Статья О выборе новых образовательных технологий в работе учителя русского языка и литературы

Частное общеобразовательное учреждение
«Школа-интернат № 9 среднего общего образования
открытого акционерного общества «Российские железные дороги»






О выборе новых образовательных технологий
в работе учителя русского языка и литературы






Автор
учитель русского языка и литературы
высшей категории
Алпатова Тамара Николаевна


«Человек может жить своей профессией только тогда, когда он стремится познать через неё самого себя, и именно таким путем он может принести наибольшую пользу обществу», – писал известный педагог Ш. А. Амонашвили.
Сегодня учителю необходимо владеть современными средствами обучения, чтобы обеспечить одно из главных прав детей – право на доступное и качественное образование. Необходимость поиска и использования новых технологий определяется изменением социального заказа общества и требованиями государства и бизнеса к системе образования. При этом применение современных образовательных технологий на уроках и во внеурочной деятельности повышает не только социальный, но и профессиональный статус учителя, который идет не только в ногу со временем, но и со своими учениками.
Цель моей педагогической деятельности – формирование квалифицированного читателя, знающего и любящего русский язык; личностный рост учащихся, создание на уроке ситуации успеха, достижение каждым ребёнком высокого уровня знаний, развитие компетенции обучающихся, их социальной адаптации, творческих способностей, духовно-нравственных качеств.
Главные задачи вижу в создании условий для выбора каждым учеником своего собственного образовательного маршрута, развитии школьника в соответствии с его индивидуальными особенностями; в том, чтобы научить детей быть независимыми, уметь делать выбор, принимать самостоятельно решения; в том, чтобы сформировать у ребёнка положительную «Я - концепцию»; умение ориентироваться в современном социуме.
Как значимые для развития ученика я выделяю информационную, коммуникативную, исследовательскую и социально-личностную компетенции. Технологии, которые я использую в своей деятельности, направлены на формирование и развитие личности, соответствующей запросам общества, и способствуют постоянному совершенствованию качества образования. Данные технологии органично сочетаются в рамках урока и во внеурочной деятельности и обеспечивают достижение поставленных целей и задач.
Условиями для достижения результата служат: соблюдение на занятиях благоприятного психологического климата, сочетание активной коллективной работы с активной самостоятельной деятельностью каждого ученика, проявление доверия и толерантности в процессе сотворчества, углубление и расширение содержания предмета путём использования интеграции, увеличения объёма предоставляемой информации, сочетание в рамках одного урока приёмов разных образовательных технологий.
Для меня современный урок – это такой урок, на котором ученик  получает удовлетворение от деятельности учения на уроке. Это урок, интересный учителю и ученику, урок, где учащийся анализирует достаточное количество информации, исследует, размышляет, творит. Это урок, способствующий самореализации школьников, востребованности их творческого потенциала. Это урок, где дети не боятся высказывать свое мнение, не боятся новшеств, урок, на котором комфортно и учителю, и ученику. Это урок, воспитывающий Творца и Деятеля! Эффективность такого урока измеряется не только полученными учеником знаниями, но и развитием личности ребёнка, ее познавательных и созидательных способностей.
К критериям оценки урока отношу также уважение к ключевым правам обучающегося, демократичность отношений ученика и учителя, их сотворчество, единение, взаимопомощь и взаимопонимание, желание учиться вместе. Стараюсь вложить в каждого школьника жажду к познанию, делюсь с детьми своей системой ценностей, своим отношением к происходящему вокруг, несу ученикам то, что интересно мне и понятно им.
Для меня качество усвоения знаний определяется многообразием и характером видов универсальных действий, поэтому для меня самый распространённый тип урока – комбинированный. Основным этапом является самостоятельная работа. Форма урока преимущественно групповая или индивидуальная.
Основополагающими в моей работе являются технологии личностно-ориентированного обучения. В системе такого обучения существенно меняется функция урока, форма его организации. Урок подчиняется выявлению опыта учеников по отношению к излагаемому учителем содержанию. Такие уроки превращаются в своеобразные уроки-открытия, где ученики не просто слушают рассказ учителя, а постоянно сотрудничают с ним в диалоге, в размышлении, в действии. Обучение в сотрудничестве (командная, групповая работа) даёт возможность моим ученикам учиться вместе, а не просто помогать друг другу, осознавать свои успехи и успехи товарищей. Дети обмениваются мыслями, мнениями, оценками, анализируют ответы одноклассников, задают вопросы, высказывают оригинальные идеи и гипотезы.
В центре своей образовательной системы я ставлю личность ребенка, обеспечение комфортных, бесконфликтных условий ее развития, реализацию природных потенциалов ученика, использование его субъективного опыта  и опору на интуицию.
Личностно-ориентированное обучение использую в совокупности с развивающим обучением, которое формирует у школьников познавательный интерес, нацеливает на интенсивную самостоятельную деятельность, коллективный поиск информации на основе наблюдения, сравнивания, группировки, классификации, выяснения закономерностей. Такое обучение вырабатывает у детей творческое отношение к деятельности, развивает мышление, воображение, внимание, память.
Внедрение инновационных образовательных технологий позволяет значительно повысить качество образования, повысить мотивацию к обучению и развитию. В связи с этим активно применяю в своей работе проблемное обучение.
Опыт показывает, что использование правильно подобранных элементов проблемного обучения даёт положительный результат: позволяет углубить знания учащихся, развивать в них способность к аналитическому мышлению. Данную технологию применяю на уроках в старших классах. Постановка проблемы, поиск путей разрешения, нахождение правильного решения требуют от учащихся анализа всей предоставленной информации, учит вычленять главное, обращать внимание на частности, не предлагает готового варианта ответа, а заставляет детально прорабатывать материал. В процессе такого обучения школьники учатся мыслить логично, творчески. Добытые ими знания превращаются в убеждения. Дети испытывают чувство глубокого удовлетворения, уверенности в своих возможностях и силах. Ребёнок на моих уроках становится активным участником происходящих событий: он имеет право аргументировано высказывать свое мнение, предлагать различные варианты выхода из проблемных ситуаций.
Например, при обсуждении в 10 классе образа Раскольникова из романа Достоевского «Преступление и наказание» вопрос: «Раскольников – страдалец за человечество или неудавшийся Наполеон?» заставляет ребят задуматься, а потом наперебой высказывать свои аргументы, апеллируя к тексту произведения, и вспоминать пушкинское: «Гений и злодейство – две вещи несовместимые».
Каждый урок стремлюсь построить так, чтобы детям было интересно учиться, потому что без интереса к предмету методически правильно построенное занятие с изложением материала на самом высоком научном уровне, с привлечением инновационных технологий, необходимых примеров из практической жизни не даст желаемого результата: «Все наши замыслы, все поиски построения урока превращаются в прах, если у ученика нет желания учиться», - писал выдающийся педагог XX века В.А. Сухомлинский.
Для того чтобы пробудить ученика, зажечь в нём костёр желания узнавать новое, вовлечь в раздумья, познавательную и творческую деятельность, есть только одно средство – интерес. Интерес через богатое содержание учебного материала, через необычные формы уроков, разнообразные современные методы и приёмы обучения, через внеклассные мероприятия, через приближение изучаемого материала к жизни ученика.
Для осуществления поставленных целей использую групповые формы работы, индивидуальные и опережающие задания, активно применяю интеграцию: обращаюсь к музыке, живописи, истории, обществознанию, экологии, театру.
Групповая технология позволяет увеличить учебные возможности каждого учащегося за счет его активного участия в общей работе; позволяет расширить рамки используемого материала; прививает учащимся навыки совместного труда; учит объективно оценивать свою работу и работу товарищей по группе.
Активно использую данную технологию на повторительно-обобщающих уроках, которые требуют умения обобщить знания, сравнить и выделить главное, найти общее и различное Например, при проведении итогового урока по роману Л.Н. Толстого «Война и мир» в форме брейн-сторминга с ролевыми играми учащиеся делятся на группы, каждая группа получает тему для мозгового штурма. Темами являются этапы жизни любимых героев писателя. Кроме этого, каждая группа получает следующие задания: рассказать об определённом этапе жизни героя, представить страницы дневника и инсценировать один из значимых эпизодов. Выступление группы сопровождается презентацией и комментариями учеников, дающих оценку нравственным исканиям героя. В заключение учащиеся отвечают на вопросы товарищей и учителя и делают вывод о значимости данного этапа в жизни героя. Кроме этого каждая группа анализирует работу, как членов своей группы, так и работу других групп.
Одной из главных целей школы является формирование физического и психологического здоровья ребенка и умение сохранять его. Эта цель ставит перед педагогом задачи, решить которые призваны здоровье сберегающие технологии, используемые как в уроке, так и во внеурочной деятельности по предмету. Необходима дозировка домашнего задания, смена рода деятельности, регламентация нагрузки недельной, дневной, урочной, учет группы здоровья каждого учащегося, игровые моменты.
Большое внимание уделяю проведению нетрадиционных уроков. Это уроки-путешествия, уроки-исследования, уроки-портреты, диспуты, семинары. Вместе с детьми готовим КВНы, конференции, композиции, литературные кафе, викторины, концерты. Систематически применяю в работе игровые технологии, даю творческие задания, использую опорные схемы-конспекты, проблемный сопоставительный анализ, проектную деятельность.
Игровые технологии обеспечивают эмоционально-приподнятую обстановку воспроизведения знаний, облегчают усвоение материала. В процессе обучения игра проецируется на жизненные ситуации или условные взаимодействия людей, вещей, явлений. Игровые технологии активизируют на уроке деятельность всех учащихся, устанавливают субъектно-субъективные отношения между учителем и учеником, развивают мотивацию к обучению, повышают у учащихся интерес к уроку в целом и к тем проблемам, которые моделируются или проектируются с помощью игры.
Необычность занятия, считаю, должна быть мотивирована: или это мощный заключительный аккорд (как в случае с уроком по творчеству Достоевского), или же это введение в тему (например, уроки по поэзии «Серебряного» века).
В любом случае, использование нетрадиционных форм обучения помогает избежать перегрузки учащихся, переутомление, скуку. Уровень качества знаний непременно возрастает, повышаются интерес к предмету, активность учащихся. Дети с удовольствием сами разрабатывают сценарии уроков, подбирают музыку, полотна живописцев, инсценируют эпизоды из произведения, прекрасно декламируют стихи, пишут творческие сочинения, готовят рефераты, составляют кроссворды
Педагогика сотрудничества (а нетрадиционные формы обучения основаны на сотворчестве ученика и учителя) адаптирует детей в социум, подготавливает к выбору дальнейшего места обучения, воспитывает потребность в здоровом образе жизни, помогает ребёнку понять самого себя, раскрыться для окружающих и для всего мира. Педагогика сотрудничества превращает школу в мир открытий и откровений, мир спокойствия и гармонии, жизненной радости.
Когда это чувствуешь, становится легко и свободно.  И дети сами идут на контакт. Поднятая рука ученика – это для меня не только сигнал: «Я знаю», но и: «Можно, я попробую». Стараюсь вовремя поддержать эту попытку и даю возможность ученику поверить в себя и в свои силы, в свою индивидуальность.
В работе учителя определила для себя ряд обязательных правил:
·     принимай ученика со всеми его достоинствами и недостатками;
·     помогай на уроке, всегда, когда нужна твоя помощь;
·     поощряй даже за небольшой успех.
«Учитель готовится к хорошему уроку всю жизнь Такова духовная и философская основа нашей профессии, и технология нашего труда», - говорил В.А. Сухомлинский.
Уверена, пока у педагога есть желание учить и учиться, он будет соответствовать самой высокой планке, которую установило для него время и общество. И уроки литературы, тесно связанные с жизнью, помогают ребёнку выбрать правильную нравственную позицию, стать духовно богаче.


›ђ Заголовок 1бђ Заголовок 315