Статья Современные подходы к подготовке и проведению уроков географии с использованием ИКТ


Современные подходы к подготовке и проведению уроков географии с использованием ИКТ
Общеизвестно, что современные дети имеют низкую мотивацию к обучению и сниженный интерес, особенно к предмету изучения, который ими изначально считается несложным и предметом второго плана, такой как география. Думаю, с данной ситуацией сталкиваются многие начинающие учителя. В силу своего небольшого педагогического опыта работы, я неоднократно задавалась вопросом: как результативно улучшить данную ситуацию. Опираясь на педагогический опыт великих педагогов, описанный в учебниках по педагогике, и на деятельность опытных педагогов, я стала ясно представлять собственный стиль преподавания и особенности повышения мотивации учеников к обучению, а значит, у них обязательно появится интерес к предмету и к учебной деятельности в частности.
Современный учитель, ежедневно входящий в школьный класс, твёрдо знает, чего он хочет, правда не всегда понимает, что желание научить своих учеников тому, что знает сам, зависит не столько от наличия знаний у него, сколько от умения сделать эти знания достоянием учеников. Для этого надо постоянно совершенствоваться самому.
Поэтому каждому учителю необходимо ориентироваться в широком спектре образовательных технологий, приемов, направлений, не тратить время на открытие уже известного.
ИКТ технологии позволяют расширить рамки уроков географии, а именно, дает возможность просмотра видеофильмов на уроках, научиться создавать и защищать подготовленные электронные презентации как на уроке, так и при подготовке домашнего задания. Использование ИКТ позволяет учителю и экономить время, и проверять номенклатуру, повышать мотивацию, предоставляет возможность выбрать каждому ученику свой темп работы и решать творческие задачи, используя информацию сети Интернет, реализовать принцип партнерства, обеспечить личностно-ориентированный подход.
Использование творческих заданий в процессе обучения неукоснительно ведёт к активизации познавательной деятельности на уроках, обогащает, систематизирует и закрепляет знания, способствует к их осознанному применению. Ребята становятся активными, заинтересованными, равноправными участниками обучения. Они начинают нестандартно мыслить, отказавшись от стереотипа действий, что позволяет развивать стремление к знаниям, повышая мотивацию к обучению. Такой вид деятельности на уроке и во внеурочное время имеет большое образовательное, воспитательное, а также развивающее значение. Нетрадиционные методы и приёмы обучения, которые я активно стараюсь использовать в своей педагогической практике, способствуют созданию ситуацию успешности для каждого ученика, дают возможность развивать у них образное, систематическое и логическое мышление. Творческие задания обычно предлагаю ученикам следующим образом: в начале изучения каждого раздела или темы сообщаю учащимся название творческой работы, на протяжении изучения всей темы они работают над ней. В результате у ученика появляется возможность проявить свои знания по изученному материалу и показать умения в области ИКТ; ученик готовит презентацию и защищая её совершенствует свои ораторские способности. Такой вид учебной деятельности осуществляется учениками только по желанию, поэтому качество следующего творческого задания возрастает.
Таким образом, могу сделать вывод, что применение информационных компьютерных технологий на уроках географии открывает новые возможности для развития творческих способностей обучающихся:
- повышает мотивацию обучающихся к учению;
- активизирует познавательную деятельность;
- развивает мышление и творческие способности учеников;
- формирует активную жизненную позицию в современном обществе.
Моя задача учителя географии заключается в том, чтобы создать такие условия на уроке, при которых мои ученики захотели бы освоить базовые понятия, но и научились свободно владеть и управлять разнообразными носителями информации, воспринимать и перерабатывать учебную информацию
Хочу сказать, что использование ИКТ не должно стать самоцелью, это только средство, помогающее урок сделать наиболее продуктивным.
И как результат – правильное распределение внимания учащихся, задействуются все механизмы восприятия:
- зрительно - образное, связанное с фотографиями,
- слуховое сознательное, связанное с пониманием того, что я говорю,
- дополнительное зрительное сознательное, связанное с одновременным чтением дополнительного материала.
Таким образом, перечисленные мной функции соответствуют целям образовательного процесса в частности и способствуют формированию верных географических представлений у учеников.
Что может дать учителю данная форма работы?
Во- первых, на создание презентационных материалов не требуется много времени, их удобно использовать для вывода информации в виде распечаток на принтере в качестве раздаточного и справочного материала для учащихся: возможность одновременно использовать различные виды информации; экономию времени на уроке.
Во-вторых, материал презентации может служить своеобразной формой опорного конспекта, сопровождаться заметками и комментариями.
В-третьих, ученики становятся активными участниками урока не только на этапе его проведения, но и при подготовке, самостоятельно добывая необходимую информацию, глубину погружения в материал и повышение мотивации обучения.
А потом, содержание на слайдах можно легко изменить с учетом уровня подготовки класса, изменения программ содержания образования; в удобной и эстетичной форме сохранять необходимую для уроков информацию неограниченно долго; программа Power Point проста в использовании. Ею может овладеть любой учитель-предметник независимо от того, какой предмет он преподает
Внедрение новых информационных технологий и компьютерной техники в образовательный процесс позволяет изменять традиционную систему образования. Это относится и к урокам географии, где наряду с традиционными формами, методами и средствами обучения, заложены огромные возможности для применения компьютерных технологий мультимедийных средств
Нельзя представить себе по-настоящему образованного, культурного человека, не знающего основ географии. География расширяет общий кругозор человека, воспитывает его в духе гуманизма и патриотизма. Изучение географии прививает любовь к Родине, к родным местам, к природе, доброжелательное отношение к людям, другим странам и народам. Таким образом, использование современных информационно-коммуникационных технологий на уроках географии и во внеурочной деятельности – это не дань моде, а необходимость, позволяющая ученикам и учителю совместно решать стоящие перед ними задачи более эффективно.
Список использованной литературы:
1. Беспалько В. П. Слагаемые педагогической технологии. -М.: Педагогика,1989.
2.Галеева Н. Л., Мельничук Н.Л. Сто приемов для учебного успеха ученика на уроках географии. - М.: Методическая библиотека, 2006.
3.Ермолаева М. Г. Современный урок: анализ, тенденции, возможности. - СПб : Каро, 2008.
4. Евдокимов М.Ю. Катровский А. П. Игры состязания на уроках географии 2001г. География в школе №1.