые цветы, ловили рыбу, ели с каждого куста и с любого дерева все, что было съедобно, радовались солнцу и снегу. Но бедные наши дети! Каких невосполнимых богатств и сокровищ они лишены. Сейчас даже в самых отдаленных селениях люди не могут наслаждаться первозданной красотой природы. Везде человек приложил свою «хозяйственную руку».
Мы растеряли, растратили богатства, копившиеся веками. Мы практически все уничтожили своими руками, своим бездушием, своей бесхозяйственностью. Нити, связывающие Человека и Землю, рвутся одна за другой, остаются самые грубые - потребительские. Деятельность людей и сейчас продолжает вносить глубокие изменения в окружающую природу, поставив тем остро проблему выживания человеческого рода. Потребительское отношение человечества все интенсивнее меняет лик Земли. Решительно вмешиваясь в естественные процессы, при этом нередко разрушая существующие в природе связи человека, загрязняет и отравляет окружающую среду, уничтожает ценные виды, опустошает ландшафты. Человечество и прежде совершало немало подобных ошибок. Но в те времена и людей было меньше, и их возможности влиять на природу были крайне ограниченными. В наши дни с увеличением численности населения, развитием техники, влияния человека на природу возросло. Человек полностью заменяет естественное окружение искусственным. Вместо земли, ручьев и рек. Степей и лесов - бетонные стены, канализационные трубы, искусственные парки. Земля - это наш Дом. Сегодня наш общий Дом в опасности и поэтому проблемы окружающей среды становятся все острее и острее, они тревожат в наши дни всех честных и добрых людей. Мы не можем и не должны больше делать ошибок, так как
каждая из них при современном уровне развития техники может стать угрозой самому существованию человечества. И сейчас, если только мы всем миром осознаем то, что мы на краю гибели, и каждый будет восстанавливать, залечивать, выращивать добро под корень искоренять зло, то может быть, через десяток, а то и более лет, природа вновь поверит нам, улыбнется солнышком, прольется живительными дождями. Осознанием именно этой человеческой истины, и объясняется тот возросший интерес к «экологии».
Слово «экология» прочно вошло в нашу речь, но понимают его по-разному. В научной литературе существует много определений. Экология -греч. «экое» - дом, жилице, родина, «логос» - учение. Иначе говоря, экология - наука о Доме, Родине. Это значительно шире того содержания, которое мы вкладываем в традиционное «экологическое воспитание».
Академик М. С. Гиляров дает о взаимоотношениях живых организмов между собой и с окружающей средой». В настоящее время понятие «экология», из сугубо научного, превратилось в общественное, наполнилось тревожным смыслом неблагополучия в природе, исходя, прежде всего от разнообразной деятельности людей. Обычно же под «экологическим воспитанием» понимают воспитание любви к природе. Действительно, это составная часть такого воспитания. И мы формируем у детей правильные представления о природе, воспитываем бережное отношение ко всему живому. Экологическое воспитание дошкольника - важная необходимая область теории воспитания и обучения, актуальность которой диктуется современными условиями.

15