МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА ВНЕАУДИТОРНОГО МЕРОПРИЯТИЯ «РОДИТЕЛЬСКИЙ ДОМ – НАЧАЛО НАЧАЛ»


ОГЛАВЛЕНИЕ
Роль семьи в воспитании будущего специалиста……………… 3
Система взаимодействия семьи и колледжа…………………… 5
Цели и задачи работы с родителями……………………………. 7
Направления работы с родителями……………………………... 9
Формы работы с родителями……………………………………. 12
Список литературы…………………………………………….. 17
Методическая разработка внеаудиторного мероприятия
«Родительский дом – начало начал»…………………………….. 18
Приложения……………………………………………………….. 28

РОЛЬ СЕМЬИ В ВОСПИТАНИИ БУДУЩЕГО СПЕЦИАЛИСТА
Задачи повышения качества учебно-воспитательного процесса, обеспечения его целостности и непрерывности не могут быть решены без активного взаимодействия семьи и учебного учреждения. Достичь положительных результатов в воспитании специалиста возможно лишь в тесном сотрудничестве с семьей. Это обусловлено тем огромным влиянием, которое оказывает семья на все стороны развития личности.
Не случайно, в России семейная политика признается одним из приоритетных направлений социальной политики.
Образовательное учреждение было, есть и останется одним из важнейших социальных институтов, обеспечивающих воспитательный процесс и реальное взаимодействие ребенка, родителей и социума. Современное образование не без оснований возложило функции воспитания на семью. Подтверждением приоритета семьи в деле воспитания служат многочисленные философские, психологические и педагогические научно-теоретические положения. Учебное учреждение может помочь родителям в решении многих вопросов воспитания, но оно никогда не сможет конкурировать с семьей.
Семья – это первый устойчивый коллектив в жизни каждого человека. Это и трудовой коллектив, и моральная опора, и высшие человеческие привязанности (любовь, дружба), и пространство для отдыха, и школа доброты, и многообразная система отношений с родителями, братьями, сестрами, родными, знакомыми. Семья выступает одновременно и как социальный институт нашего общества и как обладающая определенной социальной организацией малая социальная группа, члены которой связаны брачными и родственными отношениями, общностью быта и взаимной моральной ответственностью. Специфика каждой конкретной семьи определяется исходя из приоритетности тех или иных семейных функций.
В процессе формирования личности семья играет главенствующую роль. Сегодня образовательное учреждение и семья развиваются в условиях качественно новой и противоречивой общественной ситуации.
С одной стороны, наблюдается поворот общества к проблемам и нуждам семьи, разрабатываются и реализуются комплексные целевые программы по укреплению и повышению ее значимости в воспитании подрастающего поколения.
С другой стороны, наблюдаются процессы, которые приводят к обострению семейных проблем: падение жизненного уровня многих семей, увеличение числа неполных семей, отдаление подростков от родителей.
В таких условиях работа колледжа с родителями студентов приобретает особую значимость, а ее организация требует от педагогов определенных усилий. Педагоги, проработавшие в колледже 10 и более лет, единодушно утверждают, - воспитывать подрастающее поколение становится все труднее и труднее. Причин тому много: изменились дети и родители, стремительно меняется обстановка в мире и в нашей стране, меняются взгляды на воспитание и развитие личности.
Неизменным остается одно – желание родителей воспитать в своем ребенке Человека.
По сути своей, семейное воспитание продолжается практически всю жизнь человека. Ведь, обучаясь в колледже после школы, студенты мысленно связаны с домом, с семьей.

СИСТЕМА ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ СЕМЬИ И КОЛЛЕДЖА
Развитие личности – процесс многогранный. В него органично вплетены задачи подготовки ее в плане личной, семейной и социальной жизни. Среди последних задач центральное место занимает семья, в которой формируются базисные черты характера будущего гражданина и семьянина.
В условиях, когда основная часть воспитанников иногородние, происходит отчуждение семьи от образовательного учреждения, усиливается тенденция самоустранения многих родителей от решения вопросов воспитания и личностного развития своих детей.
Успешное решение задач воспитания будущего специалиста возможно при условии взаимодействия семьи и колледжа. Сегодня сотрудничество семьи и колледжа становится все более актуальным и востребованным, потому что в период обучения в колледже, связь студентов с семьей ослабевает и трансформируется, однако родители продолжают оказывать воспитывающее влияние. Поэтому успех в становлении будущего специалиста определяется слаженностью дуэта «колледжсемья», «педагогродитель»
Семья и педагогический коллектив имеют общую функцию: воспитание подрастающего поколения. Сложные политические и экономические процессы, происходящие на современном этапе развития общества, требуют совершенствования процесса взаимодействия семьи и учебного учреждения.
В этом процессе значительную роль играет классный руководитель. Именно он выстраивает систему взаимоотношений с родителями. Организация качественного взаимодействия семьи и учебного учреждения требует от классного руководителя определенных знаний и умений. От того, как сложатся отношения педагогов и родителей, зависит очень многое в судьбе воспитанника. Практика показывает, что эти отношения, как правило, сложны, противоречивы.
Классный руководитель по сравнению с другими педагогами больше общается с семьей. Он информирует родителей об учебной работе и поведении воспитанников, намечает вместе с ними пути совместной работы по их воспитанию. Поэтому содружество семьи и классного руководителя приобретает особое значение. Известно, что уровень воспитанности детей во многом зависит от нравственной атмосферы в семье, от педагогической культуры родителей, от правильного выполнения ими своих обязанностей.
Многолетняя практика работы с родителями в ГАОУСПО «Новозыбковский медицинский колледж» позволила выстроить определенную систему взаимодействия. В соответствии со своими должностными обязанностями в этом направлении ведут систематическую работу заместитель директора по воспитательной работе, заведующие отделениями, классные руководители, воспитатель общежития, все педагоги колледжа.
Эта работа находит свое отражение в разделах комплексного плана работы колледжа, планах работы классных руководителей.
ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ РАБОТЫ С РОДИТЕЛЯМИ
поиск путей привлечения семьи к активному участию в делах колледжа;
изучение личности студента, раскрытие и развитие в нем лучших качеств и свойств, необходимых для самоопределения и самореализации;
интеграция усилий семьи и педагогов в деятельности по подготовке конкурентоспособного специалиста
Мы стремимся к тому, чтобы каждый студент нашего колледжа был успешным, как в социальном плане, так и в профессиональной деятельности. Этого результата можно достигнуть только совместными усилиями педагогического коллектива и родителей. Коллектив колледжа старается максимально включить родителей в учебно-воспитательный процесс, создает базу для взаимного заинтересованного сотрудничества и способствует успешности обучения и воспитания.
Молодой человек сформировался как личность до поступления в колледж под воздействием различных факторов, в том числе, семейных традиций, занятий родителей, общественной среды, средств массовой информации, социума.
СОЦИУМ КОЛЛЕДЖА
Дом Милосердия, Реабилитационный центр,
Социальный приют Правоохранительные органы
Городской совет ветеранов
НМК
Медицинские учреждения Библиотеки
Художественная Музыкальная школа ДЮСШ
Музей Кинотеатр,театр НАПРАВЛЕНИЯ РАБОТЫ С РОДИТЕЛЯМИ
Взаимодействие педагогического коллектива колледжа и семьи в интересах творческого развития личности студента осуществляется по следующим направлениям:
изучение особенностей семьи с помощью анкетирования;
составление характеристик семей студентов (состав семьи, сфера занятости родителей, образовательный и социальный уровень);
установление и поддержание постоянной связи с родителями;
знакомство родителей с функциональными обязанностями всех структурных подразделений колледжа;
знакомство с учебным планом и графиками учебного процесса;
организация психолого-педагогического просвещения родителей;
организация индивидуальной консультативной помощи работниками социальной сферы (сотрудниками ОППН, педагогом-психологом, врачом-наркологом и др.);
организация встреч с социальными партнерами (работниками Центра занятости населения, руководителями ЛПУ);
привлечение родителей к совместным культурно-досуговым и спортивным мероприятиям, к организации работы с группой;
традиционные встречи с администрацией колледжа по планированию совместной деятельности различной направленности;
посещение студентов по месту проживания (на дому, в общежитии);
помощь родителям в воспитании детей как заботливых, внимательных членов семьи;
выработка единства требований семьи и колледжа к воспитанию будущего специалиста;
корректировка семейного воспитания;
полная информированность родителей о вопросах успеваемости и дисциплины их ребенка в колледже;
дифференцированный характер сотрудничества педагогического коллектива с семьей
Конструктивное взаимодействие педагогов и родителей необходимо на всех этапах учебно-воспитательного процесса, но особенное значение оно приобретает в первый год обучения. Именно в первые дни пребывания студентов в колледже крайне важно создать положительный эмоциональный фон для взаимопонимания с родителями.
Процессу адаптации родителей и студентов нового набора в нашем колледже уделяется особо пристальное внимание. С этой целью традиционным стало проведение ряда комплексных мероприятий по адаптации студентов и родителей к новой образовательной среде. Родители и студенты знакомятся с планом работы и функциональными обязанностями структурных подразделений колледжа, работой предметных кружков и спортивных секций, а также учебными планами специальностей и графиками учебного процесса.
Прежде всего, возникает необходимость наладить постоянный обмен информацией об академических успехах и поведенческих отклонениях воспитанников. Это позволяет своевременно принять конструктивные меры по устранению возникших проблем.
Вопросами налаживания информационных связей с родителями занимаются классные руководители. Совместная деятельность дает результат, если родители и педагоги положительно настроены на совместную работу.
Характер сотрудничества педагогического коллектива с семьей студента должен быть дифференцированным. Никто не стремится навязывать всем одинаковые формы взаимодействия. Организация и содержание деятельности педагогического коллектива с родителями вариативны. Во многом они определяются тем, в какой социальной среде воспитываются студенты, какие ценностные ориентации сформировались в той или иной семье, какие эмоциональные взаимоотношения сложились в учебной группе между педагогами, родителями и студентами. В первую очередь обращается внимание на неблагополучные семьи, в которых дети отличаются особой запущенностью, неумением контактировать со сверстниками и взрослыми.
Особого подхода требуют педагогически ослабленные семьи, например, такие, в которых родители не в состоянии участвовать в воспитании ребенка: инвалиды, родители-пенсионеры, родители, в силу специфики своей профессии подолгу не бывающие дома или проживающие в других регионах.
В отличие от неблагополучных семей, которые, как правило, не осознают необходимость педагогической поддержки, члены педагогически ослабленных семей с большой благодарностью воспринимают заботу об их ребенке, стремятся к сотрудничеству и охотно повышают свою педагогическую культуру.
ФОРМЫ РАБОТЫ С РОДИТЕЛЯМИ
Задачей классного руководителя, прежде всего, является определение уровня нравственного воспитания каждого из студентов группы
В начале учебного года среди студентов нового приема проводится анкетирование по разработанной схеме (См. Приложение). После соответствующего анализа результатов анкетирования планируется индивидуальная работа со студентами и их родителями.
Основной и самой испытанной формой работы с родителями остаются родительские собрания – общеколледжные и групповые.
На групповые родительские собрания классные руководители приглашают преподавателей, работающих в группе. Между родителями и педагогами происходит заинтересованный разговор на темы:
успеваемость и дисциплина;
индивидуальные особенности детей;
преодоление негативных поступков и проявлений в поведении;
выработка совместной тактики единых требований.
Задача классного руководителя и педагогов – убедить родителей в том, что семейное воспитание – это не «морали» и «нотации», а весь образ жизни и образ мыслей. В семье воспитывают даже молчанием, шуткой, грустным взглядом. Именно положительный или отрицательный пример родителей формирует основы нравственных норм поведения, которые определяют дальнейшее существование личности молодого человека, его взаимодействие с окружающими и отношение к самому себе.
Для беседы с родителями приглашаются работники правоохранительных органов, врачи-наркологи и др. На этих встречах обсуждаются проблемы предупреждения асоциального поведения студентов, намечаются пути преодоления вредных привычек и формирования нравственных норм поведения.
Хотя процент посещения родительских собраний и совместных мероприятий родителей и студентов не всегда достаточно высок, в колледже не отказываются от подобной деятельности, так как она проверена опытом и дает устойчивый результат положительного личностного роста студентов.
Наиболее эффективными для налаживания контакта с родителями являются индивидуальные беседы, в ходе которых обсуждаются конкретные вопросы воспитания, намечаются пути необходимой корректировки поведения студентов, оказывается помощь в разрешении назревающих конфликтов.
Беседы со студентами, анкетирование свидетельствуют о том, что мнение родителей для них очень важно, когда необходимо было принять решение, какую профессию получить и где работать. Это свидетельствует о том, что молодые люди доверяют родителям, потому что они лучше ориентируются в дальнейших перспективах. Подавляющее большинство студентов признают безоговорочный авторитет родителей и готовы считаться с их мнением практически по любым вопросам.
Анкетный опрос подтвердил факт, что психотравмирующая семья, - как правило, становится определяющим фактором проблем, связанных с успеваемостью, посещаемостью, мотивацией учебной деятельности студентов.
По-прежнему актуальны такие массовые формы работы, как лектории для родителей (с определенной тематикой), консультации родителей по интересующим их вопросам различными специалистами.
Таким образом, можно отметить следующие формы работы с родителями:
анкетирование;
беседы;
консультации;
родительские собрания;
посещение семьи, переписка, общение по телефону;
проведение совместных часов общения классного руководителя, родителей и студентов;
участие родителей в работе учебно-воспитательной комиссии колледжа
Таким образом, эффективное взаимодействие учебного заведения, семьи в воспитании студентов возможно только на основе изучения педагогом особенностей семейного воспитания, его сильных и слабых сторон, воспитательных возможностей семьи.
Практика показывает, что воспитание будущего специалиста и нравственного человека проходит более эффективно при наличии тесного контакта колледжа и родителей, когда родители вовлекаются в процесс формирования нравственных норм поведения своего ребенка. Такая организация работы с родителями является залогом делового сотрудничества, направленного на создание условий успешного развития студентов, делает образовательный процесс более открытым и способствует созданию положительного имиджа колледжа.
Семья и колледж – это два социальных института, от согласованности действий которых зависит эффективность процесса воспитания.
Чтобы воспитать культурного, высоконравственного специалиста, творческую и социально-зрелую личность, необходимо, чтобы педагоги и родители действовали как союзники, делясь со студентами своей добротой, опытом, знаниями.
Список литературы
Аникеева Н.П. Психологический климат в коллективе. М.: Просвещение. 1989.-223с.
Вершинин В. Родительский всеобуч: от побед к бедам или наоборот. Народное образование. 1997, №8, с. 118-120
Вместе с семьей: Сост. Серова Н.Н., СпбГУПМ. 1998. – 75 с.
Шакуров Р.Х.,Один на один с учителем. Народное образование. 1995, №1, с.46
Шакуров Р.Х. Социально-психологические проблемы руководства педагогическим коллективом, М.: Педагогика, 1983. – 260с.
ПРИЛОЖЕНИЕ №1
Анкета
1.Общие сведения о студенте
Фамилия, имя,отчество___________________________________
Год и место рождения______________________________________
____________________________________________________________________________________________________________________
Состав семьи (Ф.И.О., место работы родителей, № телефона)
Мать_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Отец_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Обществ.работа_____________________________________________________________________________________________________
2. Особенности физического развития и состояние здоровья
Общая характеристика физ.развития____________________________________________
Занятие спортом _________________________________________
3. Характеристика особенностей психологических процессов
А. Психологические познавательные процессы (восприятие, внимание, продуктивность памяти, наблюдательность, сообразительность, качество мышления, особенности речи: культура, техника, словарный запас) __________________________________________________________Б. Эмоциональные процессы (подвижность, возбудимость, степень владения эмоциями) __________________________________________________________
В. Волевые процессы (целеустремленность, отношение к трудностям, активность, организованность) ______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
4. Характеристика психологических свойств личности
А. Направленность и мотивы поведения, цели и стремления, склонности, идеалы, интересы) ______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Б. Темперамент (уравновешенность, общительность, быстрота реакции т.п.)________________________________________________________________________________________________________________
В. Характер и способности_________________________________
____________________________________________________________________________________________________________________
5. Учебные способности (знания, умения, навыки)____________
____________________________________________________________________________________________________________________
6. Поощрения и взыскания
уч. год № приказа, формулировка
7. Успеваемость (на «5», «4и5», «3,4,5» и др.)
_________________________________________________________
__________________________________________________________
__________________________________________________________
8.Посещаемость_____________________________________________________________________________________________________
9. Учебно-исследовательская и кружковая работа_____________________________________________________________________________________________________________
10. Художественная самодеятельность_________________________________________
11. Физкультурно-массовая работа___________________________________________________
ПРИЛОЖЕНИЕ №2
Анкета
«Моя семья»
Фамилия, имя, отчество студента
Число, месяц, год рождения
Специальность, учебная группа в НМК
Домашний адрес
Состав семьи, образование, специальность родителей
Взаимоотношения в семье между родителями ( нужное подчеркнуть):
а) живут дружно;
б) иногда ссорятся;
в) живут недружно
7. Сложно ли Вам строить свои отношения с родителями? Если да, то почему?
а) родителям не нравится круг моих друзей;
б) родители не понимают моих интересов;
в) родители лишают меня самостоятельности;
г) родители чрезмерно опекают
8. Отношение к студенту в семье:
а) уделяют внимание постоянно;
б) уделяют внимание от случая к случаю;
в) не уделяют внимание вообще;
г) делают все, что я захочу, ни в чем не отказывают
9. Отношение подростка к родителям:
а) уважаю мать и отца;
б) уважаю и люблю только одного из родителей;
в) отношусь безразлично

ПРИЛОЖЕНИЕ №3
Как подготовить и провести первое родительское собрание
не забудьте оповестить родителей о родительском собрании заранее, раздав студентам заранее подготовленные приглашения, проверьте, есть ли роспись родителей. Попросите студентов, чтобы в том случае, если родители не могут присутствовать на собрании, они заранее предупредили классного руководителя. Явка на собрание – знак уважения к колледжу, к классному руководителю;
если вы только взяли группу, начните собрание со знакомства с родителями, расскажите немного о себе;расскажите родителям о тех задачах, которые вы ставите перед собой и перед коллективом группы на данный учебный год, о задачах колледжа;
посоветуйтесь с родителями, какие они хотели бы поднять вопросы, какие задачи хотели бы выдвинуть дополнительно;
познакомьте родителей с Уставом колледжа, правилами внутреннего распрядка, учебным планом, графиком учебного процесса и др.
обязательно решите на родительском собрании различные организационные вопросы;
обязательно после собрания встретьтесь или созвонитесь с родителями, не явившимися на собрание.
О чем необходимо помнить при подготовке к родительскому собранию
индивидуальные приглашения с указанием темы собрания;
использование цитат, эпиграфов, оформление аудитории;
приветствие родителей, благодарность за явку на родительское собрание;
знакомство родителей с проблемой и регламентом;
знакомство с результатами анкетирования студентов;
использование цифр и фактов для привлечения внимания к теме собрания;
необходимо продумать свое выступление, чтобы каждый родитель услышал о своем ребенке что-то хорошее;
о хорошем следует сказать при всех, о недостатках – индивидуально;
о негативном - сказать в общем, не называя фамилий, не афишируя чьи-либо неуспехи;целесообразно выдать оценки на листочках, а на обороте – советы и рекомендации для родителей.
Основные принципы взаимодействия: взаимное уважение и доверие, взаимная поддержка и помощь, терпение и терпимость по отношению друг к другу.
ПРИЛОЖЕНИЕ №4
Родительское собрание – это, если хотите, один из немногих моментов истины, от которых зависит так много, что лучше не проводить родительское собрание вообще, чем проводить его формально, не подготовившись.
Родительское собрание – это торжественный момент, позволяющий классному руководителю осуществить главное: соединить цели колледжа и возможности семьи в воспитании детей.
Чего ни в коем случае нельзя делать на родительском собрании:
нельзя необоснованно захваливать воспитанников;
нельзя, сравнивая детей, хвалить одних и ругать других;
нельзя упрекать родителей;
нельзя обещать родителям больше, чем можно реально сделать для детей, вместе с детьми и вместе с родителями;
нельзя выдавать случайные рекомендации;
нельзя выдавать некие «психологические» суждения, касающиеся воспитанника, и вследствие психологической безграмотности классного руководителя, не имеющие к нему никакого отношения;
нельзя требовать от родителей денег помощи, участия без выяснения отношения родителей к колледжу, группе, без выявления возможных родительских инициатив;
нельзя зачитывать и комментировать оценки студентов;
нельзя требовать от родителей, чтобы они в угоду колледжу или классному руководителю ни с того ни с сего поменяли культурный уклад семьи;нельзя навязывать родителям план работы группы, мероприятий, экскурсий, походов;
нельзя сообщать родителям о приходе классного руководителя к ним домой, поскольку без приглашения, без взаимной симпатии, без просьбы родителей делать это категорически незаконно и неэтично;
нельзя требовать обязательного прихода родителей на собрание;
нельзя насильно назначать родителей в органы родительского самоуправления;
ни в коем случае нельзя на родительском собрании (или в частных беседах) сообщать любую информацию, касающуюся той или иной семьи или тех или иных воспитанников – как присутствующих, так и отсутствующих на собрании;
нельзя выказывать свое почтенное отношение к одним родителям и безразличие к другим;
нельзя затягивать родительское собрание более чем на полчаса, точнее оно должно длиться ровно столько, сколько необходимо, но так, чтобы родителям собрание показалось важным, запомнилось, захотелось прийти впредь;
нельзя в течение всего и каждого собрания говорить только классному руководителю;
нельзя приглашать на родительское собрание учителей - предметников для скандального выяснения отношений, поскольку, если учитель ведет себя непотребно или не устраивает родителей, то это дело не собрания, администрации колледжа;
нельзя превращать собрание в скандал, перепалку, конфликт, если кто-либо из родителей ведет себя вне принятых в обществе культурных норм (пришел пьяный, оскорбляет студентов…), собрание должно быть прекращено и уже затем следует думать, какие меры должны быть предприняты для недопущения подобного впредь;
нельзя классному руководителю набирать авторитет за счет других педагогов или учебного заведения, распространяя сведения, порочащие их , нельзя критиковать порядки учебного учреждения;
нельзя принимать значимые для всех решения активным или случайным меньшинством, не выяснив письменно или устно мнения ВСЕХ остальных родителей;
нельзя на собрании и в частной беседе доносить родителям о поступках их детей, не зная подноготной событий, и, не подозревая возможные последствия этих сообщений (это может быть причиной избиений, заругиваний, оскорблений и, возможно, со временем, по мере накопления переживаний, может привести к подростковому суициду);
нельзя выдвигать по отношению к родителям предложения и советы культурного и педагогического плана, не соответствующие реальному характеру жизни самого классного руководителя (предлагает не курить, не проводить впустую время у телевизора, помогать в хозяйстве, читать классическую литературу, слушать серьезную музыку, не устраивать дома постоянные алкогольные вечеринки, тогда как сам учитель страдает именно этими недугами);превращать родительское собрание в формально чиновничий акт зачитывания правил, инструкций, приказов.
ПРИЛОЖЕНИЕ №5
План
подготовки и проведения родительского собрания по проблеме
«Адаптация студентов нового приёма к новым образовательным условиям»
Цели:
повышение успеваемости и учебной дисциплины;
выработка коллективных решений и единых требований к воспитанию студентов
Форма проведения: традиционное собрание с элементами беседы
Оформление зала: высказывание на сцене:
Хотите ли вы, не хотите ли,
Но дело, товарищи, в том,
Что, прежде всего, мы – родители,
А все остальное потом.
Р.Рождественский
Методическое обеспечение:
памятка для родителей
экраны успеваемости групп
обработанные анкеты студентов нового приёма
План выступления:
Проблема адаптации студентов в СПОУ, её актуальность
Роль профессиональной адаптации в сохранении контингента
Знакомство с результатами анкетирования студентов нового приёма (причины, затрудняющие процесс адаптации):
высокие требования к знаниям;
строгая дисциплина;
большие по сравнению со школьными учебные нагрузки;
большой объём самостоятельной работы;
слабая школьная база, пробелы в знаниях;
многообразие форм и методов обучения;
изменение организации процесса обучения;
неумение рационально организовывать свой труд, свой быт, самоподготовку.
4. Первичная адаптация студентов в колледже:
- индивидуальный и дифференцированный подход;
- обучение студентов навыкам научной организации учебного труда;
- внеаудиторная работа по профессиональной адаптации студентов.
5. Психолого – педагогические рекомендации родителям.
6. Подведение итогов работы. Перспективы сотрудничества «семья-колледж».
ПРИЛОЖЕНИЕ №6
Правила
эффективного взаимодействия классного руководителя с родителями студентов
Родителям нужна поддержка, помощь и добрый совет. Если вы ими располагаете, создайте необходимые условия для общения.
Не беседуйте с родителями второпях, на бегу, если вы не располагаете временем, лучше договориться о встрече в другой раз.
Разговаривайте с родителями спокойным тоном, не старайтесь назидать и поучать – это вызывает раздражение и негативную реакцию со стороны родителей.
Умейте терпеливо слушать родителей, давайте возможность высказаться по всем наболевшим вопросам.
Не спешите с выводами! Обдумайте хорошо то, что вы от родителей услышали.
То, о чем родители вам поведали, не должно стать достоянием других родителей, студентов и педагогов.
Если есть профессиональная необходимость поделиться той информацией, которую сообщили родители, еще с кем-то, родителей необходимо поставить об этом в известность.
Готовясь к встрече с семьей студента, необходимо помнить, что любой родитель хочет услышать не только плохое, но и хорошее.
Каждая встреча с семьей студента должна заканчиваться конструктивными рекомендациями для родителей и самого студента.
Если педагог в какой-то проблеме или ситуации некомпетентен, он должен извиниться перед родителями и предложить им обратиться за консультацией к специалистам.
Если родители принимают активное участие в жизни колледжа, их усилия должны быть отмечены классным руководителем и администрацией.
ПРИЛОЖЕНИЕ №7
Как организовать беседу с родителями
ответственность за успех или провал встречи лежит на преподавателе;
организовать встречу надо так, чтобы в ней не было перерывов;
взаимопонимание быстрее наладится, если преподаватель не будет сидеть за столом, ибо, сидя за столом, он ставит себя в позицию начальства, а не партнера;
важно спокойное дружеское вступительное слово преподавателя;
нужно попросить родителя высказаться и внимательно его выслушать;
если родитель предлагает свой план действий, нужно его принять и сделать все возможное для его реализации. Это лучше, чем навязывать родителю мнение педагога;
не стоит спорить с родителями. Спор может вызвать обиду и отчужденность;
пусть любое решение станет результатом взаимного размышления и со стороны родителей явится руководством к действию;
постарайтесь «прочувствовать» больные струнки родителей и не забывайте их;
воспринимайте все, что говорят родители, не выражая своего изумления или неодобрения.
Установление контактов с родителями – начало всех начал. Классный руководитель должен обладать большой психологической гибкостью, интуицией, чтобы родители увидели в наставнике своего сына или дочери прежде всего Человека, которому можно доверить самое дорогое.
ПРИЛОЖЕНИЕ №8
Памятка для родителей
Чаще показывайте детям, как сильно вы их любите, не скрывайте этого.
Как можно больше времени проводите дома со всей семьей, обсуждая прожитый день, делясь проблемами, советуйтесь друг с другом.
Не бойтесь попросить совета у вашего ребёнка – это только сблизит вас.
Старайтесь, чтобы друзья вашего ребёнка обязательно бывали в вашем доме, - вы должны их хорошо знать.
Обсуждайте возникшую проблему спокойно, без крика и раздражения, тогда ваш ребёнок ничего не будет от вас скрывать.
Не заставляйте ребёнка доверять вам свои тайны: «Мы всё должны знать о тебе» - этим вы ничего не добьетесь.
Доверять вам будут, если вы будете не просто родителями, а друзьями, способными понять и сопереживать.
Будьте примером для ребёнка: ведь как вы сейчас относитесь к своим родителям, так и к вам будут относиться в старости.
Помните, что ребёнок – это гость в вашем доме, который со временем покинет родное гнездо..И надо воспитывать его так. Чтобы он никогда не забыл свою семью и тепло своего родного дома.
Чаще бывайте в колледже. Не забывайте слова известного педагога В.Сухомлинского: «Наиболее полноценное воспитание, как известно, школьно-семейное».
ПРИЛОЖЕНИЕ №9
12 способов, позволяющих найти общую точку зрения с родителями
Единственный способ одержать верх в споре – это уклониться от него.
Проявляйте уважение к мнению родителей студента. Никогда не говорите родителям, что они не правы.
Если вы не правы, признайте это быстро и решительно.
С самого начала придерживайтесь дружелюбного тона.
Заставьте родителя прежде всего ответить вам «да», т.е. начните свои рассуждения с вопроса, по которому нет разногласий.
Пусть большую часть времени говорят родители.
Пусть родитель считает, что данная мысль принадлежит ему.
Искренне старайтесь смотреть на вещи глазами родителей.
Относитесь сочувственно к мыслям и желаниям родителей.
Доверяйте родителям, обращайтесь к их лучшим качествам, взывайте к благородным мотивам.
Драматизируйте свои идеи, подавайте их эффективно.
Бросайте вызов, задевайте за живое.
Вам предстоит переубедить родителей, уже имеющих собственное мнение, или сообщить им что-то не очень приятное о поведении их ребенка. При этом вы вовсе не хотите обидеть их или тем более поссориться с ними. На этот случай есть такие 9 приемов:
Начинайте с похвалы и искреннего признания достоинств родителей.
Не говорите прямо об ошибках. Представьте родителям возможность «сохранить лицо» и одновременно дайте понять, чего вы от них ожидаете.
Прежде чем критиковать родителей, начните с собственных ошибок.
Вместо того, чтобы командовать, куда полезнее поинтересоваться: «Не могли бы вы сделать то-то?»
Дайте родителям возможность спасти свой престиж.
Хвалите родителей за малейшие успехи искренне и щедро.
Создайте родителям хорошую репутацию. Которую они будут стараться оправдать.
Покажите, что допущенную ошибку легко исправить.
Найдите способ сделать так, чтобы вашу просьбу выполнили с желанием.
ПРИЛОЖЕНИЕ №10
Учителю необходимо умение слушать родителей. Умение слушать состоит, по мнению психолога И.Д.Ладонова из таких слагаемых:
Уважайте говорящего, цените его желание сообщить вам нечто новое.
Установите с ним в начале беседы контакт, дав понять, что вы искренне готовы слушать.
Не прячьте глаз, смотрите на собеседника.
Не перебивайте. Наберитесь терпения и дайте человеку сказать, что он хочет.
Не торопитесь с выводами.
Старайтесь не подавлять собеседника авторитетом, информацией или длинными фразами. Иначе вы плохо поймете его, а он, в свою очередь, будет думать не о доходчивости своих аргументов, а о психологической защите.
Не давайте воли эмоциям. Когда почувствуете, что не контролируете их, представьте себя на месте родителя.
Не спешите возражать. Перебив человека, который не все сказал, вы пробуждаете у него досаду, и она не позволит ему согласиться с возражениями.
Не демонстрируйте всем своим видом пренебрежение к тому, что сказал или еще только скажет родитель. Так вы ни до чего не договоритесь.
Не будьте молчуном, время от времени подавайте сигналы, что у вас есть определенное отношение к сказанному.
Сдержанность – прекрасное качество, но и здесь нужна мера, иначе родитель может заподозрить, что вы к нему плохо относитесь.
Будьте раскованны, но не до такой степени, чтобы у говорящего пропала охота к общению.
Если вы устали, лучше извиниться и отложить разговор.
ПРИЛОЖЕНИЕ №11
Викторина «Семья – убежище души»
1. Какое выражение стало символом большой семьи?
а) трое в лодке; в) пятеро в ванной;
б) четверо за компьютером; г) семеро по лавкам.
2. Кого засылают в дом невесты?
а) разведчиков; в) сватов;
б) юристов; г) казачков.
3. Какое действие петуха во время девичьего гаданья предсказывает, что муж будет пьяницей?
а) пьет воду; в) клюет золотое кольцо;
б) клюет зерно;г) убегает.
4. Что из этого происходит раньше остального?
а) предложение; в) помолвка;
б) свадьба; г) регистрация.
5. Что должны делать молодожены на свадебной церемонии в соответствии с названием звучащего на ней произведения Мендельсона?
а) вальсировать; в) водить хоровод;
б) маршировать; г) танцевать брейк.
6. Какой математический термин часто использует супруг, говоря о своей жене?
а) половинка; в) осьмушка;
б) четвертинка; г) десятина.
7. В последнее воскресенье какого месяца в России отмечают День матери?
а) февраль; в) март;
б) сентябрь; г) ноябрь.
8. Какой образ жизни ведут неженатые мужчины?
а) разрывной; в) осколочный;
б) боевой; г) холостой.
9. Как называют мужчину, на протяжении всей жизни хранящего любовь к одной женщине?
а) однолюб; в) единоверец;
б) однокашник; г) единоличник.
10. Что из перечисленного может быть семейным?
а) предлог; в) союз;
б) междометие; г) местоимение.
МУДРЫЕ МЫСЛИ О СЕМЬЕ И СЕМЕЙНОМ ВОСПИТАНИИ
Родить детей – дело природы, но образовать и воспитать их в добродетели – дело ума и воли.
Св. Иоанн Златоуст
К родителям относись так, как ты желал бы, чтобы и твои собственные дети относились к тебе.
Сократ
Счастлив тот, кто счастлив у себя дома.
Л.Н.Толстой
Все счастливые семьи похожи друг на друга, каждая несчастная семья несчастлива по-своему.
Л.Н.Толстой
Счастливая семья – это долгий разговор, который всегда кажется слишком коротким.
Андре Моруа
Семья – это место, куда приходят отдыхать победные силы человека.
А.С.Макаренко

Цельность и единство семейного коллектива – необходимое условие хорошего воспитания.
А.С.Макаренко
Родительская любовь – самое великое чувство, которое вообще творит чудеса, которое творит новых людей, создает величайшие человеческие ценности.
А.С.Макаренко
По моему глубокому убеждению, педагогика должна стать наукой для всех – и для учителей, и для родителей.
В.А.Сухомлинский
Наиболее полноценное воспитание, как известно, школьно-семейное.
В.А.Сухомлинский
Семья – это та первичная среда, где человек должен учиться творить добро.
В.А.Сухомлинский
Там, где нет мудрости родительского воспитания, любовь матери и отца к детям уродует их.
В.А.Сухомлинский

Форма проведения: круглый стол
Цели и задачи:
воспитание отношения к семье как к базовой ценности общества;
формирование нравственного долга перед родителями;
воспитание чувства ответственности к планированию будущих семейных отношений;
развитие положительных эмоций, чувств, качеств, связанных с данной проблемой: альтруизма, эмпатии, сочувствия, тактичности;
развитие навыков коммуникативного общения.
Оснащение:
мультимедийная установка;
экран;
диски с записями
Оформление и музыкальное сопровождение:
книжная выставка «Семья – это семь я»
лозунг «Родительский дом – начало начал»
мелодии песен:
«Родительский дом» В. Шаинского,
«Погода в доме» М. Танича,
«Под крышей дома твоего» Ю.Антонова
Участники:
студенты 2 курса отделения «Лечебное дело»;
члены психологического кружка
План подготовки и проведения

п/п С о д е р ж а н и е О т в е т с т в е н
н ы й1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
Разработка сценария мероприятия.
Оформление книжной выставки
«Семья – это семь я».
Подбор литературы, высказываний по теме мероприятия.
Анкетирование студентов, обработка и анализ анкет, сочинений на тему «Моя будущая семья. Какой я её вижу».
Распределение ролей, проведение репетиций.
Художественное, техническое оформление.
Приглашение гостей, фотографирование. Батуро И.М.
Зав.библиотекой
Руков. психологич.
кружка
Ход мероприятия:
Вступительное слово:
Здравствуйте, дорогие друзья!
Сегодня мы собрались на необычное мероприятие. Это – круглый стол, тема которого «Родительский дом – начало начал».
Мы не случайно выбрали такую не совсем обычную форму общения – круг. Как вы думаете - почему?
Да, круг – это наиболее совершенная фигура, в кругу проще вести открытый разговор. Это еще и возможность некоторое время быть вместе. Круг – это гарантия вашей защищённости.
Почему мы так назвали нашу встречу?
Да потому, что сегодня мы будем говорить о том, что семья – это тот надежный уголок, куда каждый человек должен возвращаться с радостью. Семья начинается с любви и дружбы, с взаимопонимания.
Семья – это то, что мы делим на всех,
Всем понемножку: и слезы и смех,
Взлет и падение, радость, печаль,
Дружбу и ссоры, молчанья печать.
Семья – это то, что с тобою всегда.
Пусть мчатся секунды, недели, года,
Но стены родные, отчий твой дом, -
Сердце навеки останется в нем.
Ведущий:
Сегодня у нас в гостях:
Ведущий специалист отдела социальной политики, ответственный секретарь комиссии по делам несовершеннолетних Березнева Э.Г.
Сотрудник центральной библиотечной системы, преподаватель Воскресной школы при Чудо-Михайловском храме Афонина Н.М.
Звучит песня «Родительский дом – начало начал» в исполнении студентов,
на фоне музыки студентка читает стихотворение Э.Асадова:
Да, так уж устроено у людей,
Хотите вы этого, не хотите ли,
Но только родители любят детей
Чуть больше, чем дети родителей.
И всё же – не стоит детей корить,
Ведь им не всегда щебетать на ветках
Когда-то и им малышей растить,
Всё перечувствовать и пережить,
И побывать в «стариках» и «предках».
Преподаватель психологии:
Да, рано или поздно, в зрелом возрасте и не очень, с одобрения родителей или без него, люди создают семью.
Какой она будет: счастливой или не очень, шумной или нет, богатой или бедной – покажет время. Слова «отчий дом», «семья» входят в наше подсознание с первых дней жизни.
Семья – это великий дар. Когда-то Лев Толстой сказал: «Счастлив тот, кто счастлив у себя дома». Ответьте, пожалуйста на вопрос: Из чего складывается семейное счастье?
Студенты читают отрывки из сочинений
Каждому из нас нужно такое место, где не нужно притворяться, где тебя не обманут, где тебе спокойно и хорошо, где можно отдохнуть душой. Такое место – твоя семья, твой дом.
Звучит песня «Под крышей дома твоего» в исполнении студентов
Сценка: Как появилось слово «семья»?
Когда-то о нем не слыхала земля.
Но Еве сказал перед свадьбой Адам:
Сейчас я тебе семь вопросов задам:
Кто деток родит мне богиня моя?
И Ева тихонько ответила: «Я».
Кто платье сошьет, постирает бельё,
Меня приласкает, украсит жильё?
Ответь на вопрос, подруга моя..?«Я, я», - Ева молвила –« Я».
Сказала она знаменитых семь «Я»
И так на земле появилась семья.
Ведущий:
В народных пословицах и поговорках хорошо сказано о том, что не так-то просто поддерживать семейный очаг, семейное тепло. Я сейчас буду говорить начало пословиц, а вы должны их закончить.
Обращаясь к аудитории:
В гостях хорошо, а дома лучше.
Без хозяина дом сирота.
Дом невелик, да лежать не велит.
Дом построить – не шапку на голову надеть.
Домой придешь – хлеб, соль найдешь.
Домом жить – обо всем тужить.
Не красна изба углами, красна пирогами.
Вся семья вместе, так и душа на месте.
Родительская любовь лучше каменных стен.
В своей семье какой расчет
Русский человек без семьи не живет.
В семье разлад, так и дому не рад.
Семья без детей, что цветок без запаха.
Согласную семью и горе не берет.
Не нужен клад, когда в семье лад.
Ведущий:
А теперь немного статистики (студентам приводится следующая статистика):
В течение 10 лет психологи проводили изучение трех тысяч семей и образа жизни молодых мужчин и незамужних женщин. В результате исследования они пришли к довольно неутешительному выводу: каждая пятая семья распадается. Но самым неутешительным выводом в этом исследовании является то, что холостые мужчины и незамужние женщины умирают в 15 раз чаще, чем люди в таком же возрасте, живущие в семье.
А как же обстоят дела у нас в Новозыбкове?
В 2006 году на каждые две новые семьи приходится 1 развод.
Звучит песня «Погода в доме» в исполнении студентов
Ведущий:
К сожалению, ещё много семей, в которых постоянно царит «непогода» и, говоря языком песни, с «помощью зонта» улучшить ситуацию не удаётся.
Преподаватель психологии проводит интервью:
Что является причиной непогоды в доме?
Что может нарушить семейное счастье?
Что является самым важным для семейного счастья?
Дети в несчастливых семьях лишены родительской любви, взаимопонимания, но еще сложнее приходится детям, вообще не имеющим семьи.
А ведь именно в годы детства каждый человек требует участия и ласки..Если ребёнок вырастет в обстановке бессердечности, он станет равнодушным к добру и красоте.
Видеоряд «Брошенные дети»
Ведущий:
Слово предоставляется ведущему специалисту отдела социальной политики Березневой Э.Г.
Ведущий:
Опыт человечества, отраженный в христианской нравственности, гласит: «Почитай отца своего и мать», - это первая заповедь с обетованием (т.е. обещанием) «Да будет тебе благо и будет долголетие на земле».
В послании апостола Павла ефесянам сказано «почитай», не сказано «люби». Чувствуете разницу? Речь идет о долге перед родителями. Любить можно и безотчетно, долг же требует осмысления и душевной работы. Искра тепла к старшим и уважение к ним должны быть всегда сохранены. Это и будет примером нравственного долга.
Слово предоставляется преподавателю воскресной школы Афониной Н.М.

Чтец:
На Руси это издавна чтимо,
Это в нашей, наверно, крови:
Чтобы женщина шла за мужчиной
В испытаньях, в скитаньях, в любви.
Чтоб, его признавая начало,
Все тревоги в себе затая,
Всё же исповедь вспоминалась:
Мы не просто вдвоем. Мы - семья.
Чтобы мудрость в себе находила,
Распрямясь пред сыновним лицом,
Повторить с материнской силой:
«Посоветуйся сын, с отцом!»
Чтоб все страхи снося в одиночку,
Говорила, измаясь вконец:
«Обними-ка отца, слышишь, дочка,
Что-то нынче устал наш отец…»
И глядела бы с явной отрадой,
Как теплеет любимого взгляд,
Когда сядут за стол они рядом,
Как сегодня, к примеру сидят…
Мы едины любовью и верой,
Мы едины землей и трудом.
И распахнуты дружеству двери
В наш добротный устойчивый дом.
Заключительное слово:
Вот и подошла к концу наша встреча.
Я прошу вас высказать мнение о сегодняшней встрече: что понравилось, что не понравилось, что больше всего запомнилось?
Я, в свою очередь хочу выразить вам благодарность за участие, за вашу активность. Надеюсь, что сегодняшняя встреча будет иметь продолжение. Очень хочется, чтобы ваш дом был радостным и уютным.
Семья – это труд, друг о друге забота,
Семья – это много домашней работы.
Семья – это важно! Семья – это сложно!
Но счастливо жить одному невозможно!
Как бы ни сложились наши судьбы, куда бы мы ни оказались, родительский дом всегда останется началом начал.
В проведении нашего сегодняшнего мероприятия принимали участие студенты 2 курса отделения «Лечебное дело».
Исполняется песня «Родительский дом – начало начал» всеми участниками